Рефераты. Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ






Идеология по А. Г. Лукашенко обязательно включает в себя то ценностное ядро культуру, которое мы назвали «ценностным геномом». «Идеология, – отмечал А. Г. Лукашенко, – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставим» (выдел. нами).

Конечно, идеология не сводима к ценностному базису бытия культуры, народа, нации, общества, она более подвижная, чем система базовых ценностей, но в ее ядре всегда присутствует эта базовая система ценностей, «ценностный геном», без которого идеология превращается в «мертвую схему», которую общество не примет.

Именно, такой процесс происходит с «рыночной идеологией» в России, сделавшей ставку на чуждые западные ценности, и даже не пытавшейся как-то учесть уже исторически выработанные ценности общинности и коллективизма, как например, было сделано в Японии.

Наоборот, идеология реформ Ельцина-Гайдара стала идеологией слома российской цивилизации. Крупный петербургский экономист В. Т. Рязанов в капитальной монографии «Экономическое развитие России в XIX-XX вв.» (С.-Петербург. «Наука», 1998, с. 478), приходит к выводу, что в основе «экономических реформ» лежали «планы слома российской цивилизации», которые базируются на «последовательном исполнении исторически давнего замысла вестернизации России с использованием механизма революционного насильственного действия разрушительных (деструктивных) технологий (смену системы ценностных ориентаций через «управляемую катастрофу»). Далее В. Т. Рязанов предупреждает: «Такого рода попытки не раз предпринимались в прошлом, но, в конечном счете, проваливались. На современном этапе у очередного поколения либеральных реформаторов России, бесспорно, расширились возможности за счет внедрения отработанных технологий манипулирования массовым сознанием, особенно заложенных в современных СМИ. Фактически речь идет о попытке запуска в общественные преобразовательные процессы своего рода «генные технологии». Непредсказуемость последствий от осторожного и опасного вмешательства в сознание и подсознание народных масс побуждает к отрицательной оценке самой целесообразности использования таких методов обеспечения перемен в обществе. Ведь в ходе генных операций в обществе может появиться такой «мутант», от которого отшатнутся сами его творцы».

Здесь интересно то, что В. Т. Рязанов приходит к понятию социальных «генных операций» («социогенных операций»), которые вполне корреспондируются с понятием «ценностного генома». «Социогенные операции» – это операции «социальной вирусологии», призванные, по подобию действия вируса (вернее – предвируса) СПИД, проникающего в генную память клетки и разрушающего иммунитет организма (из-за чего появляется дефицит иммунитета, и организмы людей гибнут от любой, даже слабой для здорового человека, болезни), проникнуть в «социогенную память» нации, народа, т.е. в систему базовых ценностей, подменить базовые ценности такой «памяти» и подорвать иммунитет общественного организма.

Противостояние «социальной вирусологии» – важнейшая задача внутреннего управления системой социальных ценностей.

Подведем итоги нашей логики.

·                 Ценности обладают разным уровнем своего обновления, т.е. разным уровнем управляемости. Базовые ценности, образующие ценностный архетип того или иного народа, обновляются медленно, со сменой исторических эпох и ментальных формаций. В промежутках времени менее века их, как правило, изменить невозможно. В этом случае происходит только разрушение ценностного базиса и гибель носителя этого ценностного идеала – того или иного народа. Базовые ценности идептифицируют социокультурный тип той или иной цивилизации. Ценности более высокого уровня, ценности инструментальные или материальные меняются быстрее. Они ближе приближены к потребностям.

·                 Общечеловеческие или всечеловеческие ценности есть инвариант ценностного поведения человека, который «схватывается» категориями высокой абстракции. Они имеют свою интерпретацию, наполняются своим специфическим содержанием в каждой культуре, локальной цивилизации, в каждом этносе, в каждом обществе. Инвариант единого на разнообразии ценностных систем живет разнообразием проявления этого инварианта.

·                 Культурно-исторический тип или локальная цивилизация характеризуется своеобразным «ценностным архетипом» («ценностным геномом»), эволюция, которая неразрывно связана с эволюцией культурной рефлексии (или – с эволюцией исторического опыта нации, этноса, народа).

1.2. Ценностные ориентиры русского народа

Необходимо помнить, что цивилизационными ценностями России, сложившимися на протяжении ее тысячелетнего развития, являются:

Во-первых, многообразие форм собственности: государственной, коллективной, общественной (общинной), частной, формирование и развитие которых имеет свои исторические особенности. Это положение присутствует в Конституции РФ. Но для реализации необходимо принять Закон "О собственности", который должен закрепить это многообразие и четко определить критерии и механизмы формирования каждой из них. Без этого мы обречены на постоянный передел собственности на криминальной основе и бесконечное ограбление народа.

Во-вторых, принцип народовластия, стержнем и первоосновой которого является местное самоуправление - как одна из основополагающих форм организации общества. Именно самоуправление населения является высшей формой, наполняющей конкретным содержанием демократию.

Система местного самоуправления - это принципиально новая система власти и управления, которые строятся снизу вверх и основываются на экономической и организационной самостоятельности и инициативе населения.

В-третьих, приверженность российского народа к общинности, соборности, коллективизму, определяющих сопричастность каждого члена социума к общему делу, ответственность не только за свою судьбу, но и за состояние общества, веру найти поддержку у своих сограждан в дни испытаний и трагедий, ощущать как свой личный успех общественные достижения.

В-четвертых, патриотизм, обеспечивающий целостность, духовное величие народа, его внутреннюю способность и готовность перенести все тяготы и невзгоды ради сохранения своего бытия, своей земли, своей святой общности.

В-пятых, тяга к социальной справедливости и социальному порядку как основе согласия и мира в обществе. По существу идея социальной справедливости, выраженная в религиозных учениях, взятая на вооружение социалистическим и коммунистическим движением в мире, а не только в России, и составляет сверхзадачу человечества, его понимание всеобщего благополучия, мира и согласия, в ней живет народный дух, а не словоблудие так называемой политической элиты.

В-шестых, государственность как вера населения в способность государства выражать интересы и волю народа, страны в целом, а не отдельных социальных или национальных групп, его способность не только защитить, но и развить основные ценностные ориентиры российского общества, его бытие, его образ жизни.

Именно эти ценностные ориентации составляют суть российского бытия, разрушение которого определял А. Даллес, когда на первом этапе "холодной войны" сформулировал задачи борьбы с Россией и намечал наиболее оптимальный и эффективный путь их решения. В частности он писал:

«Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театр, кино -все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, предательства - словом, всякой безнравственности... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражда народов, прежде всего ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества".

Если присмотреться к тому, что происходит в России последние 15 лет, то всякий, кто сохранил в себе понятие чести и достоинства, всякий нормальный гражданин должен признать: проект этот реализован в полном виде и уже отчетливо видны страшные результаты для России. Нашлись единомышленники, помощники и союзники, которые содействуют реализации этого плана. Уничтожаются ценностные ориентиры России, на место нравственности, чести, долга успешно внедряется "мораль успеха , т.е. право на бесчестие. Надо, видимо, признать и то, что после поражения СССР в "холодной войне" Россия, ставшая его правоприемником, выполняет условия неподписанной капитуляции, что не может не сказаться на сути и содержании внутренней и внешней политики правительства.

Россия сегодня столкнулась с угрозой разрушения ее своеобразной национальной цивилизации, гибели российского народа как суперэтноса. Здесь присутствует и провоцируется национализм, направленный на разобщение народа; разрушение генофонда русского народа, разрушение самоидентификации, психологии народа; уничтожение культурно-исторических ценностей, дезорганизация общества.

Преодолеть разруху и хаос, устранить возникшие угрозы можно. Для этого у России есть все возможности, сохраняются еще определенные благоприятные условия. Но для этого нужна политическая воля верховной власти и необходимо, наконец, перестать "забалтывать" проблему перечнем десятков и сотен "приоритетов" и вернуться к возрождению и защите собственных цивилизационных ценностей, имея при этом в виду, что сохранение России - это прежде всего сохранение, сбережение русского народа как общечеловеческой ценности, как носителя наиболее важных духовных качеств российской цивилизации. Речь идет о русском народе, прежде всего, потому, что он все еще остается носителем единства, надежды, помощи, безопасности не только для самого себя, но и для других народов, выступающих вместе с ним как единая общность. Он выступает носителем общинного духа, то есть той самой ценности, которая в любых самых трагических испытаниях не только помогала выжить, сохранить себя и других, но и подняться на уровень общепланетарного значения. Вот почему благополучие русского народа - это благополучие других народов, России в целом. Противники Великой России это всегда понимали и понимают. И не случайно А. Даллес в качестве основного метода разрушения России предлагал антирусский национализм.

И именно отмеченные ценностные ориентиры российской цивилизации и русский народ как ее ведущая сила определяют цели, приоритеты, интересы национальной безопасности в прошлом, настоящем и будущем.

Если переходить к определению национальных интересов и национальных целей безопасности через сформированные ценностные ориентации, то становится очевидным, что их сущность должна отражать эти "вечные" ценности, преломляясь в конкретное содержание применительно к определенной исторической обстановке: социально-экономическим и политическим условиям жизни страны в конкретный временной период.

Тогда национальные интересы -это осознание и официальное выражение (на уровне закона, государственной доктрины, государственной политики) потребностей страны, соотнесенных с основными ценностными ориентирами российской цивилизации. В свою очередь, национальные цели - это сформулированные в соответствии с национальными интересами и принятые народом установки на достижение будущего состояния общества, государства и личности, при котором единственным и высшим критерием оценки деятельности государства и власти может и должно быть благополучие народа, т.е. социальное положение населения, всех его социальных групп.

Всякий иной критерий оценки становится в этом случае только политической интригой, политическим словоблудием, попыткой закамуфлировать корпоративные, групповые интересы и цели.

Еще раз подчеркнем, что если ценностные ориентиры выступают как категории вечные, определяющие, то национальные интересы и национальные цели - категории подвижные, что обусловлено:

конкретными геополитическими и стратегическими условиями;

внутренней и международной ситуацией;

характером имеющихся и зарождающихся противоречий и порожденными ими угрозами национальной безопасности в конкретно-исторической обстановке.

Тогда становится очевидным, что основной национальный интерес, стоящий перед современной Россией, заключается в воссоздании самобытного, уникального многонационального сообщества, демократического государства на собственной уникальной основе, государственного образования, способного вобрать в себя достижения иных цивилизаций, но не подменить ими свою самобытность. Тогда и все "приглашения", все "втягивания" и "вовлечения" России в иную цивилизацию ничего не могут решить с точки зрения сохранения России как самобытной страны. И если говорить об интеграции, вхождении России в международное сообщество, то рассматривать его необходимо прежде всего как средство обеспечения безопасности национальных интересов. По крайней мере, превращение интеграции в самоцель, да еще по чужому сценарию, как показал короткий исторический период новой России, превращение в явление с отрицательным знаком. При этом, как правило, происходит разрушение России, так как достижение этой цели сопряжено с отказом от основных ценностных ориентации российской цивилизации, с потерей экономической и политической независимости.

Вот почему напрашивается вывод: для того, чтобы препятствовать духовно-нравственной агрессии против России, ее разграблению и уничтожению культурного, образовательного и научно-технического потенциала, необходима ясная, понятная широким народным массам государственная идеология, в основе которой должен лежать народный дух, народное сознание, народное бытие, выраженное, сохраненное и развитое в основных ценностных ориентирах российской цивилизации.

Что дает нам надежду на возрождение? Какие механизмы могут и должны быть задействованы на этом пути?

Прежде всего, надежда на возрождение связана с верой в народ, в его глубокие нравственные пласты, что заложено генетически. И сколько бы ни говорили о "просвещенной" демократии, о политической и национальной элите, последнее слово остается не за ней, а за народом, так как именно он обладает моральным, нравственным потенциалом. Не случайно значительная часть современной политической "элиты" не жалеет черных слов в адрес своего народа, считая его не способным ни на какие решения и действия. Но даже его "безмолвие", его отказ участвовать в избирательных компаниях, которые все больше напоминают политико-криминальный спектакль, его неприятие "демократии" и "прав человека" в том виде, в котором их ему преподносят радикал-реформаторы, свидетельствует о многом и прежде всего о высоком политическом и нравственном чутье, что позволяет ему безошибочно определять истину. Да, наш народ терпелив. Он снисходителен. Но он не беспределен в своем ожидании и вере. Гнев его бывает страшен по своей жестокости. Но эта жестокость - следствие издевательств, правового, духовного и социального насилия. И не надо временщикам успокаивать себя тем, что народ все еще безмолвствует. При продолжении социальной политики, при которой растет разрыв в доходах, когда значительные группы населения обречены на вымирание и нищенское существование, социальный взрыв становится неизбежным, естественным, закономерным событием. Из истории надо делать соответствующие выводы, а не обращаться с ней как с публичной девкой, покупая ее для удовлетворения собственных потребностей или для самоутверждения.

Надежда на возрождение России кроется и в вере возрождения общественного сознания. Да, в истории и нашей, и других стран были периоды, когда порок, преступление, насилие, воровство и казнокрадство становились нормой поведения, а общественный долг, соблюдение закона, нравственных норм и правил подвергались осмеянию. Но сама обстановка социального накала, социальной напряженности уже заставляет и ряд политиков, и средства массовой информации, и отдельных государственных деятелей оборачиваться на общество и учитывать его мнение, корректировать свое поведение.

И наконец, надежды на возрождение связаны с растущим в обществе пониманием и требованием необходимости укрепления государства как гаранта безопасности и развития личности, общества и самого государства. Конечно, наши надежды не могут быть связаны с возрождением государства административно-командного типа, и с корпоративной демократией, являющейся прекрасной декорацией для финансово-олигархического господства, если не сказать диктатуры, при которой опора на силовые структуры становится законом сохранения власти.

Наши надежды связаны с формированием такого демократического государственного образования, в котором общинный дух, соборность, коллективизм, а главное разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной - при ответственном контроле и ответственности властных структур перед обществом станут формой реализации такой демократии.

Но все это останется благим пожеланием, если не будет принят новый способ управления процессами жизнедеятельности. Мир исчерпал возможность "реактивного" способа существования, наиболее крайней формой выражения которого является индивидуализм, возведенный в степень эгоцентризма; подмена социальных задач стремлением к прибыли и т.д.

Второй способ существования человека как субъекта жизни (жизнедеятельности) связан с появлением рефлексии, осознанием себя как субъекта, как элемента других социальных образований. В этом случае сознание выступает как резерв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни (разрыв с догмами и стереотипами предшествующего времени) для выработки соответствующего отношения к ней. При рефлексивном способе существования человек поистине становится не объектом, а подлинным субъектом организации и развития своей жизнедеятельности. Только этот способ жизнедеятельности создает необходимые условия для осознанного включения отдельных индивидов в общественные процессы управления, самоопределения и различных видов их самоидентификации. Игнорирование чрезвычайной важности рефлексивных аспектов в обеспечении безопасности и развития российского общества привело нас сегодня к фактической "бессубъектности" всех его составляющих, включая и государство.

Если внимательно присмотреться к основным особенностям рефлексивного способа, то становится очевидным, что ряд ценностных ориентации российской цивилизации воплощаются в этих особенностях, приобретая категорию "вечных" интересов России и ее народов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.