Рефераты. Организация и структура малого битзнеса






Организация и структура малого битзнеса

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Самарский Государственный Аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва

 

 

 

Факультет экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: «Теория организации»

Реферат по теме «Организация малого бизнеса»

 

 

 

Выполнила: Мотовилова Н.В. гр. Э-12

Проверил: Ходыкин В.В.

 

 

 

 

 

 

Самара

2006

Структура реферата:


1.                 Введение

2.                 Социальные аспекты малого бизнеса. Социально – экономическая значимость

3.                 Субъекты малого предпринимательства

4.                 Основные этапы создания фирмы

5.                 Основы финансового управления малого предприятия

6.                 Формы льготного предпринимательства

7.                 Проблемы малого бизнеса в современной России

8.                 Заключение

9.                 Список использованных источников

Приложение А:

История малого бизнеса. Малый бизнес в современной России



1. Введение:


Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.

В России крепнет понимание того, что развитие малого бизнеса является необходимым условием функционирования рыночной экономики.

В отечественной литературе широко используются термины «малое предприниматель­ство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», малые и средние предприятия. В российском законодательстве официально принят термин «малое предпринимательство». В англоя­зычной литературе под термином «small business» обычно понимают мелкие и средние предприятия. В европейских странах и Японии принят термин «мелкие и средние пред­приятия».

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, той ролью, которую ма­лые предприятия играют в современной экономике.

Основная цель работы состоит в рассмотрении форм и методов организации малого бизнеса.


2. Социальные аспекты малого бизнеса: Значимость для

экономики.

 

В чём значимость малого бизнеса? Малый и средний бизнес - сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу женщины(странно почему в этом контексте, мне кажется я встретила слово «инвалид», вместо «женщина»?), молодые люди, впервые ищущие работу, лица, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта. Являясь главным источником доходов не только значительной части людей, занятых в его сфере, но и членов их семей, малый и средний бизнес может стать важным фактором роста национального благосостояния.

МБ это эффективное средство развития деловых навыков, адаптации к рыночным отношениям. Как было отмечено ранее М.Б. в значительной мере формирует «средний класс», а это социальный слой, который обеспечивает прогресс человечества, социальную стабильность.

Малые и средние предприятия повышают эффективность экономики, малому предприятию проще реагировать на изменение спроса (руководители ближе к народу и дальше от «Рублёвки», да и свернуть производство можно быстрее), при малом объёме выпуска безболезненнее происходит перепрофилирование производства, что делает малое предпринимательство особенно стабильным и устойчивым к изменениям настроения покупателей, да и к форс-мажорным обстоятельствам, как на рынке , так и на планете вообще. Кроме того, малые предприятия служат развитию крупных, т.к. каждый крупный завод окружен сотрудничеством множество малых организаций. Также они способствуют прогрессу и являются одним из главнейших направлений разгосударствления экономики. 

Кроме того, даже в случае банкротства , катастрофических последствий для общества не произойдёт.

Для каждого конкретного человека малый бизнес это возможность начать «всё с нуля». Для многих – единственный способ получать доходы.

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков малого бизнеса.

         Преимущества:

1.   Мобильность и гибкость управления фирмой.

2.   Малый управленческий персонал.

3.   Простые организационные связи.

4.   Высокая квалификация персонала.

5.   Быстрая, высокая восприимчивость к новшествам.

6.   Учет местных условий и особенностей.

7.   Использование сфер, которые невыгодны крупному предпринимательству.

         Недостатки:

1. Ограниченность ресурсов всех видов.

2.                 Большая зависимость от рыночной конъюнктуры.

3.                 Слабые кредитные возможности.

4.                 Подчинение целям крупного производства.

5.                 Перегрузка рабочей недели.

Хуже возможности для социальной защиты.

Зарплата ниже, чем в крупных предприятиях.

В то же время для крупных предприятий:

         Преимущества:

1.   Финансовая устойчивость.

2.   Низкие удельные затраты.

3.   Высокая техническая оснащенность.

4.   Большая номенклатура выпуска.

5.   Большие производственные мощности.

6.   Возможность получения сверхприбыли.

7.   Единство научных и производственных процессов.

8.   Возможности роста конкурентоспособности на рынке.

9.   Большие возможности для социальной защиты.

         Недостатки:

1.   Организационная инерционность структур.

2.   Консерватизм к новшествам.

3.   Сложные коммуникационные связи.

4.   Большая численность управленческого персонала.

5.   Малодинамичные научные структуры.

 

3. Субъекты малого предпринимательства


В соответствии со ст. 3, п. 1 Федерального закона РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых:

1.                 доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов;

2.                 доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов;

3.                 в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

o                     в промышленности - 100 человек;

o                     в строительстве - 100 человек;

o                     на транспорте - 100 человек;

o                     в сельском хозяйстве - 60 человек;

o                     в научно-технической сфере - 60 человек;

o                     в оптовой торговле - 50 человек;

o                     в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

o                     в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Сегодня многие эксперты признают, что закон 1995 г. устарел, и законодательная база, регулирующая МБ, нуждается в обновлении. Поэтому Ресурсным центром малого предпринимательства по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в рамках разработки проекта нового Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" были разработаны рекомендации по установлению новых критериев отнесения хозяйствующих субъектов к сектору малого и среднего предпринимательства. 

С учетом анализа мировой практики концептуальным моментом при работе над выработкой критериев является необходимость разграничения статистических и «политических» критериев.

Статистический критерий должен покрывать весь сектор малого и среднего предпринимательства с выделением наиболее типичных поведенческих групп, например, микро-, малый и средний бизнес. Организация наблюдения за сектором малого предпринимательства должна предусматривать, на основе использования различных фильтров на показатели, возможность построения внутри статистических границ сектора различного рода группировок субъектов хозяйствования: по числу занятых, выручке, величине активов, структуре уставного капитала. Вводимый статистический критерий должен быть постоянным и единым для всех субъектов Российской Федерации.

Предлагается установить два типа пороговых значений для определения принадлежности к малому или среднему бизнесу:

·                     по количеству занятых работников;

·                     по объему выручки.

С учетом поведенческих особенностей субъектов хозяйствования, для выделения типов бизнеса по числу занятых предлагаются следующие пороговые значения: 

Таблица 1. Структура сектора малого и среднего предпринимательства по количеству занятых работников


категории субъектов малого и среднего

тип бизнеса

количество работников

субъекты малого предпринимательства

микро-бизнес

до 15 человек

субъекты малого предпринимательства

малый бизнес

от 16 до 50 человек

субъекты среднего предпринимательства

средний бизнес

от 51 до 250 человек


Таблица 2.  Критерии выделения субъектов малого и среднего бизнеса (по объемам выручки): 

Тип бизнеса

Количество занятых

Объем выручки, млн. руб.

А

Б

с учетом инфляционной и «теневой» составляющих

без инфляционной и «теневой» составляющих

микро-

От 1 до 15 человек

15

10

малый

От 16 до 50 человек

40

30

средний

От 51 до 250 человек

100

70


«Политический» критерий должен уточнять в рамках статистического критерия те группы субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются объектом специальной государственной поддержки. Например, целесообразно в рамках политической границы малого и среднего бизнеса исключить муниципальные, государственные предприятия, субъекты отдельных видов деятельности, например игорного бизнеса. Как уже отмечалось, «политическим» критериям в рамках статистического критерия необходимо придать некие степени свободы, то есть, в зависимости от задач программ поддержки, приоритетов регионального и областного развития, целевые группы поддержки внутри статистических границ сектора малого и среднего предпринимательства могут модифицироваться.

Важно, чтобы организация статистического учета позволяла отслеживать состояние и динамику развития отдельных целевых групп, выделенных в рамках «политического критерия».


4.                Основные этапы создания фирмы.


Первоначально, сразу вслед за идеей, решается вопрос о целесообразности открытия малого предприятия.

Рационально создать именно малое предприятие, если выполняются следующие критерии:

Наличие оригинальной идеи (патент и т.п.).

Начальные инвестиции.

Высокопрофессиональная команда.

1.   Перспектива производства и сбыта.

На этапе создания предприятия решаются вопросе о структуре создаваемой организации: подбирается предпринимательская команад, решается вопрос о форме собственности и видах деятельности, на ходят наиболее выгодное географическое расположение , намечают объём расходов и источников финансирования и определяют целевую группу потребителей.. После, наконец, происходит собственно организация фирмы, при составлении учредительных документов

Учредительный договор – свод правил, условий, регулирующих отношения участников при ведении бизнеса.

Устав – свод правил, условий, регулирующих отношения с внешними организациями и т.п. и включается часть из учредительного договора.

Учредительный договор включает в себя

1.   наименование предприятия;

2.   правовое положение;

3.   юридический адрес;

4.   величина уставного капитала;

5.   описание участников общества;

6.   учредители и их доля в уставном капитале;

7.   виды деятельности;

8.   полномочия партнеров;

9.   описание схемы использования доходов (валового дохода, прибыли);

10.описание схемы деления убытков;

11.правила передачи своей доли третьему лицу;

12.правила выхода из общества;

13.процедура внесения изменения в устав и уставного фонда (на общем собрании);

14.перечень вопросов, требующих единогласного решения (вопрос ликвидации) ;

15.перечень вопросов, требующих большинства;

16.описание процедуры ликвидации.

Устав в свою очередь включает в себя следующие пункты:

1.   реквизиты фирмы;

2.   уставной капитал, доли каждого участника;

3.   виды деятельности;

4.   полномочия;

5.   описание схемы использования доходов;

6.   передача доли;

7.   выход;

8.   каким образом составляется отчетность;

9.   вопросы аудита;

10.структура управления, описание высших органов управления (права и обязанности генерального директора, общего собрания);

11.основные должностные лица и их функции;

12.состав, функции, график деятельности ревизионной комиссии;

13.внешнеэкономическая деятельность;

14.процедура изменения устава;

15.процедура ликвидации.


5. Основы финансового управления в малом бизнесе.


Важнейшей частью организации предприятия и производства является финансовое управление.

Грамотное управление должно обеспечивать не только финансовую устойчивость организации, но и выполнение основных задач организации с точки зрения финансов.

Такими задачами являются : получение прибыли и снижение риска, движение наличных средств (финансового потока), разработка надежной системы получения платежей от заказчиков, надежная система мониторинга (контроля) за финансовой деятельностью.

В то же время для устойчивости обязательно выполнение условий:

1.   Возможность оплаты текущих долгов (кредитов).

2.   Возможность оплаты будущих долгосрочных обязательств (инвестиций).

3.   Средства на оборудование, на расширение.

4.   Своевременная выплата зарплаты.

5.   Резерв на незапланированные расходы.

6.   Регулярная уплата налогов.


6. Формы льготного предпринимательства:


Для поддержки малого бизнеса и содействия его развитию существуют различные формы льготного предпринимательства:

1) Ассоциации малого бизнеса (при префектурах).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.