Рефераты. Машиностроительный комплекс Украины






Сотрудничество с Россией в этой сфере необходимо в связи с падением объемов производства За последние годы количество заказов уменьшилось (на 25%), а в авиационной промышленности работает до 25% занятых в машиностроительном комплексе. Зарубежные фирмы вытисняют Украину не только с мирового рынка, но и с рынка СНГ, который пока еще имеет значительные перспективы развития. Пассажирооборот в странах СНГ в 6-10 раз меньше, чем в США и Канаде.

Космический комплекс. Украина входит в семерку космических государств мира. Она известна изготовлением запускающих ракетоносцев, а также спутников. Во времена Союза Украина ежегодно выпускала около 100 боевых стратегических ракет. В отрасли предусматривается организационная перестройка, которая будет состоять в выделении специализированных производств в непосредственно государственные предприятия. Так на "Южмаше" только 14% общего производства приходится на военно-космический комплекс. Выделенные производства будут объединены в специализированные холдинговые компании.

Между Украиной и США существует договор о запуске коммерческих спутников с использованием украинских ракетоносцев. Подобные договорные отношения с США имеют только Россия и Китай (сотрудничество с США имеет большое значения для нашей страны, поскольку они контролируют производство 80% космических аппаратов в мире). Продукция и услуги отечественной космической промышленности пользуются большим спросом на мировом рынке. Самая высокая конкуренция имеет место на рынке коммерческого запуска космических аппаратов. Покупаются преимущественно спутники связи и телекоммуникационных услуг, которые связаны с наземными терминалами и работают в системе связи. Кроме того, существует спрос на осуществление самого процесса запуска спутников, предоставление услуг по наблюдению за ними с Земли. Украинские и российские спутники Земли уступают по качеству спутникам, созданным высокоразвитыми государствами, но Украина и Россия могут конкурировать с последними в запуске спутников.

Военно-промышленный комплекс. Украина была и остается известным производителем военной техники и оружия.

На Украины приходилась 1/3 военно-космического потенциала Союза. В создании ракет и спутников было задействовано более 140 предприятий и институтов и 200 тыс. работников. Наиболее перспективными являются предприятия, которые производят авиационные двигатели, спрос на которые на мировом рынке растет. Популярны также модернизированные танки, которые выпускает Харьковский завод им. Малышева. Большое значение может иметь продажа запасных частей к оружию и технике, которая имеется в других странах мира. Кроме того, к конкурентоспособной продукции эксперты относят акселерометры, датчики давления и источники питания ("Ритм"), головки самонаведения ракет классу "земля-воздух", аварийные радиобуи севастопольского концерна "Муссон" (система "Коспар-сарсат"), радиолокационные ответчики, пассивные станции радиотехнического контроля, комплексы глушения радиосвязи оперативной и технической цепи.

Производство бытовой техники за последние годы значительно уменьшилось(см. рис. 3.2.2.): холодильников на 58%, стиральных машин, мясорубок, кофемолок, духовок - в 4,8-4 раза, электрических соковыжималок, вентиляторов, бритв, утюгов, кофеварок – в 11,8-35,8 раза.

Производство бытовых швейных машин осваивают ПО "Киевский радиозавод" и ПО "Львовприбор". В перспективе объемы этого производства могут составить 200-250 тыс. шт. в год. В Украине необходимо организовывать производство новых современных кинескопов. Выпуском новых видов телевизоров занимается СП "Никонд" (совместно с Литвой).

Радиотехническая промышленность. До 1991 года в Украине практически не производились технические средства связи. В результате конверсии ВПК налажено производство множества видов продукции. В частности, на Днепропетровском машиностроительном заводе начали выпускать цифровые электронные АТС, которые по качеству и экономичности не уступают мировым аналогам. На Роменском заводе АТС, ПО "Монолит" (Харьков), Львовскому заводе телеграфной аппаратуры выпускают коммутационное оборудование для сельской местности и небольших городов.  На рис. 3.2.3. представленно производство радиоприемных устройств.       

Производство медицинской техники. Уровень развития этой отрасли невысок. Это касается прежде всего качества и ассортимента продукции. Медицинское оборудование выпускают 67 предприятий. Сейчас отрасль переживает упадок. Особенно тяжелое положение имеет место на ПО "Полярон", Львовском заводе РЕМА, Киевском радиозаводе, Киевском заводе реле и автоматики, Изюмском оптико-механическом заводе. Уменьшились объемы производства Старосамбирского завода "Экватор", Харьковского НПО "Турбоатом". Выпуск инвалидных колясок сократился наполовину (из-за недостатка соответствующего металла, который поступает из России). В Украине не было производства стоматологических кресел. Теперь начато их производство на Харьковском протезном и Новомосковском механическом заводах. В Киеве осваивается выпуск аппаратов искусственной почки.


3.3. Общее машиностроение.


В структуре общего машиностроения ведущее место занимают транспортное, судостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Предприятия этих областей ориентируются в своем размещении в основном на потребителя готовой продукции, а также на наличие металла. Сырьевой фактор является довольно важным для производства транспортных средств, в особенности грузовых вагонов, цистерн, локомотивов, тракторов. Украина имеет довольно благоприятные условия для развития общего машиностроения, которое и оказывало содействие концентрации их производства на его территории еще во времена Советского Союза.

Транспортное. Основные центры транспортного машиностроения представлены в таблице 3.3.1. Тепловозы производят на двух кооперированных предприятиях в Луганске и Харькове. Промышленные электровозы выпускают в Днепропетровске. Здесь же, а также в Луганске возможно создание производства магистральных электровозов, для сбыта которых Украина имеет собственный большой рынок. В крупных железнодорожных узлах – Львове, Киеве, Полтаве, Днепропетровску, Запорожье, Одессе, Дружковке и Конотопе есть предприятия для ремонта тепловозов. Грузовые вагоны вырабатывают в Кременчуге, Днепродзержинске, Киеве – на Дарницком вагоноремонтном заводе, большегрузные вагоны – в Стаханове, цистерны – в Мариуполе. В Кременчуге целесообразно было бы наладить производство отечественных пассажирских вагонов, для чего есть все предпосылки, в том числе большой рынок сбыта. Вагоноремонтные заводы размещаются, кроме Киева, во Львове, Харькове, Одессе, Полтаве, Запорожье, Днепропетровску, Конотопе (Донецка обл.).   

Таблица 3.3.1.

продукция

центры производства

тяжело грузовые автомобили

Кременчуг

автокраны

Дрогобыч

автозапчасти

Краснодон, Чернигов

локомотивы

Харьков

вагоностроение

Днепродзержинск, Кременчуг, Стаханов

Основные центры предприятий  транспортного машиностроения.* 

*





Л.Г. Чернюк, Д.В. Клиновый «РПС»-Киев Цул 2002г.

Судостроение. Украина имеет хорошо развитое морское и речное судостроение. Размещение этих областей ориентируется на морское побережье и внутренние магистральные водные пути. Основным центром морского   судостроения  является  Николаев,  где    работают 3 судостроительных заводов, которые выпускают разнообразные океанские и морские суда-танкеры, сухогрузные дизельэлектро-ходы, воинские судна. Вторым центром является Херсон, в котором на двух судостроительных заводах выпускают разные типы океанских и морских судов, доки для морских портов и портовые краны. В Керче выпускают танкеры, в Киеве - морские траулеры. Судоремонт и производство небольших морских судов осуществляется в Одессе, Ильичевск и Мариуполе. В Севастополе производят морские краны. Морское судостроение - одна из немногих областей машиностроения Украины, которая производит конкурентноспособную продукцию на мировом рынке. Речное судостроение развитое в Херсоне, где выпускают катера, теплоходы, судна озерного типа, земснаряды, и в Киеве, где на судостроительном заводе "Ленинская кузница" вырабатывают траулеры, рефрижераторы, буксирные и пассажирские суда. Речное судостроение и судоремонт существуют в Измаиле и Вилково (на Дунае), а также в Запорожье.

Сельскохозяиственное машиностроение занимает важное место в структуре не только общего машиностроения, но и всего комплекса Украины. Оно ориентируется на районы производства сельскохозяйственной продукции, а его размещение связано с зональностью специализации сельского хозяйства.

К основным производителям сельскохозяйственных машин в Украине преналежит Кировоградское ВАТ "Красная зоркая", Одесский завод сельскохозяйственных машин", ВАТ "Херсонские комбайны", ВАТ "Тернопольский комбайновый завод", ВАТ "Коломиясельмаш", Бердянское ВАТ "Первомайский завод сельскохозяйственных машин", Днепропетровский комбайновый завод, ВАТ "Новоград-Волынский завод Сельскохозяйственного машиностроения", Винницкий завод тракторных агрегатов. Продукция этой отрасли очень разнообразна(см. таблицу 3.3.2.)

Таблица 3.3.2.

Виды продукции тракторного машиностроения и основные центры предприятий*

Производство тракторов

Харьковский тракторный завод, который работает в кооперации с предприятиями в Харькове(двигатели, самоходные шаси)

Детали для  тракторов

Киев

Тракторные гидроагрегаты

Кировоград и Мелитополь

Тракторные агрегаты

Винница

Бурякособирательные комбайны

Днепропетровск и Тернополь

Кукурузо- и хлебособирательные комбайны

Херсон

Землеобрабатывающие машины

Одесса

Химсельскохозмашины

Львов

Сеялки

Кировоград

Машины и оборудование для кормопроизводства

Бердянск, Белая Церковь, Умань, Ковель, Коломия, Рожище (Волынская обл.)

Машины для сбора урожая

Бердянск

* Л.Г. Чернюк, Д.В. Клиновый «РПС»-Киев Цул 2002г.

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА.


Машиностроительная промышленность имеет сложную территориальную организацию производства. Это связано, в частности, с тем, что в процессе научно-технического прогресса, разделение труда в этой области (включая территориальный) динамично углубляется и расширяется, что становится основой интеграции отдельных производств. Концентрация, специализация и кооперирование приобретают большие масштабы, которые качественно различаются между собой. Производственные связи между предприятиями очень разнообразные. Элементарные территориальные машиностроительные системы часто охватывают большое количество предприятий. Которые имеют не только компактную, а и районную, межрайонную и даже межгосударственную территориальную общность.

Специализация, концентрация и кооперирование машиностро-ительных предприятий, их производственно-территориальные связи и создание комплексов являются основными организационными факторами. Эти факторы и рациональное управление играют важную роль в повышении эффективности производства. Только научно обоснованная, углубленная специализация предприятий может дать около 1/3 всего прироста производительности работы в машиностроении. Даже частичная, детальная специализация в районе дает возможность удвоить выпуск продукции и на 40-50% сократить численность вспомогательного персонала. Использование организационных факторов в повышении эффективности машиностроения требует в 1,5-2 разы меньших затрат, чем внедрение одинаковых по конечными результатам других технических и организационных мероприятий.

Машиностроение Украины характеризуется высоким уровнем концентрации производства. Потенциал Украины специалисты сравнивают с потенциалом Англии и Франции, вместе взятых. Одним из подтверждений этого является то, что Украина имеет такие уникальные предприятия тяжелого машиностроения, как "Азовмаш" в Мариуполе, Новокраматорский машиностроительный завод, объединение "Лугансктепловоз", Харьковское научно-производственное объединение (НПО) "Турбоатом", Сумское НПО им. Фрунзе и десятки других заводов и объединений. Однако машиностроительный комплекс Украины и специализированные и территориальные системы не сформировались. Одной из причин этого является то, что часто даже предприятия-соседи десятки лет пребывали в различных ведомствах, были резко размежеваны. Из Москвы планировались хозяйственные связи, взаимные поставки, определялась специализация отдельных предприятий. Теперь, когда Украины стала независимой, территориальная организация машиностроения определилась как одна из важнейших проблем этого развития.

Украина в целом обладает благоприятными условиями для формирования рациональных территориальных машиностроительных систем, в частности такими.

1. Сравнительно небольшая территория государства и удобная ее конфигурация.

2. Достаточно густая сеть путей сообщения, возможности формирования специализированных территориальных систем, охватывающих всю территорию государства: радиус связей при этом не будет превышать 1000 км. Это совсем не означает, что можно ограничиться формированием систем только в масштабах всей территории государства. Целесообразно в зависимости от сложности конечной продукции и особенностей технологии замыкать производственные связи машиностроительных предприятий в границах районных систем.

3. Наличие в территориальной структуре машиностроительной агломерации. Они могут стать ядрами районных систем, специализированных территориальных систем — внутригосударственных и межгосударственных.

4.Наличие крупных машиностроительных узлов — Харьковского, Киевского, Краматорского, Мариупольского, Львовского, Луганского, Николаевского, Запорожского, Днепропетровского и других, в которых есть большие машиностроительные заводы, которые могут стать ядрами формирования специализированных систем в масштабе всей страны.

5.Очень выгодное геополитическое положение Украины. Она непосредственно граничит с 7 государствами, из 3 раньше были в составе СССР. Эта черта геополитического положения способствует созданию межгосударственных элементарных территориальных систем. Наличие морских границ дает возможность устанавливать непосредственные связи (через Черное море) с Румынией, Болгарией, Турцией, Грузией, Россией и другими государствами. Близость к странам Центральной и Западной Европы дает возможность развивать с ними связи в кооперации предприятий Украины.

Для дальнейшего развития машиностроения в Украине есть все предпосылки. Перспективы таковы:

1)                переориентация на производство конкурентоспособных товаров для населения и народного хозяйства, освоение новых прогрессивных технологий.

2)                формирование организационных структур управления отраслями и под отраслями.

3)                создание в Украине информационных систем для принятия управленческих решений.

4)                освоение экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям.

5)                территориальная организация машиностроительного комплекса.

Предприятия машиностроения должны производить высокоэффективные машины и оборудование для газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Украины, а также машины для разработки месторождений в других странах.

Вторая группа специализированных комплексов — это те, которые могут занять важное место во внешнеэкономических связях Украины, в частности судостроение, самолетостроение, определенные виды станкостроения, приборостроения.

Для интеграции машиностроительного комплекса Украины с машиностроением других стран, особенно соседних и тех, с которыми существовали производственные связи до распада СССР, очень важно формировать межгосударственные специализированные машиностроительные комплексы. Эта форма территориальной организации в определенной мере будет способствовать возобновлению рациональных горизонтальных связей между машиностроительными предприятиями стран бывшего СССР и расширить интеграцию экономики Украины в мировую.

Важным направлением усовершенствования территориальной организации является формирование машиностроительных территориальных комплексов на основе машиностроительных агломераций и узлов. Территориальная организация такого огромного межгосударственного образования, как машиностроение, требует разработки фундаментальных и прикладных исследований,  создания специального научного центра или технологических парков.

В Проекте программы структурной перестройки экономики Украины для каждой отрасли машиностроения предложены конкретные меры по повышению эффективности их функционирования.

Общие направления развития машиностроительной отрасли Украины до 2015 г. можно объединить в следующие основные группы:

§                   изменение отраслевой структуры производства машиностроения с целью увеличения удельного веса дизелестроения, подъемно-транспортного машиностроения, электротехнической, автомобильной промышленности, машиностроения для легкой, пищевой промышленности. В то же время предлагается уменьшить доли горно-шахтного и горнорудного машиностроения, приборостроения в общем объеме производства продукции машиностроения;

§                   расширение объемов производства машиностроительной продукции для внутреннего рынка при одновременном повышении ее качества и сокращения ассортимента импортируемой продукции. К 2015 г. потребности Украины в машиностроительной продукции отечественного производства должны быть удовлетворены не менее чем на 70%;

§                   увеличение валютных поступлений от экспорта машиностроительной продукции путем использования достижений научно-технического прогресса и поставок на внешние рынки товаров с высоким уровнем технологической переработки, а также освоение новых рынков сбыта;

§                   использование инвестиций не для расширения производственных мощностей машиностроительных предприятий, а для создания замкнутых циклов производства;

§                   разработка новых технологических процессов производства продукции;

§                   закупка технологий и лицензий для освоения производства новой машиностроительной продукции с высоким уровнем надежности, продолжительным жизненным циклом и низкими затратами всех видов материалов при эксплуатации;

§                   внедрение в производство новых образцов машиностроительной продукции с учетом минимизации отходов и возможности их дальнейшего использования для выпуска других товаров;

§                   расширение номенклатуры машиностроительной продукции для субъектов предпринимательской деятельности и сферы бытового обслуживания населения за счет разработки и производства многофункциональной и малогабаритной техники, способной конкурировать с зарубежными аналогами.  

В перспективе машиностроение должно занять весомое место как в структуре промышленности, так и в формировании экспорта Украины. Необходимо:

·                   совершенствовать отраслевую структуру машиностроения;

·                   расширять ассортимент продукции за счет отраслей, которые выпускают товары народного                    

·                   потребления;            

·                   модернизация машиностроительных заводов, их техническое переоснащение с использованием современных технологий и повышения качества машин, их конкурентоспособность.

·                   наладить производство высокоэффективных машин и их систем для всех отраслей и сфер н/х, приборов и аппаратов скоростной вычислительной техники нового поколения, производства систем связи, способов управления, автоматизации.

·                   специализацию и кооперирование ориентировать на отечественные предприятия, образовывать замкнутые циклы производства в стране.

·       Ускорение структурной перестройки комплекса на основе увеличения объемов производства в таких отраслях: ракетно-космической, самолетостроении, судостроении, информационных и телекоммуникационных системах, тяжелом машиностроении, сельскохозяйственном машиностроении, приборостроении и электротехнической промышленности.

В современных сложных условиях для успешного развития машиностроительства нужна не спешная приватизация, а реформа управления в сферах государственной и материального производства, причем создание четкой организационной структуры. Нужно поручить управление машиностроительством тому, кто умеет успешно решить эту проблему. Однако не обойтись и без отработки научных основ территориальной организации этого сложного комплекса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Машиностроительный комплекс Украины это мощная отрасль промышленности. Она определяет уровень экономического и промышленного развития страны. Комплекс обуславливает научно- технический прогресс, как собственных предприятий, так и предприятий всех отраслей промышленности. Машиностроительный потенциал Украины специалисты сравнивают с потенциалом Англии и Франции, вместе взятых. Одним из подтверждений этого является то, что Украина имеет такие уникальные предприятия тяжелого машиностроения, как "Азовмаш" в Мариуполе, Новокраматорский машиностроительный завод, объединение "Лугансктепловоз", Харьковское научно-производственное объединение (НПО) "Турбоатом", Сумское НПО им. Фрунзе и десятки других заводов и объединений. Однако машиностроительный комплекс Украины и специализированные территориальные системы не сформировались. Одной из причин этого является то, что часто даже предприятия-соседи десятки лет пребывали в различных ведомствах, были резко размежеваны. Из Москвы планировались хозяйственные связи, взаимные поставки, определялась специализация отдельных предприятий. Теперь, когда Украины стала независимой, территориальная организация машиностроения определилась как одна из важнейших проблем этого развития. Вообще в Украине сложились прекрасные условия для развития машиностроительного комплекса, но из-за отсутствия материальной базы страна не способна полностью реализовать свой потенциал. Это связано еще и с тем, что все развитые страны мира давно перешли на безотходное и малоотходное производства, чего Украина не может сделать опять же из-за отсутствия финансов. Но, несмотря на это правительство Украины, уделяет не мало внимания проблемам машиностроения. Современная стратегия государственной промышленной политики Украины предусматривает увеличение темпов выпуска наукоемкой продукции высокого уровня, освоение новых конкурентоспособных образцов техники, повышение качества и эффективности производства с ориентацией на потребности внутреннего рынка и увеличение экспортного потенциала. 

Список использованной литературы.

1)Л.Г. Чернюк; Д.В. Клиновый «Экономика регионов Украины» -ЦУЛ 20002г.

2)Е.П. Качан и др. «РПС Украины» - Киев Издательский дом «Юридическая книга» 2001г.

3)Д.М. Стеченко «РПС и Регионалистика» - Киев «Викар» 2001г.

4)Журнал «Экономика Украины» 9(469) сентябрь 2001г.

Статья В. Захарченко – издательство «пресса Украины» Киев.

5) Журнал «Экономика Украины» 8(469) август 2001г.

Статья И.Швец – издательство «пресса Украины» Киев.

6) Журнал «Экономика Украины» 6(431) июнь 2001г.

Статья В. Педоса; Ю. Сафиулина – издательство «пресса Украины» Киев.

7) Б.Ф. Заблоцкий «РПС Украины и национальная макроэкономика»-Киев: Академиздат 2002г.

8)В.В. Ковалевский, Е.Л. Михайлюк, В.Ф. Сесенов «РПС» - Киев «Знання-Прес» 2002г.

9)Украина в цифрах 2003.

10) Средства интерне

11)Л.Г. Чернюк, Д.В. Клиновый «РПС»-Киев Цул 2002г.

12)С.И. ИЩУК «Теория, методы и практика»- Киев Издательство Европейского Университета 2001г.

13) Голиков А.П., Дейнека А.Г., Казакова Н.А. Размещение  производительных  сил и регионалистика. Учебное пособие. Харьков: ООО «Олант», 2002г.

14) Региональная экономика: Учебное пособие /Под ред. М.В. Степанова.– М.: ИНФРА–М Изд-во Рос. эконом. акад., 2000г.

15) Соціально-економічна географія України / Під ред. О.І. Шаблія. – Львів: Світ, 2000г.


J Картосхема взята с учебника - Д.М. Стеченко «РПС и Регионалистика» - Киев «Викар» 2001г.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.