где В - степень привлечения внимания прохожих; О - число людей, обративших внимание на наружную рекламу (витрину) в течение определенного периода; П - общее число людей, которые прошли мимо витрины в тот же период.
Степень действенности публикации рекламных объявлений рекламодателя в средствах массовой информации условно можно оценить в конкретном магазине по формуле
где Д - степень действенности рекламных объявлений; К - число посетителей, купивших рекламируемый товар; С - общее число покупателей, совершивших в магазине какую-либо покупку.
Такие данные можно получить по показаниям чеков, пробитых на суммирующих кассовых аппаратах, и с помощью регистрации фактов приобретения рекламируемого товара контролерами-кассирами.
Показателем действенности средств, рекламирующих само розничное торговое предприятие, является отношение числа посетителей магазина в период применения этих средств к числу посетителей в среднем за день. Данные эти могут быть получены наблюдателями или с помощью фотоэлемента.
При использовании метода наблюдения во всех случаях необходимо соблюдать ряд условий: наблюдение должно вестись в будние дни, не отличающиеся повышенной интенсивностью потоков покупателей (желательно в середине недели); продолжительность наблюдений зависит от характера средства рекламы, действенность которого предстоит установить.
Наряду с методом наблюдения широко применяется метод эксперимента. Этот метод носит активный характер. Изучение психологического воздействия рекламы здесь происходит в условиях, искусственно созданных экспериментатором. Если при наблюдении лишь фиксируют, как потребитель относится, например, к определенной выкладке товаров, то экспериментатор может переставить товары, а затем наблюдать за изменением реакции покупателей.
Таким же образом экспериментатор может создавать самые различные комбинации рекламных средств и путем сравнения реакции покупателей выбрать из них наиболее удачную.
Особенно широкое развитие получило изучение эффективности психологического воздействия средств рекламы путем проведения экспериментов.
Психологическую эффективность такого рекламного средства, как объявление в газете или журнале, определяют путем следующего эксперимента. В объявление включается талон с текстом запроса о высылке проспекта, каталога или образца. Этот талон покупатель должен вырезать и выслать торговому предприятию, адрес которого указан в тексте объявления. По количеству поступивших от читателей талонов-запросов рекламодатель судит, было ли его объявление в периодической печати замечено, и оказался ли текст этого объявления достаточно убедительным и интересным. Однако следует заметить, что малое количество поступивших запросов может явиться следствием не низкого качества объявлений, а того, что сам рекламируемый товар по каким-либо причинам оказался не нужен покупателям. Вот почему этот способ определения психологической эффективности объявлений в периодической печати является приемлемым лишь в том случае, когда уже заранее известно, что рекламируемый товар пользуется спросом.
Метод опроса также относится к активным методам определения психологического воздействия рекламы. Этот метод трудоемкий, но намного достовернее других, так как позволяет выявить непосредственно у самого покупателя его отношение не только к рекламному средству в целом, но и к отдельным составным элементам этого средства. Используя метод опроса, можно оценить воздействие рекламного средства на покупателей и установить, какие элементы его оформления привлекают к себе наибольшее внимание и лучше запоминаются.
Для определения эффективности того или иного рекламного средства составляются анкеты, которые по заранее разработанной программе письменно, в личных беседах, по радио или телевидению доводятся до сведения потребителей. Анализ полученных ответов позволяет сделать соответствующие обобщения и выводы.
Путем опроса можно установить, какое рекламное средство (плакат, рекламный фильм, объявление, выкладка товаров) оказывает наибольшее влияние на покупателя при приобретении им определенного товара. К примеру, выявить, какое из средств рекламы привлекло внимание покупателя к новому товару, можно с помощью следующей анкеты:
Как вы узнали о появлении нового товара:
а) от знакомых;
б) из объявления по радио, в газете;
в) увидели в витрине магазина;
г) в процессе осмотра товаров в магазине;
д) из передачи по телевидению.
Проведение опросов требует значительных затрат Времени и привлечения к этой работе большого числа людей. Вместе с тем полученные результаты не могут быть достаточно полными. Ведь порой даже для самого покупателя неясно, купил ли он товар под влиянием рекламы или по совету знакомого, либо руководствовался какими-то другими соображениями. Кроме того, иногда устный опрос покупателей может вызвать у них настороженность. Поэтому целесообразнее предложить им заполнить опросный лист, изложив в нем задачи опроса, с тем, чтобы покупатель знал его цель и постарался точнее ответить на вопросы.
Эффективность рекламного мероприятия или отдельного средства рекламы может выражаться числом потребителей, охваченных рекламой, а также величиной затрат на одного зрителя, читателя и т.п. Так, целесообразность публикации газетного объявления в том или ином печатном органе устанавливают путем определения общего числа людей, которые смогут его прочитать (число это зависит в основном от тиража газеты), или размеров затрат на объявление в расчете на одного читателя.
Чем больше читателей будет охвачено рекламой, тем меньшими окажутся расходы на нее в расчете на одного человека.
Данные об эффективности психологического воздействия рекламы позволяют прогнозировать ее действенность.
5.2. Правовое регулирование рекламной деятельности
Реализация экономических реформ, развитие рынка в Российской Федерации объективно обусловили быстрое развитие рекламной деятельности. Направленность этой деятельности непосредственно на потребителя требует формирования механизмов ее государственного регулирования и контроля.
До принятия Федерального закона "О рекламе" рекламная деятельность регулировалась достаточно фрагментарно: Основы законодательства РСФСР "Об охране здоровья граждан" (ч.2 ст.19, ч.8 ст.43), законы Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" (ч.4 ст.7), "О средствах массовой информации" (ч.2 ст.4, ст.36), "О защите прав потребителей" (ст.ст.6-10), Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (чч.3,4 ст. 10), Указ Президента Российской Федерации №1183 от 10 июня 1994г. "О защите потребителей от недобросовестной рекламы".
Как показала практика, ряд ранее введенных специальных норм регулирования рекламной деятельности в законодательстве, сформулированных в виде прямых запретов, но без установления полномочий органов исполнительной власти по контролю за соблюдением этих норм и санкций при их нарушении, не действовал. Так, до принятия Федерального закона "О рекламе" в средствах массовой информации, в первую очередь на телевидении (включая государственное), шла запрещенная реклама алкогольных и табачных изделий. Многие из участников рекламной деятельности игнорировали запрет рекламы несертифицированных товаров, а также методов лечения, профилактики, диагностики и лекарственных препаратов, не имеющих одобрения Минздравмедпрома России, и пр. До самого недавнего времени была широко распространена практика создания массового ажиотажа среди граждан и юридических лиц с помощью рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг с целью крупномасштабного привлечения денежных средств.
Напротив, наличие конкретных контролирующих органов исполнительной власти и четких положений об ответственности хозяйствующих субъектов в ряде нормативных актов позволяет достаточно действенно и оперативно приводить рекламную деятельность в соответствие с нормами цивилизованного предпринимательства. Так, осуществление контроля за исполнением Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994г. №1183 в комплексе с антимонопольным и потребительским законодательством позволило в основном привести рекламу финансовых, страховых, инвестиционных и других услуг в соответствие с требованиями Указа.
Вместе с тем, практическое применение антимонопольными органами данного Указа (одного из первых актов, регулирующих рекламную деятельность в России), а также некоторых других правовых норм, выявило ряд проблем. Так, при отсутствии лицензии было невозможно применить к рекламодателю санкции, предусмотренные Указом (приостановление действия или досрочное аннулирование лицензии). Ответственность за нарушение рекламного законодательства (за исключением ограничений по объему рекламы в средствах массовой информации) не распространялась на рекламораспространителей и рекламопроизводителей.
На формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей и была направлена работа по подготовке Федерального закона "О рекламе".
Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, а также анализ рекламной деятельности в Российской Федерации свидетельствовали об актуальности принятия специального Федерального закона. При его разработке было использовано рекламное законодательство стран Европы, США, Канады, Бразилии и практика его применения. Проект рассматривался на Межведомственном совете по делам потребителей при ГКАП России, Коллегии ГКАП России, а также прошел экспертизу в Департаменте конкурентной и потребительской политики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), получив одобрительные оценки.
В разработке участвовали специалисты МВД, Минздравмедпрома, Госстандарта России, Роскомторга, Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Международной конфедерации обществ потребителей, представители Ассоциации работников рекламы, юристы-эксперты средств массовой информации и др.
Принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом Российской Федерации Закон состоит из пяти разделов, 33 статей, в которых определены основные положения, общие и специальные требования к рекламе на территории Российской Федерации, права и обязанности субъектов рекламной деятельности, ответственность за ненадлежащую рекламу, а также система государственного и общественного контроля за рекламной деятельностью. Закон определяет правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы. Он имеет основной целью обеспечение условий рекламной деятельности, отвечающих интересам общества, потребителей рекламы, рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей.
В частности, Закон устанавливает важнейшие требования, предъявляемые к рекламе (добросовестность, достоверность, этичность), определяет особенности рекламы в электронных и печатных средствах массовой информации, наружной, транспортной рекламы. Устанавливаются определенные ограничения и особые требования при рекламе отдельных видов товаров, работ, услуг алкоголя, табака, оружия, медикаментов, а также финансовых, страховых, инвестиционных услуг. Предусмотрены нормы по защите интересов несовершеннолетних при рекламе детских товаров, а также по созданию и распространению социальной рекламы.
Так, например, нормы по рекламе алкоголя и табака, содержащиеся в Федеральном законе "О рекламе", включают сбалансированный с точки зрения интересов потребителей, рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей комплекс ограничений по месту, времени и способам подачи. Они содержат конкретный механизм контроля и ответственности за несоблюдение рекламного законодательства, а также ликвидируют пробелы, имеющиеся в действующем законодательстве в части отсутствия ограничений рекламы алкоголя и табака на улицах, транспорте, в печатных изданиях (кроме СМИ), в организациях и пр. Тем самым устраняются несбалансированность и декларативность законодательства в отношении рекламы алкоголя и табака, а также неурегулированность вопросов обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей при производстве и распространении рекламы.
Анализ зарубежного рекламного законодательства показывает, что интересы государственного регулирования рекламной деятельности сосредоточены, прежде всего, в сфере обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей. Именно поэтому ГКАП России не только выступил инициатором и головным разработчиком российского рекламного законодательства, но и предложил определить Комитет в качестве ведущего федерального органа исполнительной власти, контролирующего рекламную деятельность. Порядок государственного и общественного контроля, установленный Законом, положительно зарекомендовал себя на практике в рамках реализации антимонопольного и потребительского законодательства. При этом реализация Закона не требует дополнительных бюджетных трат в части создания специальных федеральных органов исполнительной власти либо увеличения штатов действующих.
Законом также предусмотрены определенные права и полномочия государственных структур, контролирующих деятельность средств массовой информации, охрану здоровья населения, безопасность движения (транспортная реклама). Определены права местных органов по контролю за рекламной деятельностью в регионах, а также органов общественного контроля и саморегулирования рекламной деятельности.
Установлены санкции за отказ от исполнения решений (предписаний) органов, контролирующих рекламную деятельность.
Полномочия судебных органов, предусмотренные в Законе, полностью соответствуют базовым нормам гражданского и гражданско-процессуального законодательства российской Федерации. Вместе с тем принятие Закона потребовало внесения дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.
Таким образом, Закон содержит все необходимые правовые механизмы для реализации его на практике.
6. ПОНЯТИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ
Реклама в Internet – это инструмент, использование которого является необходимым условием для успеха и популярности любого Интернет-ресурса, для эффективного создания и поддержания имиджа компании или мероприятия, для продвижения торговой марки на рынке и т. д.
Ее основные задачи: информирование и привлечение в качестве посетителей представителей целевой аудитории Интернет-ресурса.
Цель: обеспечить устойчивый, растущий уровень продаж продуктов и услуг компании владельца сайта.
В качестве методов Интернет – рекламы используются:
· баннерная реклама на коммерческих сайтах Интернета;
· коммерческие показы в ведущих баннерообменных сетях;
· регистрация в поисковых машинах и каталогах Интернета
· оптимизация WEB-сайта для роботов поисковых систем;
· e-mail реклама в специализированных почтовых рассылках;
· размещение информации в Интернет о конференциях, форумах, чатах, на популярных новостных сайтах, досках объявлений и т. д.;
· организация системы обмена текстовыми ссылками.
Надо отметить, что если Вы создали прекрасный во всех отношениях веб-сайт, разместили его на быстром и надежном сервере, Вы сделали лишь полдела. Чтобы добиться успеха в сети, необходимо приложить немало усилий для:
· привлечения посетителей на Ваш веб-сайт;
· поиска в сети покупателей для Вашей продукции/сервиса;
· создания (улучшения) в Интернете имиджа Вашей компании, ее продукции и услуг.
В дальнейшем, в работе будут подробно рассмотрены виды рекламы в Интернет и ее основные свойства.
7. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Баннерная реклама.
Наиболее распростпраненным видом рекламы в Интернет считается Баннерная реклама. Баннерная реклама справедливо считается самым популярным способом наращивания траффика (привлечения посетителей) веб-страницы, средством привлечения новых клиентов, а также мощным инструментом имиджевой рекламы в Интернете.
Как правило, баннер представляет собой прямоугольное графическое изображение в формате GIF или JPG, хотя встречаются баннеры, созданные с помощью JAVA, ShockWave и т.д. Баннер помещается на странице веб-издателя и имеет гиперссылку на сервер рекламодателя.
В настоящее время не существует официально принятых стандартов по размеру баннеров, хотя наиболее распространенным является размер 468х60 пикселей.
Первой вехой в стандартизации размеров баннеров стали рекомендации по размеру баннеров предложенные Internet Advertising Bureau совместно с CASIE (The Coalition for Advertising Supported Information & Entertainment) (Приложение 6 Таблица 1.7..)
Так как необходимо, чтобы баннер загружался на страницу как можно быстрее, существует ограничение на размер баннера в килобайтах. Так, например, для баннера 468х60 максимальный размер обычно составляет 10 или 15 килобайт.
Баннеры выполняют роль рекламного щита в Интернете, который выполняет две функции:
· служит рекламе и продвижению брэнда кампании, а также информированию о ее продукции – все, кто увидел баннер на том или ином Интернет ресурсе, считаются охваченными рекламной кампанией;
· является средством привлечения посетителей на электронное представительство (сайт) рекламируемой компании. Все, кто зашел на рекламируемый сайт по баннеру, считаются привлеченными посетителями, которые в дальнейшем формируют целевую аудиторию ресурса.
Существуют три основные метода баннерной рекламы:
Использование специальных служб обмена баннеров (Banner Exchange Services), которые обеспечивают показ ваших баннеров на других страницах взамен на показ на ваших страницах чужих баннеров.
Баннерная сеть – это объединение различных сайтов, на страницах которых размещаются баннеры участников сети, а также баннеры любой компании, которая заплатила владельцу данной баннерной сети. Наиболее распространененной банерной сетью считают сегодня в RLE Banner Network (WWW.RLE.RU)
Система показа баннеров обеспечивает размещение баннеров внутри определенного сайта по выбору компании, являющийся владельцем этого сайта.
Некоторые из систем позволяют проводить рекламную кампанию более гибко:
- показывать ваши баннеры только на определенной, выбранной Вами группе серверов;
- показывать баннеры с заданной интенсивностью или только в определенные вами промежутки времени;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6