· строительные и отделочные материалы,
· прокат черных и цветных металлов,
· кабельная и электротехническая продукция и оборудование,
· транспортные средства,
· подъёмно-транспортное оборудование,
· дорожно-строительная техника,
· котлы и котельно-вспомогательное оборудование,
· энергетические угли, нефтепродукты,
· Форменная и специальная одежда и обувь, постельные принадлежности.
Другие направления деятельности:
· Импорт оборудования, запасных частей и материалов для железнодорожного транспорта,
· Экспорт подвижного состава и запасных частей, оборудования, материалов, нефтепродуктов,
· Сбор и реализация металлолома,
· Участие в разработке новых моделей форменной и специальной одежды и обуви,
и многое другое.
2.2. УРОВЕНЬ ДОРОГИ. КОНФИГУРАЦИЯ ЗАКУПОК ДОРОГИ.
Закупки ж/д имеют обширную область: товарно-материальные ценности, топливо, масла и смазки, материалы верхнего строения пути, строительные материалы, дорогостоящее оборудование и т.д. Закупки могут производить службы, линейные предприятия под выделенные лимиты финансирование через конкурсную комиссию Куйбышевской железной дороги.
Служба материально-технического снабжения (далее НХ) состоит из отделов: материалов, оборудования, запасных частей, топливного отдела.
Закупки службы НХ подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Централизованные закупки определяются указанием Росжелдорснаба (РЖДС) № 501у[1].
Децентрализованные закупки все остальное, но все же те и эти закупки определяются окончательно при защите заявки поквартально в РЖДС.
Децентрализованные закупки производятся со строгим уровнем цен, которые рекомендует РЖДС.
Одной из важнейших задач в системе материально-технического обеспечения в условиях централизованных поставок продукции подразделениям железнодорожного транспорта, является обеспечение безопасности продукции – состояния, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью населения, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц. Для осуществления поставленных задач Росжелдорснаб организовал мероприятия по управлению качеством в системе материально-технического обеспечения ОАО «РЖД», и контролирует соответствие поставляемой продукции положениям законодательства и правовым актам РФ, а также нормативным документам ОАО «РЖД».
Традиционными проблемами в сфере закупок являются прозрачность процедуры и контроль качества продукции поставщиков. В какой-то степени они актуальны сегодня для российских железных дорог. Меры, принимаемые для их решения: контролировать качество и повышать прозрачность закупок Росжелдорснабу помогают, как уже отмечалось, конкурсные процедуры и централизованные закупки. Так, для участия в конкурсе все претенденты должны представить сертификаты на свою продукцию, а в ряде случаев и договор на сопровождение качества продукции с профильным институтом, который проводит испытания материала в процессе поставки, аналогичные сертификационным. Централизованные закупки, в свою очередь, дают дополнительные рычаги для воздействия на поставщиков в плане повышения ими качества продукции и выполнения ими своих обязательств, в частности – это жесткие договора поставки с четкими штрафными санкциями.
Кроме этого, Росжелдорснаб приступил к осуществлению трехлетней программы реконструкции и модернизации нашей технической базы – строит складские помещения, системы охраны и автоматизированного управления, обновляет парк подъемно-транспортного оборудования. Эти меры позволят сократить себестоимость складской обработки грузов, затраты на текущий и капитальный ремонт объектов, а также снизить возможные убытки и риск потери качества закупленной продукции от ненадлежащего хранения.
В целом же, процесс проведения конкурсов уже достаточно отлажен. Как правило, возникающие проблемы носят в основном технический характер и связаны с оформлением и подачей конкурсных предложений поставщиками. Разрешаются они путем направления запросов организатору. Но, как известно, в любом конкурсе есть победители и побежденные, и поэтому те, кто не выиграл, как правило, выражают недовольство результатами. Это естественно, и Росжелдорснаб от этих участников не отмахиваемся. Все претензии «Росжелдорснаб» обязательно рассматривает в установленном порядке, то есть в течение 30 дней со дня поступления запроса и по всем пунктам даем ответ. Если участник им не удовлетворен, он может обратиться в Арбитражный суд. Однако хочу заметить, за четыре года не было ни одного случая, чтобы итоги конкурса отменялись судом.
Существует перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации ССФЖТ, на такую продукцию инженеры службы НХ должны иметь в наличии эти сертификаты, если данная продукция закупается самостоятельно, то вместе сдачей лотов в ПРГ (постоянно действующую группу) обязаны предоставлять сертификаты.
Так же есть продукция, подлежащая обычной сертификации, поэтому на каждый вид продукции необходимо иметь паспорт качества или сертификат качества с оттиском ОТК.
Существуют также гарантийные талоны на продукцию того или иного вида.
В прошлом году объем централизованных закупок Росжелдорснаба составил 123 млрд. рублей. Из этого объема приблизительно 40% составило топливо, 15% – рельсы и скрепления, 15% – железнодорожные колеса и бандажи, 30% средств израсходовано на прочие материально-технические ресурсы. Это запчасти для локомотивов, электрооборудование, трансформаторы, постельные принадлежности, форменная одежда, средства индивидуальной защиты и многое другое. В натуральных показателях ОАО «РЖД» ежегодно закупает порядка 750 тыс. тонн рельсового проката, 200 тыс. тонн железнодорожного крепежа, 300 тыс. тонн цельнокатаных колес, 250 – 300 тыс. тонн сортового металлопроката и продукции для дальнейшего передела, 60 – 70 тыс. тонн листового металлопроката, 30 тыс. тонн трубного проката. Общий объем закупаемой металлопродукции составляет более 1,5 –1,6 млн. тонн в год. Кроме этого, Росжелдорснаб покупает 3 млн. тонн дизельного топлива (это почти 6% дизельного топлива, вырабатываемого в стране), около 4,5 млн. тонн угля, 880 тыс. тонн мазута, почти 170 тыс. тонн бензина.
Поставщиками Росжелдорснаба являются почти 100 процентов того, что закупает, производится отечественными предприятиями. Но до сих пор эксплуатируются чешские локомотивы, поэтому относительно небольшой объем запчастей, производство которых до настоящего времени не освоила российская промышленность, Росжелдорснаб закупает в Чехии. Кроме того, у немецких производителей закупает в небольших объемах запчасти к вагонам производства ГДР.
Конечно, Росжелдорснаб заинтересован в том, чтобы наша промышленность освоила их производство: это обходилось бы дешевле. К тому же в Чехии многие заводы уже прекратили выпуск необходимых нам запасных частей. Росжелдорснаб программу импорта замещения предлагал всем российским заводам, но заинтересовались немногие – номенклатура очень широкая, а объем закупок невелик. Это не очень большая проблема, но ее надо решать, пока не произойдет замена подвижного состава.
2.3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА НА
ПОСТАВКУ
Прежде чем приступить к составлению договора на поставку товарно-материальных ценностей необходимо решить с поставщиком будет ли он выставлять транспортные накладные или железнодорожный тариф. От этого обоюдного решения зависит, какой вид договора будет у исполняющего инженера.
После выбора договора оформляем его, со своей стороны поставщик ставит печати, инженер делает лист обоснования к договору, где указан номер протокола решения конкурсной комиссии (он выиграл лот) к договору готовиться спецификация, соответствующая лоту (цена, продукция, количество), а также график поставки на всю продукцию, указанную в спецификации.
На листе обоснования необходимо согласовать данный договор с начальниками: зам. начальника дороги по экономике, зам. начальника дороги по финансам, главный бухгалтер дороги, отдел ценообразования, отдел экономической защиты, юристы управления, главный инженер дороги. После этого юрист управления дороги дает номер договора, и только после этого можно производить оплату поставщику. Но, прежде всего оплата поставщику производиться только при наличии груза по факту поставки. До подписания договора на поставку поставщик имеет право на завоз товарно-материальных ценностей потребителям согласно решения конкурсной комиссии, но оплата только при наличии номера договора.
2.3.1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗАКУПКИ П и НДРП.
Закупками материалов для верхнего строения пути занимаются службы П (Дистанция пути) и НДРП (Дирекция по ремонту пути).
Они также заключают договора на поставку через конкурсную комиссию тендерный комитет. Имеют поставку, централизованную через Росжелдорснаб и децентрализованную по договорам, под выделенные лимиты финансирования.
Службы сами занимаются сбором заявок от линейных предприятий обобщают их и предоставляют в службу НХ, для того чтобы, при сдачи общей заявки в Росжелдорснаб она была полной, т.е. в ней присутствовали, полнота потребности Куйбышевской железной дороги в которую входит: товарно-материальные ценности, топливо и МВСП (материалы верхнего строения пути).
В противном случае Росжелдорснаб без хотя бы одной заявки не примет общую дорожную заявку.
Но всеми отчетами по материалам верхнего строения пути (МВСП) занимаются службы: Дистанция пути (П) и Дирекция по ремонту пути (НДРП), служба материально-технического снабжения (НХ) является в этом случае, связывающем звеном по дороге между товарно-материальными ценностями, топливом, и материалами верхнего строения пути (МВСП).
2.3.2. ЗАКУПКИ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
Если имеется в виду линейные предприятия, то они имеют право закупать продукцию, как, например кислород, канцелярские товары, строительные материалы, или мелкий инструмент основную номенклатуру под все виды ремонта. Они подают заявки в службу материально-технического снабжения - служба НХ, но они должны обязательно учитывать свои лимиты (оставлять лимит на то, что они хотят закупить самостоятельно), потому что лимит финансирования (предварительный) дается плановой экономической службой (НН) на всю продукцию, в которой они нуждаются.
2.3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК
Сначала Росжелдорснаб уведомляет дорогу о том, что необходимо сдать заявку в срок до определенного числа. Плановая экономическая служба НН совместно с финансовой службой сообщает предварительные лимиты финансирования допустим на 1 квартал определенного года. Нашим экономистам в службе НХ, а также всем службам и линейным предприятиям.
В свою очередь линейные предприятия, получив лимиты финансирования, начинают составлять заявку квартальную (или годовую) согласно видов ремонта, норм, остатков и запасов. Заявка представляет собой форму с обязательным указанием кода СКМТР (десятизначного) наименования, чертежа, ГОСТА, размера, единицы измерения, кода статьи платежного баланса, цены (действующей на момент составления заявки), количества 1 месяца, стоимость 1 месяца и т.д. и общей квартала (или года).
После в программе R-3 каждое из линейных предприятий создает на своем уровне заявку набивая номенклатурные номера (код СКМТР) после того как она полностью готова и соответствует выделенному лимиту финансирования, данному предприятию, предприятие ставит подтверждение того, что заявку он свою закончил с учетом норм расходов, остатков и запасов.
Если это предприятие находится во главе НОДХа (отдел материально-технического снабжения отделения дороги), то НОДХа начинает проверку данного предприятия, после чего если нет замечаний подтверждает на своем уровне правильность составления заявки по всем параметрам. После чего НОДХ собирают своды по всем своим предприятиям, для того чтобы показать службе НХ, что их подразделения готовы к сдачи заявки в НХ.
После сдачи на всех уровнях заявки открываются в системе для рассмотрения их в службе НХ, к каждому инженеру службы привязана номенклатура (группа закупок) каждый из инженеров проверяет правильность заполнения, составления заявки переносит по указанию 501-р продукцию, подлежащую централизованной поставке через Росжелдорснаб.
После чего собирается свод по дороге по всей номенклатуре, добавляем заявку П и НДРП по МВСП и в установленной форме отправляем заявку в Росжелдорснаб.
Конечно, после этого допускаются корректировки, исправления ошибок до приезда в Росжелдорснаб на защиту заявки.
Функции подразделений и структур в процессе закупок.
Служба также перед сдачей заявки от линейного предприятия проводят проверку правильности заявленной продукции в количестве по нормам ли заявлена, нет ли остатков, проверяют лимиты финансирования и оставили ли предприятия для себя запас лимита, который им необходим на самостоятельные закупки.
2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и прочие материальные ценности на заводах и фабриках хранятся на складах. Состав, число и размеры последних зависят от номенклатуры и количества потребляемых материальных ценностей. На крупных предприятиях количество складов нередко достигает нескольких десятков.
Виды складов.
Фабрично-заводские склады подразделяются на материальные, производственные, сбытовые и др. Материальные, или снабженческие склады предназначены для хранения поступающих извне сырья, материалов, топлива и полуфабрикатов.
В производственных складах хранятся полуфабрикаты собственного производства, инструменты, запасные части для оборудования.
Сбытовые склады предназначены для хранения готовой продукции и отходов производства. Прочие склады используются для хранения резервного оборудования и для других надобностей.
Количество, состав, емкость и специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия. Организация складов, их техническое оснащение и размещение на территории завода и фабрики имеют существенное значение для работы и экономики предприятия. Организация складского хозяйства оказывает влияние на пропускную способность складов, трудоемкость и себестоимость складских работ, на величину внутризаводских транспортных расходов и т. д.
По уровне специализации материальные склады подразделяются на специализированные и универсальные. Обычно склады оснащаются стеллажами, которые размещаются таким образом, чтобы эффективно использовать всю их кубатуру. Материалы хранятся в стандартной таре, которая удобно размещается на стеллажах и легко перевозится с помощью транспортеров и штабелеукладчиков.
Организация складских работ.
Осуществляемые на материальных складах работы можно свести к следующим основным операциям: приемка материалов, размещение их, хранение, подготовка к производственному потреблению, отпуск производственным и другим участкам предприятия и учет материальных ценностей.
Поступающие на склад материалы проходят количественную и качественную приемку. Количественная приемка заключается в проверке соответствия фактического наличия материалов указанному в сопроводительных документах. Первоначальная проверка поступающих извне грузов производится представителем предприятия на железнодорожной станции. Здесь проверяется число прибывших мест, целость упаковки, иногда вес груза. Если устанавливается расхождение между фактическим наличием и тем, которое указано в сопроводительных документах, то на железнодорожной станции составляется так называемой коммерческий акт для предъявления претензий виновнику недостачи — поставщику или транспортной организации.
Если же количество поступившего материала по наружному осмотру не вызывает сомнения, то вес его на станции прибытия обычно не проверяется. Такой материал выборочным путем проверяется на складе предприятия. При обнаружении в результате проверки расхождения между количеством по документам и фактическим наличием составляется акт для предъявления его поставщику.
Наряду с количественной проверкой на складах проводится качественная приемка. Она осуществляется органами технического контроля с привлечением в необходимых случаях лабораторий. Качественной проверкой устанавливается соответствие полученных материалов стандартам или техническим условиям. При несоответствии материала стандарту или техническим условиям вызывается представитель поставщика и составляется акт о непригодности материала. Если же партия непригодного материала невелика или представитель поставщика не может прибыть, то акт о непригодности составляется комиссией предприятия с привлечением представителя незаинтересованной организации. Акт направляется поставщику с одновременным запросом, как поступить с забракованным материалом. Последний, до указания владельца находится у потребителя на ответственном хранении в особо отведенном месте. Как правило, качественная проверка материалов и полуфабрикатов проводится только по особо ответственным их видам, так как громадное большинство поставщиков само проверяет качество своей продукции перед ее отправкой.
Принятые на склад материалы размещаются с соблюдением определенных требований учета и хранения. При этом каждый материал должен размещаться на складе с учетом того, чтобы обеспечить сохранение количества и качества материалов. Материалы одинакового наименования размещаются на одном участке, материалы тяжелые и громоздкие должны размещаться ближе к месту выдачи.
На большинстве промышленных предприятий при материальных складах существуют специальные участки подготовки материалов к производству. Так, в централизованном порядке на многих заводах и фабриках организован раскрой черных металлов, леса и других материалов. Это дает возможность более экономно использовать материал, применяя методы комбинированного раскроя, используя отходы для производства более мелких деталей и т. д.
Одним из видов подготовки материалов к производству является комплектование материалов и полуфабрикатов перед отпуском их производственным цехам. Отпуск материала цехам осуществляется на основании установленных лимитов для каждого цеха. В зависимости от типа производства и характера материалов применяется разный порядок отпуска материалов.
Основные материалы в массовом и крупносерийном производстве отпускаются по планкартам. Планкарта представляет документ, составляемый отделом снабжения или планово-производственным отделом, в котором указывается установленный цеху месячный лимит по каждому виду материала, а также сроки и партии подачи. В соответствии с планкартами склад своими транспортными средствами доставляет каждому цеху в установленные сроки партии материалов и полуфабрикатов. Отпуск материалов оформляется приемо-сдаточными накладными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6