По полярной диаграмме строят диаграмму износа шатунной шейки. Сумму сил Rш.ш.j, действующих по каждому лучу диаграммы износа (от 1 до 12) определяют с помощью таблицы 5.4. По данным таблицы в масштабе по каждому лучу откладывают величину суммарных сил ΣRш.ші от окружности к центру. По лучам 4 и 5 силы ΣRш.ші не действуют, а по лучам 6,7 и 8 действуют силы только в интервале 360º<φ<390º.
По диаграмме износа определяют расположение оси масляного отверстия .
Таблица 5.4
Rш.ш.i
Значения Rш.ш.i , кН, для лучей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Rш.ш. 0
20.0186
-
Rш.ш. 30
16.6851
Rш.ш. 60
9.2775
Rш.ш. 90
8.7624
Rш.ш. 120
12.8455
Rш.ш. 150
14.3445
Rш.ш. 180
14.4522
Rш.ш. 210
Rш.ш. 240
12.8773
Rш.ш. 270
9.0291
Rш.ш. 300
8.4226
Rш.ш. 330
11.7372
Rш.ш. 360
4.8568
Rш.ш. 390
8.759
Rш.ш. 420
8.358
Rш.ш. 450
12.3456
Rш.ш. 480
16.0246
Rш.ш. 510
16.7408
Rш.ш. 540
16.1165
Rш.ш. 570
15.4567
Rш.ш. 600
13.5163
Rш.ш. 630
8.9458
Rш.ш. 660
9.1353
Rш.ш. 690
16.4658
SRш.ш.
291
270
147
29.46
191
5.7 Уравновешивание
Порядок работы двигателя 1-2-4-3. Промежутки между вспышками равны 180º. Коленчатый вал двигателя имеет кривошипы, расположенные под углом 180º.
Центробежные силы инерции рассчитываемого двигателя и их моменты полностью уравновешены:
и (5.32)
Силы инерции первого порядка и их моменты также уравновешены:
и (5.33)
Силы инерции второго порядка для всех цилиндров направлены в одну сторону:
(5.34)
Уравновешивание сил инерции второго порядка в рассчитываемом двигателе нецелесообразно, ибо применение двухвальной системы с противовесами для уравновешивания значительно усложнит конструкцию двигателя.
Моменты от сил инерции второго порядка в связи с зеркальным расположением цилиндров полностью уравновешены:
(5.35)
Рис. 5.1 Схема уравновешивания двигателя
5.8 Равномерность крутящего момента и равномерность хода дви
гателя.
Равномерность крутящего момента:
; (5.36)
Избыточная работа крутящего момента:
Дж (5.37)
где – площадь над прямой среднего крутящего момента, мм2.
рад в мм – масштаб угла поворота вала на
диаграмме Мкр.
Равномерность хода двигателя принимаем δ=0.01.
Момент инерции движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала:
кг·м2 (5.38)
6. РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА НА ПРОЧНОСТЬ
6.1 Расчет поршня
Наиболее напряженным элементом поршневой группы является поршень, воспринимающий высокие газовые, инерционные и тепловые нагрузки, поэтому при его изготовлении к материалу предъявляются повышенные требования. Поршни автомобильных и тракторных двигателей изготовляют в основном из алюминиевых сплавов и реже из чугуна.
Основные конструктивные соотношения размеров элементов поршня (рис. 6.1) приведены в табл. 6.1. Величину верхней части поршня h1 выбираем, исходя из обеспечения одинакового давления опорной поверхности поршня по высоте цилиндра и прочности бобышек, ослабленных отверстиями для пропуска масла. Это условие обеспечивается при
(6.1)
где hr – высота головки поршня.
Расстояние b между торцами бобышек зависит от способа крепления поршневого пальца и обычно принимается на 2-3 мм больше длины верхней головки шатуна lш. Конкретные значения конструктивных элементов поршня принимаются по прототипам с учетом соотношений, приведены в табл. 6.1.
Поверочный расчет элементов поршня осуществляется без учета переменных нагрузок, величина которых учитывается при установлении соответствующих допускаемых напряжений. Рассчитывают днище, стенку головки, верхнюю кольцевую перемычку, опорную поверхность и юбку поршня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9