Рефераты. Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ






Необходимо иметь в виду то существенное обстоятельство, что формирование общественного мнения и мировоззрения социальных слоев и групп средствами массовой информации тесно связано с идеологией и дискурсивной практикой масс-медиа. Несмотря на то, что представители СМИ и политики отдают предпочтение плюрализму мнений, отрицая при этом их идеологическую ангажированность, в действительности именно идеология оказывает немалое влияние на функционирование масс-медиа. Не случайно западные специалисты в области социологии массовой коммуникации и информации – Т. Ван Дайк, Дж. Б. Томпсон, С. Толсон, Дж. Лалл и др. – достаточно плодотворно используют в качестве эффективного инструментария понятие «идеология» в исследования ситуаций, характерных для средств массовой информации[21]. Это обусловлено следующими факторами: во-первых, идеология, носителем которой выступает журналист, лежит в основе его оценок тех или иных событий и презентации мнений социальных групп в соответствующей интерпретации; во-вторых, понятия «идеология» и «дискурс» невозможно разорвать в структуре дискурсивных практик, моделирующих и воспроизводящих на социосемантическом уровне социально-ассимметричные отношения в обществе[22]. Однако здесь возникает проблемы, связанные с дефинициями идеологии и «мнений» различных социальных слоев и групп.

Ведь, с одной стороны, мнения и идеология содержат в себе верования и репрезентации, т.е. они обладают когнитивным и персонифицированным смыслом, с другой – мнения и идеология по своему существу имеют социальный, политизированный и институциональный характер. Для совмещения этих двух сторон Т. Ван Дайк предлагает комбинированный социокогнитивный подход к исследования спектра проблем соотношения идеологии и масс-медиа. Он пишет, что из признания социальной сущности идеологии отнюдь «не означает, что идеология не должна описываться в когнитивных терминах»[23]. Однако чисто когнитивный подход в силу редукции таких идеологических феноменов, как ценности и идеологемы, только к ментальным и даже нейробиологическим структурам подвергается западными специалистами весьма жесткой критике. «Наоборот… элементы социальной структуры (такие, как группы, институты, власть и неравенство), как, впрочем и каждодневная дискурсивная социальная практика и другие формы взаимодействия между людьми как членами социальных групп, систематически имеют отношения к социально конструируемым пространствам их умов». В данном случае сюда относятся и мнения социальных групп, без которых невозможно функционирование социально конструируемых пространств умов индивидов.

 Изложенное означает рассмотрение идеологии через призму, во-первых, выполняемых ею социальных функций в обществе; во-вторых, когнитивных структур, которые имманентно присущи любой идеологической ментальности и имеющих отношение к разделяемым ценностям, нормам, знаниям и мнениям; в-третьих, дискурса, когда идеология выражает и воспроизводит себя в структурах социально ситуативных текстов и дискуссий. В этом смысле вполне правомерно следующее положение: «Реализация социальных функций идеологии тесно взаимосвязано с ее когнитивными структурами. Другими словами, социальные действия людей как членов определенных групп увязаны с содержанием их «мнений», с тем, что они думают как члены данных групп в определенных социальных ситуациях»[24]. Следовательно, осуществление социальных функций идеологии предполагает исследование ее взаимосвязи с такими социальными репрезентациями, как знания, ценности, нормы и отношения, а также с когнитивными структурами. Именно в этом случае можно выявить механизмы влияния средств массовой информации на сознание человека как члена той или иной социальной группы, чтобы детерминировать его поведение.

В общем плане основой механизмов воздействия средств массовой информации на сознание человека является мир культуры, своими корнями уходящий в природу. Существование мира культуры, включающего разнообразные системы символов, требует целостного подхода к весьма сложнейшей проблеме сознания, т. е. такого подхода, «который позволяет концептуально объединить ее «природный» и социокультурный планы»[25]. Иными словами, сознание человека имеет свой субстрат, механизмы функционирования которого невозможно понять без аналитического рассмотрения взаимодействия между индивидом и чувственно воспринимаемой им средой. Здесь два «полюса»: один из них — мозг, нервная система, другой — символические системы культуры. Согласно принципам современного философского знания, анализ субстрата человеческого сознания требует учета взаимопроникновения общества и природы. «Это означает, что, во-первых, природный и социальный моменты — различные аспекты такой целостности, как человеческое бытие; во-вторых, эти моменты взаимопроникают в сфере способа производства материальных благ; в-третьих, фундаментальным элементом бытия человека является труд плюс такие элементы этой онтологической целостности, как структуры сознания, язык и др. Именно трудовая деятельность является не только носителем, но и наиболее развитой формой человеческого отражения объективного мира. Именно на ее основе вырастает мир культуры, включающий системы символов, выступающий в качестве субстрата структур сознания человека (системы символов, символические формы являются одной из основ и средств существования мыслительных структур и образований)»[26]. Отсюда следует определяющая роль этого второго «полюса», играющего значительную роль в функционировании человеческого сознания.

Не менее важным является и природный субстрат человеческого сознания, чему посвящается немало исследований в области нейробиологии[27]. В настоящее время установлено наличие специфического соответствия между импульсной активностью тех или иных клеток мозга и словесных сигналов. Схема обработки словесной информации такова: «Вначале слово шифруется в электрических импульсах мозга, независимо от смыслового его содержания, как сложные звуковые сигналы. Возникшая при этом импульсная активность нейронов (код) адресуется к долгосрочной памяти, накопленной в результате индивидуального опыта, активизируя ее. После активизации долгосрочной памяти возникает новый электрический шифр — смысловой код. Теперь услышанное слово, пройдя через стадию акустического кода, «оживает» в мозге и вызывает другие, уже более сложные психические процессы»[28]. Именно учение о работе первой и второй сигнальной системы дает нейрофизиологическое объяснение гипносуггестивных и других явлений в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах человека.[29].

Дальнейшие исследования показали, что имеются более тонкие связи между человеческим мозгом и словесными сигналами. В нейробиологии установлено, что взаимодействие мозга и речи осуществляется на трех уровнях, а именно: крупный комплекс нейронных структур, расположенных в левом и правом полушарии, служит для представления в мозге понятий; нейронный комплекс меньшего размера, находящийся главным образом в левом полушарии, формирует слова и предложения; между этими двумя уровнями в роли посредника располагается находящийся в левом полушарии важный комплекс нейронных структур[30]. Возникает вопрос о том, как представлены сами понятия в структурах мозга? «По нашему мнению, - пишут А.Р. Дамазиу и А. Дамазиу, - устойчивых «изобразительных» представлений предметов или людей, как предполагалось традиционно, там не существует. Вместо этого мозг сохраняет запись нервной активности, имевшей место в сенсорной и двигательной коре при взаимодействии с данным объектом. Эти записи – системы синаптических связей, которые способны воспроизвести определенные картины активности, соответствующие предмету или событию; каждая запись может также стимулировать связанные с нею записи». Для исследования ответственных за речь структур мозга используются такие методы, как ЯМР-визуализация, ПЭТ-сканирование, однако остается много неясного относительно нервных механизмов накопления в мозге понятий.

В связи с этим нельзя не согласиться с отечественным физиологом Л.А. Орбели, усматривающим задачу эволюционной физиологии в том, чтобы «теснейшим образом связывать физиологические исследования с психологическими, чтобы понять те физиологические механизмы, которые обеспечили человеку возможность превратиться из биологического существа в существо одновременно биологическое и социальное, понять те физиологические механизмы, которые обеспечили возможность взаимоотношений между людьми...»[31]. В противном случае исчезает естественнонаучный аспект исследования в медицине, социологии и искусстве, что в свою очередь тормозит исследование недостаточно проясненных проблем функционирования человеческого мозга как субстрата психики и, следовательно, мешает четкому пониманию механизмов влияния средств массовой информации на сознание человека.

Развитие науки значительно расширяет сферу рационального и экспериментального анализа природы, показывает определяющую роль структур мозга в функционировании сознания человека. Исследования структур семантической памяти показывают, например, что даже самые абстрактные понятия («капитал», «судьба» и др.) имеют эмоциональную насыщенность, которая в зависимости от опыта, воспитания, знания и веры индивида определяет диапазоны субъективных оценок»[32]. Последние же, как известно, направляют поведение человека, что особенно существенно в эпоху бурного развития информационной культуры с ее электронными масс-медиа.

Для объяснения указанного феномена К. Прибрам выдвинул гипотезу, согласно которой положительное подкрепление в случае позитивной обратной связи о результатах действия вызывает в синапсах выделение норадреналина. Это вещество стимулирует освобождение рибонуклеиновых кислот, что облегчает белковый синтез в нервных клетках. Последовательность синтезированных белковых молекул представляет собой код, посредством которого записывается информация в долговременной памяти. Отрицательное же подкрепление индуцирует цепь процессов, заканчивающуюся отказом от выбранного способа действия. Важным моментом этих процессов является выделение серотонина, оказывающего влияние на активацию тормозных клеток или снимающего их подавление[33].

Таким образом, человеческое поведение организуется посредством взаимодействия мотивационных и когнитивных компонентов. «Управляя динамикой поведения, определяя благодаря своей оценочной функции характер удерживаемой в памяти информации, аффективно-эмоциональная система остается исходным базисом мотивации не только в течение эволюции, но и в ходе общественной истории человечества. Ее развитие определяется дифференциацией когнитивных структур. Именно здесь, на пересечении мотивационных оценок и когнитивных процессов, впервые возникает потребность в рациональном объяснении окружающего мира»[34]. Самые тонкие понятийные различения пронизаны эмоциональным содержанием, которое вносит определенный вклад в рациональное осмысление объективного мира и которое дает возможность раскрыть механизмы воздействия СМИ, в том числе электронных масс-медиа, на сознание индивида.

 Именно путем организации средствами массовой информации взаимодействия мотивационных и когнитивных компонентов сознания человека функционируют предвыборные пиаровские технологии. Они воздействуют на чувства, эмоции и разум избирателя и в итоге позволяют осуществить комплексное оболванивание избирателя[35]. Эти пиаровские технологии исходным пунктом избирают именно человеческие чувства, так как они формируются глубинной реакцией человеческой сущности на внешние воздействия (необходимо отделить чувства, относящиеся к социальному восприятию человека, от его личных чувств). «Чувства, пробуждаемые у человека социумом, заложены в общественной природе человека. В этом плане следует, в первую очередь, учесть традиции и обычаи народа, населяют рассматриваемый регион. Применение материала, базирующегося на исторических традициях, вызывает положительную ответную реакцию. Эта реакция может быть закреплена применением широко известных старинных оборотов, пословиц и поговорок, а также популярных песен, маршей и мeлoдий, связанных с героической историей народа или данной народности». Однако, если в ряде электронных СМИ будут звучат частушки с обидным содержанием в адрес кандидата, то у электората будут формироваться отрицательные чувства в отношении баллотирующейся персоны.

Здесь же следует умело использовать стилистику и выбранный кандидатом во власть логотип, лозунги, а также дизайн рекламных проспектов, буклетов, листовок, щитов и заставок, которые нужно к тому же показать по каналам электронных СМИ. «В дополнение к чувствам, вызываемым социумом, следует позаботиться о положительных чувствах у избирателей, вызываемых общением с кандидатом. Попросту говоря, кандидат должен нравиться избирателям. Нравиться как мужчина (женщина), как отец (мать) семейства или заботливый (дочь), нравиться как гражданин. С этой целью в составе команды должен быть xopoший психолог, принимающий участие в разработке модели и во всей предвыборной кампании и конкретных мероприятий. Через психолога также должны проходить все материалы, направляемые в СМИ в агитационных целях».

Последовательное и ненавязчивое воздействие на чувства избирателей способствует пробуждению у них положительного восприятия кандидатуры идущего во власть и подготовит почву для эмоционального воздействия. Поскольку, как известно, наиболее притягательными для избирателя являются харизматические личности, постольку многим кандидатам во власть и действующим политикам приходится работать над воспитанием у себя этого загадочного свойства влияния на массы. Затем начинается этап избирательной компании, связанный с более высоким уровнем восприятия электоратом кандидатуры во власть – эмоциональное воздействие на сознание человека. Эмоциональное воздействие состоит в методически проработанном характере действий кандидата во время репрезентации своей личности избирателям и начального этапа агитации. В последующем эти методики применяются в меньших объемах и последовательно корректируются.

Эти методики предусматривают: во-первых, «отработку стиля поведения кандидата перед избирателями и в фокусе телекамеры, а также его внешний вид»; во-вторых, «эмоциональный характер выступлений, характеризующийся широким динамическим диапазоном»; в-третьих, «краткость и понятность фраз с привязкой их к устоявшимся общественным ценностям и обращением к историческому опыту, памяти предков»; в-четвертых, «применение нестандартных, неожиданных элементов поведения, в том числе, на грани дозволенного»; в-пятых, «использование юмора, в том числе, заранее заготовленных сцен в стиле: «какой вопрос - такой ответ»». Для всех данных мероприятиях основной целью является пробуждение и закрепление у людей положительных эмоций по отношении кандидату. Здесь уместно заметить, что времена преобладания протестного электората безвозвратно уходят в прошлое, уступая место прагматизму.

Первый этап психоэмоционального состоянии электората в целом характеризуется тем, что посредством тонко поставленной проблемы региона и появления личности кандидата, который вызывает положительные чувства и эмоциональные реакции людей, осуществляется завоевание симпатий к нему и формирование армии его приверженцев. Население повсеместно начинает воспринимать его личность как своего благодетеля и кумира, а интерес к нему захватывает все новые слои избирателей за счет общения людей друг с другом.

Для закрепления такого прироста своих сторонников кандидат должен непрерывно подогревать интерес к проблеме и своей личности, рассматривая проблему во все новых ракурсах и используя различные каналы социальных коммуникаций. Тогда избирателей охватит явный интерес к личности кандидата, что вызовет у них желание рассказать о кандидате своим друзьям. «На этом же этапе следует наладить обратную связь с избирателями, записывать всех, с кем общался кандидат лично. Впоследствии, в ходе избирательной кампании при выступлениях по телевидению и в газетных статьях (курсив наш – Е.П.) можно упоминать об этих избирателях, как о своих друзьях, о поставленных ими вопросах и путях их разрешения. Такой прием вызывает у людей мощную положительную реакцию, закрепляя завоеванный голос, который с этого момента может стать к тому же активным за счет передачи впечатлений избирателя своим друзьям, знакомым и близким. Иными словами, такой избиратель становится бесплатным агитатором, а Ваша ложь достигла цели».

По мере перехода общества во вторую и третью фазу психоэмоционального состояния постепенно с необходимостью нарастает логическая составляющая агитации. На последнем этапе она, как правило, должна доминировать, чтобы обеспечить агитационное воздействие преимущественно на разум избирателя. Наблюдения показывают, что результаты выборов лишены логики: это лишний раз доказывает тот факт, что человек осуществляет выбор не столько умом, сколько другими центрами принятия решений. Разум в данном случае только фиксирует и закрепляет положительное чувственное и эмоциональное восприятие кандидата.

Основными принципами воздействия на разум избирателя в ходе предвыборной агитации следует считать следующие: во-первых, последовательное и компетентное обоснование путей разрешения избранной проблемы; во-вторых, привлечение к освещению проблемы авторитетных лиц, подтверждающих правильность выбранных кандидатом пути ее разрешения; в-третьих, логическое обоснование необходимости избрания кандидата на выборный пост в связи с разрешением проблемы соблюдением условий тактичности воздействия на разум избирателя; в-четвертых, ненавязчивый логический ход размышлений, который подводит избирателя к личному умозаключению о выборе в пользу кандидата. Известно, что в эти же периоды избирателями хорошо воспринимаются факты учета их мнения по поводу освещаемой проблемы, и это необходимо широко использовать.

Для понимания механизмов влияния СМИ на сознание человека необходимо достаточно полное знание мозговой организации мыслительной деятельности человека. Не случайно последняя декада XX века была посвящена исследованиям науке о мозге человека, когда были получены весьма интересные результаты в области нейрофизиологии мозга благодаря второму прорыву в научных поисках. Известный отечественный исследователь Н.П. Бехтерева пишет о ситуации, сложившейся с изучением проблемы «мозг и психика» во второй половине XX столетия следующее: «Еще совсем недавно — каких-нибудь три десятка лет тому назад — в тогда наиболее результативном подходе к изучению мозговой организации мыслительной деятельности человека нас было очень немного. Как наиболее результативное методически мы имеем в виду изучение различных физиологических показателей мозговой нейродинамики при психологических тестах в условиях прямого и особенно множественного контакта с мозгом человека… Прямой контакт с мозгом осуществлялся при клиническом применении имплантированных в мозг электродов и в операционной… Исследование мозговой организации мыслительных процессов в условиях прямой регистрации различных физиологических показателей жизнедеятельности мозга при одновременной реализации психологических тестов позволило осуществить первый прорыв в проблеме «Мозг и психика», который явился результатом прямого контакта с мозгом человека. За счет рациональной организации исследований удалось получить подробнейшие сведения о жизни отдельных зон мозга. Накопление данных предоставило материал для суждения об организации и механизмах деятельности мозга. Было получено множество принципиально новых данных о функциях подкорковых образований, о функциональной организации коры, об особенностях системы обеспечения мыслительной деятельности, механизмах самосохранения, надежности и собственной защиты мозга»[36]. Опыт этого периода исследований обобщен Н.П. Бехтеревой и ее сотрудниками в большом количестве публикаций, в том числе в монографиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.