Министерство образования Российской Федерации
Государственный Университет Управления
Институт бизнеса в строительстве и управления проектом.
Курсовая работа по дисциплине “Основы предпринимательства”
на тему:
“Порядок и этапы госрегистрации предпринимательской организации”.
Проверил: Ильдеменов А. С.
Выполнил: Севостьянов И.О. УП III-1
Москва
Содержание.
Введение.
1. Государственная регистрация предприятий.
2. Трудоемкость и затраты, связанные с регистрацией предприятия.
3. Практика регистрации фирмы в городе Москва.
4. Проблемы совершенствования регистрации предприятий.
Заключение.
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Вместо доминировавших ранее во всех отраслях экономики предприятий (организаций), базирующихся на государственной собственности, возникли и функционируют более 2,9 млн. предприятий (организаций), базирующихся на частной, смешанной, коллективной формах собственности.
Вместе с тем стоит отметить тот факт, что экономическая среда современной России все еще не насыщена малым и средним бизнесом в силу отсутствия условий для его развития. Это ярко демонстрирует сопоставление соотношения числа малых и средних предприятий в странах ЕС и в России: на 1000 жителей в странах с развитой рыночной экономикой приходится в 10-14 раз больше субъектов предпринимательства, чем в Российской Федерации.
За словами “предпринимательство” и “предприниматель” стоит предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности.
Среди причин, сдерживающих развитие предпринимательства, заметное влияние имеют бюрократические трудности, связанные как с созданием предприятия, так и с его ликвидацией. Ощутимые затраты времени и средств при регистрации особенно значимы, если речь идет о малом предприятии, доход от которого не является регулярным. Эти затраты побуждают предпринимателя уходить “в тень” и, следовательно, в дальнейшем уклоняться от уплаты налогов, вступать в соответствующие “неформальные” отношения с арендодателями, поставщиками и покупателями, иметь дело с организованной преступностью и т.д.
Одним из ключевых факторов улучшения состояния предпринимательской среды является выявление в регионах успешной существующей практики регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства и повсеместное распространение ее в других регионах России, а также на федеральном уровне.
Есть ряд регионов с известными достижениями в области регистрации и ликвидации предприятий. Так, в Москве была сделана попытка реализовать “модель единого окна”. Суть идеи – для вновь регистрируемого предприятия все “регистрационные контакты” должны осуществляться через один-единственный орган. В упрощенном виде это выглядит так: регистрирующийся субъект предпринимательства сдает все необходимые документы в “одно окно”, и из этого же “окна” получает свидетельство о регистрации. Уже в свою очередь этот орган осуществляет все иные необходимые контакты внутри регистрационной системы (то есть ставит субъект предпринимательства на учет в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды, орган статистики, получает от них все справки и подтверждения и т.д.). Однако, в Москве данная практика столкнулась с рядом проблем. В частности, не была решена проблема, какой орган выступит в качестве “единого окна”. Была выдвинута идея назначить этим органом или регистрационную палату, или территориальное агентство по развитию предпринимательства (ТАРП). В связи с этим встала проблема подчиненности данных органов и их юридического статуса. Регистрационная палата, которая находится в ведении Московского Правительства, не вызывает возражений внебюджетных фондов, но категорически неприемлема для налоговой инспекции, имеющей федеральное подчинение и свою пирамиду инструкций и ведомственных актов. Против главенства в области регистрации налоговой инспекции выступают внебюджетные государственные фонды (особенно, пенсионный).
Работа в рыночной экономике выдвигает перед предпринимателями и менеджерами требование высокой компетентности при осуществлении бизнеса. И каждый менеджер и предприниматель, помимо владения профессиональными знаниями и инструментами работы, должен знать (или хотя бы представлять в общих чертах) как надо создать свое дело, зарегистрировать предприятие. Именно этой проблеме и посвящена тема этой работы. В ней я хотел бы отразить, прежде всего, порядок и этапы регистрации предприятий, а также оценить трудоемкость и затраты на регистрацию и показать, как проходит регистрация на практике.
1. Государственная регистрация предприятий
Итак, давайте начнем разбираться в том, что такое регистрация предприятия. Итак, в соответствии с законодательством вновь созданные или реорганизованные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. В соответствии со ст. 51 ГК РФ нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Как отказ в государственной регистрации, так и уклонение от такой регистрации учредители юридического лица могут обжаловать в суд. Правоспособность предприятия возникает в момент его создания, т. е. С момента его государственной регистрации, и прекращается в момент его ликвидации.
В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, то индивидуальный предприниматель принимает де-факто статус предприятия. Этот вывод подтверждает содержание ст. 25 ГК РФ о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя.
В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация предприятий осуществляется при представлении следующих документов:
1) заявления о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителем (учредителями) предприятия;
2) учредительного договора или решения (если предприятие создается одним учредителем) о создании предприятия;
3) устава предприятия (кроме хозяйственных товариществ), утвержденного учредителями. В уставе государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, имеющих право на ведение предпринимательской деятельности, обязательно должен быть указан вид деятельности, осуществляемой этими предприятиями;
4) документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре;
5) свидетельства об уплате государственной пошлины;
6) документа, подтверждающего согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину, установленную антимонопольным законодательством РФ;
7) документа о согласовании с соответствующим комитетом по управлению имуществом или уполномоченным органом величины, способа оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет прибыли предприятий-учредителей) предприятия.
Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов, указанных выше.
При государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах.
Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрационного органа, номером и датой на первой странице (титульном месте) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону.
Уведомление об отказе в государственной регистрации в 3-дневный срок со дня представления документов на регистрацию направляется заявителю (заявителям) по указанному им адресу в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, с обязательным указанием всех документов или сведений, не представленных на регистрацию.
Если установлены недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, нарушение порядка создания предприятия, а также несоответствие учредительных документов законодательству РФ, регистрирующий орган обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить предприятие о необходимости внесения соответствующих дополнений и (или) изменений в учредительный документ. Предприятие в течение 7 календарных дней с даты получения им указанного уведомления обязано внести соответствующие дополнения и (или) изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществляющий регистрацию. Если в установленные сроки предприятие этого не сделает, то орган, осуществляющий регистрацию предприятия, обязан обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) документов предприятия.
Любое заинтересованное лицо вправе в течение 6 календарных месяцев с даты регистрации предприятия обратиться в суд (арбитражный суд) о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (полностью или частично).
Решение суда или арбитражного суда является основанием для аннулирования государственной регистрации предприятия (предпринимателя). Аннулирование производится в течение 7 календарных дней с даты получения регистрационным органом судебного решения. Регистрационный орган обязан в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить предприятию (предпринимателю) письменное уведомление об этом факте.
Регистрационный орган в недельный срок обязан сообщить налоговой инспекции о регистрации предприятия для включения его в Единый государственный реестр и об аннулировании государственной регистрации предприятия — для исключения его из Единого государственного реестра. Сведения о включении предприятия в Единый государственный реестр и исключении из Единого государственного реестра подлежат публикации в установленном порядке.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде (арбитражном суде).
При соответствии всех представленных на регистрацию предприятия документов установленным требованиям заявители получают свидетельство о регистрации.
В течение 10 дней после дня государственной регистрации предприятие (организация)-налогоплателыцик должно встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, представив следующие документы:
заявление по установленной налоговой службой форме;
карту постановки на учет налогоплательщика в трех экземплярах;
копии заверенных в установленном порядке учредительных документов (в зависимости от организационно-правовой формы);
копию свидетельства о государственной регистрации;
копии других документов в соответствии с действующим законодательством.
При постановке на учет в налоговой инспекции предприятию (организации) присваивается идентификационный номер налогоплательщика(ИНН), являющийся единым учетным номером в налоговых органах по всей территории страны. ИНН налогоплательщика представляет собой десятизначный цифровой код, в котором установлен код (номер) госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика; собственно порядковый номер налогоплательщика-организации и контрольное число, рассчитанное по утвержденному Министерством но налогам и сборам РФ алгоритму. ИНН проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, письмах, а также в иных документах в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными актами.
Если все предъявленные в государственную налоговую инспекцию документы соответствуют установленным требованиям, последняя не позднее 5 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком-организацией полного пакета документов обязана поставить ее на учет. Сведения о налогоплательщике и присвоенном ему ИНН включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АНС “Налог”), а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий,— также в Государственный реестр предприятий и организаций.
После постановки на налоговый учет предприятию (организации) выдается первый экземпляр карты постановки на учет-налогоплательщика за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции, скрепленной гербовой печатью госналогинспекции, и информационное письмо с указанием ИНН по установленной форме.
Для открытия в банке или иной кредитной организации расчетного (текущего) или иных счетов налогоплательщику выдается справка о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. За несвоевременную постановку на налоговый учет первой частью Налогового кодекса установлена ответственность в форме штрафа.
После открытия счетов предприятие обязано в пятидневный срок собщить об этом налоговой инспекции по месту постановки на налоговый учет. Юридическое лицо также обязано встать на учет в территориальном органе Пенсионного фонда и других государственных внебюджетных социальных фондов.
Процесс создания собственного дела довольно-таки трудоемкий и сопряжен, зачастую, с массой трудностей для предпринимателя: надо собрать множество документов, правильно их оформить, отстоять в очередях, потратить огромное количество собственного времени и нервов. Процедура регистрации предприятия неудобна и это порождает множество проблем, таких, например, как “уход в тень”, коррупция чиновников и.т.п. Для определения трудоемкости регистрации предприятия в регионах России был проведен опрос руководителей малых предприятий с целью получить количественные оценки затрат времени и денег на всех этапах процедуры регистрации предприятия. В опросе приняли участие 733 предприятия.
В результате были получены детальные данные о денежных затратах и трудоемкости прохождения каждого из этапов процедуры регистрации, а также каждой из процедур в целом. Оценки получены в различных вариантах, как для случая, когда регистрация была целиком выполнена “под ключ” сторонними юридическими или физическими лицами, так и для случая, когда сотрудники или учредители предприятия лично участвовали на всех или некоторых этапах. В качестве примера на табл. 1 приведены данные по регистрации наиболее распространенной формы предприятий – общества с ограниченной ответственностью. Эти данные относятся к 512 предприятиям из выборки.
Московская область
Санкт-Петербург
Ленинградская обл.
Воронежская обл.
Самара
Нижегородская обл.
Новгородская обл.
Томская обл.
Новосибирская обл.
Всего (средняя)
Нотариальная контора
2.8
2.9
2.1
1.2
3.1
1.8
0.9
1.0
Страницы: 1, 2, 3