Рефераты. Общественный протест как информационный повод для газетных и сетевых публикаций






         На основе анализируемых публикаций, правомерно сделать вывод, что изучаемые в работе издания сильно разнятся в освещении протестного поведения граждан.

Так в газете «Вечерний Ставрополь» происходит фильтрация информационного потока, с «повестки дня» снимается любое проявление протеста в сторону органов местного самоуправления, что говорит о тенденциозности данного издания.

Хотя «Ставропольская правда» не проявляет столь явной избирательности в подаче информации, предоставляя читателю различные мнения и оценки событий, но все-таки нельзя сказать о полной беспристрастности  этой газеты.

В отличие от предыдущих изданий, журналисты «Открытой газеты» на страницах издания выражают полную  солидарность с протестующими и всячески способствуют воздействию общественности на представителей власти.

Что касается сетевых СМИ, то надо сказать, что материалы в них носят новостной характер, оценка протестного поведения граждан в текстах встречается очень редко.

2.2. Общественный протест как причина для диалога разных уровней власти в СМИ

        

За изученный период на страницах краевых газет и в публикациях сетевых изданий прозвучало немало критических выступлений в адрес органов власти.

         Одни из них получили ответную реакцию  чиновников, а другие же так и остались без ответа. Стоит отметить, что порой, отклик на критику носит весьма затяжной характер.

         Так, например, 17.11.05 г. в «Ставропольской правде» была опубликована статья под заголовком «Операция Ы» или Все на продажу». Ее автор                В. Бурдюгов  пишет: «фирмы-хапки... в центре города оттяпали полдвора у школы № 2. Начиналось все с вранья: мол, возводят спортивный зал для школы. И вот ударными темпами 12-этажный дом почти построен». «Нужно очень сильно не любить свой город, чтобы идти на поводу у пришлых строительных фирм и их заказчиков. И нельзя сказать, что народ молчит. Люди протестуют. Выходят на пикетирование… но кто их слышит?», - этим риторическим вопросом В. Бурдюгов  завершает свой материал. Очевидно, что вопрос адресован городской администрации. В унисон с недовольными жителями звучат слова автора, что ему, «коренному ставропольчанину, не по душе нынешняя архитектурно-планировочная вакханалия».

         Комментарий к этой публикации появился  в №13 «Ставропольской правды», вышедшем 19 января, под заголовком «Участки изъяли не даром». В данной ситуации нельзя сказать, что ответ не заставил себя ждать.

Разъяснение дает В. Еличеев, заместитель главы администрации города Ставрополя, директор комитета градостроительства В публикации говорится следующее: «Работать в условиях реконструкции было всегда трудно, а сейчас – особенно, потому что многие земельные участки перешли в частную собственность. Любое новое строительство, намечаемое в городе, обязательно проходит несколько этапов подготовки, в том числе выбор площадки для проектирования, согласование участка со всеми городскими инженерно-эксплуатационными и контролирующими службами. Проект застройки защищается на городском градостроительном совете, проходит экспертизу,       и только после этого готовятся разрешительные документы. В статье, опубликованной в газете, поднимается вопрос об отторжении части школьных участков для строительства жилых домов. По существу вопроса сообщаем, что в данных случаях решение об изъятии части территории принималось на основании соглашения между министерством образования СК, дирекцией МОУ СОШ № 1 и № 2 и фирмами-застройщиками (ООО СК «Вариант» и «Эвелин»). Этими соглашениями определялась компенсация за изъятие участка –  строительство за счет застройщиков спортивно-оздоровительных комплексов для школьников. Обязательства, определенные в соглашениях, выполнены фирмами-застройщиками в полном объеме».

На страницах «Вечернего Ставрополя» фигурирует тот же самый заместитель главы города. Так в №10 издания, в рубрике «Вечерке» отвечает власть», В. Еличев, на жалобу жильцов домов 64/4 и 62/1 по улице Пирогова на строительство гаражей, сообщает следующее: «в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», положительным градостроительным заключением управления архитектуры администрации города Ставрополя то 13.09.2003 №1228, постановлением главы города Ставрополя от 29.20.2004 №5224 А.А. Степкову утвержден акт выбора земельного участка по ул. Пирогова,62/1, и согласовано место размещения 2-этажных гаражей с устройством спортивных площадок и площадки для отдыха на крыше». Далее чиновником поясняет, что пока оснований для приостановки действия договора аренды нет, но «учитывая многочисленные жалобы жителей, комитетом градостроительства администрации города разрешение на строительство 2-этажных гаражей  А.А. Степкову будет выдано только после согласования его с советом микрорайона».

В приведенных примерах, не прослеживается прямой и откровенной критики в сторону представителей власти.

Совершенно другой характер имеют материалы, посвященные  самому громкому скандалу, разгоревшегося вокруг Крепостной горы. Этот вопрос получил наибольшее развитие  в «Ставропольской правде», на страницах которой прошла целая серия публикаций с данной проблематикой.

Начало этой эпопеи положил материал А. Белузы, появившийся в №28 издания под заголовком «Стихийная карусель». Автор текста пишет: «Многоэтажки без жалости «жуют» бассейны и детские площадки, скверы и зоны отдыха. Недавно функции строительного надзора закреплены за Управлением по жилищному и архитектурно-строительному контролю Ставропольского края, возглавил которое Александр Григорьевич Черногоров». Далее слово предоставляется непосредственно самому начальнику управления, который констатирует: «Сегодня наше ведомство не имеет таких полномочий, чтобы можно было приостанавливать строительство еще на стадии выбора земельного участка. Делать это мы вправе только тогда, когда речь идет о безопасности конструкций, когда есть угроза жизни. А все земельные вопросы в стране отданы на откуп муниципалитетам». Но потом все-таки звучат обнадеживающие слова: Однако в управлении нашли путь борьбы со «стихийными» строителями – взаимодействие с другими ведомствами. Например, государственный инспектор, если выявил нарушение закона, не вправе его сразу пресечь, но может обратиться в прокуратуру, у которой совсем другие полномочия… Так было с «оздоровительным» центром на Крепостной горе, строительство которого – рядом с возводящимся храмом – приобрело политическое звучание... проект стройки не прошел даже государственную экспертизу» и на основании проверки прокуратуры были возбуждены дела об административном правонарушении». Что касается реакции  городских властей на сложившуюся ситуацию, то в материале четко прописывается их позиция: «Впрочем, это не помешает заместителю главы города Ставрополя, директору комитета градостроительства В. Еличеву говорить о том, что он считает нецелесообразной отмену разрешения на строительство, и при этом ссылаться на то самое, выданное регистрационной службой свидетельство о праве собственности на незавершенку…». В начале материала автор акцентирует внимание на том, что «стихийная застройка столицы края – головная боль горожан и краевых властей», намеренно не добавляя через запятую органы местного самоуправления, которых создавшаяся ситуация касается самым непосредственным образом.

В №56 газеты появился «Многоэтажный» ответ» на вышеупомянутую публикацию. Так звучит заголовок следующего материала А. Белузы. Автор пишет, что « руководство города, разумеется, отреагировало на критическую публикацию. В редакцию пришло письмо заместителя главы администрации Ставрополя, директора комитета градостроительства В. Еличева, где в самом начале сообщается, что приоритетной задачей любого органа местного самоуправления является забота о нуждах населения, а далее акцент ставится на иные нужды». Заместитель главы города говори следующее: "Градостроительная деятельность мэрии, - говорится в ответе на нашу публикацию, - направлена на удовлетворение одной из основных потребностей горожан – права на жилье. Да, в настоящее время в Ставрополе действительно, цитирую, «сложилась практика выделения земельных участков под застройку многоэтажными жилыми домами не для муниципальных нужд, а для коммерческих целей». Но эта практика существует по всей стране и никоим образом не нарушает действующего законодательства». Далее все же звучат слова касательно пресловутой Крепостной горы: «Что касается определения статуса участка Крепостной горы, на котором предполагалось построить оздоровительный центр, то постановлением главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 года государственная историко-культурная заповедная территория «Крепостная гора» включена в список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения. В состав заповедной территории вошли каскадная лестница, здание первой в городе электростанции и пожарная часть (середина XIX века – улица Суворова, 5). Даже при визуальном соединении этих объектов одной линией видно, что земельный участок, предоставленный ООО «Строительная компания «Авангард» по улице Суворова, 5а, не попадает в границы государственной историко-культурной заповедной территории».

В завершение материала журналистка говорит: «Выходит, мэрия настаивает, что строить так называемый оздоровительный комплекс на Крепостной горе можно. А то, что по протесту прокурора отменено разрешение на строительство, то, что проект стройки не прошел даже госэкспертизу, то, что есть нарушения Земельного, Градостроительного кодексов и трех (!) федеральных законов – это, увы, в ответе на публикацию нашло слабое отражение».

Логическим продолжением  данной проблематики послужила публикация В. Лезвиной под говорящим заголовком « Крепостной скандал». Что касается исторических фактов, то здесь автор публикации приводит следующее: «Решением Ставропольской городской Думы отменен один лишь пункт решения президиума городского Совета от 1991 г. «О придании Ставропольскому историко-культурному центру статуса заповедной территории и объявлении ее землей историко-культурного наследия. Но если разобраться, то отменен именно пункт, четко определявший границы Крепостной горы как исторического памятника». В связи с чем, мэрия распорядилась судьбой  территории Крепостной горы по своему усмотрению, т.е. отдала под строительство развлекательного комплекса. Говоря о перспективах развития «Крепостного вопроса», В. Лезвина уведомляет читателя, что министерство культуры «обратилось в суд с иском о признании развлекательного комплекса объектом самовольной постройки и его сносе». Далее звучат слова министра культуры Тамары Ивенской: «И обращения в прокуратуру, и предписания, и участие в судебных делах министерства культуры ситуацию не спасают».

В конце звучат следующие слова автора: «Эта публикация – отдаю себе отчет – тоже не спасет. Потому что все сделанное против строительства на Крепостной горе результат дало нулевой. Но ведь здоровая имитация деятельности никогда не заменит самой деятельности».

В свою очередь, в №93» редакция «Ставропольской правды» под заголовком «Как суд решит» опубликовала официальный ответ В. Еличеев, заместитель главы администрации Ставрополя, директор комитета градостроительства: «Публикация «Ставропольской правды» рассмотрена комитетом градостроительства администрации Ставрополя. В настоящий момент в производстве Октябрьского районного суда Ставрополя находится исковое заявление прокуратуры района... Рассмотрение вопроса, а равно принятие каких-нибудь мер в отношении спорного земельного участка до рассмотрения судом исковых требований по существу дела не предоставляется возможным».

Свое продолжение нашумевший скандал нашел на страницах «Открытой» газеты. В №32 под заголовком  «Дали окорот» прошла публикация, в которой говорится о том, что в судах находится два иска министерства культуры. Оба – по поводу строительства развлекательного комплекса. Автор материала, Антон Чаблин, говорит о том, что «весной этого года стройка по решению суда уже была заморожена. Но лишь на бумаге. Я сам свидетель, что строители трудятся на этом «замороженном» объекте не покладая рук».

         Но призвать чиновников к диалогу с обществом «Открытой» не удалось.

         Бездействие представителей муниципальной власти привело к тому, что жители края привлекли к решению вопроса о стихийной застройке краевую власть.

Надо сказать, что за изученный период, инициируемый обществом диалог между краевым правительством и городской администрацией состоялся на страницах краевых газет лишь дважды. И то в первом случае он носил скорее косвенный характер.

Общественный протест, возникший на фоне недовольства жителей градостроительной политикой мэрии, привел к тому, что граждане стали обращаться с просьбой о помощи к губернатору СК А. Черногорову. В ответ на шквал жалоб жителей на градостроительную деятельность мэрии, обрушившийся на «телефон доверия» главы края и писем граждан, в связи с незаконной застройкой города Ставрополя, губернатор усмотрел необходимость в создании рабочей группы по проверке деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя». В соответствии с распоряжением главы региона от 10 марта 2006 года № 69-рп период с 20.03. по 20.04.2006 г. проведена проверка в деятельности администрации города Став­рополя и её структурных подразделений по исполнению переданных ей от­дельных государственных полномочий Ставропольского края, использова­нию переданных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, а также целевому использованию средств бюджета Ставропольского края, выделенных на осуществление городом функций административного центра Ставропольского края за период 2003-2005 годы.

Результаты вышеупомянутой проверки были опубликованы в №109-110 «Вечернего Ставрополя». Материал под заголовком «Казнить нельзя помиловать, или новые подходы к правилам арифметики чиновников правительства СК», подготовленный администрацией города, послужил на прилагающуюся ниже справку. Самой публикации предшествуют следующие слова: «Муниципальное самоуправление – относительно молодая ветвь исполнительной власти, в настоящее время она находится на этапе своего становления. Своевременное указание на ошибки ведет к их безболезненному исправлению и недопущению повторения в будущем». Далее мэрия поясняет: «На первом этапе деятельности рабочей группы квалифицированными специалистами был проведен анализ работы подразделений администрации города и подготовлены отраслевые справки, подписанные руководителями управлений комитетов и министерств  Правительства Ставропольского края. К сожалению, не обошлось без ложки дегтя. Уже в первые дни работы проверяющих у нас создалось впечатление, что некий закулисный манипулятор пытается направить их деятельность далеко за рамки, очерченные распоряжением Правительства Ставропольского края... отдельные выводы резали глаз своей необъективностью. Но администрация города Ставрополя принцип прозрачности власти изначально ставила в основу своей деятельности, мы ничего не скрывали, совместная «работа над ошибками» могла принести только пользу. Отраслевые справки были согласованы с соответствующими подразделениями администрации города Ставрополя. Оставалась, по сути, техническая работа: составить итоговую справку по результатам проведенной работы. И вдруг возникла почти двухмесячная пауза».

В полученной 9 июня итоговой справке мэрия нашла массу противоречий. Что же касается градостроительной деятельности, то в ответ на критику, высказанную в справке, городские власти парируют таким образом: «Обозначились, скажем, перекосы в выделении земельных участков под строительство. Но давайте разберемся: администрация подписывает разрешительную документацию в последнюю очередь, после того как документы проходят согласование в федеральных структурах, как-то санэпидемстанция, Кадастровая палата или Госпожнадзор. Мы подписываем документы последними, и в результате, видимо, на правах «крайних», получаем в ответ нарекания со стороны Правительства края и возмущение граждан».

         На этом косвенный диалог между враждующими сторонами исчерпывает себя, и переходит в изначально правильную форму взаимодействия – прямое обсуждения наболевшего вопроса. Полемика представителей разных уровней власти, состоявшаяся на выездном заседании правительства в ДК, сразу же нашла свое отражение на страницах краевых газет.

         Материалы, посвященные вышеупомянутому заседанию появились во всех изучаемых периодических изданиях. Читатель давно ждал этого кульминационно момента.

         На страницах «Ставропольской правды» в №145-146 была размещена публикация под заголовком «Аргумент на аргумент», которая своим названием, сразу же настраивает на предстоящий диалог правящих структур. Так же, автор материала П. Васильев обозначил для читателя интересующий его круг вопросов: «о застройке», «о деньгах», «о мэре», «о власти».

         Наибольший интерес, конечно же, вызывает обсуждение застройки. Вот как журналистом излагается этот диалог: «Проблема № 1, конечно, градостроительная политика. Она, как показала проверка, свелась к уплотнению существующих микрорайонов, в т. ч. за счет ликвидации детских и спортивных площадок, дворовых территорий школ, зеленых зон, лесных массивов. Установлено, что под размещение объектов коммерческого назначения мэрия изъяла земельные участки у шести школ. Более того, на территориях, предназначенных для проектирования и строительства детских садов, в настоящее время также «вбиты колышки» для многоэтажек и офисов.

При этом публичные слушания о размещении объектов на предоставленных под строительство земельных участках не проводятся. А по закону - должны. Выяснилось, впрочем, что мэрия иначе толкует Градостроительный кодекс РФ. «Он не предусматривает согласования планируемого строительства с общественностью, - сказал в ответ Д. Кузьмин. - Публичные слушания должны проводиться только в том случае, если на генплане намечена, например, баня, а застройщик хочет возвести парикмахерскую». «Администрацией города, - продолжал Б. Калиничев, - допускаются нарушения градостроительных норм при отводе земельных участков, выдаче разрешений на строительство и реконструкцию без заключения государственных экспертиз, без разрешения инспекции Госархстройнадзора. Массовый характер приняло самовольное возведение многоэтажных жилых домов на участках, предоставленных под строительство домов индивидуальных». «Виной тому – правовая нестыковка, - парировал Д. Кузьмин. - Градостроительный кодекс так и не дал ответа, как регулировать действия индивидуального застройщика. Максимум, что могут сделать городские власти в такой ситуации, - составить акт о нарушении. Штрафовать и наказывать – это уже прерогатива региона».

         В заключение  автор помещает слова главы края: «В представлении простых людей существует одно понятие «власть». В большинстве своем они не желают понимать, что в каких-то их бедах виноваты руководители муниципалитета, а в других - краевые чиновники. Поэтому недоработки одной из ветвей власти неизбежно влекут за собой понижение рейтинга в глазах горожан – другой. Вот почему я меньше всего хотел бы сегодня выяснять отношения по поводу того, кто «виноватее». Куда важнее определить точки приложения сил и наметить перспективы дальнейшей совместной конструктивной работы».

         В №114  «Вечернего Ставрополя» под заголовком «Противостояние или взаимопонимание?» пошлел материал о заседании, представленный несколько в ином ракурсе. Практически в самом начале автор публикации Т. Коркина оговаривает, что «с докладом на заседании выступил вице-­губернатор Борис Калиничев, с содокладом – глава города Ставрополя Дмитрий Кузьмин. Поскольку доклад повторил опубликованные в нашей газете результаты проверки, повторять его нет необходимости. А вот содоклад собравшиеся и мы, журналисты, ждали с нетерпением».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.