Рефераты. Международный туризм и таможенный контроль в Республике Беларусь






Международный туризм и таможенный контроль в Республике Беларусь

Содержание

Введение. 3

I. Сущность таможенного контроля. 5

1. Понятие таможенного контроля. 5

2. Операции таможенного контроля. 8

3. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых различными видами транспорта. 11

II. Международный туризм. 17

1. Туристские формальности. 17

2. Правовые аспекты.. 20

III. Международный туризм и таможенный контроль. 23

1. Порядок осуществления таможенного контроля в отношении организованных групп туристов. 23

2.   Проблемы международного туризма и таможенного контроля. Пути их решения. 27

Заключение. 30

Приложение 1. 32

Приложение 2. 33

Приложение 3. 34

Список использованных источников. 35

 

Введение


На развитие международного туризма значительное влияние оказывают таможенные системы различных государств. Таможенное законодательство может как способствовать развитию международной туристской деятельности, так и сдерживать ее путем усложнения различных таможенных формальностей.

Под таможенными формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением лицами (туристами – Авт.), пересекающими таможенную границу, определенных условий, правил и требований, установленных таможенными органами страны въезда и пребывания[1].

Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам следует принять эффективные меры по упрощению таможенных формальностей в отношении организованных групп иностранных туристов[2]. Таможенные формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

В данной работе затрагиваются две области права – международное и таможенное. Соответственно в их контекстах рассматриваются понятия международного туризма и таможенного контроля. Понятия, казалось бы, несопоставимые: с одной стороны – международный туризм (в широком смысле) – одно из направлений такого сектора экономики, как сфера услуг, с другой – таможенный контроль как совокупность мер, призванных регулировать данную сферу. Поэтому цель работы – показать точку соприкосновения этих двух понятий. Иначе говоря, определение роли таможенного контроля как инструмента регулирования и воздействия на международный туризм. Для этого ставятся следующие задачи:

·                   выявление связей между таможенным контролем и международным туризмом;

·                   рассмотрение полного перечня таможенных формальностей, выполняемых туристами;

·                   установление степени влияния таможенного контроля на развитие международного туризма;

·                   изучение правовых источников, на основании которых таможенными органами производится таможенный контроль в отношении туристов;

·                   доказательство существования проблемы пропуска организованных групп через таможенную границу;

·                   предложение возможных путей решения данной проблемы.

Из вышеперечисленных задач следует, что в данной работе помимо цели присутствует проблема, суть которой состоит в том, что имеет место большой разброс в разрешениях различных стран на беспошлинный ввоз и вывоз вещей и товаров: то, что разрешено к вывозу на законных основаниях в стране отправления, может быть запрещено таможней в стране назначения. Туристы зачастую нарушают законодательство даже не подозревая об этом. Это в свою очередь препятствует прохождению туристов через таможенную границу. Подобные несоответствия являются следствием несовершенства законодательных норм различных государств в области международного туризма и таможенного контроля и недостаточной их унификацией. Принимая во внимание интенсивность роста этого сектора экономики, данная проблема является на сегодняшний день наиболее актуальной, а само её существование отрицательно сказывается на темпах роста экономики страны в целом, сдерживая и тормозя естественный ход её развития. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что руководства большинства государств не уделяют должного внимания вышеназванной проблеме.

Следует также отметить, что актуальность работы заключается в том, что, хоть она и посвящена таможенной тематике, в ней затрагиваются также и аспекты международного туризма. Присутствие в работе этих двух различных областей знаний предусматривает обращение к дополнительным источникам, поскольку литература по таможенному делу не в состоянии полностью осветить данную тему.

I. Сущность таможенного контроля

 

1. Понятие таможенного контроля


Таможенный контроль – одна из наиболее важных тем в таможенном деле, включающая общие положения, операции таможенного контроля и прочие относящиеся к ней понятия. В Таможенном кодексе ей посвящён целый раздел. Однако необходимости рассмотрение таможенного контроля в полном объёме нет, поскольку к международному туризму относятся лишь некоторые аспекты данной темы. Поэтому в этой главе тема таможенного контроля рассматривается частично, исходя из определения международного туризма как перемещения организованных групп туристов через таможенную границу.

Целью таможенного контроля является обеспечение соблюдения таможенного законодательства[3]. Таможенное законодательство Республики Беларусь представляет собой систему принятых в соответствии с Конституцией нормативных правовых актов, которая включает Таможенный кодекс, акты Президента, постановления Правительства, нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета, а также международные договора, к которым присоединилась Республика Беларусь[4].

Объектами таможенного контроля являются физические лица, перевозимые ими в сопровождаемом багаже товары и транспортные средства[5].

Таможенный контроль организуется и осуществляется на всей таможенной территории Республики Беларусь.

Субъектами таможенного контроля являются система таможенных органов Республики Беларусь, их должностные лица, выполняющие функции представителей власти. Система таможенных органов представлена Государственным таможенным комитетом (далее – ГТК) и подчинёнными ему таможнями[6].

Субъекты таможенного контроля наделены определенной компетенцией (совокупностью прав, обязанностей) на осуществление конкретных действий, связанных с проверкой выполнения всеми лицами требований таможенного законодательства.

Деятельность субъектов таможенного контроля, т.е. таможенный контроль, включает совокупность мер наблюдения за объектами контроля, проверки фактического соблюдения таможенных норм и правил и реагирование на установленные правомерные и неправомерные действия и бездействие контролируемых лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу[7]. Иначе говоря, таможенные органы следят за тем, чтобы туристы не провозили товары сверх установленных норм или товары, ввоз или вывоз которых запрещён. Цель перемещения туристов через таможенную границу не связана с коммерческой деятельностью. В основном это путешествие с целью отдыха. Поэтому количество товаров, перемещаемых туристами через таможенную границу, как правило, не превышает норм о льготном перемещении товаров для личного пользования, содержащихся в Указе Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования». Поскольку туристы являются физическими лицами, которые, в свою очередь, являются объектами таможенного контроля, то, следовательно, к ним при выполнении определённых условий должны применяться нормы данного нормативного правового акта[8].

В соответствии с действующим таможенным законодательством все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров.

Физические лица вправе перемещать товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке.

При заявлении товаров для таможенного оформления и контроля применяются упрощенные формы декларирования: специальный бланк для декларирования в письменной форме; устная форма; иные формы, например проход пассажира через «красный» и «зеленый» коридоры и т.п.

Упрощения при взимании таможенных платежей выражаются в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве таможенного оформления.

Как уже отмечалось, упрощенный, льготный порядок применяется только в отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Предназначение товаров устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой. При этом исходят из характера, количества, частоты перемещения товаров, учитывают все обстоятельства поездки. У должностного лица не должно быть оснований для сомнений в том, что товары перемещаются через таможенную границу в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи и их предполагаемое использование не связано с извлечением налогооблагаемого дохода в любой форме.

При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая ручную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведения о поименованных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля.

Таможенному контролю подлежит все товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами. Операции контроля могут быть различными, из числа разрешенных к применению действующим законодательством[9].

Что же касается объёма сопровождаемых товаров, то это, как правило, товары, находящиеся в сопровождаемом багаже или ручной клади, т. е. столько, сколько человек может унести самостоятельно. Поэтому в использовании исключительно грузовых транспортных средств в международном туризме нет необходимости вследствие небольшого даже суммарного объёма товаров, перевозимых пассажирами. Используется обычный пассажирский транспорт для перевозки туристов, багаж которых храниться в пути следования в грузовых отсеках такого транспортного средства[10].

 

2. Операции таможенного контроля.


Операции таможенного контроля – операции, осуществляемые субъектами (должностными лицами таможенных органов) в отношении объектов таможенного контроля (физических лиц и товаров) в различных целях[11]. Полный перечень этих целей представлен в ст. 286 Таможенного кодекса, которые в свою очередь являются также и самими операциями таможенного контроля. Однако часть этих операций не может быть применена в отношении лиц, путешествующих с целью отдыха в силу некоммерческого характера действий, совершаемых такими лицами с товарами, которые они перевозят. Иначе говоря, если туристы и перемещают через таможенную границу товары, которые подлежат обязательному декларированию, то это, как правило, вещи, приобретённые ими за границей для личного пользования или временно вывезенные с территории Республики Беларусь, которые они использовали также в целях отдыха и развлечения (ружья, луки, ювелирные изделия и т. д.). Поэтому очевидно, что такие операции таможенного контроля, как «таможенный осмотр помещений и территорий» или «проверка маркировки товаров специальными марками» в отношении туристов не могут быть применены.

Таможенное законодательство предусматривает проведение следующих таможенных операций:

·                   учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

·                   проверка документов и сведений;

·                   устный опрос;

·                   получение объяснений;

·                   таможенное наблюдение;

·                   таможенный осмотр;

·                   таможенный досмотр;

·                   личный таможенный досмотр[12].

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций[13]. Однако данная операция может быть применена лишь к товарам, подлежащим обязательному таможенному декларированию и не распространяется на товары, подпадающие под правило о льготном перемещении товаров.

Проверка документов и сведений. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных операций таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством[14].

Примером осуществления данной операции таможенного контроля может служить проверка документов на временно вывезенное охотничье оружие, драгоценности, культурные ценности, иконы (в случае организованного паломничества к святым местам, что по классификации ВТО также относится к международному туризму[15]) и т. д.

Устный опрос. В ходе таможенного оформления должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц без оформления объяснений в письменной форме[16]. Эта операция таможенного контроля характерна, например, для контроля вещей туристов, пересекающих таможенную границу, когда сотрудник таможенного органа проводит опрос на предмет выявления товаров, запрещенных к ввозу/вывозу, валюты и т.п.[17]

Получение объяснений – получение должностным лицом таможенного органа от туриста сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля. Отличается от устного опроса тем, что такое объяснение оформляется в письменной форме[18].

Таможенное наблюдение – это гласное визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем[19]. Данная операция таможенного контроля сводится к наблюдению сотрудниками таможенных органов за туристами с целью обнаружения каких-либо признаков совершения противоправных действий со стороны туристов или выявления нарушений порядка перевозки товаров.

Таможенный осмотр – операция таможенного контроля, заключающаяся во внешнем визуальном осмотре товаров, в том числе транспортных средств, участвующих в перевозке организованных групп туристов. Таможенный осмотр может сопровождаться применением технических средств контроля, собак и иных животных, специально обученных поиску наркотических средств, оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, сокрытых от таможенного контроля.[20]. При таможенном осмотре сотрудник таможенных органов осматривает багаж туристов и, например, автобус, на котором путешествуют туристы[21].

Таможенный досмотр — операция таможенного контроля, заключающаяся в обследовании товаров, в том числе транспортных средств, участвующих в перевозке, со вскрытием багажа и грузовых отсеков таких транспортных средств[22]. По результатам досмотра составляется акт. Данная операция таможенного контроля применяется в том случае, когда у сотрудников таможенной службы есть основания полагать, что туристы провозят товары в нарушение законодательства.

Личный таможенный досмотр также является операцией таможенного контроля, которая может быть применена к физическим лицам. Проведение личного досмотра допускается в исключительных случаях по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, только при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает по требованию должностного лица таможенного органа товары, являющиеся объектами нарушения действующего беларуского законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. О проведении личного таможенного досмотра таможенным органом составляется акт личного таможенного досмотра в двух экземплярах[23].

Следует также отметить, что таможенные органы могут применять несколько таможенных операций. Таможенные органы на своё усмотрение выбирают операции контроля в зависимости от объекта контроля.

 

3. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых различными видами транспорта.


Международный туризм предусматривает использование различных видов транспорта из-за необходимости перемещения пассажиров и их багажа на далёкие расстояния. Использование того или иного вида связано с уровнем развитости транспортной отрасли страны или обусловлено её географическими или геополитическими особенностями, традициями. Поэтому порядок осуществления таможенного контроля установлен отдельно в отношении каждого из видов транспортных перевозок и обладает определённым набором особенностей и различных нюансов[24].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.