Рефераты. Международные экономические отношения






5. МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

7. Западноафриканский экономический и валютн. союз (ЮЭМОА) - Кот-т'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.


33. Сущность свободно-экономических зон, причины их создания и их место во внешней торговле.

Под свободной зоной (или ”зоной-франко”) понимается часть терр. страны, на которой товары рассм. как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной терр. и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ — это часть терр. страны с особым действующим режимом.

Следующие характерные черты СЭЗ:

а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе: внешнеторговых; фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деят-ти; финансовых, включающих различные формы субсидий; административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, ТНК получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

Создание СЭЗ направлено на развитие экономики отдельных терр. и регионов.


34. Разновидности свободно-экономических зон и их осн. черты.

Среди наиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие.

Зоны свободной торговли. Получили наибольшее распространение в США, где законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами.

Специальные таможенные зоны (транзитные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров)

Специальные торгово-промышленные зоны (терр. со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного произв-ва, экспорта продукции)

Специальные зоны поощрения экспорта или экспортно-произв-венные зоны (анклавы в рамках национальной таможенной терр., обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны)

Зоны технико-экономического развития.

Зоны развития новой и высокой технологии (ЗРНТВ).

Оффшорные зоны или ”налоговые гавани” (привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью гос. регулирования).


35. Особенности инв-нного климата свободно-экономических зон.

Прежде всего, наличие благопр. инвестиц. климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.

Выделяют четыре осн. группы льгот:

1. Внешнеторговые льготы. 2. Налоговые льготы 3. Финансовые льготы (включают различные формы субсидий) 4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.


36. Социально-экономическая роль создания свободно-экономических зон.

Социально-экономические выгоды от создания СЭЗ (внешнеторговых в США, "Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили м/н торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-произв-венный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деят-ти СЭЗ в промышленно разв. странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Особый режим хозяйствования в СЭЗ развив. стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей.

В процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деят-ти, комплексное развитие.

Заметная роль свободных экономических зон в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли произв-ва, в привлечении иностранного капитала или оживлении деят-ти мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не является достаточным основанием рассм. их как универсальный способ модернизации экономики. Степень влияния свободных экономических зон на остальную территорию многих развив. стран является довольно ограниченной.


37. Свободно-экономические зоны в России.

По представлениям нек-рых российских предпринимателей СЭЗ должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране".

Процесс образования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами: отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ; огромностью отводимых терр. для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети терр. России;  массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;  стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ. Потом возобладал подход к ликвидации огромных по площади зон. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного произв-ва.

Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких СЭЗ, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области".

Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ" -  в результате возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы.

 СЭЗ "Находка": здесь осуществляются проекты по орг-ции и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Рассматривая СЭЗ как важню составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики и использовании их в достаточно жестко запрограммированном направлении. Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования СЭЗ, можно предположить, что для России механизм СЭЗ может стать важной составной частью национальной стратегии развития.

Орг-ция СЭЗ в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.


39. Осн. особенности развития м/н рынка технологий.

М/н движение научно-технических знаний, растущее очень быстрыми темпами, — это еще один фактор интернационализации производительных сил. Это движение — одна из быстро развив. форм вывоза капитала. Характерная черта данного этапа развития НТР — растущая интернационализация науки и научно-технических знаний. Передача технологий между отдельными странами происходит прежде всего путем обмена новой научно-промышленной продукцией, внесения прямых технических инвестиций за границей и продажи патентов и лицензий.

Осн. часть новых технологий направляется в новые, наиболее прогрессивные отрасли( электротехн., хим., металлург. и машиностр. Промышленности). Н/т отношения между странами являются фактором, вызывающим техническую, экономическую и политическую зависимость от крупнейших мировых экспортеров лицензий и технологий.

Возникновение и реализация новых технологий продолжают оставаться важными факторами, влияющими на МТ, экспорт и импорт капитала — на их объем, структуру, качество и цену.

Важное влияние на м/н обмен научно-техническими достижениями имеют военно-полит. аспекты. Разработка новых научно-технических достижений и м/н обмен ими будут оказывать растущее влияние как на развитие отдельных национальных экономик, так и на всю область международных экономических и политических отношений.


38. Виды и формы технологического обмена.

40. Формы м/н обмена технологиями. Виды лицензионных соглашений.

Формы передачи технологий: 1. Патентное соглашение 2.            Лицензионное соглашение – разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию. 3 Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов произв-ва, использование которых обеспечивает определенные преимущества 4. Инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования оборудования.5. Передача технологий на коммерческих условиях между странами в рамках соглашений о промышленном сотрудничестве, научно-технич. и произв-венной кооперации, инв-нном сотрудничестве. 6. На некоммерческой основе – передача технологий в форме выставок, научных конференций, обмена в публикациях.

М/н. технологический обмен осуществляется и в виде «утечки умов».

Главной формой м/н обмена технологиями между капиталистическими странами является продажа лицензий: когда владелец опр-го научно-техн. достижения (изобретения, охраняемого патентом) разрешает другой стороне пользоваться им за вознаграждение или за определенные обязанности.

Крупнейшими экспортерами технологий являются США, Япония, Германия.

Виды лиценз. платежей: 1. Роялти – периодич. отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, зависящие от размера прибыли. 2. Паушальный платеж – зафиксированный в соглашении единовременный платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии. 3. Участие в прибыли – отчисления в пользу лицензиара части прибыли, полученной от коммерческого использования технологий. 4. Участие в собственности – передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за лицензию.


41. М/н регулирование рынка технологий.

МПТ обеспечивается правовой защитой. В большинстве стран новые технологии защищаются 1 или несколькими правовыми инстр-ми – патентами, лицензиями, копирайтами (право воспроизведения), товарными знаками.

Государственное регулирование рынка технологиями может быть вызвано рядом причин: -стремление удержать технологическое лидерство; - соображение нац. безопасности, тогда  гос. контроль направлен на предотвращение попадания технологий произв-ва вооружений и технологий 2-го назначения в страны, правительства которых проводят враждебную политику; - условия м/н соглашений.

Прямое гос. регулирование вывоза и ввоза технологий осуществляется органами экспортного контроля методами таможенного и пограничного контроля.

Косвенное регулирование – через систему гос. регистрации патентов и торговых знаков. В некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства.


42. Россия в системе м/н обмена технологиями.

В XXI в. место и роль России в мировой экономике и МэО будут во многом определяться уровнем ее научно-технического развития, способностью создавать и эффективно тиражировать собственные и широко использовать импортные наукоемкие технологии, степенью присутствия страны на мировом технологическом рынке.

Для России весьма актуальна проблема интеграции в мировой рынок наукоемких технологий. Ныне в стране почти отсутствует платежеспособный спрос на часть наукоемкой продукции. Это приводит к утрате и старению наиболее передовой технологической базы (космонавтика, авиация, биотехнология и др.). Согласно прогнозам, объем экспорта по приоритетным макротехнологиям уже в первом десятилетии XXI в. позволит в 2—3 раза повысить платежеспособность населения и обеспечить спрос на наукоемкую продукцию на внутреннем рынке. Это должно послужить стимулом дальнейшего экономического роста.

Для реализации этих прогнозов необходимо добиваться превращения результатов научных исследований и НИОКР в продукт, пользующийся спросом на мировом рынке. Современный рынок требует не полуфабрикаты в виде научных идей или даже патентов, а готовый товар — конкурентоспособную технологию.

Учитывая заметный интерес стран Запада к получению доступа к передовым научным разработкам и достижениям российской науки, выражающийся, в частности, в росте числа проектов технического содействия и финансовой помощи, очевидно, что механизм включения России в систему мирохозяйственных связей необходимо совершенствовать.

Следует более взвешенно подходить к использованию иностранных инвестиций в высокотехнологичных секторах российской промышленности. В условиях ресурсного дефицита их следует поощрять, но при этом нельзя допускать неоправданную продажу ключевых технологий, подрывающую технологическую безопасность России. Решение о привлечении иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли России должно тщательно анализироваться в каждом конкретном случае, исходя из национальных интересов.


43. Причины международной миграции рабсилы.

Под международной (внешней) миграцией рабсилы понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране.

Причинами миграции рабсилы являются факторы как экон., так и неэкон. характера. К последним относятся: политические, нац., религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабсила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возм-ть миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы. Существенным экономическим фактором является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. ТНК способствуют соединению рабсилы с капиталом, осуществляя либо движение рабсилы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.


44. Волны международной миграции рабсилы.

1. В середине XIX века было самое значительное явление в истории современной м-и населения, когда произошел взрыв эм-и из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода».

2. Широкомасштабная м-я в начале 80-х годов XIX в. из Италии и стран Вост. Европы в США (изза падения цен на европейскую пшеницу)

3. Новая волна м-и из Европы в США отмечена в 20-е годы.

4. После 2-й мир. войны отмечают три новых потока в м-и рабсилы в США: - "утечка умов", устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку.; - потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания, и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после победы "северян" над "южанами", а также с Кубы (1980 г.).; - самым крупным потоком этого периода является наплыв рабсилы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии. В 90-е годы 84% всех иммигрантов приехали из этих регионов.

5. В Европе с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы м-и рабсилы. Рабсила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы.


45. Направления миграции (миграционные потоки).

1) миграция из развив. в промышленно развитые страны; 2) миграция в рамках промышленно развитых стран; 3) миграция рабсилы между развив. странами; 4) миграция рабсилы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развив. в промышленно развитые); 5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развив. страны.


46. Совр. центры притяжения рабсилы.

Двумя традиц. центрами притяжения РС - США и Зап. Европа. В США труд. ресурсы исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения высококвалиф. кадров, которая осуществляется до сего времени. В 70-е число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за эти годы) В 80-е масштабы иммиграции еще больше возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны.

Зап. Европа -  на нее приходится более четверти иностранной рабсилы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабсилы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.

Формирование в 60-70-е годы новых полюсов экономического роста привело к возникновению новых регион. центров притяжения рабсилы: нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др), Австралия, ЮАР и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские "новые индустриальные страны".

В 60-е годы стал формироваться м/н центр притяжения РС в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.


47. Государственное регулирование миграции рабсилы.

Проблемы, которые несет с собой м/н миграция рабсилы, привели к созданию широкой системы гос. и межгос. регулирования. Вмешательство государства в м/н движение рабсилы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце 18 в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие евр. страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на ПМЖ, и неиммигрантами — людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там, на ПМЖ. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической т.з., является регулирование трудовой иммиграции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.