Рефераты. Понятие, сущность, содержание и особенности воинской дисциплины






Государство заинтересованно в том, чтобы беспрекословно выполнялся тот приказ, который направлен на обеспечение выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, способствует поддержанию боевой готовности частей и подразделений, надежной защите и охране Государственной границы России, соответствует тем целям, которые преследовало оно, давая такое право командиру (начальнику). Между тем только оперативным составом Военной прокуратуры ФПС России в 1995-1998 годах отменено 1112 незаконных правовых актов командиров и начальников2. «Никто не может сказать о размере вреда, причиненного изданием таких приказов воинскому правопорядку, авторитету командиров, правовому воспитанию подчиненных. Этот вред не поддается измерению»3.

 Устанавливая принцип беспрекословного повиновения приказам командиров и начальников, государство исходит из презумпции законности этих приказов. Поэтому приказ должен отвечать определенным требованиям, только при исполнении, которых он будет обладать высокой моральной и юридической силой,  непререкаемым  авторитетом,  пользоваться защитой  со  стороны государства. Прежде всего приказ должен быть законным. Он должен быть издан правомочным начальником и в пределах своей компетенции. Приказ не может противоречить Конституции Российской Федерации, законам, указам Президента и постановлениям Правительства России, а также приказам вышестоящих начальников.

Как показывает практика, наиболее часто неправомерные приказы являются следствием превышения командирами (начальниками) своих служебных полномочий или же злоупотребления ими. В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие1: 1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; 2) со- вершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе; 3) совершение должностными лицами действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Под злоупотреблением должностными полномочиями следует понимать использование командиром (начальником) своих служебных полномочий вопреки интересам службы.

Приказ может отдаваться только по службе и в интересах службы, он должен быть направлен на выполнение или обеспечение служебных задач, не может преследовать использование права отдачи приказов в личных целях. Приказ не может касаться личной жизни подчиненного, не регламентированной правилами воинской дисциплины (например, вступление в брак или расторжение его и т.п.).

М.В. Фрунзе, считая обязательным, чтобы приказы начальников были законными и имели служебный характер, писал: «Ясно, что требование исполнения распоряжений, не имеющих, по существу, служебного характера, толкает подчиненного на нарушение дисциплины и тем самым будет разлагать и его и часть»1.

Приказ должен быть выполним подчиненным и не просто выполним, а выполним дозволенными, допустимыми средствами, то есть средствами, способами, которые не противоречат нормам права и морали. Для этого его необходимо обеспечить организационно и материально.

Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного, а общий объем содержащихся в нем требований должен соответствовать объему служебных, должностных и в отдельных случаях (наряд, боевое дежурство), специальных обязанностях военнослужащего. При необходимости подчиненному разъясняются значение и смысл отданного приказа, порядок его исполнения.

Указанные требования нашли правовое закрепление в ст. 38 действующего УВС ВС РФ, согласно которой командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ, его последствия и соответствие его законодательству и, кроме того, обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.

Таким образом, если приказ отвечает выше изложенным требованиям, то он является обязательным для исполнения. Его обсуждение не допустимо (ст. 30 УВС ВС РФ), а неисполнение подчиненными приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы или повлекшее тяжелые последствия2, является воинским преступлением и влечет применение мер уголовной ответственности (ст. 332 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)).

Между тем нормы военного законодательства не содержат каких-либо условий, при которых военнослужащий может не выполнить полученный приказ либо отказаться от его выполнения или обжаловать его до исполнения. Не предусматривается ими и освобождение военнослужащего от ответственности за последствия исполнения любого, в том числе и заведомо незаконного1, приказа командира (начальника). В тоже время согласно ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законам интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за применение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо же, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Эти положения в полной мере относятся и к военнослужащим, которые не имеют права безразлично относиться к последствиям своих действий по исполнению неправомерного приказа начальника, рассчитывая на безнаказанность. Указанные требования, не отвергая принципа повиновения, в то же время являются важным фактором, побуждающим военнослужащих во всех случаях сверять свои действия и поведение с законом, творчески исполнять приказы командиров (начальников), не допускать бездумного повиновения. Иной подход будет противоречить принципу сознательной воинской дисциплины. Кроме того, законность и воинский правопорядок не могут и не должны ставиться в зависимость от усмотрения командира (начальника). Это будет противоречить одному из важнейших принципов правового государства – верховенству закона. Закон должен защищать интерес как государства, так и отдельных военнослужащих от нарушений, вызванных любыми возможными дефектами (психическими, интеллектуальными, нравственными) лиц, выступающих в качестве командиров (начальников).

Таким образом, Уголовным кодексом РФ предусмотрены условия, исключающие уголовную ответственность военнослужащих за не выполнение или отказ от выполнения приказа, хотя именно военно-административные нормы должны в первую очередь регулировать данные вопросы. В связи с этим предлагается внести следующие дополнения в ст. 38 УВС ВС РФ: « Если военнослужащий, действующий во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, причинил вред охраняемым законодательством Российской Федерации интересам, то данное деяние не является правонарушением. Юридическую ответственность за причинение такого вреда несет командир (начальник), отдавший незаконный приказ или распоряжение.

Военнослужащий, совершивший умышленное правонарушение во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, привлекается к юридической ответственности на общих основаниях.

Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает юридическую ответственность».

Беспрекословность повиновения не ставит военнослужащего в положение бездумного, механического исполнителя. Ст. 13 УВС ВС РФ обязывает военнослужащих проявлять разумную инициативу при выполнении воинского долга. Вследствие этого военнослужащие обязаны проявлять инициативу, как в процессе повседневного исполнения служебных обязанностей, так и в ходе выполнения приказов командиров и начальников. В виду того, что в общевоинских уставах содержание этого требования раскрывается недостаточно полно, его следует рассматривать в диалектическом единстве категорий необходимости, свободы и ответственности.

Однако возникает вопрос: правомерно ли требовать от военнослужащих проявлять инициативу и следовательно устанавливать за неисполнение такой обязанности правовую ответственность, если все их действия строго регламентированы нормами военного законодательства и всякое отступление от них считается нарушением воинской дисциплины? Сколь справедливо это решение?

«В свое время известный генерал М. И. Драгомиров употребил удачную формулу взаимосвязи исполнительности и инициативы: получив приказ, «не смей рассуждать», но одновременно «не смей не рассуждать». В этом нет никакого противоречия, так как принять приказ «не рассуждая» означает мобилизацию подчиненным всех умственных сил на выполнение приказа командира. Выполнять же его рассуждая значит глубоко осмыслить приказ и выполнить его, проявляя инициативу и находчивость. Следовательно, самоотверженное, безоговорочное и точное выполнение приказа командира (начальника) не исключает, а наоборот, предполагает инициативу и находчивость подчиненных в ходе его выполнения»1.

Попытки раскрыть в военном законодательстве содержание обязанности проявлять инициативу предпринимались ранее. Так, в ст. 83 проекта Устава внутренней службы РККА 1918 г. отмечалось, что военнослужащий обязан проявлять инициативу: а) когда старший начальник, отдавший приказ, умышленно умолчал о некоторых подробностях, предоставив их решение подчиненным; б) когда по различным причинам не получено никаких распоряжений, а обстановка требует безотлагательных решений, начала действий; в) когда обстановка совершенно изменилась между моментом написания приказа и временем получения и нет возможности своевременно получить новое распоряжение.

Частично эти положения нашли реализацию в настоящем УВС ВС РФ, ст.42 которого обязывает военнослужащего проявить разумную инициативу при выполнении поставленной задачи, в особенности в тех случаях, когда полученный приказ не соответствует резко изменившейся обстановке, а условие таковы, что получить новый приказ нет возможности. С целью конкретизации указанной обязанности военнослужащих, предлагается внести следующее дополнение в данную статью устава: «формами проявления такой инициативы являются: досрочное выполнение приказа ; выполнение приказа в большем объеме, чем определил начальник; преодоление трудностей, встречающихся при исполнении приказа; изыскание наилучшего варианта исполнения приказа».

Проявление инициативы подчиненными должны всемерно учитывать командиры и начальники в работе по укреплению воинской дисциплины. Крайне важно, чтобы любой, даже самый незначительный случай инициативных действий военнослужащих не проходил мимо внимания начальника, становился достоянием гласности.

В современных условиях для успешного выполнения служебных функций исполнитель должен не только беспрекословно повиноваться, но и обладать высокими моральными качествами, психологической устойчивости, физической выносливостью, такими знаниями воинской специальности, должностных обязанностей, навыками и умениями, которые дали бы ему возможность должным образом выполнить приказ, любую задачу. Поэтому сейчас важнейшее значение приобрело требование о постоянном овладении военными профессиональными знаниями, совершенствовании своей выучки и воинского мастерства.

Таким образом, требования воинской дисциплины касаются:1.Вы-полнения военнослужащими комплекса общих, должностных и специальных обязанностей, составляющих содержание служебной деятельности и поведения вне службы. 2.Выполнения военнослужащими своих обязанностей по согласованию, координации своих действий с другими военнослужащими, по установлению правильных взаимоотношений с ними. 3.Выполнения обязанностей подчиняться приказам и приказаниям начальников, соблюдать субординацию.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что содержание воинской дисциплины определяется комплексом разнообразных и дополняющих друг друга норм, правил, требований, регулирующих поведение и деятельность военнослужащих..

Содержание воинской дисциплины в связи с развитием военного дела, реформированием всех сфер жизни общества и самих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в современный период стало более емким. Возникла необходимость регулирования новых видов деятельности военнослужащих, ряда новых общественных отношений в армии и флоте, а также существенных изменений в характере воинского труда. Поэтому появились группы новых норм, правил воинской дисциплины, некоторые вопросы обрели большее значение и подверглись более детальной регламентации. Так, например, новым и принципиально важным является установление в УВС ВС РФ (ст.19) такой обязанности военнослужащих как знать и неукоснительно соблюдать международный правила военных действий, обращения с раненными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а так же с военнопленными.

Несмотря на то, что Женевские конвенции по защите жертв войны от 12 августа 1949 года были ратифицированы СССР 17 апреля 1954 года, общевоинские уставы ранее  не содержали каких-либо правовых норм о возложении на военнослужащих требований международно-правовых актов.

Поскольку все большую опасность приобретают преступления, связанные с нарушением уставных правил взаимоотношений , которые лежат в основе подавляющего большинства тяжелых происшествий, совершенных в последние годы в Вооруженных Силах, в военное законодательство включена норма, обязывающая воинов поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими1.

Требования воинской дисциплины охватывают различные стороны жизни и деятельности военнослужащих. Однако они касаются не только обязанностей, общих для всех военнослужащих. Значительная часть обязательных для исполнения правил относится к определенным видам, функциям, сторонам деятельности военнослужащих, воинских коллективов, органов управления и должностных лиц, регулирует самостоятельные группы воинской отношений. Это дает основание выделить в зависимости от предмета регулирования отдельные разновидности воинской дисциплины1:

-         дисциплину служебно-боевой деятельности: пограничной службы, пограничного поиска, боевых действий, специальных действий, пограничной операции;

-         дисциплину боевого дежурства, караульной службы, выполнения задач в экстремальной обстановке;

-         дисциплину наряда, дежурства, гарнизонной службы;   

-         организационную (исполнительскую) дисциплину как отношение к организующим факторам военной службы (время, распорядок дня, строй, точность исполнения приказов и распоряжений);

-  учебную дисциплину (дисциплину учебного процесса);

-         дисциплину общения, взаимодействия, взаимоотношений, в том числе руководства и подчинения, воспитательной работы;

-         дисциплину, регламентирующую отношения военнослужащего к самому себе (гигиена, соблюдение мер безопасности, свобода от вредных привычек и т.д.);

-         материально-техническую, финансовую дисциплину (отношения людей к оружию, боевой технике, другим материальным и финансовым ценностям);

-         дисциплину хозяйственной деятельности (войскового тыла, снабжения и обеспечения).

Подобная классификация имеет как теоретическое, так и практическое значение. Только с помощью систематизации многочисленных норм, соблюдение которых признается обязательным, можно более тщательно их разработать, согласовать, облегчить контроль за их соблюдением, более дифференцированно установить ответственность за нарушение. Это также дает возможность более точно очертить пределы тех или иных конкретных правил воинской дисциплины.

Необходимо специально остановится на воинской дисциплине в сфере военного управления, которая заключается в соблюдении порядка и правил, обеспечивающих согласованную деятельность органов военного управления и должностных лиц по выполнению (осуществлению) ими своих функций, задач. Она регулируется как правовыми нормами, так и индивидуальными предписаниями (приказами, распоряжениями) вышестоящих начальников, моральными и техническими нормами: а) зак- репляющими систему и организацию управления, устанавливающими субординацию между органами военного управления, координацию их действий, их правовое положение, полномочия должностных лиц, структурных подразделений и личного состава аппарата военного управления; б) регламентирующими порядок совершения управленческих действий, включая действия в области издания нормативных и индивидуальных правовых актов, реализации юридических норм и указаний вышестоящих органов и должностных лиц, поддержания и укрепления воинской дисциплины в военном управлении.

Для работников аппарата управления важное значение имеют те из них, которые регламентируют права и обязанности по осуществлению управления, властные распорядительные полномочия, порядок взаимоотношений с другими органами управления и должностными лицами, а также нормы, обеспечивающие высокую исполнительность, культуру и четкость в работе, сохранение государственной и военной тайны, бесперебойность и скрытность управления. На личный состав органов военного управления распространяются и требования воинской дисциплины, обязательные для всех военнослужащих.

В силу специфики военной организации и воинских отношений, а также особого служебно-правового положения их участников – военнослужащих воинская дисциплина отличается от других видов государственной дисциплины рядом существенных особенностей 1.

Во-первых, воинская дисциплина более широко и детально регламентирует требования, предъявляемые к исполнителям, регулируя, в отличие от других видов государственной дисциплины, такие, например, отношения, которые связаны с порядком отдачи и выполнения приказов, представления командирам (начальникам), установлением и соблюдением правил воинской вежливости и др.

Во-вторых, правила воинской дисциплины распространяются не только на служебную деятельность военнослужащих, но и на их поведение вне службы, т.е. вне расположения части и не при исполнении служебных обязанностей, в то время как правила, например, трудовой дисциплины распространяются лишь на деятельность работников, связанную с выполнением ими трудовых обязанностей, и преимущественно в рабочее время.

В-третьих, воинская дисциплина предъявляет значительно более высокие требования к исполнителям, в том числе и такие, которые не предусматриваются другими видами дисциплины: например, не щадя своей крови и самой жизни, выполнять воинский долг, быть храбрым, беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою2 и др.

В-четвертых, нормы воинской дисциплины требуют беспрекословного повиновения подчиненных своим командирам и начальникам, приказы и распоряжения которых обладают высокой степенью категоричности и императивности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.