Рефераты. Микроэкономика







39. Характерные черты чистой монополии

Монополизм- состояние экономики, позволяющее отдельным хозяйствующим субъектам навязывать собственные интересы обществу и другим хозяйственным субъектам и игнорировать интересы последних.

Проблнма монополий -  мы видим, что монополии склонны огра­ничивать свой выпуск товаров уровнями ниже крнкурентных фирм. Такого рода использование монопольной власти обеспечи­вает соответствующим фирмам получение прибыли выше нор­мального уровня. Однако власть монополий, создавая разницу между величиной предельных издержек производства продукции и ценностью ее дополнительной единицы для потреби­теля,приводит к потерям для общества. Монополии создают 

 рынки несовершенной конкуренции.

Предпосылками являются: большая доля рынка у отдельных производителей; наличие барьеров проникновения в отрасль; неоднородность продуктов; несовершенсто (неадекватность) рыночной информации. Все это способствует отклонению от равновесия точки равенства спроса и предложения.Так, монополист или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов. С проблемами связанными с монополизацией рынка занимается Антитрестовая политика.-представляющая собой попопытку защить и усилить рынок конкуренции, создавая новые предприяти  либо защищая их.

 


 Уникальность                                     Единственая фирма-

   продукции                                            - гигант


 


                                  Монополия  


 Непреодалимые

                                                                    Полная   

     барьеры                                               информация


Это черты монополии.















40. Характернстика барьеров вхождения в монопольную отрасль.


Монополизм- состояние экономики, позволяющее отдельным хозяйствующим субъектам навязывать собственные интересы обществу и другим хозяйственным субъектам и игнорировать интересы последних. Это преимущество монополий, однако появись в отрасли еще один производитель-конкурент и преиму­щества тут же бы испарились и ему пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к учету потребностей и даже капризов последнего. Мы совсем недавно испытали крах государственного монополизма – и например, черствый хлеб, который был тогда в булочных мгновенно стал редкостью –появились независимые конкуренты. Именно поэтому монополистиче­ская структура рынка, где она существует, защищена системой непреодплимых  барьеров на пути вторжения в отрасль.

Основные барьеры – преимущества крупного производства (вплоть до естественных монополий); -легальные барьеры (вла­дения источниками сырья, землей, правами на науч,-технические достижения, санкционированные государством исключительные права.); - нечестная конкуренция.

1.        Преимущество крупного производства – это крупные пре­имущества в издержках производства, отсюда большая при­быль. И когда единственный приозводитель обслуживает рынок более эффективно, чем несколько конкурирующих фирм (экономический барьер);

2.        Легальные барьеры- правовые, часто играющие основную роль, самым распространенным является  - права собствен­ности (например источник сырья) ; патенты, дающие право на производство продукции; ноу-хау –специальные знания, которые также оберегают монополию;- государственное предоставление исключительных прав на производство или продажу определенной продукцией (часто – это для нацио­нальной безопасности –оружие, наркот.средств для фармо­кологии, алкоголя и т.д.).

3.        Нечестная конкуренция – так это лишение доступв ксырью других фирм, демпинг-продажа ниже себестоимости,  рек­лама т.к. у монополистов есть возможность иметь большой рекламный бюджет.






































41. Характеристика спроса, общего дохода и предельного дохода фирмы монополиста.

                Р              

                                        Om

               Pm                      

                Pd                            D 

                                                               MC

                Po                                    0           ATC

                                   

                                    M       K                 D

                                             MR   

                                     Qm   Qo     Qo     Q

Рисунок отражает одновременно процесс выбора и оптимального объема производства в монопольной отрасли. Qm-уровень объема, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (MC= MR), а проек­ция той же точки на кривую спроса (Om) задаст и равновесную цену Pm. Сама же точка Om не только отражает колличественный и ценовой оптимум для фирмы, но и становится точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

2-я особенность – неэластичный спрос и, соответственно, большая крутизна его кривой D. Неэласт.спроса объясняется его уникальностью и незаменимастью, отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместится спрос.

При монополии степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. Критерием несов.конкур.является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы. Экономический смысл – большие объемы продукции можно реализовать, только снижая цены ли подругому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли. Зависимость между объе­мами выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это ры­нок несоверш.конкуренции, где присутствуют монополии


        P                                         TR

                                                     B 

        P3                                       

        P2    C                                  C                               

a )                   B       D           б)                                            TR

        P1                                         A

                               A

           

                  Q3      Q2    Q1         Q                 Р1   Р2          Р3    Р

а) Условия совершенной конкуренции, когда объем выпуска продукции фиры не влияет на уровень цен, то в условиях несо­верш.конкур.такое влияние существует. Наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на зна­чимость фирмы.

б) монополист при постоянном завышении цен в конце концов может работать лишь себе в убыток: неумеренное завышение цен сокращает доходы. С коммерческой точки зрения начало сокращения валового дохода является абсолютной границей повышения цен монополистом.


42. Равновесие фирмы монополиста. Условия максимизации прибыли.

                Р              

                                        Om

               Pm                      

                Pd                            D 

                                                               MC

                Po                                    0           ATC

                                   

                                    M       K                 D

                                             MR   

                                     Qm   Qo     Qo     Q

Рисунок отражает одновременно процесс выбора и оптимального объема производства в монопольной отрасли. Qm-уровень объема, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (MC= MR), а проек­ция той же точки на кривую спроса (Om) задаст и равновесную цену Pm. Сама же точка Om не только отражает колличественный и ценовой оптимум для фирмы, но и становится точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

2-я особенность – неэластичный спрос и, соответственно, большая крутизна его кривой D. Неэласт.спроса объясняется его уникальностью и незаменимастью, отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместится спрос.

При монополии степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. В третьих, высокая степень несовершенства рынка, проявляется в том, что реализуются тут типичные последствия несовершенной конкуренции.

1.        Сильное недопроизводство товаров, по сравнению с конкурентным уровнем (Qm<< Qo);

2.        Значительное завышение цен, которая сложилась бы при совершенной конкуренции (Pm >> Po);

3.        Тенденция к постоянному получению экономической прибыли (Pm – ATCm > 0). График относится к краткосрочному периоду.

Появление прибыли  (п.3) может быть преходящим явлением. Появление новых фирм разрушает в отрасли экон. прибыль в долгосрочном периоде.Периодически пропадает прибыль и у олигополистов, особенно когда между ними нпчинаются конкурентные войны.

При монополии, в силу неопредолимости барьеров (билет№40) для входа в отрасль, здесь помимо воли монополиста не создаются новые производственные мощности, т е краткосрочный период никогда не сменяется долгосрочным, если только это не обещает приносить прибыль монополисту. Поэтому однажды возникнув, прибыль присваиваится монополистом на постоянной основе.




























43. Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и длгосрочный период.

 P                     MC              (рис 2 a,b)     P                       MC                  

           Q1 Q2                                                        Q1 Q2               ATC

                                ATC                                                         

            0                                                                0        

                                                                                                 D            

                         D                                                                             

 


           Q1  Q2         Q                                         Q1   Q2           Q

На графике обращает на себя внимание кривая спроса D. Она удовлетворяет критерию несоверш.конкуренции – спрос не является обсалютно эластичным, т е кривая паралельна оси обсцисс, а имеет отрицательный наклон. Причина-дифференциация продукта и благодаря ей на своем сигменте рынка она – монополист. Отсюда и кривая спроса приобретает отрицательный наклон: рост объема выпуска достичается за счет снижения цен. (а)-максимизация своей прибыли).

Во вторых виден механизм определения фирмой оптимального размера выпуска. Т.е фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу.Это правило MC = MR. – фирма наращивает производ­ство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с вы­пуском дополнительной един.продукции, не начинает превышать выручку от ее реализац. Рис.  а.) - Точка пересеченя МС и MR задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Ро она максимизирует прибыль  или минимизирует свои убытки Рис. b. Из графика видно, что Q1 меньше Q2, т. е.- таже самая цена Ро и те же предельный затраты фирмы сложились бы на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2. Вывод – в краткосрочном периоде заметны родовые черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции.

Р

                                                                                                                                                                D1                                          

 




                    

 P1                                               0                         ATC  


  Pc                                                                            D2

                                                                              

                                                                           D3





                                             Q1         Qc                     Q            Отчетливо специфика монопол-й. конкуренции проявляется в долгосрочном периоде. Примем, что кривая затрат не меняется, фирма получает экономическую прибыль. (линия D1) лежит выше минимального уровня  АТС. При такой ситуации чистая монополия имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, т к господствуящая фирма не допустила бына рынок новых производителей. При монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Новые фирма начнут производить товары, близкие к продукции рассматриваемой фирмы. Кривая спроса тогда фирмы сторожилы снизится, так как часть клиентов отойдут. Это буде продолжаться пока не исчезнит прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат D3 Финал таким же будет если фирма в начальный период несла убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и кривая спроса для той же фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.









44. Социально-экономические последствия монополии.


Монополизм- состояние экономики, позволяющее отдельным хозяйствующим субъектам навязывать собственные интересы обществу и другим хозяйственным субъектам и игнорировать интересы последних.

Проблема монополий -  мы видим, что монополии склонны огра­ничивать свой выпуск товаров уровнями ниже крнкурентных фирм. Такого рода использование монопольной власти обеспечи­вает соответствующим фирмам получение прибыли выше нор­мального уровня. Однако власть монополий, создавая разницу между величиной предельных издержек производства продукции и ценностью ее дополнительной единицы для потреби­теля,приводит к потерям для общества. Монополии создают 

 рынки несовершенной конкуренции.

                Р              

                                        Om

               Pm                       

                Pd                            D 

                                                               MC

                Po                                    0           ATC

                                   

                                    M       K                 D

                                             MR   

                                     Qm   Qo     Qo     Q

При монополии степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. Высокая степень несовершенства рынка, проявляется в том, что реализуются тут типичные последствия несовершенной конкуренции.

4.        Сильное недопроизводство товаров, по сравнению с конкурентным уровнем (Qm<< Qo);

5.        Значительное завышение цен, которая сложилась бы при совершенной конкуренции (Pm >> Po); Ценовая дискриминация.

6.        Тенденция к постоянному получению экономической прибыли (Pm – ATCm > 0). График относится к краткосрочному периоду.

Появление прибыли  (п.3) может быть преходящим явлением. Появление новых фирм разрушает в отрасли экон. прибыль в долгосрочном периоде.Периодически пропадает прибыль и у олигополистов, особенно когда между ними нпчинаются конкурентные войны.

При монополии, в силу неопредолимости барьеров (билет№40) для входа в отрасль, здесь помимо воли монополиста не создаются новые производственные мощности, т е краткосрочный период никогда не сменяется долгосрочным, если только это не обещает приносить прибыль монополисту. Поэтому однажды возникнув, прибыль присваиваится монополистом на постоянной основе. Монополизм- состояние экономики, позво­ляющее отдельным хозяйствующим субъектам навязывать собст­венные интересы обществу и другим хозяйственным субъектам и игнорировать интересы последних.


























45. Характеристика простой монополии и монополии, проводящей ценовую дискриминацию.


Монополия- состояние экономики, позволяющее отдельным хозяйствующим субъектам навязывать собственные интересы обществу и другим хозяйственным субъектам и игнорировать интересы последних. Это также большая доля рынка у отдельных производителей.

 


 Уникальность                                     Единственая фирма-

   продукции                                            - гигант


 


                                  Монополия  


 Непреодалимые

                                                                    Полная   

     барьеры                                               информация


Это черты монополии.

Способ смягчения недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая дискримиеация

                Р              

                                        Om

               Pm                      

                Pd                            D 

                                                               MC

                Po                                    0           ATC

                                    

                                    M       K                 D

                                             MR   

                                     Qm   Qo     Qo     Q

Треугольник Om ОМ-называется мертвым грузом, т.к. он представляет собой объем производства, пропавшего как для потребителей,…. Так и для монополиста. Кривая предельнфх издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D, т.е. для каждой дополнительной единицы продукции, в интервале от Qm до Qo, в принципе нашелся бы потребитель, готовый заплатить больше, чем составляют издержки ее производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.