Рефераты. Особенности оказания адвокатом отдельных видов правовой помощи






Решением Верховного Суда РФ от 14 сентября 2000г. жалоба была оставлена без удовлетворения. В кассационном порядке дело не рас­сматривалось. В протесте, внесенном в Президиум Верховного Суда РФ, поставлен вопрос об отмене принятого по делу решения и вынесе­нии нового решения об удовлетворении жалобы. Проверив материалы дела и обсудив доводы протеста, Президиум нашел его обоснованным.

Делая вывод о соответствии оспариваемого пункта Правил действующему законодательству (дело по жалобе К. рассматривалось до принятия нового УПК РФ), суд сослался на часть первую ст. 47 УПК РСФСР (в редакции, действовавшей на время вынесения реше­ния) о допуске защитника к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения или совершения в отношении такого лица иных действий, связанных с его уголовным преследовани­ем, — с начала осуществления этих мер или действий. В соответствии с частью второй ст. 51 УПК РСФСР (также в редакции, действовавшей на время вынесения решения) с момента допуска к участию в деле за­щитник вправе, в частности, иметь с подозреваемым и обвиняемым свидания наедине без ограничения их количества и продолжитель­ности.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной пограничной службой РФ по согласованию с Гене­ральным прокурором Российской Федерации были утверждены Пра­вила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми устанавливался, в частности, порядок проведения свиданий подозре­ваемых и обвиняемых с защитником.

Во исполнение названного предписания приказом Министерства юстиции от 12 мая 2000г. были утверждены Правила внутреннего рас­порядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, п. 149 которых предусмотрено, что свидания подозреваемым и обвиняемым с адвокатом, участвующим в деле в качестве защитника, предоставляются по предъявлении последним доку­мента о допуске к участию в уголовном деле, выданного лицом или ор­ганом, в производстве которых находится уголовное дело, на основа­нии ордера юридической консультации.

Между тем из содержания ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Фе­дерации о праве каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвока­та (защитника), а также положений Международного пакта о граждан­ских и политических правах  и Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что неотъемлемым элементом права на помощь адвоката (защитника) является предоставление содержащемуся под стражей обвиняемому (подозре­ваемому) возможности непосредственного общения со своим защит­ником и, соответственно, возможности последнего иметь свидания с подзащитным.

Исходя из характеристики права на помощь адвоката (защитника) как относящегося к основным правам и свободам человека и граждани­на, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 октября 2001 г. № 14-П по делу о проверке конституционности по­ложений, содержащихся в ст. 47 и 51 Уголовно-процессуального ко­декса РСФСР и п. 15 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле­ний», признал не соответствующим Конституции Российской Федера­ции положение п. 15 ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона как допускающее регулирование конституционного права на помощь адво­ката (защитника) ведомственным нормативным актом, что служит осно­ванием, по смыслу, придаваемому этому положению правоприменитель­ной практикой, неправомерных ограничений данного права, ставя реали­зацию возможности свиданий обвиняемого (подозреваемого) с адвока­том (защитником) в зависимость от наличия специального разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.

В связи с тем, что положение Закона, предоставляющее Министер­ству юстиции РФ право издавать Правила, регулирующие взаимоот­ношения содержащегося под стражей лица с защитником, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, решение суда первой инстанции о соответствии закону ст. 149 Правил подлежит пе­ресмотру в надзорном порядке.

Поскольку по делу была допущена ошибка в толковании норм мате­риального права, решение по нему было признано подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении жалобы заяви­теля. Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил признать незаконным и не действующим со дня вступления решения в законную силу п. 149 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Фе­дерации от 12 мая 2000 г. № 148 в части, устанавливающей, что свидания подозреваемым и обвиняемым с адвокатом, участвующим в деле в каче­стве защитника, предоставляются по предъявлении им документа о до­пуске к участию в уголовном деле, выданного лицом или органом, в про­изводстве которых находится уголовное дело.

Вопрос 2. Консультирование граждан и юридических лиц


В общем объеме работы адвокатов значительную часть составляют консультации, предоставляемые физическим и юридическим лицам.

Ранее действовавшее Положение об адвокатуре в РСФСР 1980 г. закрепляло, что адвокаты, оказывая юридическую помощь, «дают кон­сультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и пись­менные справки по законодательству» (ст. 19). Однако ст. 19 не рас­крывала содержания понятий «консультация» и «разъяснение». Упо­требленная в Положении формулировка приводила к выводу о разном их значении. На практике различия между консультацией и разъясне­нием по юридическим вопросам провести сложно. И тот, и другой вид правовой помощи подразумевает подробный ответ адвоката на вопрос гражданина или представителя юридического лица в доступной для не имеющего юридического образования человека форме, раскрытие смысла, значения и возможных последствий той или иной жизненной ситуации, с которой столкнулось лицо, и выход из которой оно ищет с помощью адвоката.

В Федеральном законе об адвокатской деятельности и адвокатуре термин «разъяснение» отсутствует. Теперь п. 2 ст. 2 закреплено, что, оказывая юридическую помощь, адвокат «дает консультации и справ­ки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме». Эту формулировку следует признать более точной.

Как и любой иной вид юридической помощи, оказываемой адвока­тами, консультирование имеет свои стадии, этапы.

Первый этап — принятие адвокатом поручения лица, обращаю­щегося к нему за юридической помощью. В основном он уже был рас­смотрен нами в первом параграфе настоящей главы. Отметим лишь его особенности в консультационной работе.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре консультации и справки по правовым вопросам даются на основании договора возмездного оказания услуг.

Предметом этого договора являются услуги адвоката по даче кон­сультаций и справок по правовым вопросам в устной или в письменной форме. В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адво­катуре адвокаты дают консультации и справки исключительно по пра­вовым вопросам, т.е. оценивают ту или иную ситуацию с позиции пра­ва, раскрывают доверителю ее причины, значение и последствия ис­ключительно на основании законодательства.

Таким образом, принимая поручение доверителя, прежде всего нужно решить, относится ли его вопрос к правовым. Причем понятие «правовой» применительно к консультационной работе следует пони­мать достаточно широко. Даже при отсутствии в предлагаемой к разре­шению ситуации юридического содержания разъяснение доверителю именно этого факта иногда следует считать полноценной консультаци­ей. И вот почему. Адвокат проводит определенную работу по выясне­нию всех обстоятельств, квалифицирует ситуацию, но, главное, объяс­нение того, что проблема не регулируется нормативными правовыми актами, выходит за рамки правового поля, зачастую облегчает обратив­шемуся задачу выбора линии своего поведения, дает возможность ру­ководствоваться не правовыми, а иными нормами — моральными, эти­ческими; он не будет опасаться поступить в нарушение действующего законодательства.

Давая консультацию по юридическим вопросам, адвокат принима­ет во внимание не только чисто правовые обстоятельства дела, но и це­лый коплекс иных аспектов. Например, при обслуживании юридиче­ского лица в процессе ведения им коммерческой деятельности следует учитывать экономическую целесообразность того или иного решения, финансовую выгоду предлагаемых вариантов поведения.

При консультировании адвокат должен не просто принимать во внимание требования об этичности даваемых им советов и разъясне­ний, а руководствоваться ими.

Состояние действующего российского законодательства, к сожале­нию, таково, что не исключает возможности использовать существую­щие в нем пробелы, противоречия, устаревшие, но не отмененные нор­мы для достижения целей, формально не выходящих за рамки законно­сти, но противоречащих морально-этическим правилам, принципам справедливости, разумности, гуманизма. Недобросовестные лица час­то прибегают к помощи квалифицированного адвоката, чтобы грамот­но обойти закон. Недопустимо идти навстречу такому доверителю. Со­гласно п. 4 ст. 6 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре адво­кат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо не­законный характер. Это положение дополняется п. 1 ст. 7 данного За­кона, закрепившим обязанность адвоката честно, разумно и добросове­стно отстаивать права и законные интересы доверителя.

Понятия честности, разумности и добросовестности в законода­тельстве не раскрываются, представления о них адвокат получает не из правовых, а исключительно из социальных норм, руководствуясь сво­ей совестью, своими представлениями о морали. Пункт 4 ст. 7 того же Закона обязывает его соблюдать кодекс профессиональной этики ад­воката, в котором и должно закрепляться требование соблюдать этиче­ские нормы при оказании адвокатом юридической помощи.

Законодательство не уточняет, какие проблемы могут быть предме­том консультации адвоката. На практике консультационно-справоч­ная юридическая помощь, оказываемая физическим лицам, касается чаще всего следующих вопросов: жилищное право (изменение догово­ра найма жилого помещения путем раздела лицевого счета, приватиза­ция и расприватизация жилья, вселение и выселение граждан, призна­ние ордера на жилое помещение недействительным, признание недей­ствительными сделок с жилыми помещениями, принудительный об­мен, регистрация и снятие с регистрационного учета, вопросы сделок с недвижимостью); семейное право (расторжение брака, раздел совместно нажитого имущества, взыскание алиментов, признание брака недей­ствительным, составление брачного договора, определение места жи­тельства ребенка, участие в его воспитании, установление отцовства, защита прав и интересов детей); наследственное право (признание за­вещания недействительным, выделение обязательной доли в наследстве, восстановление срока принятия наследства, выделение доли в на­следственном имуществе); договорное право (признание сделок недей­ствительными, договоры купли-продажи, ренты, пожизненного содер­жания с иждивением, дарения, найма жилого помещения, составление договоров, взыскание денежных средств по долговым распискам, воз­мещение материального и морального вреда в связи с невыполнением ими ненадлежащим исполнением условий договора, защита прав по­требителей, сделки с недвижимостью и земельными участками, споры о разделе дачных и садовых участков); трудовое право (заключение, изменение и расторжение трудового договора, незаконные переводы и увольнения, невыплата заработной платы); вопросы привлечения к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности.

Консультирование юридических лиц, как правило, затрагивает сле­дующие вопросы: заключение сделок, гражданско-правовые и трудо­вые договоры, организация деятельности, регистрация и перерегистра­ция юридических лиц, внесение изменений в учредительные докумен­ты, ликвидация и банкротство, лицензирование и сертификация, нало­гообложение.

После заключения договора на оказание услуг консультационно-справочного характера начинается основной этап работы адвоката.

Лицо, обратившееся за получением юридической помощи, излагает свою проблему. На этом этапе адвокат должен максимально уяснить все ее основные аспекты, все обстоятельства дела. Несмотря на кажу­щуюся простоту эта задача часто оказывается довольно сложной, и причин тому несколько.

Во-первых, к адвокату обращается лицо, не имеющее юридического образования. Поэтому человек зачастую не может правильно оценить ситуацию, упускает детали, кажущиеся ему второстепенными, но имеющие важное в правовом отношении значение. Поэтому необходи­мо добиться, чтобы рассказчик излагал дело как можно подробнее и придерживался исключительно фактов. Оптимально на этом этапе со­четание работы и с людьми, и с документами. Лучше, чтобы на кон­сультацию доверитель пришел с письменными документами, подтвер­ждающими обстоятельства дела. Из них грамотный адвокат, как правило, извлекает больше информации, чем из неизбежно субъективного пересказа заинтересованного лица.

Во-вторых, при разговоре с доверителем необходимо учитывать психологические моменты. В подавляющем большинстве случаев к ад­вокату обращается человек, столкнувшийся с серьезной проблемой. Естественно, он переполнен эмоциями, нервничает, не может сосредо­точиться на существе дела, частично утрачивает способность мыслить логически, преувеличивает значимость одних фактов и недооценивает важность других. Нужно человека успокоить, настроить на конструк­тивный диалог без излишних эмоциональных отступлений. Нельзя по­лагаться на объективность оценки ситуации доверителем. Адвокат должен сам выяснить все юридически значимые обстоятельства дела, при необходимости несколько раз задать один и тот же вопрос.

В-третьих, нельзя забывать, что доверитель может что-то недогова­ривать, пытаться сознательно скрыть, стараться представить отдель­ные факты в выгодном для себя свете. При беседе с доверителем нужно создать атмосферу полного доверия, объяснить, что в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвока­туре адвокат не вправе занимать по делу позицию вопреки воле дове­рителя (за исключением случаев самооговора), делать публичные за­явления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает, разгла­шать сведения, сообщенные ему доверителем в связи-с оказанием юри­дической помощи, без согласия доверителя, отказаться от принятой на себя защиты. Доверитель должен осознавать, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием ему адвокатом юри­дической помощи, что адвокат не может быть вызван и допрошен в ка­честве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или с ее оказанием, что Закон запрещает негласное сотрудничество адвоката с органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В-четвертых, общение доверителя и адвоката может быть осложне­но, если человек уже обращался за юридической помощью к другому юристу и либо не получил ее, либо получил неквалифицированный, непрофессиональный совет. В результате возникают недоверие к адво­кату, сомнения в правильности и точности консультации.

В большинстве случаев квалифицированный адвокат, правильно и грамотно построив диалог с доверителем, способен преодолеть все эти трудности и составить объективное мнение о проблеме доверителя. Те­перь нужно соотнести факты по делу с законодательством и приступать к консультированию. Абстрагируясь от характера вопросов, мож­но дать общий план консультации.

1.        Правовая оценка сложившейся ситуации. Адвокат разъясняет до­верителю, имело ли действительно место нарушение его прав, объясня­ет содержание и смысл нормативных правовых актов, относящихся к проблеме.

2.  Раскрытие доверителю перспектив дела. Адвокат высказывает свое мнение относительно того, стоит ли начинать дело или продол­жать уже начатое, объясняет свою позицию относительно его исхода.

3.  Дача рекомендации относительно вариантов поведения довери­теля. Адвокат может советовать ему обратиться в суд или иные госу­дарственные либо негосударственные органы для разрешения кон­фликта, подать жалобу или заявление.

На всех этапах консультирования всегда следует раскрывать дове­рителю трудности, с которыми он может столкнуться при отстаивании своего нарушенного или оспариваемого права, указывать на слабые места его позиции, на возможные пути преодоления этих трудностей (сбор дополнительных документов, поиск свидетелей, проведение экс­пертиз и оценок и т.п.).

Далеко не во всех случаях адвокат может с полной определенно­стью сразу дать однозначный ответ на вопрос доверителя, предвари­тельные выводы бывают недостаточно точными. Помимо уже отмечен­ных причин часто сказывается нехватка исходной информации при первой консультации: всех нужных документов у доверителя с собой обычно нет. Поэтому советовать что-либо по существу дела в такой си­туации непрофессионально. Необходимо посоветовать доверителю со­брать нужную информацию и сведения, запросить и получить требуе­мые документы, справки, выписки и прийти на повторную консульта­цию. Кроме того, как бы ни была высока квалификация адвоката и на­сколько богатым опытом он бы ни обладал, в ряде случаев для всесторонней правовой оценки проблемы необходимо провести глубо­кий анализ обширного правового материала, судебной практики, за­просить разъяснения специалистов в неюридических областях знаний. В таких случаях исчерпывающий однозначный ответ доверителю на первой консультации дать невозможно, и совершенно оправданной бу­дет повторная консультация.

Допускается как устная, так и письменная форма консультаций и справок, даваемых адвокатом (пп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).

Особо следует остановиться на таком виде оказания юридической помощи, как дача справок по правовым вопросам. Определения термина «справка» Закон не содержит. Но из смысла Закона и адвокатской практики следует, что справка отличается от консультации более сжа­той формой и лаконичным содержанием. Если консультация — это об­стоятельное, подробное разъяснение доверителю правового смысла и содержания, возможных юридических последствий его проблемы, то справка зачастую является кратким ответом на поставленный вопрос, может быть просто ссылкой на норму законодательного акта, регули­рующего соответствующее правоотношение. Но в отличие от справки, исходящей от компетентного органа и подтверждающей те или иные факты или содержащей какую-либо информацию, справка, выдавае­мая адвокатом в письменной форме, не может считаться официальным документом. В ней лишь выражено мнение конкретного адвоката, со­ставленное на основании субъективно изложенной гражданином си­туации.


Вопрос 3. Изучение материалов дела


 Изучение материалов дела — один из важнейших видов деятельно­сти адвоката. Частично с материалами он знакомится еще до заключе­ния с доверителем соглашения об оказании юридической помощи. Это делается для того, чтобы определиться, принимать ли поручение дан­ного лица, выявить обстоятельства, способные повлиять на беспри­страстность и независимость адвоката.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.