Рефераты. Органы следствия и дознания






1.3. Производство неотложных следственных действий

 При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 6 части второй;

2) органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 УПК РФ;

3) таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй - четвертой, 189, 190, 193 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 УПК РФ.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору в соответствии с пунктом 3 статьи 149 УПК РФ.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.


1.4.  Окончание предварительного расследования

Производство предварительного расследования оканчивается:

1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, установленном главами 29 - 3 УПК РФ 1;

2) по остальным уголовным делам - в порядке, установленном главой 32 УПК РФ.

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Прокурор, следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается.


1.5. Отвод

В соответствии со ст. 21 УПК следователь и дознаватель, наряду с прокурором, от имени государства осуществляют уголовное преследование по уголовным делам публичного и частнопубличного обвинения. В каждом случае обнаружения признаков преступления эти участники уголовного судопроизводства принимают предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Непременным условием принятия законных и обоснованных решений по уголовному делу на досудебном производстве являются объективность и беспристрастность следователя и дознавателя.

Поэтому закон предусматривает устранение от участия в расследовании дела следователя и дознавателя при наличии оснований, указанных в ст. 61 УПК.

Если начальник следственного отдела принял дело к своему производству и проводит предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя (ч. 2 ст. 39 УПК), он подлежит отводу, самоотводу и отстранению от участия в производстве по уголовному делу на тех же основаниях и в том же порядке, что и следователь.

В случае производства предварительного следствия следственной группой подозреваемому, обвиняемому объявляется состав следственной группы (ч. 2 ст. 163 УПК), разъясняется право отвода следователей, входящих в эту группу.

Следователь или дознаватель подлежат отводу, если являются потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу. Так, если следователь, расследовавший уголовное дело, в процессе судебного разбирательства допрошен в качестве свидетеля, то после возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования он не вправе производить предварительное следствие по тому же делу и подлежит отводу (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2001. - N 7. - С. 21).

Следователь или дознаватель не могут участвовать в производстве по данному делу в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.

Не является основанием для отвода или отстранения прокурором следователя и дознавателя от дальнейшего ведения предварительного следствия или дознания то обстоятельство, что ранее они производили расследование по данному делу.

Из этого следует, что следователь и дознаватель, ранее осуществлявшие проверку заявления о преступлении, послужившего поводом для возбуждения уголовного дела, могут вести предварительное расследование по данному делу.

Реализация следователем и дознавателем единой функции уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства допускает, что, если дознаватель, осуществлявший неотложные следственные действия, впоследствии будет назначен на должность следователя в установленном порядке, такое лицо правомочно производить предварительное следствие по делу и не подлежит отводу. Следователь, назначенный на должность прокурора, вправе выступать в качестве государственного обвинителя в суде по делу, которое он расследовал.

Сомнение в объективности следователя или дознавателя возникает в тех случаях, когда он является близким родственником или родственником любого из участников производства по уголовному делу. Так, следователь не может осуществлять предварительное следствие по делу, если дознание по этому делу производилось его родственником.

Следователь или дознаватель не вправе участвовать в расследовании уголовного дела, если он по своему служебному положению является начальником или подчиненным лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Заявленный следователю или дознавателю отвод сам по себе не устраняет их от предварительного расследования по делу и не приостанавливает производства следственных и иных процессуальных действий.

Процессуальный порядок рассмотрения прокурором отвода, заявленного следователю и дознавателю, аналогичен процедуре разрешения отвода, заявленного прокурору (см. ст. 61-66 УПК).

Для обеспечения полного и объективного расследования прокурор вправе изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому; а также передавать дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры. Все указанные решения принимаются прокурором с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК).

Если самоотвод или отвод следователю или дознавателю не был заявлен, но прокурору иным образом стали известны обстоятельства, исключающие возможность их участия в деле, он обязан в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК отстранить их от дальнейшего производства расследования в связи с тем, что ими допущено нарушение требований закона при производстве предварительного расследования.

Решение прокурора по поводу заявленного отвода оформляется мотивированным постановлением, которое объявляется следователю либо дознавателю, а также лицу, заявившему отвод. Это постановление может быть ими обжаловано вышестоящему прокурору.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 38 УПК следователь вправе не согласиться с решением прокурора о его отводе или отстранении от дальнейшего ведения следствия и представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Подать жалобу на решение прокурора об отводе может и дознаватель, что не приостанавливает исполнения данного решения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Судебная практика относит к нарушениям уголовно-процессуального закона, влекущим возвращение уголовного дела на дополнительное расследование, производство расследования лицами, подлежащими отводу (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N 84 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего направление уголовного дела для дополнительного расследования"//Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - N 2).

Глава 2.  Орган дознания

2.1. Понятие лица производящего дознание

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

УПК РФ предусматривает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять в качестве органов дознания отнесенную к их компетенции уголовно-процессуальную деятельность. Согласно п. 1 ч. 1 этой статьи органами дознания являются органы внутренних дел и органы, наделенные правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Перечень таких органов определяется исключительно Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".

 Наибольший объем в процессуальной деятельности органов дознания занимает производство предварительного расследования в форме дознания. Оно представляет собой определенную совокупность предусмотренных законом действий и решений органа дознания по уголовному делу. Процессуальные акты органа дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя.

Государственные органы и должностные лица, наделенные полномочиями органов дознания, осуществляют процессуальную деятельность наряду с основными функциями. Для органов дознания процессуальная деятельность производна от основных функций.

Все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, но действуют в пределах своей компетенции.

К органам внутренних дел относятся: Министерство внутренних дел, министерства внутренних дел республик в составе РФ; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях; управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железной дороге, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел.

Милиция является основным звеном в структуре Министерства внутренних дел. Она является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел, как компетенцию других органов дознания. Милиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении. Милиция, по общему правилу, не должна подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по первичному материалу о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только милиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога дома), помешать преступнику скрыться, она в соответствии с возложенными на нее обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинает действовать в качестве органа дознания. В этом же качестве милиция выполняет поручения и указания следователей по находившимся в их производстве делам, даже если они были возбуждены иными органами дознания.

Милиция подразделяется на криминальную милицию и местную милицию (общественной безопасности). Основными задачами криминальной милиции как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от расследования и суда.

Основными задачами местной милиции (общественной безопасности) как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно (см. ст. 8 и 9 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции").

При определении статуса начальника органа дознания в каждом конкретном случае огромное значение имеет ведомственная нормативная база.

Начальники органов дознания поручают проведение дознания и другой уголовно-процессуальной деятельности подчиненным дознавателям. Если говорить о системе органов внутренних дел, то в системе местной милиции (общественной безопасности) имеются подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их начальников. Последние осуществляют организационное руководство дознавателями и не обладают правами органа дознания.

Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения действует в качестве органа дознания с момента поступления к нему заявления (сообщения) о преступлении или непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, при наличии основания, возбудить уголовное дело.

В ведомственном порядке Министерством обороны РФ предусмотрен порядок, в соответствии с которым командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения своим приказом назначает из числа подчиненных офицеров дознавателей, которые и осуществляют дознание, а равно другую процессуальную деятельность, относящуюся к компетенции органов дознания.

 Органы государственной безопасности - это органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Их компетенция в качестве органов дознания ограничена производством по делам, подследственным следователям этого ведомства.

Таможенные органы РФ - это Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ (ст. 8 Таможенного кодекса РФ).

 Кроме того, в исключительных случаях законодатель возлагает обязанность возбуждать уголовные дела и выполнять неотложные следственные действия на должностных лиц, указанных в ч. 3 ст. 40.


Дознаватель

УПК РФ наделяет дознавателя правами, сходными с правами следователя. Ранее на практике орган дознания, как орган расследования конкретного преступления, действовал обычно в составе двух субъектов: начальника учреждения и подчиненного ему должностного лица (или нескольких лиц), которому (или которым) он поручает производство дознания. Начальник учреждения выступал по уголовному делу в качестве начальника органа дознания, а должностное лицо, которому он поручил расследование, - в качестве лица, производящего дознание. При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания сохраняет за собой право контроля за действиями и решениями лица, производящего дознание.

 Дознаватель - это процессуальная фигура, наделенная законом определенными правами и обязанностями. Дознаватель принимает дело к своему производству. Работая под контролем начальника органа дознания (его заместителя), он обладает определенной самостоятельностью.

Дознаватель оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием.

Дознаватель вправе обжаловать указания прокурора и начальника органа дознания, но это не освобождает его от обязанности выполнить такие указания.

Процессуальные документы, составление которых отнесено к компетенции дознавателя, приобретают сразу же юридическую силу, но в некоторых случаях нуждаются в утверждении начальником органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу с начальника органа дознания не снимается ответственность за достижение процессуальных задач (раскрытие преступления, изобличение виновных, обеспечение возмещения причиненного преступниками ущерба и т.д.) по уголовному делу, за качество и сроки дознания.

 Дознание производится:

1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153 - 157, 158 частями первой и второй, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 188 частью первой, 194, 203, 207, 213 частью первой, 214, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 223 частями первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243-245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 - 258, 260 частью первой, 261 частью первой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 315, 319, 322 частью первой, 323 частью первой, 324 - 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.