Рефераты. Проблемы иностранного инвестирования и экономическая безопасность






Проблемы иностранного инвестирования и экономическая безопасность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

                                                                               




КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»



НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»





ВЫПОЛНИЛА

СТУДЕНТКА ГР.235


ПРОВЕРИЛА

ДОЦЕНТ, К.Э.Н.





Курсовая работа представлена к защите «_____»_______2003г.


Курсовая работа защищена с оценкой _________ «_____»_____2003г.








РОСТОВ-НА-ДОНУ

2003


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 6

1.1. Инвестиционные факторы. 6

1.2. Новая инвестиционная политика. 8

2.АНАЛИЗ ДАННЫХ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ  15

2.1. Анализ объемов поступающих инвестиций. 15

2.2. Анализ отраслевой структуры иностранного капитала. 20

2.3. Основные страны инвесторы. 26

2.4. Анализ территориального размещения иностранных инвестиций. 30

3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. 34

3.1. Пути решения проблемы привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику. 34

3.2. Проблемы защиты от чрезмерных иностранных инвестиций. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

ЛИТЕРАТУРА. 52
















ВВЕДЕНИЕ


Сегодня для оживления экономики страны необходим значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.

В законе об иностранных инвестициях дано определение, иностранных инвестиций – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а так же услуг и информации.

Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли капитала коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Портфельные иностранные инвестиции – покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10 процентов в уставном (складочном)  капитале предприятия.

Существуют так же и инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных – прочие.

Важнейшим условием активизации производственной деятельности остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного климата, что предполагает необходимость:

·  устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;

·  осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что позволит делать сбережения в денежной форме;

·  четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного бюджетов, а именно:

1) выделение средств на развитие федеральной собственности;

2) в отношении отдельных объектов, находящихся в муниципальной собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в порядке софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет местного бюджета;

·  дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в экономику;

·  проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;

·  создания благоприятного налогового режима, способствующего наращиванию производительного капитала;

·  стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору на приоритетных для государства направлениях инвестирования.

























1.ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1. Инвестиционные факторы.

Понятие инвестиционных факторов связано с неопределенностью и многовариантностью вложения капитала в экономику той или иной страны. Данный тип рисков целиком зави­сит от экономической политики правительства. Важнейшим фактором является общий подход государствен­ных органов к инвестиционной деятельности, проявляющийся в регистрации новых инвестиций, «тяжести» на­логообложения, в объеме прав частных предпринимателей и иностранных инвесторов, в предоставляемых им льготах и налагаемых ограничениях, общем характере отношений с государственными органами и т. д. Здесь же учитывается вероятность правительственных решений, которые могут привести к национализации и (или) экспроприации имущества частных, в том числе иностранных, собственников, а также преобладающие в общественном мнении настроения, касающиеся проблем инвестирования частного капитала. На перспек­тивы инвестирования и размеры инвестиционного риска непосредственное влияние оказывает политика учет­ных ставок и темп инфляции. Очевидно, что инвестировать средства в производство, в ценные бумаги и т. п. имеет смысл только тогда, когда от этого можно получить большую чистую прибыль, чем от хранения денег в банке. Инвестировать средства имеет смысл только тогда, когда рентабельность инвестиций превышает темп инфляции.

За годы реформ участие России в международном инвестиционном обмене характеризовали те же тенденции, которые характеризуют и общую «специфику» участия страны в современных мировых хозяйственных связях. Она в данном случае зак­лючается в том, что как в сфере привлечения внешних инвестиций, так и в вывозе капитала за рубеж Россия «не вписалась» в те закономерности и особенности его трансграничного перемещения, кото­рые типичны для развитых стран, государств развивающегося мира и стран с переходной экономи­кой.

Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.

В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в российскую экономику.

Первое, самое главное направление привлечения иностранного капитала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.

Второе направление - расширение и диверсификация экспортного потенциала России.

Третье направление - создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов.

Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инфраструктуры.

Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-Западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.


1.2. Новая инвестиционная политика.

Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах, соответствующих договорам подряда на капитальное строительство, проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака ит.д.

Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управляема и, как показал опыт, предсказуема:

- дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду производства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный, то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в экономике;

-    мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения.

Теперь нужно последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой, корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки);

- либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача - предотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт;

- после денационализации в результате чековой приватизациии страна должна решить более сложную задачу создания эффективных собственников и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторичный рынок ценных бумаг;

- прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений, ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенденция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвестиционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопления предприятий и населения.

Вместе с тем, с учетом современной ситуации в экономики России, в инвестиционной сфере необходимо присту­пить к разработке более эффективной политики привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Такая полити­ка должна включать следующие направления:

• формирование стабильной и «прозрачной» нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать привле­чение инвестиций (налогообложение и таможенные правила, равные правила для отечественных и иностранных инвесторов);

• расширение правил привлечения инвестиций в экономику (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, инвестиционные соглашения с отечественными и иностранными фирмами);

• укрепление отечественной валюты, стабилизацию российского рынка ценных бумаг;

• организацию системы гарантий, защиты и страхования отечественных и иностранных инвестиций, развитие системы залоговых операций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

• развитие системы информационного, маркетингового и консалтингового обеспечения инвестиционных про­грамм и проектов;

• развитие различных организационно-правовых структур для привлечения инвестиций венчурных фондов, ли­зинговых компаний и т. д.;

• создание специализированных институтов по возврату вывезенного из России капитала и т. д.

Все большее количество стран вовлекается в этот процесс либерализации инвестиционных режимов с целью обеспечить привлечение иностранного капитала в свою экономику.

Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилизация, а затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхождению в мировую экономику.

За период с 1991 г. по 2001 г., по данным Госкомстата, ежегодный приток иностранного капитала в Россию увеличился с 2,0 млрд долл. до 14,3 млрд, т. е. почти в 5 раз (табл.1). В результате из 35 трлн долл. накопленных в мире иностранных инвестиций 36 млрд долл., т. е. одна тысячная, приходится на Россию. Доля текущих иностранных инвестиций в ВВП в 2001 г. достигла 4,5%, накопленных — 11,6%. В расчете на душу населения — 246 долл. ввезенного в страну капитала — Россия существенно «не дотягивает» до соответствующего среднемирового показателя (5833 долл.).








Таблица 1

ВВОЗ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ


1991-1993гг

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

2001г.

млн долл.

млн долл.

млн долл.

мин долл.

млн долл.

млн долл.

млн долл.

млн долл.

млн долл.

Инвестиции всего

2921

1053,4

2983

6970

12295

11773

9560

10958

14258

В том числе: прямые

2569,3

548,9

2020

2440

5333

3361

4260

4429

3980

портфельные

69,5

0,5

39

128

681

191

31

145

451

прочие 

282,3

504

924

4402

6281

8221

5269

6384

9827


В этом периоде тенденция сохранения неэффективной структуры импортируемого капи­тала выражена предельно четко — в ней преобладающими являются так называемые «прочие инвес­тиции», основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных междуна­родных финансовых организаций и правительств иностранных государств.

Внешнее финансирование экономики России, осуществляемое международными финансовыми организациями и правительствами зарубежных стран, оценивается за годы реформ в 25 млрд долл. Эти средства были крайне неэффективно использованы для финансирования процессов реструкту­ризации и технического перевооружения реального сектора российской экономики, существенно увеличив сумму внешней задолженности страны.

Зарубежные кредиты, получаемые правительством, могли бы стать при их предоставлении иници­аторам высокорентабельных инвестиционных проектов источником дополнительных доходов бюдже­та. Но это возможно лишь при условии достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и при соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем жестком контроле за фактическим использованием заемных средств.

В принципе масштабы возможного притока финансовых средств из этих источников в ближайшей перспективе не следует переоценивать. С одной стороны, сохраняющиеся затруднения России с по­гашением задолженности перед внешними кредиторами не позволяют надеяться на значительные дополнительные поступления из этих стран. С другой — нарастающая тенденция политизации дея­тельности международных финансовых институтов — МВФ и МБРР — также неблагоприятна с точки зрения интересов российской экономики.

Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Россию зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост временами был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 1997 г. (5,5%, или 681 млн долл.), затем эти показатели стали снижаться. С 2000 г. они опять возрас­тали, поднявшись в 2001 г. на второе после 1997 г. место за истекшее десятилетие.

Зарубежные портфельные капиталовложения в России изначально не могли играть той активной роли в формировании инвестиционных ресурсов принимающей страны, которую они выполняют в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть эту роль и российские портфельные инвестиции. Это связано с сохраняющейся неразвитостью фондового рынка страны, незначитель­ным количеством эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов. Поэтому заметный приток внешних портфельных инвестиций может ожидаться лишь при достаточной стабилизации политической и социальной ситуации в стране, хотя в любом случае в краткосрочной перспективе этот приток не сможет привести к перелому положения в инвестицион­ной сфере российской экономики. Привлекательность этого рынка сильно подорвана, и его восста­новление потребует значительного времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.