СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
1.1. Основные характеристики и размерения т/х «Андрей Бубнов»
1.2. Грузовместимость и грузоподъемность судна
2. Контроль и регулирование плавучести и посадки
3. Контроль и регулирование остойчивости судна
3.1. Построение диаграммы статической остойчивости
3.2. Построение диаграммы динамической остойчивости
3.3. Расчет общей продольной остойчивости
4. Контроль и обеспечение непотопляемости судна
5. Качка и безопасное штормование судна
5.1. Расчет амплитуды качки
5.2. Определение опрокидывающего момента с учетом б.к
5.3. Особенности плавания в штормовую погоду
6. Контроль и регулирование прочности корпуса судна
7. Контроль и регулирование движения судна
7.1. Двигатели и движители
8. Заключение
9. Используемая литература
1. Вступление
Современное морское судно представляет собой сложное в конструктивном плане сооружение, которое в процессе эксплуатации подвергается одновременному воздействию двух движущихся сред – воды и воздуха.
Каждое судно характеризуется навигационными (мореходными) и эксплуатационно-экономическими качествами.
К навигационным качествам судна относят:
· плавучесть — способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной нагрузке;
· остойчивость — способность судна, наклоненного внешними силами, возвращаться в исходное положение равновесия после прекращения их действия;
· непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и сохранять необходимую остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков корпуса;
· ходкость — способность судна развивать заданную скорость в определенных путевых условиях при затрате минимально необходимой мощности энергетической установки;
· управляемость — способность судна сохранять заданное направление движения или изменять его в соответствии с желанием судоводителя;
· плавность качки — способность судна при плавании на взволнованной воде раскачиваться с возможно меньшей частотой и амплитудой;
· прочность — способность корпуса судна не разрушаться и не изменять своей формы под действием внешних сил, появляющихся при эксплуатации.
К эксплуатационно-экономическим качествам судна относят следующие:
· Грузоподъемность — масса груза, принимаемого на борт судна при заданной высоте надводного борта. Различают дедвейт — предельную грузоподъемность судна, при которой его осадка соответствует установленной грузовой марке, и чистую грузоподъемность - предельную массу груза, которую может принять судно, погруженное по грузовую марку, при необходимом запасе топлива, питьевой воды, продовольствия и наличия на борту полного экипажа.
· Грузовместимость — объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза. Валовая вместимость — объем помещений судна, определяемый по специальным Правилам обмера и служащий для расчета сбора в портах. При этом учитывается объем всех помещений под верхней палубой, в надстройках и рубках, за исключением междудонного пространства, топливных и балластных цистерн. Чистая вместимость учитывает объем только коммерчески эксплуатируемых помещений. Валовая и чистая вместимости измеряются в регистровых тоннах, являющихся единицами объема: 1 рег. т = 2,83 м3 (100 фут3).
Основными задачами, стоящими перед мореплавателями и перед всем морским транспортом Украины является обеспечение своевременной доставки грузов морем согласно действующим рейсовым план-графиком и безаварийность плавания.
Остойчивость судна должна быть проверена перед выходом в море и должна удовлетворять требованиям Регистра и «Правилом безопасности морской перевозки грузов».
Теплоход «Андрей Бубнов» был построен в 1976 году и спущен на воду под названием «Волго – Балт 197», в последствии был передан АСК «Укрречфлот» и переименован – «Андрей Бубнов».
Утверждая неизменный статус Украины как морской державы, Компания АСК «Укрречфлот» стремится максимально удовлетворить спрос партнеров на фрахтовом рынке, гарантируя при этом своевременную и качественную перевозку, переработку и хранение грузов по схеме "от двери до двери". Компания имеет статус национального перевозчика Украины и сертифицирована на соответствие международному стандарту качества ISO 9001. За 35 лет успешной деятельности на Европейском фрахтовом рынке АСК "Укрречфлот" превратилась в мощную корпорацию, в состав которой входят более 200 грузовых и пассажирских судов различного класса и назначения, которые в 2004 году перевезли 9 млн. тонн различных грузов, 7,0 тысяч круизных туристов и около 1,7 млн. пассажиров. Это составляет более 55 % от общего объема перевозок, осуществляемых всем морским и речным транспортом Украины. Регион работы нашего грузового и пассажирского флота - порты более чем сорока стран Волжского, Днепровского, Дунайского, Черноморско-Азовского, Средиземноморского, Балтийского, Северного и других бассейнов Мирового океана. Помимо флота, в состав "Укрречфлота" также входят Херсонский, Николаевский, Днепропетровский, Запорожский и Черниговский речные порты; страховая, экспедиторская, фрахтовая, брокерская и агентские компании; туристическое бюро, судоремонтно-судостроительные предприятия на Днепре и Дунае.
Освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя как минимум:
· проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;
· наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания;
· оформление и выдачу документов Речного Регистра.
Каждое судно ставится на классификационный учет инспекции:
1) после постройки судна;
2) после смены пункта приписки и перехода в связи с этим в район деятельности другой инспекции;
3) при переходе в класс Морского Регистра из класса другой классификационной организации;
4) если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете какой-либо инспекции;
5) при смене судовладельца.
На судне должен храниться акт о проверке судовладельцем пригодности судна к эксплуатации перед началом навигации.
1.1 Основные характеристики и размерения судна
Тип судна – стальное, однопалубное, двухвинтовое грузовое судно, без седловатости, с двойным дном, двойными бортами. С баком и ютом, с машинным отделением и рубками, расположенными корме, с 4 грузовыми трюмами.
Название – «Андрей Бубнов»
Назначение – перевозка навалочных и генеральных грузов.
Класс – КМ * Л4 М-СП
Год постройки – 1976, г. Комарно, Чехословакия.
Запасы 100% - 180 тонн, включая 110 тонн топлива.
Длина наибольшая – 114 м.,
Ширина – 13 м.,
Высота борта – 5,5 м.,
Осадка по гр.м. в сол. Воде – 3,63 м.,
Осадка в балласте – 2,55 м.,
Водоизмещение по гр.м. – 4460 т.,
Дедвейт – 3208 т.,
Водоизмещение порожнем – 1252 т.,
Мощность СЭУ – N = 1020 кВт.,
Скорость в грузу – 13,8 уз.
Экипаж – 15 человек.
1.2. Грузовместимость и грузоподъемность судна.
Таблица статей нагрузок
Таблица статей нагрузок взята из «Информации об остойчивости судна при перевозке навалочных грузов» т/х «Андрей Бубнов»
Загрузка навалочных грузов УПО 1,35 м3/т
Составляющая нагрузки
Р, т.
Х, м.
Z, м.
P*x, тм,
P*Z, тм
Запасы
180,3
- 34,21
2,39
- 6168
431
Груз
Трюм №1
605,3
35,8
2,87
21670
1737
Трюм №2
896
16,85
3,42
15098
3064
Трюм №3
637
- 3,15
2,85
- 2007
1815
Трюм №4
889
- 22,8
3,63
- 20269
3227
Палубный груз
0
Балласт
Балласт 0 (танк №0)
2,02
Балласт 1,2 (танк №1,2)
1,9
Балласт 3,4 (танк №3,4)
16,65
Балласт 5,6 (танк №5,6)
Балласт 7,8 (танк №7,8)
- 23,4
1,83
Обледенение
3,45
7,39
Судно порожнем
1252,4
- 7,6
4,29
- 9518
5373
Водоизмещение
4460
- 0,27
3,51
- 1195
15648
Водоизмещение судна в грузу со 100% запасами находятся как сумма масс всех нагрузок на судно:
D = SP1 + SP2 + SP3
где P1 = 605,3 + 896 + 637 + 889 = 3024,3 т. – масса перевозимого груза.
SP2 = 180,3 т. – масса запасов, в том числе 110 т. топлива.
SP3 = 1252,4 т. – водоизмещение судна порожнем
D = 3027,3 + 180,3 + 1252,4 = 4460 т.
Статические моменты водоизмещения судна относительно миделя рассчитываем по формуле:
Мх = Мх1 + Мх2 + Мх3
где Мх1 = 21670 + 15098 + (- 2007) + (- 20269) = 14492 тм – статический момент от перевозимых грузов.
Мх2 = - 6168 тм – статический момент от запасов.
Мх3 = - 9518 тм – статический момент судна порожнем.
Мх = 14492 + (- 6168) + (- 9518) = - 1195 тм
xg = Mx / D = - 1195 / 4460 = - 0,27 м.
Статический момент водоизмещения судна в грузу относительно основной плоскости определяется как сумма статических моментов нагрузок:
Мz = Mz1 + Mz2 + Mz3
где Mz1 = SPZ = 1737 + 3064 + 1815 + 3227 = 9843 тм – статический момент от перевозимых грузов.
Mz2 = PZ = 431 тм – статический момент от запасов.
Mz3 = 5373 тм – статический момент судна порожнем.
Mz = 9843 + 431 + 5373 = 15648 тм
Zg = Mz / D = 15648/4460 = 3,51 м.
2. Контроль и регулирование плавучести и посадки.
Перед загрузкой судна в порту и в море на промысле составляется грузовой план и рассчитывается остойчивость судна в соответствии с данными Информации об остойчивости. После погрузки судно не должно иметь крена, а его дифферент должен быть в допустимых для нормальной эксплуатации пределах. При всех изменениях нагрузки, обусловленных проведением грузовых операций в море, принятием на борт улова или сдачей его на другие суда, грузовой план корректируется, а при значительных изменениях весовых нагрузок составляется заново. В плавании и на стоянке судна надлежит осуществлять контроль его посадки и остойчивости по результатам расходования запасов топлива, воды и т.п. Во всех условиях загрузки судна необходимо следить, чтобы оставался надводный борт, достаточный для сохранения необходимого запаса плавучести, и грузовая марка, установленная для данного сезона и района плавания, не оказалась под водой. При балластировке судна, расходовании запасов, перекачке топлива и воды необходимо следить за остойчивостью, руководствуясь данными Информации об остойчивости. В необходимых случаях для повышения остойчивости балластировка судна водой должна производиться в наиболее низко расположенные танки (цистерны). Не заполненные доверху танки и цистерны могут быть опасными, они снижают остойчивость, поэтому нужно всегда стараться иметь минимальное количество частично заполненных танков. Заполнение танков и цистерн и любые другие работы, которые могут привести к изменению остойчивости, крена или дифферента, должны производиться только с разрешения капитана и с уведомлением вахтенного помощника капитана. При больших кренах или недопустимых дифферентах во время грузовых операций прежде всего должны быть приняты меры по выявлению причин их появления и только после их устранения следует с осторожностью производить спрямление судна. При отрицательной начальной остойчивости попытки выпрямить судно перекачкой балласта с борта на борт приводит к перекрениванию судна; при этом судно у причала может удерживаться в прямом положении за счет натяжения швартовов. При обрыве швартовов судно может резко накрениться, приняв воду в открытые иллюминаторы или другие отверстия, что, в конечном счете, приводит к опрокидыванию судна и его затоплению.
Во время плавания всегда должны быть закрыты водонепроницаемые двери ниже палубы переборок, клинкеты и клапаны, установленные на водонепроницаемых переборках, втором дне, палубах и платформах, клапаны переточных каналов водоотливной и осушительной системы.
В плохую погоду все входы в рубки и надстройки, бортовые иллюминаторы и другие отверстия, через которые вода может проникнуть внутрь корпуса, должны быть закрыты. Также должны быть закрыты крышки воздушных трубок топливных цистерн.
Перед началом загрузки трюмов и других грузовых помещений второй помощник капитана вместе со старшим помощником обязан осмотреть их, чтобы убедиться в отсутствии водотечности наружной обшивки, водонепроницаемых переборок, второго дна, палуб, трубопроводов. После выгрузки осмотр должен произвести второй помощник капитана. До начала погрузки необходимо очистить отверстия сеток приемных колодцев водоотливной и осушительной системы, проверить их действие, закрыть решетки колодцев во втором дне, тщательно осмотреть и очистить льяла, проверить целостность льяльных лючин и пайолов. Периодически должен производиться ряд проверок, служащих обеспечению непотопляемости судна. Не реже одного раза в семь дней проверяется исправность и герметичность водонепроницаемых и противопожарных закрытий, иллюминаторов, запорных устройств вентиляционных трубопроводов и наружных грибков. Проверку обязаны производить заведующие соответствующими помещениями. Ежедневно должна проверяться исправность действия и герметичность водонепроницаемых дверей с дистанционным приводом, не реже одного раза в семь дней, а также перед выходом в рейс – навесных дверей в главных поперечных переборках. Старший помощник вместе со старшим механиком обязан один раз в месяц проверять состояние водонепроницаемых дверей судна и о результатах проверки докладывать капитану. Недостатки должны быть немедленно устранены, о чем делается запись в судовом журнале и в журнале технического состояния судна. Производство на судне, находящемся на плаву, работ, связанных с нарушением водонепроницаемости подводной части корпуса судна, а также ремонт и регулирование закрытий подводных отверстий производятся только с разрешения капитана под постоянным контролем вахтенной службы. До начала работ капитан обязан дать указания вахтенной службе и назначить ответственного за обеспечение безопасности судна из числа лиц командного состава.
Для безопасности и удобства людей, плавающих на судне, для сохранной доставки грузов судно должно обладать рядом мореходных качеств: плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, плавностью качки, ходкостью и управляемостью.
Изучением мореходных качеств судна занимается специальная наука — теория корабля но основные сведения о них необходимо знать каждому моряку, чтобы понимать и правильно использовать законы, по которым судно плавает. В истории мореплавания известно немало случаев, когда прочные суда погибали со всей командой вследствие плохих мореходных качеств судна.
В процессе эксплуатации мореходные качества судна могут изменяться, так как они зависят от многих факторов, например, от количества принятого груза, его размещения и т. д.
Знание теории корабля позволяет судоводителю выбрать правильную схему загрузки судна и избежать опасных положений при различных условиях плавания.
Плавучесть— это способность судна плавать, имея заданную нагрузку и определенную осадку.
На судно, плавающее на спокойной воде, постоянно действуют две силы (рис. 1 а):
сила веса D, которая приложена в центре тяжести судна G и направлена вниз;
Рис 1. Действие сил веса и поддержания на судно:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5