Рефераты. Опыт инновационного менеджмента в международном бизнесе






2.     Внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы. Внутренняя структура социально-экономической системы состоит из подсистем научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

Структурный подход к проблемам инновационного менеджмента — это определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов менеджмента в их совокупности с целью установления рационального соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения ресурсов.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход целесообразно применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.

Сущность функционального подхода к инновационному менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности.

При применении функционального подхода происходит абстрагирование от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего, с системным, воспроизводственным, маркетинговым. Ведущие фирмы мира, применяя функциональный подход, создают совершенно новые оригинальные изделия, максимально удовлетворяющие новые потребности.

Например, компания «Тойота» переходит на массовое производство легковых автомобилей с двойной системой энергоснабжения: бензин и электричество. Конструкция обеспечивает свободный переход на тот или иной вид энергоснабжения: на трассе — на бензин, с подзарядкой аккумуляторов от бензинового двигателя, в городе — на электричество. За подобным решением одной из главных экологических проблем планеты Земля большое будущее.

Широкое внедрение в практику конструирования функционального подхода способствует введению во многих странах национальных стандартов по функционально-стоимостному анализу. Например, стандарт США по ФСА имеет объем около 130 страниц.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Одним из основных требований к современному стратегическому управлению является обеспечение рентабельности инновационной политики компании. Реализация этого требования может наталкиваться на определенные трудности, в частности, на усиление конкуренции. В этом случае компании вынуждены проводить избирательную товарную политику и обеспечивать свое присутствие на основных мировых рынках для сбалансирования общих результатов, руководствуясь при этом более жесткими нормами рентабельности, чем раньше. Так, руководство компании «Сан-Гобэн» исходит из того, что норма прибыли на акционерный капитал для каждого вида деятельности должна быть не менее 10%. В 199:5 г. этот показатель для 500 первых американских компаний составлял 14,6%, тогда как: в 1975-1984 гг. — 13,2%. Компания «Лафарж» с 1992 г. руководствуется принципом контроля рентабельности активов, при этом целевой показатель составляет: для размещенных активов — 14%, для приобретений — 16% через три года, для новых инвестиций — 12% плюс премия за риск.

Фирма Compagnie bancaire не занимается деятельностью, которая дает менее 15% прибыли (после налогообложения) на собственный капитал. Компания Compaq ориентируется на оборот в; 1 млн. долл. на одного работающего.


2.2 Роль инновационного менеджмента в экспансии компаний индустриальных государств на мировом рынке


Развитие процессов глобализации обусловливает усиление конкуренции. При этом сегодня речь идет о глобализации не только рынков, но и производства, характеризующегося значительной международной мобильностью факторов производства. Современная глобализация имеет многосторонний характер. Она носит производственно-финансовый характер, что проявляется в формировании сети предприятий и бирж, действующих на всех континентах. Она является также культурной благодаря распространению идей и образа мысли; экологической — вследствие порождаемого ею нарушения экологического равновесия; эпидемиологической — из-за распространения вирусных заболеваний, обусловленных, например, развитием авиаперевозок; военной — так как отсутствие коллективной безопасности порождает межнациональные и региональные войны. Однако, развиваясь во многих сферах, глобализация не стала пока универсальной. Одной из важнейших ее особенностей является то, что она носит асимметричный и неоднородный характер, так как различные сферы экономической деятельности глобализируются различными темпами. Если финансы и предприятия уже достаточно глобализированы, то такие сферы, как социальная справедливость, борьба с терроризмом, институциональное сотрудничество и государственная политика, остаются до сих пор замкнутыми в определенных географических границах.

В начале 80-х годов качественно новой разновидностью рыночного способа производства стало интернациональное производство, появление которого обусловлено технологической революцией, в том числе развитием средств связи и информатики, что привело к существенному снижению издержек межстранового перемещения ресурсов. Кроме того, формирование интернационального производства базируется на переходе от массового к индивидуализированному производству. В условиях индивидуализированного производства рентабельность определяется главным образом диверсификацией производимого продукта, стратегией организации и управления производством и используемой рабочей силой, а также раздроблением производственного процесса в географическом аспекте и миниатюризацией его отдельных стадий и операций. Крупная фирма превращается в сеть фирм без определенной национальности, расположенных в разных странах и регионах мира и специализирующихся на отдельных стадиях производственного процесса. Глобализация производственного процесса происходит через посредство новых форм инвестиций и новых средств связи. Прибыль все в большей мере зависит не от стандартизации производства, а от его разнообразия. Все трудоспособное население мира выступает как единая группа работников. Возникают новые социальные отношения.

Компании индустриальных государств придают высокое значение разработке и внедрению инноваций с целью последующей экспансии на мировом рынке. Реализация этой политики имеет существенное значение для внешнеэкономической экспансии компаний. Например, в 1971 году был изобретен первый персональный компьютер; в 1980 году их совокупный парк в США составил 78 тыс. штук, в 1983 году — 1 млн., а в 1985-м — 5 млн. Возникли отрасли, специализировавшиеся на изготовлении такой продукции на экспорт.

Учитывая высокую значимость послепродажного обслуживания поставленного товара в международной торговле, многие фирмы особое внимание уделяют созданию специальных центров поддержки покупателей в других государствах. Новым направлением инновационного менеджмента стало создание специальных центров компетенции в рамках компаний. Рассмотрим реализацию этих новых принципов в деятельности американской компании Compaq на российском рынке. В 2000 г. российское представительство Compaq сообщило о реорганизации отдела по работе с крупными корпоративными заказчиками и создании Центра компетенции. Новые задачи, связанные с решением проблем конкуренции, потребовали определенной перестройки в масштабах корпорации Compaq. Вся деятельность была четко построена на основе нескольких подразделений — business units. В их компетенцию входят разработка, логистика, ценообразование, маркетинг. Было решено создать три центра компетенции:

По мере того как усиливается взаимодействие между производителем и потребителем, а товары и услуги во все большей степени ориентируются на индивидуальные запросы потребителей, увеличивается значение традиционных функций бизнеса, в частности управления запасами, механизма сбыта, управления персоналом и т. п. На возрастание роли инновационного менеджмента указывают многие экономисты. «Для того чтобы стать конкурентоспособными, — пишет американский ученый X. Мальгрем, — управление компаний должно осуществляться таким образом, чтобы быстрая адаптация к новым условиям стала образом жизни на всех уровнях экономической деятельности».

Глобализация конкуренции на «транспромышленной основе», то есть на основе открытия границ, дополняется глобализацией на основе отраслей, открытия национальных границ. Конкуренция в ОИ носит сегодня мировой характер. Глобальный характер конкуренции проявляется не только в увеличении численности компаний, действующих на рынке, но и в умножении форм конкуренции. Традиционно конкурентная мощь американских компаний основывалась на их способности к нововведениям и опоре на емкий американский рынок; японских — на качестве производства и «плотной ткани» подрядных отношений и быстрых темпах распространения нововведений на национальном рынке; европейских — на протекционистской политике государств и системе государственных заказов.

В современных условиях на мировом рынке не существует какой-то одной господствующей формы конкуренции: фирмы одновременно конкурируют между собой по поводу нововведений, цен, качества и потому должны направлять свои усилия «по всем фронтам». Крупным компаниям приходится комбинировать несколько стратегий: развивать производственную базу в странах Юго-Восточной Азии, создавать научные центры в развитых странах, формировать сеть дистрибьюторов на важнейших рынках. Все больше средств приходится расходовать на НИОКР: разработка телефонной станции нового поколения стоит сегодня 2-3 млрд. долл. Немало усилий требует и достижение оптимального производства (в производстве цветных телевизоров, например, «критический порог» составляет около 2 млн. штук в год) и сбыта, поскольку расходы на рекламу и послепродажное обслуживание продолжают расти. Борьба за рынки резко меняет иерархию факторов в пользу факторов спроса, становящихся все более независимыми от предложения; последнее постепенно теряет господствующее место, которое оно занимало последние десять лет. Это значит, что давление со стороны производителей, стремящихся навязать свои нормы потребителям своей продукции, ослабевает. Позиции потребителей укрепляются, теперь для удовлетворения своего спроса они могут обращаться к услугам конкурирующих поставщиков. Дифференциация предложения в ответ на запросы потребителей усиливает сегментацию рынков. В целом многие отрасли представляют собой крайне диверсифицированный ансамбль, в рамках которого сосуществуют, как зрелые, так и растущие виды деятельности, каждая из которых характеризуется специфическими условиями конкуренции и поведения фирм.

3  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭКСПОРТА


3.1 Государственная политика стимулирования фирменной инновационной политики


Для государства инновационная стратегия — это комплекс приоритетов технологического развития, определяющих направления финансирования, создание интеллектуальной и информационной инфраструктуры для инновационного проектирования, создание условий для развития инновационного менеджмента, позволяющего максимально использовать человеческие ресурсы в инновационной сфере, обновление законодательной базы инновационной сферы, прежде всего, в области налогообложения, а также реструктуризация научной сферы с выделением инновационного сектора и поиском наиболее эффективных завершенных исследовательских проектов, которые могут реализоваться в эффективные инновационные проекты.

Сложность разработки инновационной стратегии на государственном уровне заключается в том, что инновационная сфера не только по своей сути многомерна (она включает элементы различных уровней и срезов многоукладной экономики), но и является управляющей системой по отношению к технологии. Так как в инновационную деятельность вовлечены не только представители различных специальностей, но и представители различных органов государственного управления, то нахождение успешных решений в области инновационной стратегии, являющейся управляющим инструментом метауровня по отношению к традиционной системе государственного управления, представляет сложную с точки зрения координации усилий задачу.

Положение компаний, не уделяющих внимание инновациям, в условиях ужесточения конкуренции на международных рынках ухудшается. В настоящее время на рынке господствует потребитель. Инновации позволяют не только получить ценовые преимущества по отношению к конкурентам, но и стимулировать обновление спроса. Предоставляя потребителю новый повод для покупок, они выступают решающим элементом промышленной конкурентоспособности. Фирмы — производители исходят из того, что инновации не ограничиваются только товарами, они должны распространяться на производственные процессы, организационные структуры, материально-техническое снабжение, методы коммерциализации. При этом любая страна может занять достойное место на мировой арене, если развитие инноваций, особенно в области производственных НИОКР, не будет ограничиваться только крупными предприятиями, поскольку для повышения глобальной конкурентоспособности необходимо развивать инновационный потенциал мелких и средних предприятий.

Практика конкурентной борьбы на рынке свидетельствует, что для развития инноваций на государственном уровне необходимо действовать следующих направлениях:

1)     развивать творческий дух сотрудников фирм с помощью формирования корпоративной политики;

2)     высвобождать творческие способности, устраняя мешающие развитию препятствия, в частности многочисленные регламентации на уроне предприятия, убивающие в зародыше любую инициативу;

3)     повысить эффективность передачи технологий и навыков от науки предприятиям, в частности малым и средним предприятиям, оказывать им помощь при найме квалифицированного персонала;

4)     переориентировать государственные исследования в соответствии с четко определенными приоритетами на поддержку крупных инновационных проектов, а также направить часть государственных финансов на практическую реализацию НИОКР, т.е. создание конкретных товаров и технологических процессов;

5)     обеспечить малым и средним предприятиям более высокие гарантии против риска, связанного с инновациями. Например, во Франции предлагается превращение ныне действующего налогового кредита на исследования в налоговый кредит на инновации, что будет способствовать развитию научно-технических исследований и сохранении свободы выбора предприятий; развитие венчурного предпринимательства; повышения степени защиты промышленной собственности и борьбы против подделок; облегчения доступа малым и средним предприятиям к европейским программам НИОКР, располагающим крупными средствами.

Государственное регулирование инновационной деятельности в США Развитие НТП В США, стране рыночной экономики, регулируется преимущественно тремя основными секторами, стимулирующими его поступательное развитие государственными органами, финансирующими научно-технический прогресс; научно-техническим сектором (университеты, научные центры и федеральные лаборатории) и промышленностью, финансирующей собственные программы НИОКР. Эти три сектора национального научно-технического комплекса руководствуются однообразными, порой противоположными целями. Однако в стране эволюционно сложился крупномасштабный механизм, позволяющий гармонично решать сложную хозяйственную триединую задачу, а именно:

·         Выделять направления науки и техники, развитие которых предполагает наибольшие выгоды обществу (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе);

·         Увязывать основные научные и конструкторские работы, проводимые во всех секторах экономики, обеспечивая тем самым «эффект масштаба» от координации усилий ученых и инженерно- технического персонала;

·         Распределять финансовые, трудовые и материальные ресурсы в сфере научно-технического прогресса, сосредотачивая порой основные силы на нескольких «ударных» направлениях, что позволяет добиваться крупных прорывов (проект «Манхеттен», программа «Аполлон» новейшие программы в области ЭВМ, физики и биотехнологии, критических и двойных технологий, методов создания технологий будущих поколений).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.