Рефераты. Повышение научно-технического уровня производства – важный фактор роста производительности труда и э...






Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающую высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов. Поэтому так необходима модернизация отечественного машиностроения - решающее условие ускорения НТП, реконструкции всего народного хозяйства. Нельзя забывать и об использовании вторичных ресурсов.

3.2 Совершенствование планирования научно-технического уровня производства.


Важнейшими условиями, необходимыми для решения проблемы ускорения научно-технического прогресса, являются следующие:  во-первых, в производство должны внедряться не отдельные образцы техники, а должно происходить комплексное насыщение новой  техникой отраслей производства. В этом случае будет иметь место реальное повышение научно-технического уровня производства, во-вторых, повышение научно-технического уровня производства предприятий, объединений, отраслей следует осуществлять на основе использования всех преимуществ планирования. В-третьих, планирование научно-технического уровня должно опираться на последовательное применение показателей научно-технического уровня производства. Целенаправленное планирование научно-технического уровня производства позволяет осуществлять и системный подход к охране окружающей среды, так как мероприятия в этой области предусматривают широкое внедрение прогрессивных технологических процессов и оборудования безотходных и малоотходных технологических процессов, эффективных методов утилизации отходов. Все это обусловливает возрастание требований к глубине и комплексности планирования научно-технического уровня производства.

В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. В нашей стране, благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах.  И, самое главное, с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями».

Не смотря на то, что в настоящей исторической перспективе наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку, состояние и изменение технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2005 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами  число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

Основные виды технологической инновационной деятельности организаций составляют (по данным на 2006 год):

·                    25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;

·                    15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);

·                    13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;

·                    11,2% - приобретение программных средств;

·                    9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;

·                    7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;

·                    6,5% - приобретение технологических инноваций;

·                    10,0% - прочие технологические инновации.

·                    Статистические данные позволяют выявить распределение затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции (по данным на 2006 год), а именно:

·                    64,4% организаций расходуют на исследования и разработки до 1% от общего объема отгруженной продукции;

·                    14,7% организаций - 4% и более;

·                    11,7% организаций - 1-2%;

·                    9,3% организаций - 2-4%.

 Налицо значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного персонала.

В результате проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России (по данным на 2004 год) и доли их влияния на данный процесс:

·                    Недостаточность денежных средств – 40%;

·                    Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;

·                    Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;

·                    Высокая стоимость технологических инноваций – 16%

          Преимущество в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны. Можно отметить как целые отрасли, по которым российские разработчики  завоевали мировое лидерство, так и отдельные передовые технологии. Имеются  три уровня технологического превосходства:

1)                 Целая отрасль, в которой Россия имеет значительные достижения (космическая, ядерная техника).

2) Технологическое направление, в котором Россия имеет разработки мирового уровня, например новые металлические  и неметаллические материалы,  сварка, неразрушающий контроль, упрочняющие технологии, химические технологии, композиционная керамика и другие.
      3) Отдельные технологии, имеющие мировой уровень, но относящиеся к отрасли, по которой Россия отстает от мирового уровня (например, биотехнологии или технология производства подложек из карбида кремния для микроэлектронной техники).

Российские специалисты считают, что в области технологий новых материалов, оптикоэлектроники и лазерной техники Россия почти не уступает США, но заметно отстает в сфере микроэлектроники, радиоэлектроники, компьютерной и информационной технологий, биотехнологий, энергетике и энергосбережении, экологической безопасности.

Оценка уровня отдельных российских технологий по отношению к мировому уровню получена в результате поисков конкретных российских технологий по запросам иностранных компаний и отражает мнение иностранных заказчиков. Всего проанализировано около 200 запросов компаний из США, Японии, Южной Кореи, Западной Европы. Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что даже в такой отрасли, как электроника существует множество технологий, которые, по мнению иностранного заказчика, имеют уровень, не уступающий мировому. В то же время, доля высоких технологий в целом по промышленности, имеющих мировой уровень, превышает аналогичный показатель в области электроники.

 В соответствии с рядом правительственных документов были разработаны приоритетные направления развития науки и техники,  а также перечень критических технологий федерального уровня. В качестве приоритетных были утверждены восемь ведущих научных направлений развития науки и техники,  заслуживающих особую поддержку и имеющих первостепенную важность для России:

·                      информационные технологии и электроника;

·                      производственные технологии;

·                      новые материалы и химические продукты;

·                      технологии живых систем;

·                      транспорт;

·                      топливо и энергетика;

·                      экология и рациональное природопользование;

·                      фундаментальные исследования.

К настоящему времени, по мнению ряда специалистов, Россия безнадежно отстала от мировых лидеров. Тем не менее, и в электронике все еще существует значительное количество боеспособных технологий, конкурентное преимущество которых заключается не в низкой стоимости. Практически в любой отрасли можно найти высокоэффективные технологии, имеющие хороший экспортный потенциал. Однако, как и в других сферах человеческой деятельности, работа в этом сегменте рынка требует специализации и высокопрофессионального подхода.

Российские компании могут поставлять на зарубежный рынок такие  наукоемкие соответствующие мировым стандартам изделия, как электровакуумные и СВЧ-приборы, полупроводниковые, газовые и твердотельные лазеры различного назначения,  лазерные  гироскопы,  ЖК-индикаторы и панели, электроннооптические приборы, мощные полупроводниковые приборы, газоразрядные панели, резисторы, конденсаторы и многое другое. Можно сделать уверенный вывод о том, что в России имеется хороший потенциал для коммерциализации  разработок. Однако значительные препятствия на пути коммерциализации технологий  создает недооценка российскими технологами, подобно многим технологам во всем мире, роли финансов и менеджмента в коммерциализации технологий. Технология, финансы и менеджмент — вот те три кита, которые необходимо учитывать при обсуждении возможности использования  российских технологий.

          Государство создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое финансирование инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).

Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.

Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть, по сути - венчурные проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.

Глава Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.

До 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд.

Эксперты на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2006 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн. долларов) пришли к таким выводам:

·                    В среднем бизнесе уже присутствует большой сегмент компаний, которые активно   модернизировались. Таких компаний примерно треть.

·                    За 2005-2006 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных компаний выросла до 60%.

·                    Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.

·                    Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.

·                    Этим объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.

·                    Эксперты характеризуют успешную компанию среднего бизнеса как компанию с современным оборудованием и большими производственными возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими затратами на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым обременением.

 В 2006 году Правительство РФ учредило «Российскую Венчурную Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный объем господдержки - 15 млрд. руб.

Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. Компании-получатели денег должны быть инновационными - то есть действовать в рамках одного  из приоритетных направлений развития науки и техники.

Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный бизнес и т.п. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.

Венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний, которые и потребляют научный продукт вместе с компанией носителем этого продукта.

25 октября 2006 года была утверждена Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России  2007-2012». Основная цель этой программы состоит в  развитии научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Основные задачи Программы:

·                    обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по  приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

·                    обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;

·                    развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; - содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

·                    развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.

·                    Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

·                    дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий;

·                    дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей;

·                    дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;

·                    разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;

·                    внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;

·                    внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;

·                    создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;

·                    создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;

·                    привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.

Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:

I этап – 2007 - 2009 годы;

II этап – 2010 - 2012 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

·                    создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;

·                    формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;

·                    реализация отдельных «прорывных» направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

·                    расширение круга инновационно - активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;

·                    реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;

·                    обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;

·                    обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов; повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;

·                    ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;

·                    ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта;

·                    ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;

·                    ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;

·                    ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта;

·                    прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта;

·                    доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 45 - 50 процентов.

Заключение.


1. В курсовой работе был проведен анализ научно-технического уровня производства и оценено его влияние на показатели производительности и эффективности труда. На основе данного анализа были выявлены основные проблемы развития и повышения научно-технического уровня производства:

1) В нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач.

2) отсутствие однозначности оценки производительности, отсюда возникает необходимость разработки методики измерения и оценки производительности для принятия управленческих решений.

3) проблема определения уровня согласованности темпов роста производительности по технологической цепочке, а также по ресурсным, технологическим и рыночным факторам

4) отсутствие в управлении учета связи между изменением производительности и производственной активностью предприятий. Известно, что узловым фактором экономического роста является производственная активность, однако обеспечение темпов активности связано с технологическим обновлением производства, темпами выпуска конкурентоспособной продукции, финансовыми возможностями и другими составляющими.

2. Следуя изложенным проблемам, были определены пути их решения:

1) Для повышения научно-технического уровня производства предприятия в целом и поддержания его на должной высоте необходима, прежде всего, механизация вспомогательных работ, где еще широко используется ручной труд. И, прежде всего, комплексная механизация производства, касающаяся преимущественно новых технологических процессов, так как здесь она дает при полной загрузке производственных мощностей значительный рост научно-технического уровня и, следовательно, эффективности производства, благодаря увеличению производительности машин и оборудования, как за счет прогрессивных техпроцессов, так и за счет исключения человека из непосредственного участия в производственном процессе.

2) Комплексный экономический анализ и оценка научно-технического уровня производства должны стать основой для планирования повышения производительности труда и эффективности экономики.

3) Повышение производительности представляет собой не что иное, как процесс изменений, и как всякий процесс, он требует управления, а, следовательно, и стратегического подхода. Изменения касаются всех основных организационных составляющих, включая структуру кадров, занятость, квалификацию, технологию, оборудование, продукцию рынки сбыта.

4) Для стабильного функционирования инновационной системы прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3ми лицами. В этом направлении предприняты серьёзные шаги, что отражено в принятии 4 части ГК.

5) Уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

6) Технопарки, Наукограды и Академгородки играют огромную роль в становлении инновационной системы. Однако они  ещё не успели себя показать и пока не имеют серьезного влияния на  инновационные процессы в РФ. Но правительство уже возлагает на них серьёзные надежды.

Приложения


Анализ НТУ производства на примере Научно-производственного предприятия Лайт-Консалт по производству ламп дневного освещения за период 2004 – 2007г[1].

Таблица 1. Анализ производительности труда

Показатели

2004

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

Объем выполненных работ, млн.руб.

478 103,00

1 045 701,01

1 305 553,00

1 605 465, 09

Среднесписочная численность рабочих, чел.

1257

1311

1352

1359

Производительность труда, тыс. руб./год

380,35

797,64

965,65

1 127 362,03


Таблица 2. Анализ научно – технического уровня производства

Показатели

2004

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

Удельный вес морально устаревшего оборудования

34,5

27,6

23,4

18,1

Удельный вес современного оборудования

14,8

16,3

19,4

24,5

Удельный вес электронного оборудования с автоматически управлением

3,4

4,9

5,9

7,4

удельный вес прогрессивных материалов

13,6

17,8

       19,7

23,5


Таблица 3. Расходы на научно технические средства.

Показатели.

2004

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

Расходы на научно- технические средства, тыс.руб.

 

120.35

 

180.42

 

210.32

 

235.87

Анализ повышения производительности

380,35

797,64

965,65

1 127 362,03

Повышение категории качества продукции.

19,3

24,6

35,7

38,9

Количество брака

56,3

46,5

34,2

22,8



Список используемой литературы:

1.                 «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы» (Постановление, Правительство РФ, №54, от 29.01.2007)

2.                 Авдеев Ю. Курс на инновацию //Красная звезда, декабрь  2006 г

3.                 Глазьев С. Стратегия экономического роста // Наш современник, апрель  2007г.

4.                 Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005г.

5.                  Квадро «Наука как форма предпринимательской деятельности. Технопарки и технополисы».// М.:.-2003.- 248с.

6.                 Остапенко Ю.М. Экономика труда // Москва 2006 г.

7.                 Общество и экономика 2007 № 4

8.                 Руденко А.И. ’’Экономика промышленного производства в условиях рынка’’ Учебное пособие, Москва, 2002г.

9.                 Реброва Т.И., Козлов М.В.  Оценка влияния организационно – технического уровня производства на эффективность использования ресурсов// Харьков, 2005.

10.             Человек и труд 2006 № 10

11.             ШЕВЧУК А. В. Труд: прошлое, настоящее, будущее // Общественные науки и современность, 2007 г. № 3

12.             International Association of Science Parks


Официальный сайты:

13.              Российской газеты

14.             Федерального портала по научной и инновационной деятельности

15.             Министерство экономического развития и торговли



[1] Таблица составлена по исследованиям, проведенным на предприятии Лайт-Консалт в связи с внедрением нового оборудования


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.