Рефераты. Маркетинговые исследования рынка средств для похудения






Маркетинговые исследования рынка средств для похудения

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра УЭЗд

Заведующий кафедрой

Спичак И. В.




 

Курсовая работа по медицинскому и фармацевтическому товароведению на тему:

«Маркетинговые исследования рынка средств для похудения»

по специальности 060108 – Фармация

 



Выполнила:

Студентка 5 курса

гр. 200453ФЗ

Фанина И. А.

Преподаватель Вареных Г. В.





БЕЛГОРОД 2008

Содержание работы


Введение……………………………………………………………..……….…...3

ГЛАВА I Основные сведения…………………………………..……………….6

1.1.                                  Классификация средств для похудения……………………………6

1.2.                                  Характеристика основных средств для похудения представленных на Российском рынке…………………...……………………..8

ГЛАВА II Маркетинговые исследования с углубленным товароведческим анализом препарата Ксеникал…………………….…………………………….20

2. 1. Общая характеристика препарата……………………….………………..20

2. 2. Ситуационный анализ…………………………………..……………..….20

2.2.1. Продукт ………………………………………………..………………....22

2.2.2. Производитель………………………………………….……………..….24

2.2.3. Цена………………………………………………………………………...34

2.2.4. Потребитель……………………………………………….……………....35

2.2.5. Продвижение………………………………………………………….….37

Заключение…………………………………………………………………..…..40

Список литературы…………………………………………..………………....42

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время проблема избыточного веса особенно актуальна и стоит очень остро во всем мире. Всемирная ассоциация здравоохранения (ВОЗ) назвала ожирение эпидемией XXI в. В большинстве стран Западной Европы от 9% до 20% взрослого населения страдают от ожирения, и еще более четверти имеют избыточную массу тела; в США — 25% и 50% соответственно. По данным Минздрава РФ, свыше 60% взрослого населения страны страдает от избыточного веса, а около 25% из них имеют все признаки клинической формы ожирения.

В последние годы в большинстве стран мира отмечается значительный рост распространенности ожирения, как среди взрослого, так и детского населения. Во многих экономически развитых странах за последнее десятилетие распространенность ожирения увеличилась вдвое. По прогнозам экспертов ВОЗ, при сохранении существующих темпов роста заболеваемости к 2025 г. в мире будет насчитываться более 300 млн. страдающих ожирением.

Ожирение можно определить как избыточное накопление жира в организме, представляющее опасность для здоровья. По статистике, приводимой страховыми компаниями США, от сахарного диабета тучные люди умирают в 4 раза чаще, чем те, кто имеет нормальную массу тела, от ишемической болезни сердца — в 2 раза чаще, от желчекаменной болезни — в 2—2,8 раза, а от цирроза печени — в 1,5—2 раза. Продолжительность жизни тучных людей сокращается на 5—10 лет.

Однако, несмотря на такую ситуацию, среди населения России отсутствует отношение к ожирению не только как к серьезному заболеванию, но и как к патологии вообще. Низкая информационная культура населения, а также порой недостаток внимания врачей к данной проблеме привели к тому, что в последнее время в России широкое распространение получили различные средства для похудения, основная часть которых естественно являются БАДами.

В августе 2007 г. компанией «Infowave» было проведено исследование рынка средств для похудения. Цель исследования состояла в том, чтобы описать ситуацию, сложившуюся на данном рынке, определить основные каналы распространения этих препаратов, а также дать краткую характеристику наиболее распространенных средств.

Основные причины, подтолкнувшие к этому исследованию, были таковы. Сегодня на рынке присутствует множество средств, предназначенных для снижения веса. Не все из них отвечают своим рекламным обещаниям. Была поставлена задача выявить наиболее популярные (представленные в местах продажи) препараты, провести сравнительный анализ цен на препараты в различных местах продажи, оценить затраты на приобретение того или иного препарата в сочетании со сроком его действия, а также кратко описать наиболее популярные средства.

Методика исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследования был проведен сбор и анализ вторичной информации, а именно:

·                     анализ статей, посвященных БАД (биологически активным добавкам), в сети Internet;

·                     анализ ассортимента Web-аптек;

·                     частичный анализ сайтов фирм-производителей БАД для похудения;

·                     анализ содержания форумов, посвященных проблемам похудения;

·                     анализ содержания web-страниц, посвященных конкретным препаратам для похудения;

·                     анализ содержания телефонных справочников.

В результате проведения этого этапа были получены: перечень существующих препаратов для похудения с их характеристикой, данные по эффективности применения отдельных препаратов,

На втором этапе исследования был проведен телефонный опрос аптек. Выборка для опроса была сформирована следующим образом. По результатам анализа содержимого различных телефонных справочников было выявлено около 630 аптек. Размер выборки составил 83 аптеки; применялась квотная выборка, аптеки каждой группы были включены в выборку в соответствии с долей данной группы в объеме генеральной совокупности. Квотная выборка в данном случае была использована вследствие предположения, что как ассортимент, так и уровень цен аптек, принадлежащих к разным сетям, могут значительно различаться между собой. Доверительная вероятность составила 95%, величина ошибки выборки ±10%.

ГЛАВА I Основные сведения

 

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ


Бoльшая часть препаратов для похудения (рис. 1) относится к биологически активным добавкам (БАД). БАД представляют собой концентраты биоактивных веществ, получаемых или из натуральных продуктов, или синтезируемых химическими и биотехнологическими способами (определение специалистов Института питания РАМН). Все БАД (самые известные из них витамины), содержатся в различных продуктах, но в количествах, недостаточных для организма.


Рисунок 1


Классификация препаратов для похудения

Все БАД делятся на две большие группы.

Первая группа БАД — нутрицевтики. Их название происходит от латинского слова nutricium, обозначающего питание. Нутрицевтики обычно приравнивают к еде, так как они содержат в себе минимум лекарственных компонентов, их можно принимать самостоятельно, не опасаясь, что они нанесут вред здоровью. Суть применения нутрицевтиков для снижения массы тела заключается в том, что этими препаратами (низкокалорийными, но содержащими все необходимые организму витамины и элементы) заменяют один или несколько приемов пищи в день, снижая, таким образом, общую калорийность рациона. К нутрицевтикам относятся все заменители пищи.

·                     Заменители пищи — как правило, применяются для облегчения проведения низкокалорийных диет. Эти препараты содержат некоторое количество разбухающей клетчатки и вещества, снижающие аппетит, а также взвесь аминокислот, белков и витаминов, имитирующих нормальную полноценную пищу. Эти препараты лишь слегка корректируют фигуру; при этом обращаться с ними нужно очень осторожно — если их заедать обычной пищей, можно не похудеть, а поправиться.

Вторая группа БАД — парафармацевтики. По своим свойствам парафармацевтики ближе к лекарственным препаратам, их можно использовать как вспомогательные терапевтические средства при различных заболеваниях. Они обладают достаточно сильным лечебным действием, и принимать такие препараты следует по рекомендации и под наблюдением врача. К парафармацевтикам относятся регуляторы чувства голода (аноректики), сжигатели жира, очищающие и балластные вещества.

·                     Аноректики — препараты, подавляющие аппетит. Основное предназначение аноректиков заключается в том, что они, притупляя чувство голода, помогают выдержать необходимую диету, но избавить от накопленного жира без физических нагрузок не в состоянии. В настоящее время наиболее известными аноректическими препаратами, представленными на российском рынке, являются «Меридиа» (Knoll AG BASF Pharma, Германия) и «Стройность Мерцаны» (ООО «Курортмедсервис», Россия). Следует отметить, что все аноректики должны приниматься только под наблюдением врача.

·                     Балластные вещества — способны разбухать в желудке, создавая таким образом иллюзию насыщения и уменьшая количество пищи, съедаемой человеком. К балластным веществам можно отнести микрокристаллическую целлюлозу («Анкир-Б», выпускаемый ООО «Эвалар» и МКЦ-229 фирмы «Лавка жизни») и препараты серии «Нутрикон» («Арго»), основой которых являются отруби.

·                     Очищающие средства — мочегонные и слабительные. Мочегонные компоненты входят практически в любой комплексный препарат для похудения, в том числе и в широко известную «СуперСистему 6». Как правило, к данной группе препаратов относятся почти все чаи для похудения — «Канкура («Cancura Interna», Китай), «Летящая ласточка» («Синвей», Китай), «Red Slim Tea», «Похудей!» («Еланда», Польша) и другие.

·                     Сжигатели жира. Данную группу препаратов для похудения можно разделить на две подгруппы в зависимости от их действия. Первая подгруппа расщепляет жиры, поступающие в организм вместе с пищей, не давая им откладываться. Наиболее известными представителями этой группы препаратов являются препараты типа «Хитозана» (в состав которых входит хитин, получаемый из панцирей ракообразных). Препараты второй подгруппы — это сжигатели, или расщепители жира, уже имеющегося в организме. Чаще всего такие препараты производятся на основе бромелайна — фермента, выделяемого из ананаса, а также на основе травы гуараны южноамериканской.

·                     Препараты для наружного применения, к ним относятся различные пластыри, мыло для похудения, антицеллюлитные гели и кремы, массажеры, а также различные термопрепараты, которые наносятся на определенные участки тела и способствуют расщеплению жиров при условии активных занятий спортом.


1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ


Различные средства для похудения представлены на рынке России достаточно хорошо — они имеются в 92,8% обычных аптек и во всех web-аптеках. При этом средства для похудения есть в продаже в 87,0% городских аптек, в 89,2% независимых аптек и во всех сетевых аптеках (табл. 1).

Таблица 1. Наличие средств для похудения в аптеках



В подавляющем большинстве аптек в наличии имеются от 1 до 3 препаратов для похудения (исключение составляют лишь web-аптеки, в большей части которых в продаже имеется более 6 препаратов).

Следует отметить, что подавляющее большинство препаратов (54%) относятся к группе редких (то есть их можно обнаружить менее чем в 3% от общего количества мест продажи). В этой группе преобладают препараты в среднем ценовом диапазоне (они составляют 24%), однако доля дорогих и дешевых препаратов также достаточно велика (табл. 2, рис. 1). На втором месте по размеру находится группа так называемых «обычных» препаратов, встречающихся в 3—8% аптек. В этой группе преобладают дешевые препараты (их доля составляет 17%), в то время как доля дорогих препаратов ничтожно мала (всего 3%). В группе наиболее популярных препаратов (встречающихся более чем в 8% аптек) препараты всех ценовых диапазонов представлены более или менее равномерно (от 6 до 4%); однако если препараты стоимостью до 10 рублей в день попали в эту группу именно вследствие низкой цены и, соответственно, популярности у потребителей, то дорогие препараты попали в эту категорию благодаря активности фирм-производителей.

Таблица 2. Распределение препаратов по цене и наличию в аптеках



Рисунок 1. Распределение препаратов по цене и наличию в аптеках


Перечень препаратов, принадлежащих к каждой группе, приведен в таблице 3.

Таблица 3. Перечень препаратов по цене и наличию в аптеках



Нутрицевтики


На рынке препаратов для снижения веса нутрицевтики представлены плохо, их доля по маркам составляет только 8,3% от общего количества средств для похудения, а доля по частоте появления в аптеках — 2,4% (табл. 4). В основном нутрицевтики можно найти в Internet-магазинах (московских, но осуществляющих доставку лекарств во многие регионы России); доля нутрицевтиков по наличию марок в различных местах продажи составляет 7,2% в web-аптеках и 0,4% по обычным аптекам. В продаже имеются препараты как российского («Доктор Слим», разработанный в Самаре), так и иностранного производства. Среди нутрицевтиков иностранного производства встречаются китайские («Экстракт ГУО»), французские («Коктейль красоты»), американские и немецкие («Fit Line») препараты.

Таблица 4. Сравнение нутрицевтиков и парафармацевтиков


* Доля от числа аптек, в которых продаются препараты для снижения веса.


Средняя стоимость этих препаратов колеблется от 105 до 1 420 рублей за упаковку; таким образом, при пересчете на день (с учетом размеров упаковки и инструкций по использованию) затраты на похудение составляют от 15 («Доктор Слим») до 178,8 («Мини-Диета») рублей в день. Следует отметить, что большинство нутрицевтиков может использоваться как для снижения веса (при замене ими обычной пищи), так и для его набора (при совмещении обычной пищи с приемом препарата). При этом нутрицевтики могут использоваться как в качестве полной замены питания на несколько дней («Экстракт ГУО», «Мини-Диета»), так и в качестве частичной замены одного или нескольких приемов пищи в день («Доктор Слим», «Fit Line», «Коктейль красоты»).

Как правило, нутрицевтики не только помогают скорректировать фигуру, но и улучшают общее состояние организма. Их рекомендуется употреблять вместо еды во время разгрузочных дней, а также для замены определенных высококалорийных блюд. Эти препараты облегчают контроль над количеством калорий, потребляемых за день, помогают соблюдать диеты; таким образом, за одну неделю применения коктейлей можно похудеть на 2—3 кг, снизить аппетит и уменьшить объем желудка. Производители некоторых препаратов обещают значительно большее снижение веса — до 10 кг за 10 дней применения «Экстракта ГУО». Однако следует отметить, что об этом препарате встречаются очень негативные отзывы — как о его ужасном вкусе, так и низкой эффективности; кроме того, по мнению специалистов, 10 кг человек может сбросить только за месяц при условии полного голодания.

Сравнительная характеристика препаратов-нутрицевтиков, представленных на рынке, приведена в таблице 5.

Таблица 5. Сравнительная характеристика нутрицевтиков



Парафармацевтики

Парафармацевтики на рынке представлены значительно лучше, чем нутрицевтики — доля марок парафармацевтиков в местах продажи составляет около 92%; а доля имеющихся в наличии парафармацевтиков в аптеках составляет 99,6% от всего ассортимента средств для похудения, а в web-аптеках — 92,8% (см. табл. 4). При этом следует отметить, что некоторые группы парафармацевтиков (например, очищающие чаи), продаются не только в аптеках, но и на рыночных лотках. Лучше всего на рынке представлены парафармацевтики американского (27,3%), российского (26,0%), индонезийского (7,8%) и китайского (6,5%) производства. Также достаточно хорошо представлены немецкие, польские и французские препараты (по 5,2%).

На рынке можно найти все типы парафармацевтиков — аноретики, сжигатели жира (как поглотители, так и расщепители жира), очищающие и балластные вещества, а также комплексные препараты, сочетающие в себе действие нескольких типов средств для похудения. При этом лидером по поставкам аноретиков является Германия (57,1% от общего числа аноретиков, представленных на рынке), комплексные препараты и поглотители жира поступают в основном из США (66,7% и 45,5% соответственно), большая часть расщепителей жира, представленных на рынке, произведены в Индонезии (60,0%). По очищающим веществам (к которым относятся в основном чаи для похудения) лидируют Россия (33,3%), Китай (20,8%) и Польша (16,7%). Что касается балластных веществ, то на рынке представлена только продукция отечественного производства (табл. 6).

Таблица 6. Распределение нутрицевтиков по странам-производителям



Цены на различные парафармацевтики колеблются в весьма широком диапазоне: от 10 руб. за упаковку микрокристаллической целлюлозы «Анкир-Б» производства ЗАО «Эвалар» до 3765 руб. за немецкий препарат «Меридиа» производства Knoll AG BASF Pharma. Следует отметить, что дороже всего обходятся аноректики и поглотители жира, а дешевле всего худеть с применением балластных и очищающих веществ (табл. 7). Так, средняя стоимость похудения с помощью аноректиков составляет 47,78 руб. в день, а если для этого использовать балластные вещества, то можно похудеть, тратя всего лишь в среднем по 4,4 руб. в день. Разброс цен на препараты одной и той же группы может доходить до трех с половиной тысяч рублей.

Таблица 7. Характеристика цен на различные группы парафармацевтиков



Среди парафармацевтиков в аптеках (табл. 8) можно найти больше всего наименований очищающих средств (24 препарата) и комплексных препаратов (21 препарат). Что же касается наличия данных марок в аптеках, то тут безусловное лидерство принадлежит комплексным средствам (наличие в аптеках того или иного препарата данной группы было зафиксировано 112 раз), далее с достаточно большим отрывом следует группа расщепителей жира (их наличие было отмечено 80 раз), затем — очищающие средства и поглотители жира (59 и 56 раз соответственно).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.