— резким преобладанием в общем объеме ввозимого капитала его ссудной составляющей при значительно меньшей доле портфельных инвестиций;
— концентрацией привлеченных инвестиций в сырьевых и импортозамещающих отраслях;
— крайне неравномерным распределением зарубежных капиталов между регионами страны;
— ориентацией на очень ограниченный круг стран-инвесторов.
Задача привлечения иностранного капитала для повышения эффективности экономики России была поставлена в самом начале процесса перестройки — с 1987 г. стали создаваться совместные предприятия, с 1991 г. разрешено создание компаний со 100-процентным иностранным участием. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных:
- достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;
- ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным (в том числе Гражданским кодексом) и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
Результаты принятых решений скромные — более 2/3 привлекаемого иностранного капитала приходится на ссудные средства, по абсолютным объемам ПИИ Россия многократно уступает другим развивающимся рынкам, по показателям ПИИ на душу населения — уступает даже другим республикам бывшего СССР (в 10 раз — Эстонии, в 3,5 раза — Казахстану). За последние 5 лет произошло полуторократное сокращение иностранных капиталовложений в уставной капитал, т. е. притока новых инвестиций. С учетом российской специфики контроля над объектами инвестиций (эффективный контроль при пакете не менее 51%) и репатриации российского капитала (до половины инвестиций направляются из офшорных зон) реальный объем ПИИ в экономику России можно оценить в размере не более 1 млрд долл. ежегодно, что составляет 0,1 —0,3 % мировых прямых инвестиций в объеме 300—900 млрд долл. ежегодно.
Серьезной проблемой является несоответствующая мировой практике структура привлечения иностранных инвестиций: 40% приходится на торговлю, общественное питание и пищевую промышленность, 30% — на транспорт и связь, еще 15% — на добывающие отрасли, в то время как на машиностроение — только 5%. Сложилась также чрезмерная концентрация иностранных инвестиций в регионах «двух столиц» — Москвы и Санкт-Петербурга.
В отраслях, привлекших ПИИ, наблюдается активизация детерминант конкурентоспособности: производимая новая продукция и предоставляемые услуги международного уровня способствуют развитию и диверсификации потребительского спроса. Постепенно идет процесс создания «кластеров». Присутствие крупных международных производителей привлекает в страну их поставщиков. Имеет место процесс продления «стоимостных цепочек» производства за счет перехода к выпуску продукции с более высокой добавленной стоимостью, развитие конкуренции способствует повышению качества и снижению цены выпускаемых этими отраслями товаров.
Давая оценку роли зарубежных капиталовложений в развитии экономического потенциала России и эффективной структурной перестройке хозяйственного комплекса страны, нельзя не отметить тот позитовный вклад, который был ими внесен в решение этой проблемы. Данные таблицы 4 достаточно четко показывают, что эффективность производства на предприятиях с иностранными инвестициями заметно выше, чем в целом по экономике — такой вывод напрашивается при сопоставлении относительных показателей, которые, с одной стороны, характеризуют численность этих предприятий, задействованный на них инвестиционный и трудовой фонд, и с другой — объем произведенной на предприятиях с иностранным присутствием продукции. Однако масштаб этого вклада совершенно не соответствует масштабу тех задач, которые стоят перед нашей экономикой.
Таблица 4
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Удельный вес предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем числе предприятий и организаций, %
Удельный вес инвестиций предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем объеме инвестиций в основной капитал, %
Удельный вес занятых на предприятиях и организациях с участием иностранного капитала в общем числе занятых, %
Удельный вес объема произведенной продукции предприятиями и организациями с участием иностранного капитала в общем объеме производства, %
1995г.
0,75 (0,2)
2,7(1,8)
0,6 (0,3)
3,0(1,7)
1997г.
0,6(0,1)
4,0 (2,0)
0,7 (0,4)
4,6(2,1)
1998г.
0,3(0,1)
10,3(5,8)
1,5(1,1)
7,9 (4,4)
1999г.
9,9(5,1)
1,6(1,1)
10,6(6,2)
2000г.
11,3(5,5)
2,1 (1,5)
12,6(8,5)
Первая цифра — по экономике в целом, в скобках — по промышленности в целом.
Оценивая инвестиционный ресурс повышения эффективности российской экономики за счет привлечения зарубежных капиталовложений, необходимо оценивать и перспективы его развития. Пока в стране не будут созданы благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный капитал по-прежнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и структурной отраслевой переориентировки. По-прежнему наиболее привлекательными для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инвестиций — торговля, сфера услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение (пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция которой экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем все более привлекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку на окружающую среду (металлургия, химическая промышленность), поскольку требования охраны этой среды в странах — донорах инвестиционных ресурсов гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию высокой степени обработки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в секторы промышленности, продукция которых будет составлять конкуренцию их «собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Либерализация внешнеэкономических связей, в том числе в отношении ввоза и вывоза инвестиций, оказавшаяся в итоге непоследовательной и до конца не просчитанной по своим последствиям, стимулировала масштабный отток ресурсов из страны не только в товарной форме, но и в форме финансового капитала, в том числе по нелегальным каналам. Даже по официальным данным, вывоз капитала из страны во всех его формах в 1992—2001 гг. многократно превышал не только объем накопленных прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию за этот период, но и общую сумму накопленных капиталовложений, пришедших в страну из-за рубежа. Россия вывозит капитал намного интенсивнее, чем страны с развивающейся и переходной экономикой. Подобная ситуация является ненормальной для страны, испытывающей острую нехватку в инвестиционных ресурсах.
Как и в случае внешней торговли товарами, участие России в международном обмене капиталом по сути дела способствует растрачиванию национальных (потенциальных и реальных) производственных ресурсов, снижает возможности роста эффективности производства и его структурной перестройки, решая эти проблемы в пользу зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет конкурентную мощь своих иностранных партнеров в ущерб своим глобальным экономическим интересам.
Элементы повышения международной конкурентоспособности России благодаря привлечению ПИИ уже нашли проявление в следующих показателях:
— производительность труда на предприятиях с иностранным капиталом в 5 раз выше, чем по стране в целом, т. е. практически находится на мировом уровне; при этом иностранные фирмы, в отличие от большинства отечественных, проявляют готовность решать проблему избыточной рабочей силы;
— наблюдается тенденция импортозамещения в отраслях, привлекших наиболее значительный объем ПИИ: из почти 5 млрд долл. сокращения российского импорта за последние 6 лет 70% пришлось на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье;
— отрасли с максимальным объемом привлеченных ПИИ демонстрируют высокий темп роста (например, увеличение производства пива в 1,5 раза за последние 7 лет);
— в отдельных случаях экспортируется продукция предприятий, созданных на базе ПИИ (например, табачные изделия); пока что такая продукция поставляется в основном в СНГ, однако со временем, видимо, будет поставляться и на более требовательные западные рынки.
В то же время следует отметить, что на сегодняшний день Россия интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как источник природных ресурсов; сложная стратегия повышения международной конкурентоспособности ими пока не осуществляется. Более того, основная масса международных корпораций присутствует в России, но не ведет производственной деятельности.
Главной причиной неадекватных потенциалу экономики России и неудовлетворительных по структуре ПИИ является отсутствие в стране стратегии привлечения таких инвестиций и государственной политики ее реализации. До настоящего времени политика в этой области была чрезвычайно противоречивой — от поощрения иностранных инвестиций до их сдерживания.
Элементы стратегии и политики привлечения ПИИ должны включать следующее.
1. Признание роли ПИИ как потенциального конкурентного преимущества для развития страны (а не вынужденного источника финансирования), в частности, предоставление потенциальным иностранным инвесторам государственных гарантий неизменности условий и компенсации риска потерь при осуществлении ПИИ. Отказ от излишнего и многоступенчатого их регулирования.
2. Сосредоточение внимания на привлечении с ПИИ современных факторов производства. Главным приоритетом должны стать новые производственные и управленческие технологии, передача которых возможна только по каналам ПИИ.
3. Открытие для привлечения ПИИ отраслей экономики, в которых имеются предпосылки развитых конкурентных преимуществ, например, гражданского авиастроения, автомобилестроения, энергетического машиностроения, а также передовых областей научно-технических исследований (например, био- и компьютерные и технологии).
4. Пересмотр отраслевых приоритетов ПИИ: при всей важности сырьевого сектора в целом и энергоресурсов в частности для экономики страны привлечение инвестиций в объеме до 200 млрд долл. в этот сектор нереально — суммарный объем накопленных инвестиций в сырьевом секторе всех развивающихся рынков сейчас составляет 55 млрд долл.
5. Отказ от расширительного толкования «экономической безопасности»: государственная защита (протекционизм) только в отношении отраслей, определяющих политическую независимость страны, а также демонстрирующих международную конкурентоспособность или хотя бы стабильный рост внутренней конкурентоспособности; настоящее понятие экономической безопасности как раз и предполагает наличие международных конкурентных преимуществ страны, т. к. «чувствовать себя безопасной» может только сильная в экономическом отношении страна.
6. Активизация производственной деятельности, учет и задействование конкурентных стратегий ТНК, пока только присутствующих на российском рынке, но не открывших свои филиалы. Главной целью должно стать соединение принадлежащих им технологий, менеджмента и контроля над глобальными рынками с российскими сырьевыми и интеллектуальными ресурсами, высокообразованной рабочей силой и пилотными научно-техническими разработками для создания более конкурентоспособных на мировом рынке производств. При этом, учитывая реализуемую ТНК конкурентную стратегию, в случае прорыва в этой области одной из компаний следует ожидать прихода ее конкурентов, как это доказывает пример корпораций «Pepsico» и «Coca-Cola».
7. Отказ от схемы, при которой приоритетом пользуются крупномасштабные капиталовложения. Мировая практика показывает, что сотрудничество в сложных технологических областях, которые могут привнести в экономику России развитые факторы конкурентоспособности, предварительно проходит коммерческую проверку на относительно небольших проектах.
8. Реальное обеспечение равных условий экономической деятельности, как для российских, так и для иностранных инвесторов. При этом на первых порах — льготные условия для инвесторов, вкладывающих средства в приоритетные отрасли экономики.
9. Твердое выполнение государством взятых на себя обязательств перед иностранными инвесторами (при более высокой, чем в России, степени «непрозрачности» национальной экономики Китай, например, смог привлечь несравненно более весомые инвестиции, во многом именно благодаря выполнению условий инвестиционных соглашений).
При отсутствии общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ ее элементы реализуются в ряде случаев на региональном уровне. В частности, удачным примером может служить действующее законодательство и правоприменительная практика Ленинградской области. Представляется, что наблюдаемая там «кластеризация» иностранных производств, включая создание технически передовых машиностроительных предприятий (заводы фирм «Caterpiller» и «Ford» полного цикла) лишний раз указывает на необходимость общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ.
Прямые иностранные инвестиции не могут и не должны заменить внутренние источники развития экономики России. В то же время многолетний международный опыт показывает, что встраивание национальной экономики в систему «международного производства» невозможно без значительного объема привлеченных ПИИ.
С началом нового тысячелетия правительство страны и Государственная Дума явно активизировали усилия в сфере государственного урегулирования иностранных инвестиций. Проект новой налоговой главы, внесенный депутатами, дает инвестору возможность изменить в свою пользу соглашение о разделе продукции, если ему удастся убедить государство, что из-за налоговых нововведений условия его работы в России ухудшились. Такие потери будут ему компенсированы.
Таким образом, есть основания полагать, что процесс улучшения российской деловой среды хотя и с трудом, но идет. Хотелось бы надеяться, что в России, уже через несколько лет если и не будет снято полностью бремя ненужных затрат предпринимателей, то хотя бы уровень этих затрат можно будет признать вполне терпимым по мировым меркам. Это позволит бизнесменам в полной мере сосредоточить свое внимание на рисках непосредственно инвестиционных проектов.
Для России проблема защиты от чрезмерных иностранных инвестиций является не актуальной.
Следует отметить, что на сегодняшний день Россия интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как источник природных ресурсов.
Участие России в международном обмене капиталом по сути дела, в современных условиях, способствует растрачиванию национальных (потенциальных и реальных) производственных ресурсов, снижает возможности роста эффективности производства и его структурной перестройки, решая эти проблемы в пользу зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет конкурентную мощь своих иностранных партнеров в ущерб своим глобальным экономическим интересам.
Пока в стране не будут созданы благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный капитал по-прежнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и структурной отраслевой переориентировки. По-прежнему наиболее привлекательными для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инвестиций — торговля, сфера услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение (пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция которой экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем все более привлекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку на окружающую среду (металлургия, химическая промышленность), поскольку требования охраны этой среды в странах — донорах инвестиционных ресурсов гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию высокой степени обработки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в секторы промышленности, продукция которых будет составлять конкуренцию их «собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Таким образом для России проблемой является урегулирование и перераспределение иностранных инвестиций направленных в непроизведственные отрасли, а так же в добывающие отрасли.
Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики по-прежнему остается активное привлечение в Россию иностранных инвестиций.
В целях более активного привлечения иностранного капитала в российскую экономику необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного климата, завершить формирование нормативно-правовой базы регулирования инвестиций для обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности, гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков, и не дискриминации.
На развитие стимулирования иностранных инвесторов направлен проект постановления Правительства Российской Федерации "0 перечне приоритетных отраслей и производств, в которых предоставляется льготный режим инвесторам", которое также будет способствовать формированию прогрессивной структуры экономики России.
Будет также рассмотрен вопрос о возможностях и условиях конкурсного привлечения иностранных партнеров к финансированию и строительству "под ключ" конкретных объектов, прежде всего производственной и социальной инфраструктуры. Для повышения привлекательности осуществления такого рода проектов возможно предоставление им права последующей эксплуатации объекта на определенный срок с дальнейшей передачей его в собственность России.
Серьезным стимулом усиления притока зарубежного капитала в Россию будет совершенствование информационной деятельности и статотчетности в сфере иностранных инвестиций.
Приток иностранных инвестиций в российскую экономику должен содействовать решению таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок; содействие в расширении и диверсификации экспортного потенциала, развитии импортозамещающих производств; содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы; освоение современных рыночных отношений в сфере предпринимательства.
Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья будет на основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Основные формы такого сотрудничества:
совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов;
· создание международных финансово-промышленных групп с участием российских предприятий и финансовых институтов, а также - предприятий стран СНГ, в особенности тех из них, которые являются особо важными поставщиками для российской экономики;
· международный финансовый лизинг;
· создание договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.
В результате реализации инвестиционной политики и осуществления мер по улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности, по мнению специалистов, повысится эффективность инвестиционной деятельности и, возможно, произойдет рост объемов привлечения в инвестиционную сферу средств частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала.
1. Международные экономические отношения. Под ред.профессора В.Е. Рыбалкина ЮНИТИ М – 1999.
2. «Инвестиции в России» №6,2003.
3. «Инвестиции в России» №10, 2002. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы. В. Орешкин.
4. «Вопросы статистики» №7, 2002. Иностранные инвестиции в экономику России в 2001 году.
5. «Инвестиции в России» №5,2003.
6. «Инвестиции в России» №9, 2003. Б. Сафронов, Б. Мельников, А. Шкуренко, В. Марковская.
7. «Инвестиции в России» №11, 2002.
8. «Инвестиции в России» №7, 2002.
9. «Инвестиции в России» №8, 2002. Либерализация инвестиционного режима. В. Москвин.
10. Таможенная политика в условиях трансформации российской экономики: реалии, проблемы, противоречия. Межвузовский сборник научных трудов студентов, слушателей и молодых ученых. 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4