Чтобы справиться с любой зависимостью, необходим серьезный комплекс поведенческих, психологических, социальных и иных мер. В интересах уменьшения наркотических проблем журналистам необходимо давать населению больше информации о других, немедикаментозных способах лечения, например, программе 12 шагов, доказавшей свою эффективность во многих странах мира, как в отношении алкогольных, наркотических, так и многих других поведенческих проблем, а также состояния созависимости2.
Выступая за легализацию марихуаны, журналисты приводят доводы (научно не обоснованные), которые можно расценивать как рекламу наркотиков, например, «марихуана не вызывает физической зависимости, а психическая зависимость гораздо слабее чем от никотина и алкоголя»3.
Высказывания из серии «если она будет легализована, милиция оставит в покое курильщиков и сможет заняться более серьезными делами» или «если марихуана станет легальной, интерес к ней через некоторое время утихнет» также являются голословными.
Использование в материалах информации о положительном опыте Голландии - страны, которая, легализовав марихуану, якобы снизила количество употребляющих и уровень преступности - недопустимо.
Во-первых, эффективность легализации в борьбе с наркоманией необоснованна. Голландия на протяжении нескольких лет отказывается предоставлять отчеты о преступности и заболеваемости, связанных с наркотиками, по стандартам «группы Помпиду» - международной организации, отслеживающей эпидемическую ситуацию с наркоманиями. Страны по ЕЭС возмущены тем фактом, что в приграничных с Голландией областях намного больше преступлений, чем в других1. К тому же, репрессивная политика Пакистана и Сингапура, где за употребление сажают, а за торговлю - казнят, действительно снизила уровень потребления наркотиков2.
Во-вторых, по оценкам экспертов, легализация наркотиков в России приведет к тому, что снизится средний возраст потребителей марихуаны и значительно увеличится количество потребляющих.
Некоторые журналисты допускают в своих материалах описание изготовления различных видов наркотиков. Например, материал «От винта»3, перечисляет средства для изготовления «дешевого героина» - винта (сокращение от «первитин»): солутан (или другое эфедринсодержащее средство), едкий натр, соляная кислота, кристаллический йод, красный фосфор, бензин. Исчерпывающий список. Подростку остается только подобрать пропорции. Материал явно содержит пропаганду наркомании.
Всеми названными выше темами не исчерпывается список допускающих скрытую пропаганду наркомании тем. Так, в своем стремлении осветить новые аспекты проблемы наркомании, журналисты пишут о способах перевозки наркотиков4, о преимуществах употребляющих наркотики студентов перед школьниками1, о способах добычи денег для покупки наркотиков2 и др.
Мы советуем начинающим журналистам чаще задумываться над тем, чем может обернуться широкая огласка в молодежной прессе тем, содержащих скрытую пропаганду наркотиков и осторожнее относиться к выбору темы.
2.2. Выбор источника информации
Часто журналисты ошибаются в выборе интервьюируемого, от этого получаются не полезные, а вредные статьи. На примере молодежной прессы, рассмотрим, от каких источников следует вовсе отказаться, а к каким нужно относиться с предельной осторожностью.
Наркоман, как источник информации, для молодежи представляется наиболее авторитетным – лично пробовал, лично знает. Именно по этой причине молодежная пресса изобилует «письмами в редакцию» и персональными историями наркоманов.
Подобная информация представляется подросткам достоверной вне зависимости от того, действительно ли материал основан на истории конкретного наркомана, или является фантазией журналиста.
За истину принимаются высказывания от лица главного героя. Основная ошибка журналистов – стараясь максимально достоверно воспроизвести образ наркомана, от его лица произносят слова, которые можно расценивать как призывающие к употреблению наркотиков.
«Без стимуляторов долго на ногах не продержишься, … без таблеток не просечешь, в чем кайф от такой музыки»3; «Я не променяла бы пять лет кайфа на здоровье и возможность родить ребенка»4; «Наркотики – это как анестезия, ведь ты на какое то время перестаешь испытывать эмоции, следовательно, тебе не больно»1; «Физических ломок от «винта» практически нет»2.
Сам факт появления материалов от лица торговца наркотиками, рассказывающего о специфике собственной деятельности и оправдывающим свое поведение, можно расценивать как высшую степень безответственности журналистов и стремление подтолкнуть подростков к продаже наркотиков.
Так, в материале «Я – твой продавец»3, дилер:
- изображается более совестливым торговцем – «есть дилеры, а есть барыги – это которые совсем без совести»;
- представляется другом – «к нему можно прийти в гости, легко занять, если надо, он сам привезет, практически друг»;
- рисуется спасителем – «если не он, то кто будет этим заниматься? Кто будет рисковать перед ментами? Бояться бандитов? По 100 грамм с собой возить? Ночью подрываться? Стрематься, что телефон прослушивают? И при этом все еще говорят что он чмо»;
- дает рекомендации по «разбодяживанию» товара – «магнезией, побелкой, колесами, сахаром»;
- описывает технологию продажи наркотиков – «для наркомана этот расклад так заманчив, что сам побежишь торговать»;
Хорошим источником информации могут быть наркологи, психологи, специалисты некоммерческих организаций, так как компетентны в проблеме наркомании. Но и они могут допускать высказывания, от публикации которых в собственных материалах лучше отказаться.
Так, Олег Зыков в 2005 году давал следующее интервью в качестве детского нарколога (как выяснилось позднее, Олег Зыков еще в 2003 году был отстранен от почетной должности за «деятельность, не совместимую с занимаемой должностью», он использовал свое имя нарколога для пропаганды идей свободного хождения наркотиков1): «Не будет марихуаны – будет еще какое-то вещество, экстази, эфедрон, эфедрин. Вся история человечества на этом построена…То есть исторически каждое общество выбирает свое химическое вещество. Химическое вещество вторично. Первичнно – желание человека свои эмоциональные и нравственные проблемы решить с помощью химического вещества»2; «Самые серьезные потери личностные, человеческие – от употребления табака. Самые маленькие во всем мире – от употребления классических наркотиков»3.
Лев Левинсон, эксперт института прав человека: «Я не говорю, что нужно свистнуть и все легализовать… Но в принципе, мир движется в этом направлении. Тысячелетиями человечество жило с наркотиками теми или иными, а с растительными жило всегда… Надо научиться жить с наркотиками»4.
Причиной подобных высказываний, оправдывающих употребление наркотиков, специалисты считают получение прибыли наркологами от наркомафии.
2.3. Безграмотное построение материала
Под грамотностью мы понимаем правильное построение текста: использование непротиворечивой информации, использование фраз, не вызывающих двусмысленности, необходимость умения правильно логически выстроить текст. В противном случае, даже используя достоверную информацию о вреде наркотиков, можно вызвать у читателя желание их попробовать.
Наиболее ярким примером неправильного построения текста, на наш взгляд, является материал сайта Narcozona «Амфетамины и секс»1. Текст построен следующим образом. Журналист ставит вопрос:
«Правда ли, что амфетамины способствуют усилению полового влечения?».
И начинает отвечать на него: «В очень малых дозах амфетамины применяются в США для лечения сексуальных расстройств. Несомненным действием метамфетамина является резкое усиление полового влечения и сексуальной потенции. При применении повышенных доз метамфетамина снимаются все сдерживающие «социальные тормоза», поведение обоего пола отличает обнаженная сексуальность». Далее следует разъяснение, что в очень больших дозах амфетамины способствуют «сильному истощению нервной системы», развитию импотенции у мужчин, фригидности у женщин.
Информация, безусловно, достоверна. Но вряд ли после красочного описания положительного стимулирующего действия амфетаминов, факты об их негативном воздействии будут восприняты должным образом.
Следующий пример неудачного материала сайта Narcozona «FAQ по наркотикам»2 можно назвать пропагандирующим наркотики, приведя лишь отдельные цитаты.
«Говорят: «Наркотики придают жизни разнообразие и скрашивают ее». Сначала, вроде, скрашивают. Вроде, что-то новое, интересное».
«Некоторые проблемы наркотики действительно решают: например, они на какое-то (очень небольшое) время ликвидируют чувство тревоги и неуверенности в своих силах, вытесняя из сознания мысли о трудных, но необходимых поступках или вопросы, ответы на которые не являются простыми».
«Легализация галлюциногенов не повлияет на уровень преступности, т.к. они не вызывают выраженной физической зависимости, и ради их покупки преступления обычно не совершаются».
Скорее всего, журналист не ставил своей целью пропагандировать наркоманию на сайте, посвященном борьбе с наркоманией. Он очень несерьезно подошел к изложению информации.
2.4. Ошибки при подборе слов
Проблема наркомании, одна из немногих, где без преувеличения можно сказать, что каждое слово способно повлиять на мнение человека относительно наркотиков. Мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки неосторожного обращения со словом при освещении проблемы наркомании.
Разделение наркотиков на «легкие» и «тяжелые».
«Легким» наркотиком негласно считается марихуана, «тяжелыми» - все остальные наркотики. С точки зрения российского и международного законодательств, наркотики не разделяются на «легкие» и «тяжелые». Ответственность за незаконные операции с наркотиками одинакова по отношению к марихуане и героину. В средствах же массовой информации такая необоснованная терминология получила широкое распространение.
«Легкие» наркотики представляются подросткам безвредными в сравнении с «тяжелыми», описания по отношению к марихуане используются безобидные, например, «болезнь богемы»1, «косячок»2, «безвредная трава»3.
Несерьезность «легкой» марихуаны часто акцентируется при помощи слова «баловаться», так в прессе уже штампами стали высказывания, что героином убиваются, а травкой «балуются»4.
Журналистам необходимо отказаться от использования в своих материалах разделения на «легкие» и «тяжелые» наркотики, показывая, что все наркотики вредны1.
Наркотик встает в один семантический ряд с едой, меню, качеством, тем самым, слово «наркотик» вырывается из привычного ассоциативного ряда и переносится в группу слов обыденной семантики6.
Повтор известен как мощнейшее средство внедрения образа в подсознания. Чтобы заменить в сознании человека одну ассоциацию на другую, необходимо изменить частотность их употребления в СМИ7.
Названия наркотиков постоянно, навязчиво соединяются со словами, вызывающими положительную реакцию. Вот эти контексты: «кайф», «расслабиться», «полетать», «мультики посмотреть», «все такое яркое, зеленое, красивое», «несколько секунд блаженства», «просто потрясающе»8.
Мы призываем журналистов отказаться от регулярного употребления наркотиков в положительном контексте.
2.5. Использование статистических данных
Статистические данные придают материалу «ауру объективности». Журналисты часто используют статистику только для украшения материала цифрами. Не понимая сути проблемы, журналисты иногда искажают статистические данные. Например, уже в нескольких газетах довелось читать, что «80% наркоманов являются ВИЧ-позитивными», хотя на самом деле 80% ВИЧ-позитивных являются наркоманами. Переставив местами показатели, журналист завышает число ВИЧ-инфицированных в десятки раз1. Статистические данные сами по себе не являются материалом для СМИ и, так же как и любой иной вид информации, они должны быть превращены в ясные, точные и неотразимые аргументы в поддержку отрицательной позиции по отношению к наркотикам. В качестве основных ошибок при работе со статистическими данными можно назвать следующие:
- попытка использовать в одном материале большое количество статистических данных (они просто не запомнятся);
- использование в одном материале противоречивых данных;
- использование недостоверных источников.
2.6. Значение выбора заголовка
Чем более интригующим и небанальным будет заголовок, тем больше вероятность, что материал о вреде наркотиков будет прочитан. В особенности это касается виртуальных тематических изданий, в которых статьи собраны в архивы. Проанализировав рейтинг статей на сайте «Без наркотиков»2 можно выявить наиболее удачные (с одной стороны, интригующие, с другой - коротко отражающие суть материала) и неудачные примеры подбора заголовка к материалу. В скобках указано количество просмотров статей.
"Наркотики и дети" В. Иванов (4498)
"Наркотики и подростки" А. Надеждин (4471)
"Химический секс" В. Хлыстун (3587)
"Наркомама" В. Хлыстун (2752)
Разительный контраст по количеству просмотров статей представляется следующими заголовками:
"Наркотическое отрезвление" (610)
"Изъятие героина в Красноярске" (142)
"Изъято 5 килограммов героина" (175)
Мы не призываем журналистов виртуальных изданий делать броские заголовки, не соответствующие содержанию материалов. Тем не менее, чтобы материал был более читаемым, необходимо подходить к подбору заголовка достаточно ответственно.
Подведем итоги. В данной главе мы постарались разработать практические рекомендации для журналистов, пишущих на тему наркомании, по созданию установки на неприятие наркотиков. Рассмотрев материалы печатных и виртуальных молодежных изданий сделана попытка:
- обозначить темы, в освещении которых чаще всего журналисты допускают неосторожные высказывания по отношению к наркотикам;
- рассмотреть наиболее распространенные ошибки при выборе источника информации и при обращении журналистов со словом;
- привести примеры безграмотного построения журналистского материала;
- разработать рекомендации по работе со статистическими данными;
- определить значение выбора заголовка для материала по проблеме наркомании.
Заключение
В данной работе нами было рассмотрено современное состояние проблемы пропаганды наркомании в материалах молодежных печатных и виртуальных изданий в период с 2001 по 2006 год.
Мы пришли к выводам, что причиной пропаганды наркомании в большинстве случаев можно считать непрофессионализм журналистов, которые не понимают сущность проблемы наркомании, не владеют специальными медицинскими познаниями в данной области. К другим причинам можно отнести влияние западной идеологии, отсутствие единой концепции для СМИ и отсутствие практических разработок для журналистов, на которые следует опираться при работе над материалами по проблеме наркомании.
Неэффективность антинаркотической деятельности в сети Интернет мы видим в том, что вместе с молодежными изданиями (в целом, антинаркотической направленности) действуют сотни сайтов явно или скрыто призывающих к употреблению наркотиков.
Причиной безнаказанности журналистов, пропагандирующих наркоманию, мы определили наличие противоречий в законодательстве, в том числе, отсутствие в Уголовном кодексе статьи за пропаганду наркомании, отсутствие специального ведомства по контролю за рекламой наркотических средств и пропагандой наркомании.
В работе были прокомментированы некоторые положения Декларации «Об ответственности журналистов российских электронных и печатных СМИ в освещении проблем профилактики злоупотребления наркотиками и противодействия их незаконному обращению», определяющей некоторые профессионально-этические аспекты работы журналиста по проблеме наркомании. Положения Декларации призывают журналистов не допускать в собственных материалах прямой и косвенной пропаганды наркомании.
В результате изучения материалов печатных и виртуальных молодежных изданий по проблеме наркомании, нами была предпринята попытка разработать практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков.
В частности, были обозначены темы, от освещения которых начинающим журналистам следует отказаться, чтобы избежать возможности пропаганды наркомании:
- наркотики и рок звезды;
- история наркомании;
- персональная история наркомана;
- положительное влияние наркотиков на организм человека;
- освещение прибыли от продаж наркотиков;
- описание сцен употребления наркотиков;
- реклама частных клиник и описание сомнительных достижений в области медицины;
- легализация наркотиков;
- описание изготовления различных видов наркотиков.
Рассмотрены примеры неудачного выбора журналистом источника информации, из-за которого материал из антинаркотического превращается в материал, пропагандирующий наркоманию. Начинающим журналистам предложено отказаться от следующих источников: наркоман, продавец товара, сомнительные специалисты.
В работе подчеркнута важная роль понимания журналистом значения используемых для освещения проблемы наркомании слов. Приведены примеры наиболее распространенных ошибок при обращении журналистов со словом, в частности, разделение наркотиков на «легкие» и «тяжелые», манипуляции с помощью использования обыденной семантики и манипуляции с помощью повтора.
Приведены примеры безграмотного построения журналистских материалов, которые, несмотря на содержащуюся в них достоверную информацию, вызывают у читателя желание попробовать наркотики.
Разработаны рекомендации по работе со статистическими данными по проблеме наркомании. Перечислены частые ошибки журналистов по работе со статистическими данными, в том числе, использование в одном материале большого количества статистических данных, использование противоречивых или недостоверных данных.
Определено значение выбора заголовка для материала по проблеме наркомании, как средства сделать журналистский материал более эффективным. Приведены примеры удачных и неудачных заголовков материалов по проблеме наркомании.
Самая же большая ошибка начинающих журналистов при работе над проблемой наркомании – равнодушие: нежелание осознавать серьезность проблемы и безразличие к сотням сверстников, ежедневно умирающих от употребления различных наркотиков.
К счастью, очень немногие допускают эту ошибку – по оценкам специалистов, большая часть журналистов, освещающих проблему, по тем или иным причинам, сталкивалась с наркоманией1 (употребляли сами, употребляли друзья или родственники) и знают о ее пагубном воздействии не понаслышке. Большинством журналистов, работающих по проблеме, движет стремление предостеречь ровесников от употребления наркотиков.
Мы надеемся, что со временем в молодежной среде будет сформирована мода на неприятие любых видов наркотиков. И именно молодые журналисты смогут способствовать этому, демонстрируя своей аудитории принципиальность собственной позиции по отношению к проблеме наркомании и нетерпимость к любым видам наркотиков.
Литература
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М.: Издательство МГУ, 2003.
2. Авраменко Б. Наркомания: глобальный ответ на глобальный вызов// Международная жизнь. - 1992. - №11-12.
3. Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета// Акценты. - 1999. - № 1-2.
4. Андреева Т. Интернет и профилактика наркотических проблем. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1999.
5. Артюхов С.М. Бездна. Пьянство, наркомания, СПИД. – М.: Молодая гвардия, 1988.
6. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология: учеб. пособие.- 2-е изд.- М.: Медицина, 1990.
7. Бажанов Е. Какого цвета мак: Размышления о наркомании и наркобизнесе// Россия молодая. - 1990. - №4.
8. Баймухаметов С.Т. Сны золотые: Исповеди наркоманов. - М.: Знание, 1998.
9. Баушева И.Л. Двенадцать шагов//Семейная психология и семейная психотерапия. – 1998.- №2.
10. Белогуров С.Б. О конопле для любознательных/ #"#">#"#">#"#">#"#">www.zabey.ru. 2001-2006.
8. НарКом. Русский народный сервер против наркотиков//
#"#">www.narkotiki.ru
12. Пока не поздно. Газета о наркомании. 2001-2006.
13. Ровесник. Молодежный журнал о рок-музыке. 2001-2006.
14. Стоп Наркотикс//#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">1 Массовая и экспертная оценка эффективности СМИ, средств культуры и искусства в патриотическом воспитании молодежи/Официальный сервер правительства Москвы/#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">2 Рейтинг антинаркотических ресурсов Рунета Narcotop/#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">1 В 2005 году от передозировки наркотиками умерло 100 тыс. россиян/Newsru.com/ #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">2 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/Украинский информационный центр по проблемам алкоголя и наркотиков/ #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">3 Маркова Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">4 Некоторые факты статистики: рост наркомании в России и в мире/Профессиональная медицина/ #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">5 Маркова Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/#"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">6 Там же.
7 Некоторые факты статистики: рост наркомании в России и в мире/Профессиональная медицина/ #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">1 Лекарство от жизни//Молоток/#"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">2 Децл тоже против//Молоток/#"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">3 No future//Молоток/#"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">4 Лекарство от жизни//Молоток/#"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">5 Там же.
6 FAQ по наркотикам//Narcozona.ru/#"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">7 Наркотики и общество: история//Narcozona.ru/#"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">8 Имя – наркоман//Молоток/ #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">9 Спорт против наркотиков//Физическая культура/#"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">1 Доклад бывшего Министра образования РФ Владимира Филиппова/Всероссийский форум «СМИ – новое поколение»/#"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
1 Козыбаев С. Какой быть молодежной прессе//Адисоз/#"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">2 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">3 Там же.
1 Головченко Д.А. Роль прессы в профилактике наркомании/Харьковский институт социальных исследований/#"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">2 В столице Грузии прошел семинар для журналистов, посвященный борьбе с наркоманией// Кавказ.Мемо.ру/ #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">3 Решение клуба журналистов//Европейские города против наркотиков (Россия)/
#"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">4 Там же.
5 Там же.
1 Смирнова Н., Паника или знание? Конструирование проблемы роста потребления наркотиков среди подростков и молодежи в местной прессе/Научно-исследовательский центр «Регион»/ #"#_ftnref32" name="_ftn32" title="">2 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ #"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">3 Там же.
4 Архив материалов 2005/Премия имени Никиты Кириченко в области аналитической журналистики/ #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">5 В столице Грузии прошел семинар для журналистов, посвященный борьбе с наркоманией// Кавказ.Мемо.ру/ #"#_ftnref36" name="_ftn36" title="">6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
9 С наркоманией нужно бороться/Самарская губерния против наркотиков и СПИДа/ #"#_ftnref40" name="_ftn40" title="">1 Решение клуба журналистов//Европейские города против наркотиков (Россия)/
#"#_ftnref41" name="_ftn41" title="">2 С наркоманией нужно бороться/Самарская губерния против наркотиков и СПИДа/ #"#_ftnref42" name="_ftn42" title="">3 Щеглова И. Пишем о наркомании. Подразумеваем?//Интернет-газета Vsluh.ru/ #"#_ftnref43" name="_ftn43" title="">1 Кулемина О. Саратовская молодежь говорит наркотикам «нет»/Ассоциация региональных социальных центров «группа 7/89»/ #"#_ftnref44" name="_ftn44" title="">2 Кирки, метлы и лопаты молодежной политики Санкт-Петербурга/Общественный комитет международных молодежных инициатив Санкт-Петербурга «Молодежное посольство»/ #"#_ftnref45" name="_ftn45" title="">3 Щеглова И. Пишем о наркомании. Подразумеваем?//Интернет-газета Vsluh.ru/ #"#">
4 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ #"#_ftnref47" name="_ftn47" title="">5 Парамонов В.А. Борьба с наркоманией: последует ли за словами делo/Наркотики/ #"#">
1 Как из нас делают наркоманов без помощи наркотиков//Нет наркотикам/ #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">2 Щеглова И. Пишем о наркомании. Подразумеваем?//Интернет-газета Vsluh.ru/ #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">3 В пропаганде наркомании виновата пресса/Телекомпания Grand-tv/#"#_ftnref51" name="_ftn51" title="">4 Декларация об ответственности журналистов//Нет наркотикам/ #"#_ftnref52" name="_ftn52" title="">5 Там же.
6 Щеглова И. Пишем о наркомании. Подразумеваем?//Интернет-газета Vsluh.ru/ #"#_ftnref54" name="_ftn54" title="">1 Мифотворчество как рекламный прием//Нет наркотикам/#"#_ftnref55" name="_ftn55" title="">2 Маркова Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/#"#_ftnref56" name="_ftn56" title="">1 Маркова Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/#"#_ftnref57" name="_ftn57" title="">1 Как из нас делают наркоманов без помощи наркотиков//Нет наркотикам/ #"#_ftnref58" name="_ftn58" title="">2 Там же
1 Горбаневский М. О понятии «пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров//Журналист/#"#_ftnref60" name="_ftn60" title="">2 Там же.
1 Горбаневский М. О понятии «пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров//Журналист/#"#_ftnref63" name="_ftn63" title="">2 Там же.
1 Как из нас делают наркоманов без помощи наркотиков//Нет наркотикам/ #"#_ftnref65" name="_ftn65" title="">2 Горбаневский М. О понятии «пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров//Журналист/#"#_ftnref66" name="_ftn66" title="">1 Как из нас делают наркоманов без помощи наркотиков//Нет наркотикам/ #"#_ftnref67" name="_ftn67" title="">2 Там же.
1 MDMA – экстази.
2 Путешествие под кетамином//#"#_ftnref70" name="_ftn70" title="">3 Там же.
5 Джулин Брайан. Про травку - много и подробно/#"#_ftnref73" name="_ftn73" title="">1 Результаты общероссийского мониторинга 2002 Министерства образования Российской Федерации/Дистанционное образование/#"#_ftnref74" name="_ftn74" title="">2 Декларация об ответственности журналистов//Нет наркотикам/#"#_ftnref75" name="_ftn75" title="">1 Секс, драгс – ну и че?//Молоток/#"#_ftnref76" name="_ftn76" title="">2 Форум русского народного сервера против наркотиков НарКом/#"#_ftnref77" name="_ftn77" title="">3 RHCP: без кайфа, но в кайф//Ровесник. - 2004. - №10. – С.26.
1 Проблематика наркомании с позиций православного мировоззрения//Официальный портал московской Патриархии Русская православная церковь/#"#_ftnref79" name="_ftn79" title="">1 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ #"#_ftnref80" name="_ftn80" title="">1 Результат налицо//Молоток/#"#_ftnref81" name="_ftn81" title="">2 10 страшных тайн рок-н-ролла. Наркотики везде//Ровесник. - 2003. - №8. – С.7.
3 RHCP: без кайфа, но в кайф//Ровесник. - 2004. - №10. – С.26.
1 Морони Д. 10 песен о вредных привычках. Кто не курит и не пьет.//Ровесник. - 2006. - №5. – С.8.
2 Скажи им нет// Молоток/#"#_ftnref85" name="_ftn85" title="">3 RHCP: без кайфа, но в кайф//Ровесник. - 2004. - №10. – С.26.
1 Экономцева Н. Полгода на чемоданах//Ровесник. - 2003. - №3. – С.28.
2 8 заветов рок-н-ролла//Ровесник. - 2003. - №1. – С.6.
3 Na zdorovje?// Молоток/#"#_ftnref90" name="_ftn90" title="">4 На шаг от смерти// Молоток/#"#_ftnref91" name="_ftn91" title="">5 Шмерлинг В. Пять лет немоты (исповедь бывшего наркомана)//Ровесник. - 2006. - №1. – С.50
1 Наркотики и общество: история/Narcozona.ru/#"#_ftnref93" name="_ftn93" title="">2 Любимова А. Пропаганда наркомании в отечественных СМИ//Глагол – православный педагогический журнал/#"#_ftnref94" name="_ftn94" title="">3 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ #"#_ftnref95" name="_ftn95" title="">1 Маркова Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/#"#_ftnref96" name="_ftn96" title="">1 Имя - наркоман// Молоток/#"#_ftnref97" name="_ftn97" title="">2 Лекарство от жизни// Молоток/#"#_ftnref98" name="_ftn98" title="">3 Там же.
1 Путь отравы//Молоток/#"#_ftnref100" name="_ftn100" title="">2 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ #"#_ftnref101" name="_ftn101" title="">3 Drugs.txt, или 13 дней из жизни наркомана//Ровесник. - 2004. - №3. – С.12.
1 Мейлахс П. Наркомания в зеркале Петербургских СМИ//НарКом/#"#_ftnref103" name="_ftn103" title="">2 Там же.
3 Конопля полезная//Молоток/#"#_ftnref105" name="_ftn105" title="">1 Форум НарКом/#"#_ftnref106" name="_ftn106" title="">2 Там же.
3 От винта//Молоток/#"#_ftnref108" name="_ftn108" title="">4 Путь отравы//Молоток/#"#_ftnref109" name="_ftn109" title="">1 Высшая школа драгса//Молоток/#"#_ftnref110" name="_ftn110" title="">2 Я – твой продавец//Молоток/#"#_ftnref111" name="_ftn111" title="">3 No future//Молоток/#"#_ftnref112" name="_ftn112" title="">4 No future//Молоток/#"#_ftnref113" name="_ftn113" title="">1 Под кайфом – это уже не я//Молоток/#"#_ftnref114" name="_ftn114" title="">2 От винта//Молоток/#"#_ftnref115" name="_ftn115" title="">3 Я – твой продавец//Молоток/#"#_ftnref116" name="_ftn116" title="">1 Наркотики. Лобби//Нет наркотикам/ #"#_ftnref117" name="_ftn117" title="">2 Там же.
1 Амфетамины и секс/Narcozona.ru/#"#_ftnref121" name="_ftn121" title="">2 FAQ по наркотикам/Narcozona.ru/#"#_ftnref122" name="_ftn122" title="">1 О здоровье для пока еще здоровых//Ровесник. - 2004. - №11. – С.3.
2 Конопля полезная//Молоток/#"#_ftnref124" name="_ftn124" title="">3 Игры со смертью//Молоток/#"#_ftnref125" name="_ftn125" title="">4 Дружба дружбой, а кокаин врозь//Ровесник. - 2004. - №3. – С.56.
1 Головченко Д.А. Роль прессы в профилактике наркомании/Харьковский институт социальных исследований/#"#_ftnref127" name="_ftn127" title="">2 No future//Молоток/#"#_ftnref128" name="_ftn128" title="">3 Письмо наркомана//Молоток/#"#_ftnref129" name="_ftn129" title="">4 Шесть шагов к свободе//Молоток/#"#_ftnref130" name="_ftn130" title="">5 Д**мо в квадрате//Молоток/#"#_ftnref131" name="_ftn131" title="">6 Любимова А. Пропаганда наркомании в отечественных СМИ//Глагол – православный педагогический журнал/#"#_ftnref132" name="_ftn132" title="">7 Там же.
1 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ #"#_ftnref135" name="_ftn135" title="">2 Без наркотиков/#"#_ftnref136" name="_ftn136" title="">1 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ http://www.adic.org.ua/nosmoking/books/media/page01.htm
Страницы: 1, 2, 3, 4