Чтение морской, карты
Перед тем как пользоваться картой, судоводитель обязан ее внимательно изучить. Для этого необходимо уметь правильно разбираться во всех условных обозначениях, нанесенных на карту, т. е. уметь читать карту. На советские МК все объекты нанесены условными знаками, грунты — сокращенными надписями, согласно помещенным в книге «Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей», изданной ГУНиО МО СССР в 1985 г. Некоторые извлечения из этой книги приведены на рисунке.
После общего ознакомления с картой по ее заголовку и надписям (примечания, предостережения и т. п.) следует изучить навигационно-географические данные района, изображенного на ней. Большим облегчением для чтения карты являются наносимые на них характеристики грунтов и изобаты (линии равных глубин), позволяющие судить о качестве и рельефе морского дна. Плавный рельеф, отсутствие банок и островов благоприятны для судовождения. Сложный рельеф, характеризующийся скачками глубин, наличием банок и островов, опасен и требует предосторожностей, так как при таком положении можно встретить какие угодно малые глубины, не обнаруженные промером. Белое пятно на карте указывает на то, что в этих местах глубины никогда не измерялись. Магнитное склонение для данного района указывают на картах с точностью до 0,25°. Сведения о годовом изменении склонения и эпохе, к которой оно относится, помещают в заголовке карты. Места магнитных аномалий замыкают сплошными или пунктирными линиями; значение магнитного склонения в районе магнитной аномалии отмечают звездочкой. Течения на МК показывают стрелками; скорость течения с точностью до 0,25 уз пишется над стрелкой.
Объекты, для которых не предусмотрено условных обозначений в указанном выше документе, изображают специально установленными для них условными знаками, помещаемыми под заголовком карты.
МК составляют на основании гидрографических работ. Проведение описи и время составления указывают на каждой карте под рамкой в правом нижнем углу. Эти даты служат основным критерием для оценки достоинства карты. Естественно, лучше пользоваться картой, составленной по материалам более поздних гидрографических работ. Важным критерием для оценки достоинства карты является также ее масштаб, от которого зависят число наносимых на карту деталей, подробности промеров и рельефа морского дна. Учитывая, что с уменьшением масштаба число элементов, наносимых на карты, неизбежно уменьшается и карты становятся все менее подробными, следует применять карты наиболее крупного масштаба. Важно иметь в виду также то, что сведения о глубинах должны быть настолько полными, чтобы можно было получить ясную картину рельефа дна в описываемом данной МНК, районе
МНК, являясь исключительно ценными и наполненными всевозможной информацией пособиями для плавания, имеют все же ограниченные возможности в передаче действительности. Так, даже самые современные условные знаки не в состоянии дать полного представления, например, о климатических особенностях района, о влиянии различного рода гидрометеорологических факторов и многое другое. Невозможно также на МНК передать сведения о режимах работы РНС, правилах плавания и стоянки судов в портах, порядке производства ремонта, возможностях пополнения запасов и т. д. Часть такой информации воспроизводится на специальных справочных и вспомогательных картах, но все сведения, отсутствующие на МК, можно найти лишь в специальных книгах — руководствах для плавания. В том случае, если между картой и каким-либо руководством для плавания существует расхождение в навигационной информации, то за основу принимают данные карты самого крупного масштаба.
ВОПРОС № 11 Подобрать необходимые карты и навигационный пособия для перехода между портами, пользуясь английским или русским каталогом карт и книг. Расположить карты в порядке их использования с указанием номера, названия и масштаба. В перечне навигационных пособий указать гидрографический номер, название и год выпуска. По возможности приложить к работе списанный на судне Каталог предыдущего года издания.
Таблица карт на переход
ВЕНЕЦИЯ- РОДОС
№ п/ п
Адмиралтейский номер карты
Район плавания
Знаменатель масштаба
Год издания
Дата малой корректуры
Примечание
1
30103
Восточная часть Средиземного моря
2000000
1997
23.06.97
Ген
2
30306
Адриатическое море
1000000
1998
Ген..
3
38340
Западная част порта Венеция
10000
План.
4
38339
Восточная часть порта Венеция
1996
План
5
33318
Западная часть Венецианского залива
100000
Путь
6
32309
Венецианский залив
200000
7
31031
Северная часть Адриатического моря
500000
1993
8
31030
Южная часть Адриатического моря
1995
Путь.
9
32300
Пролив Отранто
1994
10
30305
Ионическое море
1990
11
31029
Восточная часть Ионического моря
12
32214
От острова Андикитира до острова Сапьендза
13
30302
Эгейское и Мраморное моря
14
31017
Южная част Эгейского моря
15
32215
От мыса Саватаки до острова Крит
16
32209
От острова Китнос до острова Анафи
17
32218
От острова Родос до острова Крит
18
31018
От острова Крит до залива Анталья
1987
19
32220
От залива Гюллюк до осторова Родос
20
33249
Остроа Родос с подходами
21
38275
Бухта Лаки ( Гонья) и порт Родос А. Порт Родос Б. Бухта Лаки ( Гонья )
10000 10000
План План
Таблица навигационных пособий на переход
Порт ВЕНЕЦИЯ - Порт РОДОС
№ п/п
№ по каталогу
Наименование пособия
Год печати
1247
Лоция Эгейского моря
1988
1248
Лоция Ионического моря
1980
1249
Лоция Адриатического моря
1978
2219
Огни Средиземного моря, часть 1 Восточная часть
1977
3203
РТСНО Черного и Средиземного морей
1963
6003
Таблица приливов Том 3. Зарубежные воды
ежегодно
6238
Атлас поверхностных течений Средиземного моря
1981
6242
Атлас течений и ветров Средиземного моря
1974
6243
Гидрометеорологические карты Средиземного моря
1983
9002
Морской астрономический ежегодник
Извещения мореплавателям
9004
ВАС-58 Том 2 для широт 20-38°
1971
ВАС-58 Том 3 для широт 40-60°
9011
МТ-75
1975
9015
Океанские пути мира (Английского издания)
1973
9016
Международный свод сигналов(МСС_65 )
1965
9018
Международные правила предупреждения ( МППСС-72)
1972
9029
Система ограждения МАМС
1982
9032
Порты мира Том 3
Краткие сведения о морских картах СССР
1968
22
9956
Выпуск Извещений Мореплавателям
Еженедельно
ЗАДАЧА №12 Построить суточный график прилива для пункта и на указанную дату. Используя график, определить промежутки времени возможного безопасного прохода судна с осадкой hmax =8,9м. и запасом воды под килем 0,5 м., указанном в данном районе на карте hк = 7,5м. Для вычисления высоты и времени ПВ и MB использовать Таблицы приливов текущего года или предыдущих лет, указав год, По возможности таблицы приливов приложить к работе.
Дано: Пункт-Ярмут (Yarmouth.) 27.03.1998.
Решение:
1. Из Таблицы приливов 1998г определяем, что для заданного дополнительного пункта, основной пункт " Сент Джон " . № 2467
2. Определяем время наступлания и высоту уровня полных и малых вод в основном пункте и исправляем их поправкой для дополнительного пункта.
Дата
Т1мв
час.мин
h1мв,
м
T1пв
h1пв,
T2мв
час. мин
h2мв,
Т2пв
h2пв
27.03.98.
04h45min
0,4
10h53min
8,5
17h10min
0,1
23h16min
8,6
Поправка в дополнительном пункте
-lh 17 min
-0,1
-lh08min
-0,3
-lh 17min
Время наступления высоты «Ярмут»
03h28min
0,3
09h45min
8,2
15h53min
+0,0
21h59min
8,3
3.Определяем время роста прилива в дополнительном пункте « Ярмут »
утро Т 1p = Т 1пв - Т 1мв = 09h 45min - 03h,28min = 6h 17min
вечер Т 2р = T 2пв - Т 2мв = 21h 59min - 15h,53min = 6h 06min
4.Величина прилива : утро B1 = h1пв - h1мв = 8,2 - 0,3 = 7,9м.
вечер В2 = h2пв - h2мв = 8,3 - 0,0 = 8,3м
5.Определяем глубину для безопасного прохода
hпроход = hmax + Dh = 8,9 + 0,5 = 9,4м
6.Определяем минимальную глубину на карте с учетом прилива
утро:hk min = hk + h прил. = 7.5 + 0,3 = 7,8м
вечер:hk min = hk + h прил. = 7.5 + 0,0 = 7,5м
Следовательно безопасный проход судна в порт с осадкой Т max = 8,9м возможен во время утреннего и вечернего прилива.
7.0переделяем поправку высоты воды между заданной проходной и ближайшей малой водой
утро: Dh пв = h зад. прох - hy min = 8,9 -7,8 = 1,1м.
вечер:Dh пв = h зад. прох- hв min = 8,9 -7,5 = 1,4м.
8. Определяем величину прилива между заданной проходной осадкой и глубиной указанной на карте
утро B1y.м = h задан.проход - h карт = 8,9 - 7,5 = 1,4м.
вечер В2в.м = h задан.проход - h карт. = 8,9 - 7,5 = 1,4м
По графику прилива определяем время когда судно с заданной осадкой и данной глубиной под килем может безопасно пройти в порт Ярмут.
Судно с осадкой Т max - 8.9 м сможет войти в порт Ярмут –
с 05h .26min до 13h. 44min и с 18h. 02 min до конца суток.
Литература
1. Ермолаев Г.Г., Затеев В.А. «Основы морского судовождения», М., Транспорт, 1971 – 118 ст.
2. Ермолаев Г.Г. «Морская лоция», М., Транспорт, 1984 – 312 ст.
3. Гаврюк М.И. «Задачник по навигации и лоции», М., Транспорт, 1984 – 312 ст.
4. Система ограждения МАМС №9029 – ГУНИО М.О. РФ
5. Мореходные таблицы (МТ-75)
6. Таблицы приливов том №1 Зарубежные воды. 1975.
7. Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей №9025.
Страницы: 1, 2, 3