- российским предпринимателям не следует завышать свои притязания, учитывая определенную непредсказуемость принятия решений органов государственной власти.
Бизнес-план – это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.[11;с.322] Научно обоснованный бизнес-план должен быть количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов.
Следовательно, бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). Вместе с тем бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана, должна быть четкой, емкой, но в то же время относительно краткой. Объем бизнес-плана зависит от цели (проекта), но главное - он должен конкретно характеризовать и конечную цель, и все направления деятельности в результате реализации которых будет обеспеченно достижение цели. Как правило бизнес-план разрабатывается на три – пять лет, но первый год он должен быть конкретным плановым документом.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:
- Введение.
- Описание предприятия (организации).
- Описание продукции (работы, услуги).
- Анализ рынка.
- Конкуренция.
- Маркетинговый план.
- План производства.
- Финансовый план.
- Приложения.
Структура плана финансового оздоровления (бизнес-плана), утверждённая Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве), включает следующие разделы:
- Общая характеристика предприятия.
- Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
- Анализ финансового состояния предприятия.
- Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
- Рынок и конкуренция.
- Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
Бизнес-план – официальный документ, для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана и в данном аспекте заслуживает внимания предварительная разработка его рабочего варианта. В него включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний, формулирования своих идей до расчётов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблюдаются требования основополагающих принципов бизнес - планирования.
Оформление и стиль бизнес-плана.
Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание.[2;с.297] Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдёт понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.
Специалисты по бизнес-планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и оформления бизнес- плана:
- предложения должны быть короткими, ясными, чёткими, энергичными. Не нужно попусту тратит слова и чрезмерно расцвечивать текст. Не стоит вкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблять многозначительные и расплывчатые выражения (например, “некто” или “господин Х”, если можно конкретно назвать человека). Читатель плохо воспринимает слишком академичное, наукообразное сочинение.
- не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может подумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет. Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том, что специалист может рассказать о нём ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовым выражениям.
- бизнес-план должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию.
- не стоит увлекаться общими рассуждениями, экскурсами в чистую теорию или области, не связанные с данным бизнесом. Например, рассматривая циклический характер продаж своего товара, не нужно целиком излагать теорию делового цикла.
- идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными.
- не нужно завышать планку будущих достижений без учёта реальных возможностей бизнеса - даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы- банки, государство, венчурные компании и т. п. – часто гораздо лучше осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.
- очень помогает уяснение положений плана использование фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес-плане.
Объём бизнес-плана завит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то объём его не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20 – 25 листов, а бизнес-план, цель которого – привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50 – 80 страниц, без учёта приложений.
Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Материал должен быть разделён на короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей бизнес-плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т. д. Хорошо структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес- плану утонуть в массе подобной продукции, лежащей на столе у потенциального инвестора. Ваш бизнес-план должен выделяться на общем фоне. Нужно особо выделять основные предложения бизнес-плана, его главные выводы.
Не стоит утяжелять основные разделы бизнес-плана различной объёмной информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела, выбрасывать её из бизнес-плана не нужно. Важно правильно выбирать время для работы над бизнес-планом. Это занятие требует большой сосредоточенности, поэтому бизнес-план нужно писать тогда, когда над вами не тяготеют серьёзные проблемы и всё идёт относительно гладко.[14;с.314]
При составлении бизнес-плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес-плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы. Нужно помнить, что разрабатывая бизнес-план, необходимо обратить особое внимание на возможность возникновения в процессе реализации предпринимательских проектов – рисков.
Многие решения при осуществлении деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей часто приходится принимать в условиях неопределенности, когда следует выбирать одно решения из нескольких возможных вариантов, конечный результат реализации которых сложно предсказать. Риски присуще любой сфере человеческой деятельности, что связанно с множеством условий и факторов, влияющий на положительный или отрицательный исход принимаемых индивидами решений.
Как показывает практика, существуют объективные (независящие от предпринимателя) и субъективные причины и факторы, влияющие на появление рисков при осуществлении предпринимательской деятельности. Возникновение предпринимательского риска имеет объективную основу – неопределенность влияния внешней среды по отношению к малому предприятию.[4;с.59] Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых предприятие осуществляет свою деятельность и к изменению которых оно вынужденно приспосабливаться.
Предпринимательский риск является объективной категорией, так как возникает под воздействием непредвидимых заранее факторов, в тоже время на его появление влияет практическая деятельность самого предпринимателя.
Предпринимательский риск – это возможная, вероятностная потеря ресурсов в процессе деятельности малых предприятий и, следовательно, недостижение ранее намеченных конечных результатов (прибыли, дохода). В тоже время предпринимательский риск в отдельных сферах деятельности (например, на рынке финансовых услуг) может проявляться в получении по большей по объему прибыли (дохода), чем намечалось до осуществления определенных операций. В более узком смысле слова предпринимательский риск можно понимать как опасность возникновения экономического ущерба в процессе осуществления отдельных видов деятельности.
Понятие неопределенности и предпринимательского риска неразрывно связаны и обусловлены. Риск характеризует ситуацию, когда вероятность наступления таких событий заранее оценить невозможно.
В рыночной экономике существует три основные группы причин неопределенности:
- первая группа – незнание, т.е. недостаточность знаний о внешней предпринимательской среде;
- вторая группа – случайность, т.е. будущие события, которые очень сложно предвидеть (выход оборудования из строя, изменение спроса на продукцию, работы, услуг и т.д.). Но если эти случайности повторяются, они принимают форму закономерностей ;
- третья группа – противодействие, т.е. те или иные события, которые затрудняют эффективную деятельность малых предприятий ( трудовые конфликты в коллективе, забастовки и т.п.).
Основная задача предпринимателя состоит в том, чтобы предвидеть возможные причины неопределенности, которые и являются источником возникновения рисковых ситуаций.
Если предпринимательская деятельность является рисковой, то малое предприятие может переложить часть последствий риска на других хозяйственных партнеров, экономически обезопасив себя. Формируя определенные затраты в виде страховых взносов. Так, такие виды риска, как риск гибели имущества, влияние пожаров аварий, несчастные случаи с работниками и др., предприниматель может застраховать. Именно эти риски составляют наибольшую группу. Риск страховой – вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется страхование. В зависимости от источника опасности следует разделять страховые риски на две группы: риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, наводнения, землетрясения и т.п.), и риски, связанные с целенаправленными действиями человека в процессе производства материальных благ.
В рыночной экономике возникают систематические и несистематические предпринимательские риски. Систематический риск характерен для всей экономической системы или отдельного рынка и не поддается диверсификации деятельности.[15;с.113] Для предпринимателя наиболее сложным является недиверсифицированного риска, так как предсказать возможность его возникновения и его последствия практически невозможно.
В условиях рыночной экономики могут проявляться два типа риска: локальный и глобальный. Глобальный риск является отражением экономической ситуации в стране, в отдельных отраслях, регионах. Локальный риск возникает на уровне малого предприятия. Следует отметить, что данные риски взаимообусловлены, влияют друг на друга и в то же время в известной степени автономны.
По сфере возникновения предпринимательские риски следует подразделять на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской организации. Предприниматель не может оказывать на нее влияние, он может только предвидеть и учитывать ее в своей деятельности. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Очевидно, что все природные, политические риски могут быть отнесены только к внешним.
Источник внутренних рисков – сама предпринимательская организация, они возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, некомпетентности самого предпринимателя и других внутренних факторов.
С точки зрения действия во времени предпринимательские риски могут быть разделены на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение известного времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозок грузов, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенном секторе экономики: например, риск неплатежей в стране, несовершенство правовой системы и др.
Далее следует выделить допустимый, критический и катастрофический типы риска. Допустимый риск – это угроза неполной потери прибыли от осуществления (неосуществления) того ил иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. При данном риске потери возможны, но их размер меньше ожидаемой предпринимательской прибыли. Критический риск характеризуется не только потерей прибыли, но и недополучением предполагаемой выручки, в этом случае предприниматель несет убытки в сумме всех затрат, т.е. данный риск характеризуется опасностью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль и могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в данную сделку.[5;с.253]
Поскольку предпринимательский риск – это риск, возникающий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции и ее реализацией, выполнением работ, оказанием услуг, наиболее правильным будет выделение следующих типов риска: экономического, технического, политического.
Экономический риск включает в себя следующие риски: производственный, коммерческий, кредитный, инвестиционный, валютный, инфляционный, финансовый и др.
Производственный риск связан с производством продукции, осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска – возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и (или) других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, потери от выпуска низкого качества и несертифицированной продукции и др.
Одним из важнейших видов рисков деятельности предпринимательской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск, который связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Кредитный риск возникает в процессе деловых связей фирмы с ее кредиторами: банками и другими финансово-кредитными организациями; контрагентами; поставщиками и посредниками. Следующий вид экономического риска – инвестиционный риск, связанный со спецификой вложения предпринимательской организацией денежных средств в различные проекты. Данный риск включает в себя все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств.
Валютный риск – это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим осуществлением расчетов по нему. Следует отметить, что предпринимательские организации, не имеющие выхода на международный рынок, также подвержены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние рынки сбыта могут переключаться на иностранных поставщиков.
Заранее нельзя просчитать влияние всех факторов на конечные результаты малых предприятий, а в процессе реализации намеченной деятельности многие факторы могут непредсказуемо изменяться. Поэтому предприятия могут нести потери на всех стадиях жизненного цикла организации, на всех этапах производственного процесса.
Таким образом, из проведенного обзора литературы можно сделать следующие выводы:
1. Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества.
2. К преимуществам малого бизнеса можно отнести: более быструю адаптацию к местным условиям хозяйствования; большую свободу действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности; большую возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкую потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; более высокую оборачиваемость собственного капитала.
3. Будущий предприниматель должен быть компетентным в той области деятельности, в которой он намеревается создать собственное дело. Для выбора карьеры в малом бизнесе необходимо провести четкий анализ своих качеств, способностей и возможностей. Предприниматель должен уметь хорошо рассчитывать предполагаемые последствия риска, сохранять предпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности собственного малого предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах в особенности.
4. Научно разработанный бизнес-план является в руках предпринимателя тем ориентиром, который помогает найти свой путь в бизнесе и без больших потерь привести свое дело к желанному результату.
5. Важнейшим пунктом любого бизнес-плана является оценка его эффективности и потенциальных рисков при его внедрении.
В настоящее время розничная торговля является одним из перспективных направлений малого бизнеса.
Малое предприятие ИП Кузьменко магазин «Школьный возраст» организовывается с целью предоставления на рынок одежды для детей школьного возраста, произведенных российскими предприятиями по пошиву одежды. В таблице 4 дается обзорная справка о данном предприятии. Данная справка позволяет представить, чем будет заниматься предприятие, какую иметь численность, режим работы предприятия.
Таблица 4
Обзорная справка
Наименование предприятия
ИП Кузьменко магазин «Школьный возраст»
Вид деятельности
Розничная торговля детской одеждой
Часы работы магазина
с 10 ч 00 мин до 20 ч 00 мин без перерыва
Режим работы магазина
без выходных
Общая полезная площадь магазина, кв. м
112 кв. м.
Общая численность работников магазина, чел.
12
Число расчетных узлов
1
Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6