Рефераты. Оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиа...







Можно выразить все положительные и отрицательные факторы в баллах и примерно подсчитать обобщающий коэффициент конкурентоспособности филиала ВЗФЭИ в г. Брянске (см. приложение №5).

Однако, если на основании вышеприведенных данных составить по каждому пункту рейтинг филиала ВЗФЭИ, а потом суммировать полученные результаты, можно получить интегральную оценку рейтинга филиала на рынке образовательных услуг Брянского региона.

Кроме того, следует логически подсчитать положительные и отрицательные стороны бизнеса в области образовательных услуг и учесть это в оценке при помощи коэффициента «бэтта». Таким образом мы корректируем интегральную оценку рейтинга на коэффициент значимости внутренних и внешних факторов.

Таблица 3.2

Формирование обобщающей оценки рейтинга Брянского филиала ВЗФЭИ среди вузов Брянского региона

Оценка рейтинга Брянского филиала ВЗФЭИ

Оценка поправочного коэффициента

Положительно/ рейтинг в области

Отрицательно/ рейтинг в области

Положительно

Отрицательно

Обеспеченность учебной литературой/1

Ценовой фактор/ 1

7 факторов внутренней среды

6 факторов внутренней среды

Хороший преподавательский состав/ 3

Не учтены возможности открытия новых специальностей / 2

4 фактора внешней среды

7 факторов внешней среды

Высокий уровень зарплаты сотрудников в регионе /1

Большое количество конкурентов/ 1

Итог:

(7+4)/ (6+7) = 0.66 т.е. отрицательные факторы превышают положительные

Понижающий коэффициент «бэтта» 0,66

Строительство нового здания/ 3

Плохая обеспеченность учебными площадями/ 6


Наличие компьютерной техники/ 4

Отсутствие  института профессиональных бухгалтеров, нет прямых договоров с предприятиями/ 4


 Средневзвешенный рейтинг по области:

(1+3+1+3+4)/(1+2+1+6+4)=

=2,4/2,8= 0,85 то есть отрицательные стороны бизнеса имеют меньшее значение положительных


Обобщающая оценка: 0,85 х 0,66 =0,56

Вывод: Брянский филиал ВЗФЭИ  имеет конкурентоспособность 56%, то есть должен занять в списке вузов, готовящих экономистов место чуть выше середины: это не самый лучший вуз но и не самый худший.


Первая проблема заключается в крайней непрозрачности, рыхлости этого рынка. Субъекты рынка, включая государство, никак не могут сформулировать и закрепить свои позиции на нем. Непонятен круг ответственности: кто и за что отвечает, в каких рамках, кто, и на что имеет право. Нет четких формулировок даже по вопросу о том, что собственно является продуктом образовательного учреждения. Туманной является процедура ценообразования. А, следовательно, обоснование цены образовательных услуг является весьма слабым, что, конечно, не способствует символическому признанию этих цен “справедливыми”. Рыхлыми остаются ожидания всех участников рынка.

Вторая проблема состоит в большом временном лаге между возникновением спроса на специалистов того и иного профиля, например - на исследователей рынка, и периодом когда этот спрос может быть удовлетворен. По существующему сегодня контуру высшего образования это 3-5 лет. По МВА программам - 1.5-2 года. Скорость преобразований в экономике и, соответственно скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся сегодня адаптационные возможности системы образования.

Третья проблема - разрыв между теоретическими знаниями, которые даются в вузах, и практическими навыками, которые требуются от специалистов. Частично она решается только в дневных вузах с помощью системы стажировок. Однако, последние зачастую носят весьма формальный характер. В ВЗФЭИ как и в других филиалах московских вузов такого пока нет.

Не все благополучно и с теорией, особенно в сфере гуманитарных наук. Но, в отношении ВЗФЭИ эта ситуация более менее благополучна благодаря системе базовых учебников. Присылаемых в большом количестве из Москвы. В других вузах Брянска, которые обучают по экономическим специальностям обеспеченность некоторыми учебниками крайне мала: по 1-2 экземплярам на всю библиотеку. Сравним три вуза, обучающих студентов по экономическим специальностям:

В таблице 3.3. приведены средние данные. По графе «Приходится на одного студента» приведены данные о количестве учебной литературы в среднем на одного студента, в программе которого в данном учебном году предусмотрен данный предмет.

Таким образом, мы видим, что филиал ВЗФЭИ в отличие от других вузов Брянского региона имеет возможность выдавать студентам учебники по ведущим дисциплинам на руки для длительного пользования (разумеется в рамках полугодия).

Специфика института потребкооперации в том, что он не имеет своей отдельной библиотеки и использует библиотеку кооперативного техникума.

Таблица №3.3.

Обеспеченность литературой отдельных дисциплин

Название предмета (дисциплины)

Брянская Технологическая академия

Филиал ВЗФЭИ

Брянский филиал Московского государственного социального университета

Всего наименований учебной литературы

Приходится на одного студента

Всего наименований учебной литературы

Приходится на одного студента

Всего наименований учебной литературы

Приходится на одного студента

Экономика предприятий

37

0,2

26

0,8

13

0,2

Экономический анализ

32

0,1

25

0,7

15

0,1

Финансы и кредит

35

0,3

48

0,8

17

0,2

Рынок ценных бумаг

19

0,1

25

0,5

8

0,12


Четвертая проблема - противоречия между широтой и глубиной знаний. Это противоречие закладывается еще в школе: количество преподаваемых там предметов неуклонно растет, а вместе с тем растут и нагрузки на учащихся. А абитуриенты все хуже владеют арифметикой, грамматикой и устной речью. Общая гуманитарная эрудиция также оставляет желать лучшего. Специалисту же глубоко разбирающемуся в какой-то одной узкой теме, но не обладающему широким взглядом, эрудицией и способностью к адаптации имеющихся знаний и навыков к решению различных проблем будет крайне сложно найти хорошую работу через три года.

ВЗФЭИ не стремиться вводить слишком большое количество предметов и сокращать количество часов.

Таблица 3.4.

Сравнительная характеристика дисциплин в вузах Брянского региона (аудиторные часы)

Название предмета (дисциплины)

Брянская Технологическая академия

Филиал ВЗФЭИ

Брянский филиал Московского института потребкооперации

Дневная форма

Заочная форма

Дневная форма

Заочная форма обучения

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

Экономика предприятий (кол-во аудиторных занятий)

68

14

нет

26

нет

8

Экономический анализ

62

12

нет

28

нет

10

Финансы и кредит

36

8

нет

24

нет

8

Рынок ценных бумаг

64

10

нет

20

нет

6

Среднее количество учебных дисциплин студентов 4-го курса

16

16

нет

12

нет

18


Проект получения дополнительных финансовых ресурсов в Брянском филиале ВЗФЭИ

По нашему мнению, имеется возможность получения дополнительных финансовых ресурсов для финансирования строительства нового здания и улучшения финансового состояния и обеспеченности материально-технической базы:

A.               организация курсов по сдаче ЕГЭ

B.                курсы иностранных языков (английский, немецкий)

C.               курсы быстрого чтения и конспектирования.

Самые дорогие курсы это курсы В – иностранных языков, поскольку предполагается использование компьютеров для них и приобретение специальных обучающих программ.

Таблица № 3.5.

Расчет общей рентабельности дополнительных образовательных услуг

Рентабельность услуг

Рентабельность издержек

Рентабельность имущества

0,26 (26,6 %)

0,56 (56 %)

10,16 (1016 %)

Прибыль / выручку

Прибыль/ Полные издержки

Прибыль/ Имущество


Комментируя полученный результат от оказания образовательных услуг поясним, что очень высокий уровень рентабельности имущества получен в связи с тем, что курсы используют только часть компьютерного парка и пропорционально общей нагрузке филиала ВЗФЭИ на компьютерные классы эта стоимость невелика.

По первому пункту: такие курсы могут проводиться не только для потенциальных абитуриентов, но и для всех желающих. Они заменят подготовительные курсы при расширении  эксперимента по ЕГЭ и приему на его основании в Брянский ВЗФЭИ.

По второму пункту: такие курсы так же могут проводиться для студентов и для тех. Кто не учится в данном институте, для школьников, для взрослых.

По третьему пункту: такие курсы необходимы для первокурсников. (см. приложение №14)

Планируется использование компьютерной техники для таких курсов (на нее начисляется доля амортизации, пропорционально отработанным машино-часам). В результате получаем прибыль, уплачиваем налоги.

Заключение


Насколько позволяют судить имеющиеся у нас данные, динамика рынка образовательных услуг в России последние три года носит ярко выраженную положительную направленность. Даже если судить только по данным Госкомстата в 1999 году расходы на образование едва превышали 1 миллиард долларов в год. В 2000-м году они уже составили около 1.5 миллиардов долларов (рост на 40%). По итогам 2001 года россияне могут потратить на образование почти 2 миллиарда долларов (рост еще на 30%). В 2002-м году можно ожидать продолжения роста рынка достаточно высокими темпами - 20-25%, до уровня 2.3-2.5 миллиарда долларов за год (по официальным данным), и до 4-7 миллиардов (по нашим оценкам).

Одновременно с количественным ростом в 2003 году должен начаться качественный рост рынка товаров и услуг. Это относится и к структуре спроса на образовательные услуги, который становится все более квалифицированным, и к структуре предложения. Либо образовательные учреждения должны начать рассматривать свои услуги как “обычный продукт”, с применением всех инструментов комплекса маркетинга и менеджмента, либо - постепенно покинуть рынок.

Анализ работы Брянского филиала ВЗФЭИ показал.

1) Что он пока удерживает прочные конкуренции на рынке образовательных услуг, но позиция эта его не совсем устойчива. Видно, что имеются вузы-конкуренты, которые таким же образом работают на рынке, но стоимость их услуг стоит дешевле.

Однако по некоторым показателям пока качество услуг высоко и это есть главное конкурентное преимущество.

Маркетинговые исследования в Брянском филиале поставлены на весьма низком уровне.

Я предлагаю создать специальную службу маркетинга и связи с общественностью.

То, что на рынке труда среди преподавателей данный вуз предлагает самую высокую заработную плату в регионе это есть его преимущество, однако по некоторым признакам конкуренция среди сотрудников весьма сильна и уже начала влиять на качество образования.

Судет в данном вузе чувствует себя несколько неуютно. Но качество знаний сравнительно выше чем в других вузах.

Конкурентные преимущества данного вуза среди других несомненны: специализированная система работы с заочниками, они не предосталены сами себе и имеют возможность получить регулярные консультации.

Однако неудачный выбор места для нового здания.

Министерство образования в настоящее время придает большое значение контролю качества учебного процесса, которое требует внедрения в вузах более прозрачных, более объективных процедур семестровой и текущей аттестации студентов путем перехода к преобладающей доле письменных и компьютерных форм оценки их знаний. Для реализации поставленной задачи в индивидуальные планы преподавателей должны быть включены в этом учебном году подготовка тестов и разработка методик проведения зачетов и экзаменов в письменной форме и с применением ПЭВМ.

Отсутствие системы дистанционного образования в Брянском филиале ВЗФЭИ. Нет филиалов районах области.

Невыгодная политика в области высоких цен на платное обучение пока позволяет не переполнять уже имеющиеся площади. Репутация ВЗФЭИ в целом неплохая с точки зрения качества знаний. Студенты сразу настраиваются на жесткие требования преподавателей и на то, что есть множество вещей. Которые нельзя обойти.

В целом вуз не вырывается вперед в своей среде, но занимает свою нижу не достаточно уверенно. С количественной точки зрения его легко опережает наш институт.

Мною в работе разработана и применена методика обобщающей оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. В результате вычислений оказалось, что Брянский филиал ВЗФЭИ конкурентоспособен на 56 % и должен занять середину списка вузов области по этому показателю. При этом учтены факторы внутренней и внешней среды, а так же рейтинг вуза по отдельным позициям.

Кроме того, мною предложены дополнительные источники получения доходов филиала: рассчитан план доходов и смета затрат по трем дополнительным курсам. Результат планирования оказался рентабельным.

             Список использованной литературы


1.                 Закон РФ «Об образовании» - 2-е изд. М: ИНФРА – М, 2000 (Серия «Федеральный закон»).

2.                 Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие/Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. – 2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2003. – 409 с.

3.                 Беляева Т.Б., Глухова С.И. О роли нормативов в финансировании высшего образования// «Экономика образования 2001, № 3».

4.                 Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 198 с.

5.                 Бюджетная система России: Учебник для вузов: под редакцией проф. Г.Б. Поляка. М: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

6.                 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. И перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2003.-828 с.

7.                 Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. М.: Народное образование, 2003.

8.                 Волов В.Т. Экономические аспекты развития образования в российских регионах// Экономика образования 2002, № 1.

9.                 Данилов Е.Н., Абарникова В.Б., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учеб. пособие. – Мн.: Интерпрессервис; Экопер-спектива, 2003.– 336 с.

10.             Шигаев Д., Образование в России: кто платит за знания?: //журнал «Клуб профессионал» №5 сентябрь-декабрь 2002.

11.             Егоршин В.И. Современная экономическая ситуация а образовании // Педагогика, 1996г, № 5.

12.             Ишина И.В. Внебюджетная деятельность учебных заведений в России: организационно-правовая база и основные направления // Экономика образования 2001, № 4

13.              Ишина И.В. Экономическая база российского образования и межбюджетные отношения// Экономика образования 2002, № 6.

14.             Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. – М.: Новая школа, 1997. – 144 с.

15.             Курс экономической теории: Учебник: - под общей редакцией проф. М.Н. Чепурина, проф. С.А. Киселевой, 1997.

16.             Людмила Савельева, Бесплатных знаний не бывает.// газета «Экономика и жизнь» №33 август 2002.

17.             Максим Чижов, Мучения на предмет учения. //газета «Брянский рабочий» от 14.03.2003.

18.              Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ под ред. Ароф. В.А. Алексунина.- 2-3 изд., перераб. И доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.- 614 с.

19.             Материалы сайта Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов (РАПОС) #"#_ednref1" name="_edn1" title="">[i]. Уткин Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. Издательство "Зерцало", 1998. – 448 с

[ii]. Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения.//Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1

[iii]. Уткин Э.А. Управление фирмой. — М.: Акалис, 1996.

[iv].    Стрелова О.Ю. Ценностный анализ геополитического положения региона // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. - №6. – С.37-47.

[v]. Материалы сайта ВЗФЭИ http://www.vzfei.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.