Производственные запасы — это средства производства, поступившие на склады предприятия, но еще не вовлеченные в производственный процесс. Создание таких запасов позволяет обеспечивать отпуск материалов в цехи и на рабочие места в соответствии с требованиями технологического процесса. Следует отметить, что на создание запасов отвлекается значительное количество материальных ресурсов.
Уменьшение запасов сокращает расходы по их содержанию, снижает издержки, ускоряет оборачиваемость оборотных средств, что, в конечном счете, повышает прибыль и рентабельность производства. Поэтому очень важно оптимизировать величину запасов.
Управление производственными запасами на предприятии предполагает выполнение следующих функций:
- разработку норм запасов по всей номенклатуре потребляемых предприятием материалов;
- правильное размещение запасов на складах предприятия;
- организацию действенного оперативного контроля за уровнем запасов и принятие необходимых мер для поддержания нормального их состояния;
- создание необходимой материальной базы для размещения запасов и обеспечения количественной и качественной их сохранности.
Нормирование производственных запасов — это определение их минимального размера по видам материальных ресурсов для бесперебойного обеспечения производства. При нормировании производственных запасов сначала определяются нормы производственных запасов в днях, а затем в натуральном и денежном выражении.
Норма запаса в днях устанавливается на основе следующих данных.
1. Нахождение материалов в пути (транспортный запас Нтр). Определяется как разница между временем пробега груза от поставщика к потребителю и временем оборота платежных документов.
2. Приемка, разгрузка, складирование и анализ качества поступающих материалов (подготовительный запас Нп). Определяется на основе расчетного или фактического времени за отчетный период, скорректированного с учетом организационно-технических мероприятий по механизации погрузо-разгрузочных работ.
3. Технологическая подготовка материалов к производству (технологический запас Нт). Образуется в том случае, если до начала производства требуется предварительная обработка материалов (сушка древесины на мебельных фабриках). Определяется на основе нормативов времени для данных операций.
4. Пребывание материалов на складе (текущий запас Нтек). Удовлетворяет текущую потребность производства, обеспечивает ритмичную работу между очередными поставками материалов. Определяется умножением среднесуточной нормы потребления материала на плановый кратный интервал между двумя очередными поставками.
5. Резерв на случай перебоев в снабжении и увеличения выпуска продукции (страховой или гарантийный запас Нс). Характеризуется относительно постоянной величиной и восстанавливается после получения очередной партии материалов. Норматив страхового запаса материалов определяется по интервалу отставания поставок или по фактическим данным о поступлении материалов.
Общая норма производственных запасов по видам материальных ресурсов в днях определяется суммированием указанных видов запасов:
Ндн = Нтр + Нп + Нт + Нтек + Нс.
Норматив производственных запасов в натуральном выражении по каждому виду материальных ресурсов Ннат определяет произведение норматива в днях на их однодневный расход Мдн в натуральном выражении:
Ннат = Ндн . Мдн
Норматив в денежном выражении Нст, т.е. норматив собственных оборотных средств на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, определяется произведением стоимости однодневного расхода сырья, основных материалов и полуфабрикатов (См) на норматив в днях.
Нст = Ндн . См = Ндн . Мдн . Ц
Стоимость однодневного расхода См определяется путем умножения среднедневного расхода в натуральном выражении на цену материальных ресурсов, включая заготовительные расходы и стоимость отходов Ц по плановым нормам.
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Служба материально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские Железные Дороги» (далее Служба) является подразделением органа управления Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские Железные Дороги».
В своей деятельности Служба материально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги (МТС) руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставом ОАО «Российские Железные Дороги», приказами и другими нормативными документами ОАО «Российские Железные Дороги», а также настоящим положением.
Служба имеет печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Предметом деятельности службы является:
· снабжение предприятий и организаций, дороги материально-техническими ресурсами путем централизованных поставок, осуществляемых службой материально-технического снабжения дороги и по прямым договорам с другими поставщиками;
· складская переработка материально-технических ресурсов, хранение и комплектование;
· хранение, учет и обновление материально-технической продукции государственного запаса;
· создание текущего страхового запаса товарно-материальных ценностей для бесперебойного снабжения дороги;
· контроль за хранением и использованием материально-технических ресурсов на материальных складах всех предприятий и организаций дороги;
· виды деятельности, требующие специального разрешения (лицензирования) могут быть реализованы только при наличии таких разрешений (лицензий).
Распоряжение имуществом, находящимся в пользовании Службы, производится в порядке, установленном ОАО «РЖД» и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Служба материально-технического снабжения организует и обеспечивает бесперебойное материально-техническое снабжение всех подразделений и предприятий Куйбышевской железной дороги.
Основными задачами и функциями материально-технического снабжения являются:
· создание условий для бесперебойного снабжения и организация обеспечения материально-технических ресурсами (МТР) деятельности железной дороги и при наличии экономической целесообразности, функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенных в пределах границ железной дороги;
· организация и осуществление мероприятий по снижению затрат на закупку потребляемых материально-технических ресурсов и содержание инфраструктуры складского хозяйства;
· координация деятельности структурных подразделений железной дороги по вопросам материально-технического снабжения;
· организация работы по управлению качеством материально-технического снабжения железной дороги;
· обеспечение линейных предприятий организаций структурных подразделений отделений Куйбышевской железной дороги оборудованием, материалами, запасными частями и другими изделиями по установленной номенклатуре;
· своевременная и полная реализация выделенных фондов, как с главного материального склада, так и от предприятий промышленности и снабженческих организаций;
· определение общей и специфицированной потребностей предприятий структурных подразделений отделений Куйбышевской железной дороги в материалах, оборудовании, запасных частях, разработка технико-экономических расчетов и обоснований этой потребности, прием и рассмотрение заявок;
· рассмотрение составленных спецификаций на материалы, оборудование и запасные части по выделенным предприятиям структурных подразделений отделений Куйбышевской железной дороги;
· разработка годовых заданий с распределением по кварталам планов товарооборота по заготовке и завозу материалов в подразделении для предприятий и организаций подразделений отделений Куйбышевской железной дороги;
· разработка нормативов переходящих запасов материалов и оборудования, запасных частей и изделий в подразделении;
· складская переработка товарно-материальных ценностей, организация и осуществление количественной и качественной приемки, хранения, отпуска и учета материалов, оборудования, запасных частей и изделий, поступающих в подразделение, обеспечение сохранности материальных ценностей;
· сбор балансов доходов и расходов подразделений, планов капитального;
· контроль за состоянием учета, правильным использованием и хранением материальных ресурсов, своевременной и качественной разработкой дифференцированных норм расхода материалов и запасных частей по отделениям;
· выявление сверхнормативных остатков материалов, оборудования и запасных частей на складах подразделений Куйбышевской железной дороги и перераспределение их между предприятиями Куйбышевской железной дороги и реализации излишних и ненужных материалов в установленном порядке;
· утверждение расчетов по определению размеров складских наценок на товарно-материальные ценности;
· разработка и осуществление мероприятий по улучшению складского хозяйства, внедрение технически обоснованных норм. Обеспечение техники безопасности и охраны труда работающих, противопожарной безопасности и охраны подразделения;
· организация и проведение отделом кадров материально-технического снабжения работу по повышению технической квалификации работников подразделения и изучению ими новой техники и технологий, внедряемых на железнодорожном транспорте, а также подбор и правильное использование трудовых ресурсов;
· проведение эффективной экономической политики, повышающей рентабельность работы и конкурентоспособность железной дороги;
· оказание коммерческих, посреднических услуг, посредническая деятельность по складированию, хранению, транспортировке, экспедированию товарно-материальных ценностей;
· обеспечение мобилизационной готовности подразделения;
· обеспечение режима секретности и своевременное осуществление необходимых мероприятий по защите секретных и служебных сведений от разглашения.
Управление запасами материально-техническими ресурсами железной дороги.
Служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
· осуществляет оперативно-техническое управление и организацию работы материальных баз и Главного материального склада, входящих в состав железной дороги в качестве структурных подразделений и находящихся в ведении Службы (подразделения находящиеся в ведении Службы), в целях снабжения железной дороги необходимым объемом материально-технических ресурсов;
· организует прием и обработку поступающих от структурных подразделений железной дороги заявок на материально-технические ресурсы;
· определяет общую потребность железной дороги в материально-технических ресурсах;
· передает сведения об общей потребности в материально-технических ресурсах, с выделением централизованных и децентрализованных поставок в Росжелдорснаб ОАО «РЖД»;
· ведет мониторинг рынка материально-технических ресурсов, осуществляет по согласованию с Росжелдорснабом закупки материально-технических ресурсов, а также представляет на конкурсную комиссию железных дорог необходимые материалы для проведения конкурсных торгов в части закупок материально-технических ресурсов;
· осуществляет взаимодействие с юридическими лицами по вопросам приобретения материально-технических ресурсов;
· участвует в подготовке бюджета запасов и закупок материально-технических ресурсов;
· формирует планы закупок материально-технических ресурсов для железных дорог;
· осуществляет планирование, организацию сбора, отгрузки и реализации лома черных цветных и драгоценных металлов, а также учет и отчетность по движению лома на железной дороги. Осуществляет планирование для подразделений находящихся в ведении Службы показателей по нормам производственных запасов эксплуатационных расходов, контингенту, темпа роста производительности труда, по доходам от прочих видов деятельности, использование складов и контролирует их выполнение;
· осуществляет анализ претензий по качеству и ритмичности поставок материально-технических ресурсов, передает информацию в Росжелдорснаб, участвует в разработке и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в снабжении;
· готовит для руководства ОАО «РЖД» статистические данные и управленческие отчеты, а также аналитические материалы по расходу материально-технических ресурсов, затратам на материально-техническое снабжение;
· обеспечивает создание запасов материально-технических ресурсов. Организует работу по соблюдению установленных ОАО «РЖД» для железных дорог норм и нормативов по запасам материально-технических ресурсов, бюджета и лимитов финансирования по централизованным и децентрализованным закупкам материально-технических ресурсов;
· участвует в реализации мероприятий по сокращению эксплуатационных затрат и совершенствованию системы управления деятельностью железных дорог;
· организует подготовки и переподготовку работников Службы и подразделений, находящихся в ведении Службы по повышению квалификации (институты, различного рода обучения курсы);
· осуществляет контроль за платежами закупаемых МТР в пределах и в порядке, установленном нормативными документами ОАО «РЖД»;
· организует работу по внедрению информационных технологий и автоматизированных систем управления в части учета движения материальных ресурсов;
· осуществляет ежеквартальную сверку и подписание акта сверки по централизованным поставкам материально-технических ресурсов через Росжелдорснаб;
· организует контроль за проведение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников Службы и подразделений, находящихся в ведении Службы;
· обеспечивает ведение делопроизводства и хранение документов с соблюдением установленного на железной дороге порядка;
· Служба имеет право запрашивать и получать от подразделений органа управления железной дороги отделений и других структурных подразделений железной дороги статистические и иные данные документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на службу задач и функций.
1.3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
Служба материально-технического снабжения дороги
1. Объемные показатели
2. Качественные показатели
3. Экономические показатели, в том числе:
· лимиты на содержание штата;
· фонд оплаты труда;
· эксплуатационные расходы, включая расходы на капитальный ремонт основных фондов;
· контрольные цифры по производительности труда;
· задание по темпу роста производительности труда.
Финансирование Подразделения производится согласно утвержденного платежного баланса.
Технико-экономические показатели характеризуют содержание и объем работы материального склада, его пропускную способность, вооруженность основными фондами, качество работы склада и эффективность использования технических средств и т.д. Они применяются на всех стадиях управления материальных складом: при разработке плана показатели выступают как расчетные, при установлении заданий – как плановые, при оценке выполнения плана – как отчетные, при определении направлений развития складского хозяйства на длительную перспективу – как прогнозируемые. Все эти показатели могут быть выражены в стоимостных, натуральных или в смешанных единицах измерения. Например, складской товарооборот выражается в рублях, грузооборот – в тоннах, продолжительность хранения запасов – в днях, использование складской площади – в тоннах на квадратный метр, издержки – в рублях на тонну товарооборота.
По технико-экономическим показателям производится анализ и оценка эксплуатационной работы складов, а также выбор наиболее выгодного варианта при проектировании строительства новых и реконструкция действующих складов. С учетом этого технико-экономические показатели можно разделить на две большие группы: показатели, характеризующие эффективность эксплуатации складов, и показатели, характеризующие проектные решения строительства новых и реконструкции существующих объектов складского хозяйства. От совершенства этих показателей и их обоснованности зависит эффективность принимаемых решений по строительству складов и оценка их эксплуатации.
К основным показателям первой группы относятся: объем складского товарооборота, величина запаса и оборачиваемость материалов на складе, производительность труда работников, себестоимость переработки 1 т. груза, издержки обращения склада, обеспечение сохранности материальных ценностей, простой подвижного состава и других транспортных средств под грузовыми операциями и т.д.
Основными показателями второй группы являются: коэффициент использования складских помещений, вместимость складов, пропускная способность или мощность, эффективность капитальных вложений, сокращение рабочей силы за счет внедрения механизации и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6