Рефераты. Повышение научно-технического уровня производства – важный фактор роста производительности труда и э...






·                    повышения уровня модернизации производства: установки станков-автоматов, автоматизированного оборудования, использования автоматических линий, автоматизированных систем производства;

·                    внедрения новых прогрессивных технологий;

·                    использования новых видов сырья, прогрессивных материалов, и другими мерами.

Научно-технический прогресс - главный источник всестороннего и последовательного роста производительности. Поэтому для использования в производственном процессе достижений научно-технического прогресса в современных условиях требуется направление инвестиций в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, внедрение прогрессивных технологий и новейшей техники, повышение доли затрат на активную часть основных производственных фондов- машин, оборудования.

Комплекс  материально-технических факторов и их влияние на изменение производительности труда можно охарактеризовать следующими показателями:

·                    энерговооружённостью труда – потреблением всех видов энергии на одного промышленного рабочего;

·                    электровооруженность труда – потреблением электроэнергии на одного промышленного рабочего;

·                    технической вооружённостью труда - объёмов основных производственных фондов, приходящихся на одного работника;

·                    уровнем механизации и автоматизации - долей рабочих, занятых механизированным и автоматизированным трудом;

·                    химизацией производства - применением прогрессивных материалов и химических процессов, увеличением доли химизированных процессов производства, в общем его объёме.

Важный материально-технический фактор- повышение качества продукции, удовлетворение общественных потребностей меньшими затратами средств и труда, потому что изделия лучшего качества заменяют большее количество изделий низкого качества. Повышение долговечности изделий равнозначно дополнительному увеличению их выпуска.

Материально-технические факторы - важнейшие, они обеспечивают экономию не только труда, но и сырья, материалов, оборудования, энергии и др.

Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда, производства и управления. К ним относятся: совершенствование организации управления производством, в том числе:

·                    совершенствование структуры аппарата управления;

·                    совершенствование систем управления производством;

·                    улучшение оперативного управления производственным процессом;

·                    внедрение и развитие автоматизированных систем управления производством (АСУП), включение в сферу действия  АСУП максимально возможного количества объектов;

·                    совершенствование организации производства, в том числе:

·                    улучшение материальной, технической и кадровой подготовки производства;

·                    улучшение организации производственных подразделений и расстановки оборудования в основном производстве;

·                    совершенствование организации вспомогательных служб и хозяйств: транспортного, складского, энергетического, инструментального, хозяйственно-бытового и др. видов производственного обслуживания;

·                    совершенствование организации труда, в том числе:

·                    улучшение разделения и кооперации труда, использование многостаночного обслуживания, расширение сферы совмещения профессий и функций;

·                    использование передовых методов и приёмов труда;

·                    совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

·                    применение технически обоснованных норм затрат труда, расширение сферы нормирования труда рабочих - повременщиков и служащих;

·                    использование гибких форм организации труда;

·                    улучшение профессионального подбора кадров, улучшение их подготовки и повышение квалификации;

·                    улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха;

·                    совершенствование систем оплаты труда, повышение их стимулирующей роли.

Без использования этих факторов невозможно получить полный эффект от факторов материально-технических.

Социально-психологические факторы - это качество трудовых коллективов, их социально-демографический состав, уровень подготовки, дисциплинированности, трудовой активности и творческой инициативы работников, система ценностных ориентаций, стиль руководства в подразделениях и на предприятиях в целом и др.

Кроме того, производительность труда обусловлена естественными и общественными условиями,  в которых протекает труд.

Например, на предприятиях добывающей промышленности, если снижается содержание металла в руде, то производительность труда падает пропорционально этому снижению, хотя выработка по добычи руды может расти.

В условиях развития в нашей стране рыночных отношений обостряются также общественные условия, которые, с одной стороны, тормозят, а с другой – стимулируют рост производительности труда. Среди них: повышение уровня безработицы, усиление конкуренции товаропроизводителей, развитие малого бизнеса и другие.

Все факторы тесно связаны и взаимосвязаны, и их надо изучать комплексно.

Классификация факторов позволяет выявить причины, которые вызвали изменения производительности труда. Изучение факторов роста производительности необходимо, чтобы точнее оценить влияние каждого, ведь действия их неравноценны. Одни дают устойчивый прирост производительности труда, а влияние других является переходящим. Отдельные факторы требуют различных усилий и затрат для приведения их в действие. Классификация факторов роста производительности труда создаёт условия для проведения экономических расчётов по определению степени воздействия их на изменение производительности труда.

Резервы роста производительности труда это неиспользованные возможности экономии затрат труда (снижение трудоёмкости и увеличения выработки).

Резервы используются и вновь возникают под влиянием достижений научно-технического прогресса. Количественно резервы можно определить как разницу между достигнутым и максимально возможным уровнем производительности труда за определённый промежуток времени.

Степень использования резервов влияет на уровень производительности труда. Каждый вид резервов можно рассматривать относительно определённого фактора, а всю совокупность резервов целесообразно классифицировать в соответствии с классификацией факторов. Это даёт возможность при проведении анализа выявить основные причины потерь и непроизводительных затрат труда по каждому фактору и наметить пути их устранения.

Другой признак классификации резервов – источник их возникновения. По этому признаку различают резервы общегосударственные, региональные, межотраслевые, отраслевые, внутрипроизводственные.

Общегосударственные резервы и их использование оказывают влияние на рост производительности труда во всей экономике. Это резервы, связанные с размещением предприятий, рациональным использованием занятости населения, использование рыночных методов хозяйствования и др.

Региональные резервы - это возможности лучшего использования производительных сил, характерных для данного региона.

Межотраслевые резервы связаны с возможностью улучшения связей, укрепления договорной дисциплины между предприятиями разных отраслей.

Внутрипроизводственные резервы определяются недостатками в использовании на предприятии сырья, материалов, оборудования, рабочего времени. Кроме прямых потерь рабочего времени - внутрисменных и целодневных, существуют скрытые потери, связанные с исправлением бракованных изделий, с выполнением работ, не предусмотренных технологией.

По срокам использования резервы делят на текущие и перспективные. Текущие резервы предполагается использовать в течение месяца, квартала, года - в зависимости от реальных возможностей предприятия. Перспективные резервы – такие, для реализации которых в ближайшее время у предприятий нет достаточных ресурсов, и их использование намечается в перспективе через год или большее количество лет.

Для использования резервов на предприятиях разрабатывают планы организационно - технических мероприятий, в которых указывают виды резервов роста производительности труда, мероприятия по их реализации, планируемые затраты на это, сроки проведения работ, ответственных исполнителей.

Пути повышения производительности труда:

Важным этапом аналитической работы на предприятии является поиск путей для повышения производительности труда, которые можно классифицировать следующим образом:

·                    Повышение технического уровня производства в результате механизации и автоматизации производства; внедрения новых видов оборудования и технологических процессов; улучшения конструктивных свойств изделий; повышения качества сырья и применение новых конструктивных материалов;

·                    Улучшение организации производства и труда путем повышения норм труда и расширения зон обслуживания; уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы; упрощение структуры управления; механизация учетных и вычислительных работ; повышение уровня специализации производства;

·                    Изменение внешних природных условий (горно-геологических условий добычи угля, нефти, руды, торфа и т.д. содержание полезных веществ);

·                    Структурные изменения в производстве вследствие изменения удельных весов отдельных видов продукции; трудоемкости производственной программы; доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; удельного веса новой продукции.

Снижение темпов роста производительности труда отрицательно сказывается практически на всех сторонах производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что наглядно демонстрирует «ловушка производительности»












Рис. 2 «Ловушка производительности»


В условиях развитой экономики главным фактором развития, следовательно, и роста производительности труда является наука, то есть использование её результатов в совершенствовании средств, процессов и организации производства. Но, являясь могучим фактором роста производительности труда, наука, как сфера трудовой деятельности, нуждается в эффективном управлении.

Проблемой также является процесс объединения усилий науки и практики по повышению производительности (результативности) труда. Этот процесс реализуется в научно-технических нововведениях.

Для определения конкретных показателей измерения, методики, оценки и планирования научно-технического уровня производства, необходимо сформулировать понятие "научно-технический уровень производства" и определить элементы его составляющие.

Уровень развития хозяйственной деятельности предприятия, объединения в результате научно-технического прогресса может быть оценен с помощью технико-экономического, научно-технического и организационного уровней производства. Все они взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Научно-технический прогресс - это многоэтапный процесс "овеществления знания". Он осуществляется во времени и в пространстве. В нем в единую систему увязываются фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, затем и непосредственный процесс производства

По мере  перехода от этапа к этапу материально-вещественные результаты научно-технического прогресса, перемещаясь во времени и в пространстве непрерывно развиваются и материализуются в новых средствах и предметах труда, предметах потребления, более совершенных технологических процессах, новых или улучшенных схемах организации труда, производства и управления.

Технико-экономический уровень производства учитывает экономические и социальные результаты использования достижений научно-технического прогресса в производстве, выражает отдачу ресурсов, т.е. его экономическую  эффективность. Причем он отражает ту часть прироста эффективности производства, которая обусловливается научно-техническим прогрессом, потому что на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий, объединений помимо научно-технического прогресса будет расти в результате расширения масштабов интенсификации общественного производства. Прежде чем оценить уровень экономической эффективности, достигнутый в результате научно-технического прогресса, необходимо определить степень совершенства всей совокупности овеществленных элементов производства, полученный в результате технического освоения нововведений на основе использования научно-исследовательских результатов и опытно-конструкторских разработок. Поэтому сначала следует измерить и оценить научно-технический и организационный уровни, которые определяют технико-экономический уровень производства и составляют его основу.

Итак, категория научно-технического уровня производства отлична от категории технико-экономического уровня. Научно-технический и организационный уровни производства, хотя и представляют собой взаимосвязанные статистико-экономические категории, но им присуще различное содержание, что и обусловливает правомерность их самостоятельного анализа. Если научно-технический уровень производства определяет возможности и степень использования научно-технических достижений, то организационный уровень характеризует общественные условия реализации этих возможностей.

Организационный уровень влияет на изменение технико-экономического уровня производства двояко: опосредовано, т.е. через научно-технический уровень, создавая необходимые условия для его роста /повышая уровень использования средств и предметов труда/, и непосредственно - повышая уровень специализации, концентрации, ритмичности производства, стандартизации продукции, организации труда и сокращая длительность научно-производственного цикла. Если повышение организационного уровня определяется как зависящими от научно-технического прогресса, так и не зависимыми факторами, то динамика непосредственно под влиянием научно-технического прогресса. Научно-технический и организационный уровни соотносятся с технико-экономическим уровнем производства как части с целым, определяя и создавая его, и имея при этом самостоятельное значение.

Влияние научно-технического прогресса на развитие производства проявляется в непрерывном изменении, развитии и совершенствовании средств труда, предметов труда, используемой технологии.

Уровни развития этих элементов должны быть включены в качестве составляющих в научно-технический уровень производства. Данные составляющие находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Условия современного развития процесса производства настоятельно требуют рассматривать природные и хозяйственные процессы в совокупности - как элементы единой экономико-экологической системы. Социалистическое расширенное воспроизводство должно обеспечивать не только воспроизводство совокупного продукта, трудовых ресурсов, но и воспроизводство экологических условий жизни. Сегодня требуется переход к рациональному типу природопользования, прежде всего, к замкнутой системе производства. Это возможно на базе широкого применения малооперационных, малоотходных и безотходных технологических процессов, когда не сбрасываются в окружающую среду побочные продукты производства и, когда не требуется использование все новых и новых порций природных ресурсов.

Поэтому, при определении научно-технического уровня производства предприятий, объединений и отрасли необходимо в показатели технического уровня средств, предметов труда, уровня технологии, включат показатели использования оборудования, материалов, технологических процессов, способствующих охране или уменьшению вредного воздействия производства на окружающую среду. Не может быть признан высоким научно-технический уровень производства предприятия, загрязняющего землю, воду или воздух. Оценка уровня производства предприятия с точки зрения его экологичности может быть использована для разработки мероприятий по созданию рациональной системы природопользования.

Кроме того, при определении технического уровня средств труда должна быть учтена степень использования имеющихся на предприятии ЭВМ, которые следует отнести к активной части орудий труда, так как они значительно влияют на совершенствование производственных процессов и на уровень технической оснащенности управления.

Не решенным пока является вопрос о включении, в качестве составляющей научно-технического уровня производства, технического уровня продукции.

Характерной чертой воспроизводства и современного процесса реализации научно-технических достижений является повышение технического уровня создаваемых продуктов труда при сокращении периода изготовления изделий. Удовлетворение растущих потребностей народного хозяйства, обеспечение все более конкурентоспособной на мировом рынке продукции, неразрывно связаны с повышением технического уровня и качества изготовляемых изделий на каждом предприятии и объединении. Это важная форма проявления конечных результатов производства, а именно конечные результаты определяют общественную полезность и эффект у потребителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.