|
1. Рынок совершенной конкуренции представляет собой:
- однородность продукции, малые размеры и многочисленность субъектов рынка, отсутствие барьеров и совершенная информация. Типичен для малых фирм.
2.Рынок несовершенной конкуренции: Монополии, олигополии -господство на рынке одного производителя.
2. Условия совершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции представляет собой:
однородность продукции, малые размеры и многочисленность субъектов рынка, отсутствие барьеров и совершенная информация.
Однородность прод.- это условие, при котором разница в цене единственная причина, по которой покупатель предпочитает одного продавца перед другим.
Малые размеры и многочисленность субъектов рынка –это означает большое кол-во мелких продавцов, которые не влияют на совокупный размер спроса и предложения.
Не могут влиять на цены, в случае если они все не объединяются для согласованного действия на рынке однородной продукции.
Отсутствие барьеров – значит свободно входить и выходить на рынок. Мобильно перемещаться из одного вида деятельности в другой, более выгодный.
Совершенная информация -это информация о ценах технологии и вероятной прибыли доступна для всех. При ней не существует коммерческих тайн.
Критерий соверш. конкуренции - наличие постоянного спроса на продукцию фирмы, который определяет закономерность получения дохода. Есть три вида дохода.
4. Общий доход – вся выручка
5. Средний доход – выручка в расчете на единицу реализ. продукции (общ.д./на кол-во)
6. Предельный доход – доход от дополнительно проданной продукции.
Валовый доход равен предельному доходу, который в свою очередь равен рыночной цене продукта, продаваемого конкурентной фирмой. Отсюда следует, чем выше цена, тем выше валовый доход.
3. Особенности рынка совершенной конкуренции
Спрос и предложение это два фактора которые определяют и формируют рынок, устанавливают цены на товары и услуги, определяя кривые издержек и доходов фирм. Основа рынка – степень развития конкурентных отношений. Конкуренция принуждает учитывать интересы потребителя и общества в целом.
Она отбирает только то что нужно потребителю. С ее помощью рыночная экономика решается вопрос что нужно, как сделать и для кого производить. Совершенная конкуренция присуща малому бизнесу т.к. им присуща одинаковость предлагаемого товара, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену.
4. Критерий целесообразности производства фирмы совершенной конкуренции в краткосрочный период.
Критерий – наличие неотрицательной экономической прибыли (π ≥ 0) Цель фирмы максимизация прибыли. Прибыль= разнице между совокупным доходом TR и совокупными издержками ТС за период продаж π = TR - ТС = PQ – TC
Q – объем производства – это главное, Р –цена – что составляет постоянную величину и не изменяется. Это условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять . Издержки же зависят во многом от объема производства. Т.е. в условиях совер.конкуренции основой является оптимальный объем производства.
При неблагоприятных условиях - исчезает прибыль. Принимается решение о прекращении деятельности, но только тогда когда убытки от производства начинают превышать величину постоянных издержек.
5. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочный период.
В этом периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов. Т.е. предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде или получение 0 прибыли. Характерно для нее механизм саморегуляции т. е. Отрасль гибко реагирует на изменение спроса и привлекает такой объем ресурсов который необходим для увеличения или уменьшения объема предложений настолько насколько необходимо компенсировать изменение спроса. И таким образом обеспечивает долгосрочную безубыточность фирмы.
6. Проблема ликвидации и банкротства Российских пр-й в конкурентной среде.
Основная проблема – нет нормальной правовой базы для этой процедуры, и этот факт является хорошим прикрытием для финансовых махинаций, таких как создание фиктивных долгов по которым пойдут выплаты от реализации имущества банкрота.
Банкротство по сути своей – это нарушение прав кредитора, и долгосрочные убытки фирмы. Основное противоречие в Рф –это необходимость внедрения института банкротства и опасностью его широкого применения. В РФ устанавливают процедуру банкротства в виде смены собственника, а не закрытия пр-я. Регулирует этот процесс Закон о несостоятельности и банкротстве. Сегодня есть такие пр-я , которыми управляют внешние управляющие уже более 10 лет, т.е между процедурой банкротства и закрытием предприятия лежит чуть ли не вечность.
7.Характеристика спроса, общего и предельного дохода для фирмы – совершенного конкурента.
Спрос – это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющего на рынке товара. Закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции. Ценовой фактор –0снова, но он не единственный существую такие, как: Доходы потребителей (I) ; Цены на другие товары (Ра…. Рn ) (взаимозаменяемые);
Вкусы покупателей (Т); общее число покупателей (N); ожидания покупателей, включая инфляционные (W); прочие факторы. Общая функция спроса выглядит так:
Qd = f ( P, I, Pa …..Pn, T, N, W, B).
Рынок – это взаимодействие продавца и покупателя. Предложение аналогично спросу определяет желание продавца и его способность поставлять на рынок необходимого товара.
Между ценой и предложением существует прямая зависимость; она называется законом предложения.
При совершенном конкуренте (однородности продукции) покупатель всегда предпочтет купить продукцию по более дешевой цене. Это является единственной причиной при выборе товара, услуги.
7. Правило максимизации прибыли и выбор объема производства для фирмы совершенного конкурента.
Цель фирмы – максимизация прибыли. Прибыль= разнице между совокупным доходом TR и совокупными издержками ТС за период продаж π = TR - ТС = PQ – TC
Q – объем производства – это главное, Р –цена – что составляет постоянную величину и не изменяется. Это условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять . Издержки же зависят во многом от объема производства. Т.е. в условиях совер.конкуренции основой является оптимальный объем производства. Если говорить о долгосрочном периоде то критерием максимилизации и целесообразности производства будет наличие неотрицательной экономической прибыли. (π ≥ 0) Иначе быть не может т.к. никто не будет на перспективу омертвлять деньги в деле, приносящие одни убытки или малую прибыль.
8. Ограничения действия правила оптимизации MR = MC
Максимиз. Прибыли и минимизация убытков, прекращение пр-ва – это первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Второй – точное установление того объема пр-ва, котрый максимизирует прибыль или минимизирует убытки. Для определения размера производства является сравнение предельного дохода MR и предельных издержек MC. Увеличение выпуска продукции повышает прибыль в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы превышает издержки, т.е. MR > MC. MR < MC – это когда издержки превышают доходы дополнительной единицы продукции. Когда MR = MC – это когда максимилизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства соответствующим точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Это правило совершенно только в условиях совершенной конкуренции.
MC
P
MR = P
A B C D E F Q
9. Равновесие фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период.
Предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравниваются при цене равновесия.
Кривая спроса для всей отрасли
P S=S MC имеет нормальный вид понижаю
щейся кривой. Точка равновесия
устойчивая. Отраслевая кривая
предложения S является суммой
кривых всех фирм, действующих
P0 D в отрасли. Фирмы представляют
собой совокупность точек, макси
Q0 Q мизирующих прибыль при разных
уровнях цен. Таким свойством обладает кривая предельных издержек ( MC=S ). Следоваельно, компании не заинтересованны в отклонении от точки равновесия потому, что любая точка, не лежащая на кривой MC, не удовлетворяет правилу MR=MC, след-но не даёт возможности получить макс. прибыль.
10. Хар-тика общего дохода, общих издержек и прибыли фирмы совершенного конкурента.
В условиях совершенной конкур. Предельный доход равен цене товара. По этому правило MR = MC может быть вид в иной форме РR = МС или Р = МС. То есть максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствущем точке равенства предельных издержек
Р MC
ATC
O
P=MR
а) AVC
Qmin Qo Q На рис. MR =МС применено к выбору оптимального объема производстава для всех трех важных рыночых ситуаций.
P MC
ATC
0 AVC
б)
K P=MR
Qk Qo Q min Q
P MC
ATC AVC
в)
P= MR
o
Qo Q На рис. а) оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли; б) минимизации убытков; в) прекращения производства.
Данные варианты просчитываются только при неизменности цены на продукцию.
15. Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы.
В данном случае фирма продает продукцию в случае изменения цены на нее. Предположим цена снижается с уровня Р5 до уровня Ро
Р MC=S ATC
AVC
Р5 5
Р4 4
Р3 3
2
Р2
Р1 1
0
Q1 Q2Q3Q4Q5 Q
При цене Р5 пр-е будет максимизироватьприбыл и производить Q5 един. Продукции, в точке Р4 – 0 экономическая прибыль при Q4 единиц, при цене Р3 пред-е будет минимизировать убытки и производить Q3 ед.продукции, при цене Р2 пред-е прекращает свою деятельность либо попадает в точку безразличия, если цена ниже Р2 (например Р ) выпуск продук. Будет точно остановлен.
Интересы пред-я тогда когда предельные издержки будут равны цене (МС =Р) т.е. кривая предельных издержек в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения для этого периода.Пред-е выпускает продукцию при условии когда рын.цена превышает мин.средние издержки (P>AVCmin).Т.е. кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек только при МС>AVCmin, при более низкой цене ( P<AVCmin). Кривая предложения разрывается и сливается с осью цен (ОР).
(красные цифры и буквы сверху –идут по линии предложений).
16.Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочный период.
Равновесие фирмы в долгосроч. периоде удовлетворяет три условия:
- выполняет условия краткосрочного равновесия, т е краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене (Р = MR = MC)
- каждая фирма удовлетворяется своими производственными мощностями (краткосрочные средние совокупные издержки = наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам ATCmin= LATC min)
- фирма получает нулевую экономическую прибыль, т е , сверх прибыль не образуется, а потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (Р = ATCmin)
Все три условия долгосроч.равновесия имеют следующий вид:
Р = MR = MC = ATCmin = LATC min.
17 Кривая предложения отрасли в краткосрочный и долгосрочный период в условиях совершен.конкуренции.
Долгосроч.кривая = соединение всех точек возможного долг равновесия, которая образует линию предлож.конкурентной отрасли ( S1)
P
ATC1 ATC1 ATC3
ATC3 SL
ATC2 P3 ATC2
P1 SL P2
P1
A) Q1 Q2 Q3 Q Б ) Q1 Q2 Q3 Q
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.