1. Mądre głowie dość dwie slowie. 2. Dwiema palcami uwiązać (Pas.). 3. Z trzema tysiący rajtaryej (Pas.). 4. Z czterma dzieci (RPP). 5. Z czeteroma rajtary (Rej).
4. В древнепольских памятниках письменности отражаются разные стадии преобразования второй части числительных от 11 до 19. Прочитайте предложения и прокомментируйте эти преобразования.
1.Taco tih … chacal, ize za trinadesesce dny jtnarodena gich (KŚ, 13 в.). 2. … jest mój pan neuiniuat Sulcoui trzynaczcze grziwen (RPP, 14 в.). 3. ...jako sam setmonaczcze kmoth (RPP, 14 в.). 4. Drugego myeszącza sodmi naczcze dzen przeschla gest zemyą (BSz, 15 в.). 5. Lata szostego wyeku noe, myeszacza drugego, syodminaszczye dzen tego myeszącza (BSz, 15в.)
5. Переведите на польский язык предложения.
1.В 840 году образовалось первое польское государство при легендарном короле Пясте. 2. В истории Польши Варшава впервые упоминается в 1252 году. 3. В 18 веке состоялось три раздела Польши. 4. Адам Мицкевич, поэт, основоположник польского романтизма, родился 24 декабря 1798 года. 5. 4 июня 1989 года президентом Польши стал Лех Валенса. 6. Сейчас территория Польши составляет 312 685 кв.км.
6. Прочитайте и переведите текст. У числительных определите разряд, падеж (если есть), род (если есть), обратите внимание на фонетические чередования в основе, объясните причины их возникновения.
Torcik
400 g mrożonego ciasta rozmrozić w ciągu 10 min, ułożyć na blasze o średnicy 20 cm i pokroić nożem na 16 prostokątów. Piec około 15 min w piekarniku nagrzanym do 200 st., aż ciasto się zarumieni.
2 jajka rozbić, białka oddzielić od żółtek. Około 4 łyżeczek mąki ziemniacznej wymieszać z 5-6 łyżkami mleka, 3 łyżeczkami cukru i 2 żółtkami. 0,5 litra mleka zagotowac, zdjąć z ognia, dodawać mąkę z żółtkami, mieszając w ciągu 15 min. Dodać ubite na sztywno 2 białka.
Na 4 talerzykach deserowych ułożyć prostokąty, pierwszy korż poszmarować kremem, drugi poszmarować kremem i udekorować owocami. Przykryć pozostałymi 4 prostokątami ciasta i od razu podawać.
Практическое занятие № 12
Местоимение
1. Местоимения как лексико-грамматические разряды слов в древнепольском языке. Разряды местоимений по значению.
2. Развитие особенностей склонения и употребления личных местоимений (кратких и полных форм).
3. Система неличных (притяжательных, указательных, определительных, относительных, вопросительных, неопределенных и отрицательных) местоимений в польском языке. Их происхождение и история словоизменения.
Упражнения
1. Заполните таблицу, выбирая местоимения из предложений, взятых из древнепольских памятников. Расскажите о судьбе проанализированных форм.
Разряд
Падеж
Число
Лицо
Род
1.Jaz modlil jesm się. 2. I wząl me od owecz oczcza mego, i pomazal me w miloserdzu pomazancza swego. 3.A bądze jsco drzewo, jesz owocz swoj da w swoj czas. 4. Jaco to swatczimi, jako Jura nechczal pomocz Portkowi spaulem praua y zaprzalssza go. 5. Strzesze gospodzyn wszestky mylwyancze gy. 6. Na sie Gody, czso mają przyjsc. 7. Od sich miast.
2. Прокомментируйте образование слов dziś, latoś, do siego roku, ni to ni sio, po kiego diabla.
3. Вместо точек вставьте приведенные ниже местоимения в нужной форме, определите их разряд и, если это возможно, род, число, падеж.
1.Jeszcze się … nie urodził, … by … dogodził. 2. Za … myto jeszcze … obito. 3. Zrób … dobrze, to … da po ziobrze. 4. Przyjdzie słońce i na … końce. 5. … gospodyni, gdy ma w skrzyni. 6. Pieczone gołąbki … nie wlecą do gąbki. 7. Kto dwie sroki za ogon chwyta, … nie złapie. 8. Każda wieś ma … przypowieść. 9. Kto głupi, w Paryżu … rozumu nie kupi. 10. Lepszy rydz, niż …
Każdy, ja, kto, który, mój, nasz, nic, ten, ty, sam, siebie, swój, wszystek, żaden.
Практическое занятие № 13-14
Глагол
1. Грамматические категории глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Возвратные глаголы. Безличные глаголы.
2. Инфинитив и его употребление.
3. Формообразующие основы глагола. Типы спряжения глаголов.
4. История спряжения глаголов в изъявительном наклонении:
1) история форм настоящего времени правильных и неправильных глаголов;
2) история форм прошедшего времени:
а) простые формы прошедшего времени глагола (аорист, имперфект), их история в связи с формированием категории вида;
б) сложные формы прошедшего времени глагола (перфект, плюсквамперфект), их история;
в) формирование современных форм прошедшего времени (прошедшее и давнопрошедшее), особенности их образования и функционирования
г) остатки форм прошедших времен в современном польском языке.
3) история форм будущего времени.
5. История форм неправильных глаголов.
6. Особенности функционирования форм глагольного лица. Речевой этикет.
1. Распределите глаголы по классам и по спряжениям в зависимости от характера основы настоящего времени.
Być, mówić, rozstać się, rozrywać, nosić, nieść, piec, dożyć, doznać, dowieść, brać, jeść, boleć, placić, ochlodzić, ochladzać, dać, znać, wiedzieć, witać się, siedzieć, siąść, zrobić, moc, schnąć.
2. Сопоставьте праславянскую, старославянскую и древнепольскую парадигмы настоящего времени. Прокомментируйте произошедшие фонетические изменения. Поясните, как возникли современные типы спряжения в польском языке.
Единственное число
Класс
Праславянский
Старославянский
Древнепольский
1 *neson
1
-on
-*
-ą
2
-e-ši
-е-ши
-esz
3
-e-tь
-е-ты
-e
2 *dvignon
-n-on
-ne-ši
-не-ши
- esz
-ne-tь
-не-ты
3 *pisjon
-j-on
-ъ*
-je-ši
-je-tь
4 *chvaljon
-i-ši
-и-ши
- isz
-i-tь
-и-ты
-i
5 *damь
*jesmь
Damь, jesmь
Дамь6 ъесмь
Dam, jeśm
Dasi, jesi
Даси6 ъеси
Dasz, jeś
Dastь, jestь
Дасты6 ъесты
Da, jeść, je, jest
Множественное число
-e-mъ
-е-мы
-em / -emy
-e-te
-е-те
-
-on-tъ
-*-ты
-n-emъ
-не-мы
-не-те
-non-tъ
-н*-ты
-je-mъ
-em / emy
- je-te
- jon-tъ
-i-mъ
-и-мы
-im / imy
-i-te
-и-те
- en-tъ
-я-ты
Damъ, jesmъ
Дамы6 ъесмы
Dam(y), jesm, jesmy
Daste, jeste
Дасте6 ъесте
Dacie, jeście
Dadentь, sontь
Дад*ты6 с*ты
Dadzą, są
Двойственное число
-e-vě
-е-вэ
-e-va
-e-ta
-е-та
- ne-vě
-не-вэ
-ne-ta
-не-та
- ne-te
- je-vě
- je-ta
- i-vě
-и-вэ
-i-va
- i-ta
-и-та
-i-ta
- i-te
Dadvě, jesvě
Дадвэ6 ъесвэ
jesva
Dasta, jesta
Дастаб ъеста
jesta
3. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа настоящего времени следующих глаголов 1 спряжения.
Rwać, dąć, objąć, tłuc, strzec, płynąć, łgać, wziąć, ciąć, gnieść, prać.
4. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Глаголы в скобках поставьте в форме настоящего времени.
1.Jak rak (świsnąć), a ryba (pisnąć). 2. Cudza rana nie (boleć). 3. Kto rano (wstawać), temu Pan Bóg (dawać). 4. Kto rano (śmiać się), w wieczór (płakać). 5. Gdzie drwa (rąbić (oni)), tam drzazgi (lecieć). 6. Co było, a nie jest, nie (pisać się) w rejestr. 7. Jedna ręka (głaskać), a druga (policzkować). 8. Gdzie ogon (rządzić), tam głowa (błądzić).
5. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.394 - 395. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор глаголов, употребленных в настоящем и будущем временах (начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение (древнепольское – современное польское), наклонение, время, лицо, число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения).
6. От приведенных ниже глаголов образуйте древнепольские формы аориста и имперфекта. Расскажите о судьбе этих форм в польском языке.
Widzieć, wiedzieć, wieźć, być, schnąć, znać, piec, moc, pisać.
7. От приведенных ниже глаголов образуйте древнепольские формы перфекта. Расскажите, как они преобразовались в современном польском языке.
Oddać, biec, zgasnąć, mieszkać, mówić.
8. Проанализируйте глагольные формы, употребленные польскими писателями. Определите их грамматическое значение. Расскажите о судьбе этих форм в современном польском языке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8