Рефераты. Обналичивание денег как особенность теневой экономики






Что же касается обналичивания, то в законе «О борьбе с отмыванием денег» она упоминается вскользь и единственный раз: «при снятии со счета юридического лица наличных средств на сумму более 600 тыс. рублей банк обязан уведомить об этом факте Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ), сообщив при этом данные держателя счета и получателя денег». Больше никакой связи между понятиями «отмывание средств» и «обналичивание денег» в действующем российском законодательстве не прослеживается. Так что отождествление и тем более подмена этих понятий с точки зрения действующего законодательства абсолютно неправомерны.


1.3. Способы обналичивания денег


Неподконтрольные наличные деньги – зачастую самое удобное и необходимое средство расчета и накопления. «Черный нал» применяется для выплаты зарплат в конвертах, покупки товара, и других целей. Придумано уже немало схем для того, чтобы преобразовать виртуальную прибыль компании, хранящуюся на текущих счетах банков, в осязаемую сумму денег.[6]

Оплата счетов. Наиболее простой и сравнительно законный способ быстро обналичить небольшие суммы с текущего счета компании – это снять их для закупки под отчет малоценных товаров, для расчета за потребленную электроэнергию, для служебной командировки или под закупку сельхозпродукции. Все другие операции между юридическими лицами ограничиваются вполне определенными суммами.

Однако обойти неудобные ограничения можно, сделав перевод хранящейся выручки на счету до налогообложения на счет аффилированного физического лица, зарегистрированного как предприниматель и работающего на едином налоге. Поскольку такие физические лица платят лишь невысокую фиксированную ставку налога, они  могут обналичивать свой текущий счет в банке в качестве прибыли от предпринимательской деятельности.

В то же время самой компании нужно как-то обосновать такой перевод денег, поскольку он производится еще до уплаты налога на прибыль. Поэтому на практике прибегают к фиктивным договорам с завышенной ценой. Суть фиктивного договора состоит в том, что он не направлен изначально на реальное наступление юридических последствий, то есть фактически является распечатанной бумагой. Причем, чтобы позднее контролирующие органы не обнаружили подвох, заключать их стараются относительно того, что невозможно потрогать руками, - к примеру, ремонтные или иные работы, оказание массы различных услуг. Чтобы не привлекать внимания, компании стараются не выходить за пределы рыночной стоимости подобных работ и услуг.

После «выполненных работ и услуг» составляются акты об их исполнении, и появляется основание переводить деньги на счет. Кроме того, выбираются те работы и услуги, исполнение которых требует последующего включения этих затрат в статью валовых расходов, чтобы уменьшить для компании уплату налога на прибыль.

Одной из наиболее используемых схем незначительного обналичивания средств (до 3-5 тыс. долларов) сейчас является схема оказания компании различных консалтинговых услуг физическим лицом, работающем на едином налоге, и получение арендных платежей.[7]

Договора поставок. Оптимизировать постоянное обналичивание корпоративных средств можно путем применения различных  схем заключения договоров поставок. Так, к примеру, практически невозможно доказать фиктивность договоров о купле-продаже товаров на условиях долгосрочной предоплаты. Согласно данной схеме, компания переводит большую денежную сумму в качестве аванса в счет поставляемых  в будущем товаров. При этом в договоре оговаривается длительный срок исполнения взятых на себя аффилированным лицом обязательств, например, 5-10 лет. К этому времени, возможно, компания уже будет ликвидирована.

Согласно другой схеме, компания специально заводит судебные дела против аффилированного поставщика для того, чтобы отнести расходы за неполученные товары к валовым расходам в качестве безнадежной задолженности.

Также можно обналичить деньги в качестве штрафа или пени за договор, который стороны не собирались исполнять, но включили туда жесткие условия ответственности. В таком случае физическое лицо сначала перечисляет положенную сумму на счет поставщика. Затем последний отказывается поставлять товары, решает вернуть полученную сумму плюс штрафные санкции, которые, например, исчислялись в двукратном размере от стоимости заказа.

Часто используемым ходом компаний является обналичивание денег под закупку сельскохозяйственной продукции. Такая продукция якобы закупается у индивидуальных сельских хозяйств из других областей с оформлением специального акта о закупке.

Оценка интеллектуальной собственности. Очень трудно распознать ценность гениальных идей как нематериальных активов. Оформив фиктивный лицензионный договор с аффилированным лицом, можно обналичивать довольно серьезные суммы, ведь оценить не имеющий никакой ценности нематериальный актив можно очень дорого.

При этом многие объекты интеллектуальной собственности даже не требуют официальной регистрации. Достаточно лишь составить лицензионный или франчайзинговый договор и периодически перечислять в качестве платежей безналичные суммы на счет данного физического лица, обладателя идеи. Если нужно обналичить большую сумму, то купленную идею можно оформить как ноу-хау.

Сговор со страховщиками. Для обналичивания денег данным способом придумано две схемы. Первая – это заключение договора страхования в пользу третьего лица. При этом со страховщиком договариваются о таком страховом случае, который заведомо наступит. После наступления уже задуманного страхового случая страховая компания выплачивает денежную компенсацию аффилированному третьему лицу, которое уже разделяет по договоренности полученные обналиченные деньги между компанией-страхователем и страховой компанией. При этом у обеих уменьшаются налоговые обязательства по налогу на прибыль.

Во второй схеме, наоборот, заключается страховой договор с заведомо неисполнимым страховым случаем. Компания-страхователь перечисляет страховые премии и при этом уменьшает свои валовые расходы. В свою очередь страховая компания, используя оффшорных перестраховщиков, обналичивает заработанные деньги уже за пределами страны и в твердой валюте.[8]

Кредит под депозит. Совершенно законная схема обналичивания корпоративных финансов осуществляется через банковское кредитование под залог депозитом. Как известно, срочный депозитный вклад является наиболее ликвидным залогом для выдачи кредита. Таким образом, компания, обладающая доверху наполненным текущим счетом, но малой наличностью, перекладывает эти деньги в срочный депозит. В то же время аффилированное физическое лицо просит банк выдать ему наличкой большой кредит, приблизительно равный сумме депозита компании.

В свою очередь, компания предлагает банку обеспечить кредитные обязательства физического лица своим депозитом. Это достигается либо заключением договора поручения за это физлицо, либо договором залога денежных средств на депозите в интересах аффилированного лица. В любом случае кредит обычно не возвращается, однако, это не сильно волнует банк, поскольку он в таком случае спокойно забирает деньги с депозита компании. Так происходит чистое обналичивание корпоративных средств.

Вексель как ценная бумага. Другой способ обналичивания денежных средств использует преимущества векселя, как ценной бумаги. Так, компания, желающая обналичить крупную сумму, выписывает простой вексель в счет поставки товаров аффилированной торговой фирмой. Последняя в свою очередь передает данный вексель другой компании в счет оплаты за полученный ранее заем (возвратную финансовую помощь). Далее данный ею вексель отдается компании, имеющей лицензию на торговлю ценными бумагами.

Торговец ценными бумагами якобы размещает вексель на финансовом рынке, а на самом деле продает его определенному физическому лицу. При этом цена векселя в тысячи раз ниже его номинальной стоимости. И, наконец, после такой схемы это физлицо предъявляет подешевевший вексель для оплаты по номинальной стоимости компании, выписавшей вексель. Соответственно деньги переводятся посредством денежного перевода либо на карточный счет, который легко обналичить. Такая схема является вполне законной.

Благотворительный взнос. Эта схема основана на том, что компания вносит спонсорскую помощь на счет благотворительной организации. Последние, в свою очередь, пускают данные суммы на уставные цели, в частности, якобы выдают целевую помощь членам своих организаций. Однако, на самом деле начисляют их на «мертвые души», и основная масса обналиченной суммы возвращается ее владельцам «черным налом». При этом проверить выдачу денежной помощи не представляется возможным.

Фирмы-однодневки. Чаще всего предприниматели используют так называемые «обнальные» конторы, которые отследить довольно сложно, и в большинстве случаев все они надежно прикрыты. Частный предприниматель обычно работает с несколькими конторами данного назначения, которые срочно могут быть закрыты в случае проверок. Такие фирмы называют однодневками, но, как правило, они существуют гораздо дольше. Если клиент вызывает подозрение, обналичивая безумные суммы на прочие расходы, вроде покупки канцтоваров, банк отправляет сведения о клиенте в налоговую. В настоящее время налоговые органы сами отправляют запрос в тот или иной банк, о котором по Закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" банк не имеет права информировать клиента.


2. Борьба с обнальным бизнесом

Борьба Центробанка с отмыванием денег только в 2006 году привела к потере лицензии около 30 банков. Анализ ситуации показывает, что действия ЦБ эффективны в отношении предупреждения участия банков в отмывании денег. При этом многие банкиры считают, что обналичивание – это больше повод для усиления надзора за банками со стороны Минфина и Центробанка, чем истинная причина для отзыва лицензии. Такое количество отозванных лицензии – это своеобразный естественный отбор: реформирование банковской системы потребует от банков усилий, но далеко не все могут решить свои проблемы. Однако, по наблюдениям экспертов, рынок подобных услуг не сокращается, а только структурируется.[9]

Если еще в конце 90-х объявления о фирмах, предоставляющих услуги по обналичиванию денег, встречались на каждом шагу, то теперь никто открыто не признается в подобной деятельности. Бизнес консолидировался в руках крупных игроков: вокруг банков существуют фиктивные фирмы, к которым они направляют только проверенных постоянных клиентов. Фирмы эти, как правило, не живут больше полугода. Действия ЦБ в борьбе с обналичиванием привели к определенным успехам: в частности, резко сократилось количество участников рынка, которые занимаются такими противозаконными операциями, а стоимость данной услуги повысилась. Еще в конце прошлого года обналичить средства можно было всего за 2,5-3% комиссии, теперь же цена взлетела до 6% для крупных клиентов. Мелкие же фирмы, которые пользуются их посредничеством, вынуждены платить до 8-10% комиссии. Остается надеяться, что усиление борьбы в этом направлении приведет к дальнейшему росту ставок и число пользующихся этой услугой продолжит сокращаться, так как это станет экономически невыгодно.

Но пока услуги по обналичиванию пользуются спросом на рынке, банки будут находить все новые и новые способы предоставлять их, уверены эксперты.

Так, банк «Интерконтакт» в июле 2006 года стал первой организацией, потерявший лицензию из-за подозрительных операций с наличностью и платежей в пользу неких получателей из оффшоров. А 10 августа Центробанк отозвал лицензии у Банка инвестиций и кредитования и банка «Фонон» за то, что они выдали своим клиентам на покупку ценных бумаг 25 млрд. рублей и 9 млрд. рублей соответственно. Рост стоимости услуг по обналичиванию заставляет и клиентов таких фирм искать новые пути мошенничества. Например, обналичивание через физических лиц позволяет фирмам фактически обходиться без договоренности с банком.


2.1 Усовершенствование системы


Думается, что осуществлять контроль, придумывать новые методы борьбы с неуплатой налогов ни к чему не приведут. Нужно не бороться с неуплатой налогов, а ликвидировать причину: сделать так, чтобы налогоплательщикам было выгодно платить налоги, а чиновникам невыгодно брать взятки.

Для решения проблемы необходим комплексный подход. Однобокий подход к решению проблемы приводит к ущербности всего решения в целом. Так, например, нереально решить проблему поголовной неуплаты налогов единственно путем снижения налоговой ставки или уменьшения налогооблагаемой базы, так же как и невозможно избавиться от взяточничества путем повышения зарплаты должностным лицам. Необходимо использовать целый комплекс продуманных мер, направленных на воздействие на обе стороны, участвующие в том или ином процессе. Очевидно, что каждая организация, так скажем, предпринимательская единица, представляет собой самоорганизующуюся систему. В зависимости от внешних влияющих на эту систему факторов, а также внутренних особенностей самой системы, она самоорганизуется и функционирует тем или иным образом.

В правительство внесены поправки в закон о борьбе с легализацией преступных доходов. Речь идет об обязательстве банков сообщать в финансовую разведку об операциях по обналичиванию денежных средств на сумму более 600 тыс. руб.

Суть этих поправок состоит в том, что ФСФМ будет получать сообщения об операциях по обналичиванию, проведенных как юридическими, так и физическими лицами. При этом граждане не пострадают от введения новых поправок. В то же время ФСФМ будет располагать более обширной базой информации, которая может быть использована правоохранительными органами при отслеживании доходов, полученных преступным путем.

Однако, меры воздействия по отношению к российским банкам зачастую являются излишне суровыми. Хотя борьба против нечестных деятелей и фиктивных организаций, подрывающих доверие граждан к банковской системе просто необходима, при этом надзорные органы должны действовать очень тонко и точечно. [10]

Точных данных о масштабах незаконных операций нет, да и не может быть. Однако, по оценке председателя ЦБ, объем фиктивных операций по обналичиванию составляет примерно от 50 до 80 млрд. руб. в месяц. Объем фиктивных операций по переводу средств нерезидентам может находиться в пределах от 3 до 4 млрд. долл. в месяц. Общий же объем таких фиктивных сделок достигает примерно 1,5–2 трлн. руб. в год. При этом потери консолидированного бюджета колеблются в пределах от 500 до 800 млрд. руб. в год, а возможно, и больше.

К сожалению, для немалого числа коммерческих банков такая деятельность становится либо главной, либо очень существенной. Причем многие банковские организации подходят к ней очень серьезно, создают целый подпольный бизнес. В Москве пресечена незаконная деятельность дополнительного офиса одного из банков, где ежедневно обналичивалось более 100 млн. руб. В филиале этого банка заказчикам наличных денег присваивались условные имена, предоставлялись пластиковые карточки, при предъявлении которых выдавались наличные деньги. Всего же, по данным правоохранительных органов, этим банком незаконно было выведено в нелегальный оборот 13 млрд. руб.

Но это далеко не предел, сегодня расследуются дела банков, где ежедневно обналичивалось от 1 до 2 млрд. руб.

Не только в Москве имеет место данная деятельность. В Ярославской области раскрыта группа из 12 человек. В ее состав входили руководящие сотрудники двух коммерческих банков, которые оказывали услуги по обналичиванию. При расследовании этого дела одновременно были выявлены факты по уклонению от уплаты налогов пяти местных предприятий на сумму 1600 млн. руб. В Краснодарском крае разоблачено преступное сообщество, которое занималось хищением бюджетных средств с последующей их обналичиванием. Для прикрытия использовались юридические лица, в качестве мнимых учредителей которых выступали не осведомленные о том, что происходит, местные жители.

Продолжается практика перевода средств за рубеж. Не всегда в этом повинны банки, но обычно такие операции происходят при их вольном или невольном участии. За первые 10 месяцев 2005 г. российские юридические лица перечислили 1 трлн. руб. якобы за товары, приобретенные на территории Российской Федерации, на счета компаний-нерезидентов, открытые в основном в иностранных банках, расположенных, как правило, в странах бывшего СССР. При этом платежи включали налог на добавленную стоимость. Общая сумма НДС, перечисленная таким образом за 10 месяцев 2005 г. только по одному виду операций, составила примерно 150 млрд. руб. Получатели – фирмы, зарегистрированные на Британских, Виргинских островах, в Белизе, на Сейшелах. В начале цепочки этот налог принимается к зачету, но поступает он вовсе не в российский бюджет, а чаще всего в оффшорную зону.

Как это может происходить в реальности? Российский гражданин, представитель фирмы, зарегистрированной где-нибудь заграницей , приходит в российский банк и открывает рублевый банковский счет. Банк не имеет оснований для отказа. На этот счет за короткий период времени зачисляются многомиллиардные суммы якобы за товары, включая НДС. Затем они конвертируются и полностью перечисляются в иностранные банки. Фирма, естественно, никаких налогов в российский бюджет не платит, обычно она не имеет даже ИНН. Налоговики, как правило, не имеют законного права применить какие-либо меры к счету, с которого проводятся все эти операции. Потому что счет принадлежит фирме-нерезиденту, которая не является российским налогоплательщиком. А Налоговый кодекс этого не предусматривает.

Использование банковских технологий для обналичивания средств, различного рода других нелегальных операций наносит ощутимый вред и банковской системе, и экономике в целом. С учетом встроенности наших банков в международную банковскую систему это приводит к тому, что Россия превращается в глазах всего мира в место, где можно безнаказанно отмывать сомнительные деньги. И есть немало примеров, когда зарубежные банки вводят ограничения на операции со своими российскими коллегами. Такое случалось и в 2005 г., и в 2006 г., когда ряд американских банков отказался от сотрудничества с некоторыми из российских банков. От этого страдает весь банковский сектор, так как он не способен в полной мере удовлетворить потребности своих клиентов. И те уходят к иностранным банкам, количество которых растет.

2.2. Новые разработки


В мае Банк России издал письмо "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента". В нем содержатся рекомендации по минимизации кредитными организациями рисков утраты деловой репутации в случае проведения их клиентами сомнительных операций в системе интернет-банкинга.

Кредитным организациям рекомендуется отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету или вкладу, подписанного аналогом собственноручной подписи. Банкам рекомендуется принимать от таких клиентов только расчетные документы на бумажном носителе.

Для борьбы с "отмыванием" предлагается отменить банковскую тайну. В целом же предложения по доработке банковского законодательства можно оценить как необоснованное расширение полномочий правоохранительных органов. Их реализация приведет к избирательному правоприменению и росту коррупции, но никак не станет механизмом эффективного контроля.

Предлагается также установить уголовную ответственность граждан "за незаконные действия при получении кредитов", предоставить кредитным организациям право отказывать клиентам в открытии банковских счетов без объяснения причин, ужесточить правила регистрации юридических лиц и многое другое.

Рабочая группа предлагает внести изменения в закон "О банках и банковской деятельности", "наделяющие правоохранительные органы правом получения справок о движении денежных средств по счетам юридических и физических лиц до возбуждения уголовного дела". [11]

Предпринимателям не нравится идея отменить банковскую тайну. Действительно, если идти по этому пути, нужно отказываться от всех инструментов защиты частной жизни.


2.3. Значение закона


Сами участники рынка не в состоянии решить проблему — дело в чиновниках и в законодателях.

Открытость важна для общества, так как кроме частных лиц в нем задействованы два важнейших государственных института — ЦБ и прокуратура, которым общество должно иметь возможность доверять.

С 1 февраля 2002 года вступил в силу закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Он обязывает российские банки выявлять необычные или подозрительные операции своих клиентов и сообщать о них в недавно созданный для изучения всей поступающей информации орган финансовой разведки.

В связи с этим событием стали поступать просьбы прокомментировать значение этого закона с практической точки зрения.

Письмо Центрального Банка, содержащее в себе рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, перечисляет исчерпывающие критерии выявления и признаки необычных сделок.

Вот, только некоторые из них, показавшиеся особенно интересными:

·                    операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;

·                    необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

·                    внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

·                    явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием кредитной организации, общепринятой рыночной практике совершения операций;

·                    дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

·                    отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

·                    невозможность установления контрагентов клиента;

·                    существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента - юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме;

·                    перевод денежных средств со счета клиента - юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа "перевод собственных средств";

·                    в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

·                    регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг).

Российская финансовая и, в частности, банковская система остается зоной повышенной криминальной активности.

В международной практике банки руководствуются принципом "know your customer", или "знай своего клиента". Подразумевается соблюдение широкого спектра рекомендаций и правил в соответствии с международными документами (напр., рекомендации и списки FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) или закон Patriot Act, принятый в США), и с местным законодательством.

Для выявления операций по отмыванию незаконно полученных средств сотрудники банков должны обращать внимание как на поступление средств в банк (в наличной и безналичной форме), так и на обналичивание уже поступивших средств через кассу или юридическое лицо юридическими и физическими лицами. При открытии счетов и дальнейшей работе с клиентом ведется постоянный анализ/мониторинг его деятельности, проводятся личные встречи с руководством, с определенной периодичностью посещается офис клиента.

В мировой практике существует целый ряд внешних признаков, указывающих на ведение клиентом сомнительных/незаконных операций. Для их выявления банкирам рекомендуется обязательно посещать офис клиента.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе проведена попытка последовательного анализа такого феномена, как обналичивание денег. В ходе данного исследования выполнена следующая работа:

·        проанализированы основные схемы обналичивания денег;

·        рассмотрена сфера применения обналичивания денег;

·        изучена финансовая и юридическая стороны вопроса;

Получены следующие выводы.

Было выявлено, что незаконная деятельность банков рука об руку ходит с коррупцией. Если борьба с обналичиванием начинает считаться важнейшим методом искоренения коррупции, то обналичивания действительно станет меньше, но взятки не уменьшатся — просто будут браться в другой форме. Если отзыв лицензий у «отмывочных» банков кажется чиновникам лучшим способом борьбы с конвертными зарплатами, то нас ожидает очень быстрый крах пенсионной системы, потому что ситуация, когда выдача постоянно индексируемых пенсий полностью зависит от собираемости одного-единственного «зарплатного» налога - это крайне опасная ситуация, требующая кардинального пересмотра самих принципов финансирования пенсий.

Но к еще более печальным последствиям приведет иллюзия, что количество лицензий отнятых у банков, занимающихся нелегальной деятельностью, может служить показателем эффективности отечественного банковского надзора. Это опасное и вредное видение дел, поскольку, несмотря на несомненный прогресс, достигнутый Центробанком в этой сфере в последние годы, факты свидетельствуют о наличии серьезнейших проблем, о том, что вся система банковского надзора требует радикальной перестройки.

Такие же меры, как отмена банковской тайны, дестабилизируют банковский рынок, его ужесточение пугает не только российских владельцев банков, но и иностранных инвесторов, вкладывающих свои деньги в развитие отечественной банковской системы.

Отзывы банковских лицензий ударяют в первую очередь по карманам частных вкладчиков. Ведь система страхования вкладов, несмотря на нынешнее повышение суммы вклада, подлежащих страховке, до 200 тысяч рублей, охватывает лишь около 40 процентов всех вкладов граждан в российских банках. В законе о Центральном банке прописаны необходимые требования к руководителям банковских учреждений, конечно, можно ужесточить их, но здесь важно, чтобы при этом не пострадали невиновные. Поэтому, мне кажется, что будет гораздо лучше, если подобным "надзором" за недобросовестными банкирами будут заниматься банковские ассоциации - чтобы не пугать напрасно участников рынка. Узнав о том, что какая-то кредитная организация занимается отмыванием денег, ассоциации должны предавать это широкой огласке и изгонять такой банк из своих рядов. Пока же банки из ложной деликатности не хотят заниматься "самоочищением рядов", считая, что это работа регулирующих органов и силовых структур.

Но проблема здесь, на мой взгляд, вовсе не в банках, а в тех "теневых деньгах", которые появляются у нас в стране по причине несовершенного законодательства. И обвинять в этом банки неправильно. Лучший способ борьбы с обналичиванием - создать благоприятные условия для работы предприятий. Если отрегулировать подоходный налог и ЕСН, то предприниматели начнут работать полностью официально, и необходимость незаконного обналичивания средств исчезнет.

Нужно также обязать проверяющие органы предоставлять в Банк России данные о неблагоприятном положении дел в банке, "которое несет угрозу интересам его вкладчиков и кредиторов".

С другой стороны, и банкам нужно предоставить возможность самим бороться с недобросовестными клиентами - отказывать в проведении денежных операций и разрывать договор в одностороннем порядке, если деньги идут не на выдачу зарплаты, а куда-то еще. Тогда регулятору будет проще отслеживать уже "криминальные" деньги и включать репрессивный механизм.

Для создания в России эффективной системы борьбы с отмыванием денег, базирующейся на международном опыте, необходимо предпринять следующий комплекс мер по разработке национальной стратегии борьбы с отмыванием денег, которая должна включать следующие основные цели:

·        создание всеобъемлющей системы по предупреждению и предотвращению отмывания денег в увязке с мерами по совершенствованию налогового режима, предотвращению оттока капитала и сокращению масштабов коррупции; 

·        совершенствование правовых механизмов, укрепление регулирования и надзора за компаниями и финансовыми институтами;

·         расширение сотрудничества между федеральными центром и регионами в сфере борьбы с отмыванием денег;

·         формирование системы взаимодействия между государством и частным бизнесом, направленной на вытеснение из деловой практики схем по отмыванию денег;

·         активное участие России в международном сотрудничестве по борьбе с отмыванием денег.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Архипова В.В. Теневая экономика и пути ее ограничения в России и мировой экономике//Проблемы современной эконмоики.2007.-№ 2.-С. 17-19

2.     Герасимов П. А. Теневой сектор в современной российской экономике // Финансы и кредит. - 2004. - N 17. - С. 59-67

3.     Гулова Т, Рубченко М, Тальская М. Ангелы здесь не летают//Эксперт, 2007.- №3 (544). -С.5.

4.     Деньги. Кредит. Банки: учеб.-2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В.Иванова, Б.И.Соколова.-М.:Проспект,2006.-С. 366.

5.     Закон Российской Федерации "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

6.     Исправников В.О.  Теневая экономика. М.:Инфра-М. 2007

7.     Косалс Л.Я. Теневая экономика как особенность российского капитализма//Вопросы экономики, 1998. - №10.

8.     Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект // Общество и экономика. - 2004. - N 2. - С. 100-106

9.     Мигунов Д. Финансовая разведка требует ужесточить контроль за обналичиванием денег//Новые известия, 2007, С.-3.

10.  Моторин В. Госдума согласна объявить $24 тыс. преступной суммой//Rb.ru, 2007, №

11.  Орлова Н. Запрет на профессию//Smart Money, 2006.- №27. -С.2-4.

12.  Радаев В. По кругам теневой экономики.// Деловой экспресс.2006. - № 12.-С. 6

13.  Тальская М., Рубченко М. Расплывчатый образ врага//Эксперт, 2006. -№35 (529).- С.2-4.

14.  www.rb.ru/topstorg/economics

15.  #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Деньги. Кредит. Банки: учеб.-2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В.Иванова, Б.И.Соколова.-М.:Проспект,2006.-С. 366.


[2] Гулова Т, Рубченко М, Тальская М. Ангелы здесь не летают//Эксперт, 2007.- №3 (544). -С.5.


[3] Косалс Л.Я. Теневая экономика как особенность российского капитализма//Вопросы экономики, 1998. - №10.


[4] Исправников В.О.  Теневая экономика. М.:Инфра-М. 2007


[5] Герасимов П. А. Теневой сектор в современной российской экономике // Финансы и кредит. - 2004. - N 17. - С. 59-67


[6] Моторин В. Госдума согласна объявить $24 тыс. преступной суммой//Rb.ru, 2007, №


[7] Мигунов Д. Финансовая разведка требует ужесточить контроль за обналичиванием денег//Новые известия, 2007, С.-3.


[8] Мигунов Д. Финансовая разведка требует ужесточить контроль за обналичиванием денег//Новые известия, 2007, С.-3.


[9] Мигунов Д. Финансовая разведка требует ужесточить контроль за обналичиванием денег//Новые известия, 2007, С.-3.


[10] Гулова Т, Рубченко М, Тальская М. Ангелы здесь не летают//Эксперт, 2007.- №3 (544). -С.5.


[11] Тальская М., Рубченко М. Расплывчатый образ врага//Эксперт, 2006. -№35 (529).- С.2-4.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.