Рефераты. Повышение эффективности деятельности малого инновационного предприятия






Завершающим показателем из группы разработанных является удельный объем реализации продукции на одного работника аппарата управления (табл. 8), этот показатель является одним из самых общих, он позволяет оценить удельный валовый доход, то есть проанализировать успешность всей деятельности ООО фирма "Дженезис": маркетинга, сбыта, производства, управления и других.

Таблица 8

Удельная выручка от реализации ООО фирма "Дженезис"


1995

1996

1997

1998

1999

Выручка от реализации продукции

860 567

920 564

890 243

820 765

1 023 456

Среднесписочная численность аппарата управления

9

8

8

7

9

Объем продукции на 1 работника аппарата управления

95 619

115 071

111 280

117 252

113 717


Динамика удельной выручки была максимальной в 1998 г., в 1999 г. удельная выручка несколько снизилась, тем не менее, общий объем выручки вырос, поэтому можно говорить о сложности оценки эффективности с помощью данного показателя.

В целом по всем таблицам можно заключить, что эффективность управленческой деятельности в ООО фирма "Дженезис" выросла в течение 1998-1999 гг., это говорит о грамотной управленческой политике и позволяет утвердить используемые механизмы управления.


Заключение: выводы и рекомендации

1.               Малое и среднее предпринимательство представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, предает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, расширения номенклатуры производимых товаров и услуг.

Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду с крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству.

2.               Выбор оптимальной модели инновационной стратегии осложняется многими факторами. В их числе – отсутствие реальных конкурентных отношений, падение объемов производства, инфляционный фактор, необходимость взвешенных подходов к конверсии оборонной промышленности и привлечению иностранных инвестиций.

3.               Законодательное регулирование экономического механизма инновационной деятельности носит фрагментарный характер. Многие законодательные нормы, определяющие важнейшие организационно-правовые и экономические компоненты этой деятельности отсутствуют, что не может не служить серьезным препятствием осуществлению эффективной государственной научно-технической политики.

4.               Важным средством экономического стимулирования инновационной деятельности является налоговая политика. По крайней мере, в течение последних сорока лет она рассматривается зарубежными и отечественными специалистами как один из наиболее эффективных инструментов в системе косвенных стимулов повышения эффективности инновационной деятельности. Однако, если за рубежом различные варианты концепции стимулирующего характера налоговой политики неизменно находили и находят законодательное закрепление, то в отечественной законодательной практике косвенные стимулы получили отражение лишь в последние годы. Российская система налогообложения содержит лишь элементы системы налоговых льгот для стимулирования некоторых видов инновационной деятельности.

5.               Законодательства о промышленной собственности развитых капиталистических стран содержат детальное регулирование вопросов передачи технологии (например, уступки патентов или предоставление на них лицензий), возможности использования патентов в качестве предметов залога. Причем делается это в отдельных главах соответствующих законов. Такое регулирование имеет в условиях рыночной экономики первостепенное значение, поскольку речь идет о рамках вытекающих из патента взаимных прав и обязанностей участников хозяйственного оборота.

6.               В системе государственного стимулирования инновационной деятельности прямые формы (субсидии, займы, дотации) сочетаются с менее эффективными, как считают многие специалисты, косвенными формами финансовой поддержки инновационного процесса – налоговыми льготами, льготными кредитами и амортизационными списаниями. Все это целенаправленно увеличивает финансовые ресурсы малого сектора экономики для модернизации и обновления производства.

7.               Для целей развития малого и среднего предпринимательства целесообразно разработать закон об инновационной деятельности. Концептуальные положения будущего Закона Российской Федерации об инновационной деятельности должны, по нашему мнению, отражать следующие основные моменты:

-                     роль законодательных и исполнительных государственных органов в формировании и реализации государственной инновационной политики;

-                     роль общественных организаций, малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность, в осуществлении этой политики;

-                     организационно-правовые принципы формирования и реализации государственных инновационных программ;

-                     нормы государственного экономического стимулирования инновационной деятельности (прежде всего в области малого и среднего предпринимательства);

-                     конкретные экономические санкции, обращенные в адрес лиц, осуществляющих недобросовестные действия в области инновационной деятельности (система прямых и косвенных стимулов);

-                     правовые гарантии участников (субъектов) инновационной деятельности и порядок рассмотрения споров, возникающих в ее процессе.

8.               Важнейшим условием повышения эффективности инвестиционной деятельности и выхода из технологического кризиса в России является создание сети венчурных фондов для поддержки малых инвестиционных предприятий. Целесообразно создать эту сеть как специализированную в рамках системы фондов поддержки малого предпринимательства.

9.               Для оценки качества организационной структуры малого и среднего предприятия могут быть использованы и следующие критерии:

-                     критерии эффективности производства, которые имеют место при условии, что величина и природа, покупатели и номенклатура продукции предприятия мало изменяются во времени;

-                     показатель маневренности производства. Этот критерий измеряет способность организации быстро и эффективно изменять вектор выхода продукции (работ и услуг);

-                     показатель, характеризующий гибкость в вопросах стратегии. Этот критерий оценивает способность предприятия реагировать на изменения характера выходного вектора предприятия, а не его величины;

-                 динамичность структуры (что очень важно для малых и средних предприятий) – оценивает способность предприятия оперативно изменять свои организационные формы.

10.           Осуществляемое через налоги государственное регулирование доходов от капиталовложений в развитие малых и средних предприятий, может быть весьма существенным фактором воздействия на предпринимательскую активность. Двукратного увеличения максимальной ставки такого налога в США было достаточно, чтобы фактически свести на нет долгосрочные инвестиции в новые перспективные проекты мелких и средних фирм.

Наконец, следует помнить о существовании пороговых значений ставки и налогообложения прибыли и учитывать при выработке налоговой политики возможность качественного изменения поведения внебюджетных интересов.


СПИСОК источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1.           Аксенов М.А., Булатова В.А., Мухопад В.И. Организация внешнеэкономических связей.. М., НПО «Поиск», 1993г.

2.           Актуальные проблемы экономического развития стран Востока. М., «Наука», 1988г.

3.           Андрианов В.Д. Новые индустриальные страны в мировом капиталистическом хозяйстве. М., 1989г.

4.           Арефьева Е.В. Внешнеэкономические аспекты индустриализации в стратегии развития освободившихся стран на 80-е гг. В сб.: «Развивающиеся страны противоречия экономического роста». М., 1986г.

5.           Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. – «Российский экономический журнал», 1993, №2.

6.           Афанасьева М., Кузнецов П. Забытая амортизация (причины недоиспользования методов ускоренной амортизации). – «Вопросы экономики», 1996 № 11.

7.           Бабинцева Н.С. Индустриализация в развивающихся странах. Л., Издательство ЛГУ 1982.

8.           Балашов Г.И. О системе государственной поддержки инновационных проектов. Сб. статей: инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика – венчурный капитал. М. ЗелО 1996.

9.           Балаян Г.Г., Калугина Е.Х., Комков И.И. Организационно-экономические проблемы управления инновационной деятельностью в новых хозяйственных условиях. Учебное пособие – М., «Финансы и статистика», 1991.

10.       Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Пер. с анг. М., АОЗТ «Интерэкспрес», «ИНФРА-М», 1995.

11.       Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования. «Экономист», 1996 № 3.

12.       Бортник И.М. Поддержка малого предпринимательства. Сб. статей: Коммерциализация технологий. М., Moscow News, 1995.

13.       Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

14.       Вахтина Н., Долгова О. Технопарки как форма поддержки малого предпринимательства. МЭ и МО, 1996 №6.

15.       Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса. Учебное пособие. Изд-во СПб УЕФ, 1993.

16.       Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М., «Наука», 1992.

17.       Гражданский кодекс Российской Федерации. М., «СПАРК», 1996.

18.       Грачева М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. М., 1994.

19.       Гришина Л.А. Коммерческая реализация новшеств. М., ТПП РФ, 1994.

20.       Гусаков М.А., Денисов Е.Ф. Экономика венчурного бизнеса. Текст лекции. СПб УЭФ, 1996.

21.       Дейнеко О.А. Графические методы в управлении производством. М., «Знание», 1966.

22.       Дейнеко О.А. Комплексная рационализация управленческого аппарата. М., «Экономика», 1972.

23.       Дейнеко О.А. Современный организатор производства. М., «Экономика», 1984.

24.       Инновационная деятельность зарубежных фирм. Реферативный сборник под ред. Г.Г. Пархалина. М., ИНИОН, 1991.

25.       Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др.  Инновационный менеджмент. М., Банки и биржы, ЮНИТИ, 1997.

26.       Ионов М.  Инновационная сфера: состояние и перспективы. «Экономист», 1993 № 10.

27.       Конов Ю.П., Фатькина Л.П.  Экономическая оценка использования изобретений. М., ВНИИПИ, 1994.

28.       Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. СПб: СПб. ГИЭА, 1995.

29.       Краюхин Г.А., Шайбокова Л.Ф. Инновационные процессы: субъекты и мотивы их деятельности. СП.б: СПб. ГИЭА, 1996.

30.       Кудров В.М. Научно-технический процесс: заметки о мировом опыте. «Общество и экономика», 1993 № 7-8.

31.       Курнышева И., Сивякова М. Становление системы финансово-кредитной поддержки инноваций. «Вопросы Экономики», 1994 № 7.

32.       Лебедева Е.А. Инновационный бизнес в США. М., ИМЭМО, 1995.

33.       Лихтенштейн В. Финансовые рычаги стабилизации инновационной деятельности (регулирование на макроуровне). «Вопросы экономики», 1993 № 3.

34.       Малый бизнес в зарубежных странах, его роль в технологическом развитии этих стран: проблемы управления: Обзор. М., ИЗАНА, 1992.

35.       Минервин И.Г. Инновационная и конкурентная стратегия корпорации. Научно-аналитический обзор. М., 1994.

36.       Мухопад В.И. Международная торговля лицензиями. М., ВНИИПИ, 1994.

37.       Мухопад В.И. Становление российского рынка лицензий. «Патенты и лицензии», 1994 № 12.

38.       Мухопад В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. М., ВНИИПИ, 1997.

39.       Постановление Правительства РФ от 05.08.92г. № 552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». «Экономика и жизнь», 1992 № 33.

40.       Постановление Правительства РФ от 03.02.94г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994 № 6.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.