Рефераты. Оптимизация каналов распределения продукции






Признание важности всех видов информации, ее внутренних и внешних потоков, контроля за ними и их использованием привело во многих корпорациях к изменению форм деятельности подразде­лений, ответственных за функционирование информационных сис­тем.

Примерно в это же время были предприняты меры по регулиро­ванию международного товародвижения с целью упростить, мини­мизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков, такие, как: различия в национальных стандартах на продукцию, большие расстояния в области передачи информации и перевозок, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовыми расчетами по ним, наличие импортных квот и экспортных ограничений, весьма жесткие требования к упа­ковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических пара­метрах транспортных средств и путей сообщения и т.д.

1.3. Уровни развития логистики

В реальной экономике системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам нахо­дятся на различных стадиях, или уровнях развития. Существуют от­дельные стадии, через которые функции логистики неизбежно долж­ны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития. Анализ ведущих промышленных компаний различных капитали­стических стран позволил выявить в их рамках четыре последова­тельные стадии развития логистических.

 Для первой стадии развития логистики характерен ряд следую­щих моментов. Компании работают на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наиме­нее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляе­мой с предприятия, и ее транспортировку (рис. 2).

Система действует по принципу непосредственного реагирования на еже­дневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продук­ции. Работу системы логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспорти­ровку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.

 

1-й уровень

Сфера закупок и снабжения

 

Управление материалами в

сфере производства

 

Сфера физического распределения

 
 




 







2-й уровень

Сфера закупок

и снабжения

 

Управление материалами в

сфере производства

 

Сфера физического распределения

 
 









3-й уровень

 












4-й уровень

Сфера закупок

и снабжения

 

Управление материалами в

сфере производства

 

Сфера физического распределения

 
 












Рис. 2. Уровни развития логистики на фирмах


Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня раз­вития, характерно управление потоком производимых предприяти­ями товаров от последнего пункта производственной линии до ко­нечного потребителя. Контроль системы логистики распространяет­ся на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка за­казов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики. При выполнении этих задач используются ком­пьютеры, однако, соответствующие информационные системы не отличаются, как правило, высокой сложностью. Работа логистичес­кой системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат.

Системы логистики третьего уровня контролируют логистичес­кие операции от закупки сырья до обслуживания конечного потре­бителя продукции. К дополнительным функциям таких систем от­носятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управ­ление запасами сырья или незавершенного производства, проекти­рование систем логистики. Единственная сфера, которая не кон­тролируется менеджером по логистике, — это повседневное управ­ление предприятием. Работа системы оценива­ется не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление осуществляется не по принципу непосредственного ре­агирования, а основано на планировании упреждающих воздейст­вий.

Число компаний, использующих логистические системы четвер­того уровня развития, пока еще невелико.  Область действий логистических функций здесь в основ­ном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логис­тики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей раз­личных подразделений компании. Управление системой осуществ­ляется на основе долговременного (более одного года) планирова­ния. Работа системы оценивается с учетом требований международ­ных стандартов. Компании осуществляют свою деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требова­ний заказчиков. Управление функциями глобального распределения, а также по­током материалов и информации предъявляет новые, повышенные требования к менеджерам логистики. Усиливается потребность в привлечении других фирм («третьих участни­ков» — таможенных и экспедиционных агентств, банков) к участию в логистических процессах.

Практический опыт работы фирм в разных странах мира показал, что восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и — при возникновении бла­гоприятных условий — скачкообразно. Такими условиями могут быть слияние предприятий, новый режим управления, политические ини­циативы (например, принятие закона о свободной торговле).

В последние годы в странах с развитой рыночной экономикой развитие ло­гистики характеризуется передачей функций контроля над распределе­нием готовой продукции от производственных фирм к специализирован­ным фирмам, т. е. внешним агентам. Эта тенденция проявилась снача­ла в Западной Европе и Японии и позже в США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет к значительным изменениям в организации работы по перемещению продукции.

Логистика по контракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечение самостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компании по распределе­нию продукции, включая транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В этом — одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного разделения труда. Включение в систему логистики специализированных фирм обус­ловлено, во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации услуг, который отсутствует в производственной фирме; во-вторых, стремлением последней сократить свои наклад­ные расходы и сконцентрироваться на основных производственных прибыльных функциях. Большинство из существующих специализированных компаний логистики образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций. Другая их часть возникла путем реорганиза­ции некоторых транспортных компаний, взявших на себя такие функции, как, например, упаковка, сборка, маркировка, сортиров­ка, хранение, управление запасами, стратегическое планирование распределения продукции.

Развитие логистических систем осуществляется во взаимосвязи с эволюцией концепции логистики и ее принципов, формировавших­ся в странах с рыночной экономикой в течение весьма длительного времени.


1.4. Теория распределительной логистики

1.4.1. Понятие распределительной логистики

Термин «распределение», использованный в названии изуча­емой функциональной области логистики, имеет широкое при­менение как в науке, так и в практике.

В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основ­ным предметом исследования и оптимизации. Главным предме­том изучения в распределительной логистике является рациона­лизация процесса физического распределения имеющегося запа­са материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распредели­тельной логистикой.

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление ма­териальными потоками, поэтому решать различные задачи рас­пределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

Ø     распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

Ø     распределяются грузы по местам хранения при поступле­нии на предприятие;

Ø     распределяются материальные запасы между различными участками производства;

Ø     распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.

Для того чтобы очертить границы распределительной логи­стики, необходимо рассмотреть схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии (рис. 3).




Рис. 3. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики

Как видно из рис. 3, материальные потоки становятся объектом распредели­тельной логистики на стадии распределения и реализации готовой продукции.

Понятие распределительной логистики легко сформировать на основе общего определения понятия логистики. Вспомним, что логистика определяется как наука (деятельность) о сквозном управлении материальными потоками, включающими в се­бя:

1.   Доведение материального потока до производства:

2.   Управление процессом прохождения потока внутри произ­водства;

3.   Управление процессом доведения готовой продукции до по­требителя.

Специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках».

Распределительная логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет со­бой науку (деятельность) о планировании, контроле и упра­влении транспортированием, складированием и другими мате­риальными и не материальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соот­ветствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информа­ции.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

§      подчинение процесса управления материальными и инфор­мационными потоками целям и задачам маркетинга;

§      системная взаимосвязь процесса распределения с процесса­ми производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

§      системная взаимосвязь всех функций внутри самого рас­пределения.

Определение распределительной логистики формулирует­ся следующим образом: распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процес­се оптовой продажи товаров.

Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном за­висит от факторов, лежащих за пределами логистики, напри­мер, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т. п. Рациональная организация материальных потоков в процессе розничной продажи, конечно же, необходима, но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального пото­ка.

Необходимо уточнить, что сказанное выше относится не к процессу роз­ничной торговли в целом, который включает в себя и оптовую закупку и розничную продажу, а только к розничной продаже, то есть к обслуживанию покупателя.

Объект изучения в распределительной логистике — мате­риальный поток на стадии движения от поставщика к потре­бителю. Предмет изучения — рационализация процесса физи­ческого продвижения продукта к потребителю.

Распределение материального потока уже достаточно давно является существенной стороной хозяйственной деятельности. однако положение одной из наиболее важных функций оно при­обрело лишь сравнительно недавно. В странах с развитой ры­ночной экономикой в 50-х — начале 60-х годов системы распре­деления развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю; вопросы произ­водства и закупок материалов решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупно­сти образуют функцию распределения, трактовались как само­стоятельные функции управления. Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х — начале 70-х годов. В этот период пришло понимание того, что объединение различных функций, касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления, несет в себе большой резерв повышения эффективности.

Результатом интегрированного подхода к реализации раз­личных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и пред­приятии.

В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить выделение и развитие специаль­ных структур, занимающихся снабжением магазинов. В странах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределе­ния в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи роз­ничной торговли. Отечественный опыт представлен организаци­ей централизованной доставки товаров в магазины экспедицион­ными подразделениями торговых оптовых баз.


1.4.2.Задачи распределительной логистики


Распределительная логистика охватывает весь комплекс за­дач по управлению материальным потоком на участке постав­щик — потребитель, начиная от момента постановки задачи ре­ализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решае­мые в процессе продвижения уже готовой продукции к потреби­телю.

Состав задач распределительной логистики на, микро- и ма­кроуровне различен.

На уровне предприятия, то есть на микро­уровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

1.                 планирование процесса реализации;

2.                 организация получения и обработки заказа;

3.                 выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосред­ственно предшествующих отгрузке;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.