Инфраструктура рыночной
экономики включает в себя и некоторые другие профессиональные услуги,
оказываемые хозяйственным руководителям. Отличие таких услуг от
консультационных, состоит в том, что помощь руководителю оказывается не в форме
советов, рекомендаций и совместной выработки решений, а путем непосредственного
выполнения определенных организационных, технических или информационных
функций.
Можно выделить 10 видов таких
услуг:
1) аудит;
2) бухгалтерское
обслуживание;
3) юридические
услуги;
4) обеспечение
информационными технологиями;
5) инжиниеринг;
6) инвестиционная
деятельность;
7) рекрутмент;
8) реклама
и отношения с общественностью;
9) деловая
информация;
10) тренинг.
С консалтингом
вышеперечисленные услуги роднит то, что эта услуга осуществляется на основе
научных и профессиональных знаний и, так же как и внешнее консультирование,
предоставляется на коммерческих началах. Кроме того многие развитые банки,
оказывающие традиционно банкоские услуги, одновременно занимаются и
консультированием в своей области. Таким образом можно отметить, что происходит
определенное переплетение консалтинга и других видов банковских услуг, при
этом консалтинг выступает в качестве одной из дополнительной доходоприносящей
части этой системы /8, стр.353/
Нет сомнения,
что возникшие в последнее время финансовые проблемы на большинстве банках и
других предприятиях нашей страны связаны, прежде всего, с неудовлетворительным
использованием ими своих финансовых ресурсов. Характерна плохая ориентация
менеджеров предприятий в сложившихся экономических условиях в изменениях инфраструктуры
рынка. Поэтому все большее значение получает практика финансового
консультирования бизнеса.
Одним из наиболее
эффективных методов упорядочения движения финансовых ресурсов, которые все
чаще рекомендуют консультанты — внедрение автоматизированной системы. Прежде
всего, рекомендуется освоить подсистему планирования и анализа финансовых
потоков с анализом прибылей-убытков, что открывает возможность для планирования
поступлений и платежей предприятия, определения сроков привлечения и объемов
заемных средств, рационального управления временно свободными финансовыми
ресурсами, формирования движения финансовых потоков как в целом по
предприятию, так и на уровне подразделений. Технология эта, как уже отмечалось,
достаточно проста. Но успех в основном зависит от постановки управленческого
учета. Подсистема планирования и анализа финансовых потоков гарантирует финансовую
устойчивость финансов предприятия и позволяет предупреждать появление
критических ситуаций.
Далее обычно
рекомендуется тщательно подготовить программу по прибылям и убыткам. Обычный
совет — внедрение системы управления оборотными средствами, ассортиментом и
издержками предприятия, что призвано гарантировать увеличение прибыли. Вся
дальнейшая работа по более эффективной организации управления денежными
потоками вряд ли будет успешна, если не будет полностью закончена работа по
постановке управленческого учета и его согласованию с бухучетом.
Следующий шаг в
работе консультанта — налаживание системы контроля за исполнением бюджета,
анализа выполнения плановых заданий, корректировки планов.
В последующем
должна осуществляться работа по планированию сводного бюджета, управления
собственным и заемным капиталом. Во всем предприятии должна быть внедрена
стройная система бюджетирования. Целесообразно применение автоматизированной
системы управления, включающей планирование, бухучет и отчетность.
Финансовый
консультант — фигура одна из ключевых на рынке. Его роль при принятии решений
о путях управления финансами консультируемого предприятия чаще всего
определяющая. В роли финансового консультанта обычно выступает крупный
инвестиционный банк или компания, активно действующая в конкретном сегменте
рынка и располагающая на нем ведущими позициями /8, стр.254/
Цель финансового
консультирования — повышение экономической эффективности управления ресурсами,
прежде всего — активами предприятия. Это на практике осуществляется
посредством:
— формирования
доходного и достаточно не рискового инвестиционного портфеля;
— максимально
рационального использования временно свободных средств в наиболее доходных
сегментах финансового рынка;
— уменьшения
непроизводственных расходов.
Консультанты по
финансам способны разработать стратегию развития предприятия, предложить
наиболее рациональную в конкретных условиях систему управления, помогут
выбрать оптимальную модель управления капиталом, определят варианты и предложат
уполномоченный финансовый институт при формировании рынка акций
консультируемого предприятия.
Deutsche Bank
обладает большой базой профессиональных финансовых консультантов, которые
занимаются вопросами развития и совершенствования финансовых учреждений.
Результаты проведенных анализов показывают, что данный банк при проведении
консалтинговых услуг получил доход в размере 1 500 тыс.долл. Консультации
были проведены большим компаниям, так и малым финансовым учреждениям.
Рис. 3.1. Услуги
Deutsche Bank-а другим компаниям
В целом было
оказано такие услуги в 2004г. 39 компаниям по таким вопросам, как:
бухгалтерское обслуживание, обеспечение информационными технологиями,
инвестиционное банкирование, деловая информация и трейнинг. (рис. 3.1.)
Например, были проведены трейнинги и бухгалтерское обслуживание таким компаниям
как Opelwerk, Duesseldorf Flughafen,
Quelle AG, инвестиционная деятельность - Sparkasse Bochum, Essen, Private
Versicherung Ltd, Plus AG и тд.
В рамках
финансового консалтинга в последнее время появилось много нового. Среди
подобных проблем: совершенствование управления капиталом, формирование оптимального
портфеля из краткосрочных финансовых инструментов, разработка инвестиционной
политики, совершенствование взаимодействия с акционерами и кредиторами.
Анализируя эти
два нововедения для наших банков, можно отметить, что банки через внедрения
интернет-бэнкинга и консультационных услуг могут расширить круг своих клиентов,
приобрести более стабильную финансовую устойчивость и получить дополнительный
доход, при минимальных капиталовложений для внедрения этих систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская
система - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие ее
деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма и эта
сфера динамично развивается и сегодня. Длительное время банки были
государственными органами и выступали одной из “несущих конструкций”
административно-командной системы управления экономикой. Сегодня, строя
рыночную экономику, мы вынуждены в короткие сроки выйти на уровень современного
мирового уровня организации банковского дела.
В последнее время
банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в
нетрадиционные для банковской сферы финансового предпринимательства, включая
операции с ценными бумагами, лизинг и факторинг и иные виды кредитно-финансового
обслуживания, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг,
конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов.
-
Проводя
анализ деятельности банков РТ и Германии, мы рассмотрели недостатки и сходство
нашей с немецкой банковской системой.
В зарубежных
странах основными источниками доходов иностранных банков являются процентные
доходы, поэтому при управлении доходной базой коммерческого банка, большое
внимание должно быть уделено процессу получения процентных доходов. Повышение
процентных доходов следует осуществить через привлечение новых клиентов и
вкладчиков.
В своей дальнейшей
деятельности для улучшения финансового состояния банк мог бы вести работу по
следующим направлениям :
-
активное
развитие операций по перечислению всех видов доходов граждан во
вклады;
-
повысить
эффективность работы с иностранной валютой;
-
активное
развитие кредитных операций банка;
-
изменить
структуру активов, увеличив ликвидные активы и активы приносящие
доход;
-
повысить
качество кредитного портфеля;
-
создать
маркетинговое подразделение, развивать рекламную деятельность банка;
-
развивать
консалтинговые услуги.
В данной курсовой
работе также были рассмотрены основные операции и услуги, предоставляемые коммерческими
банками своим клиентам, а также различные способы конкурентной борьбы банков за
клиентов. Так, например, банковская услуга по интерактивному обслуживанию
клиентов через глобальную сеть Интернет («Интернет-бэнкинг») получила широкое
распространение и сразу стала пользоваться большой популярностью у клиентов
всех банков, т.к. в настоящее время большинство юридических и физических лиц
ведут свой документооборот в электронном виде, что облегчает и ускоряет работу.
И подводя итог к
сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что в условиях конкуренции
между банками успех сопутствует тем банкирам, которые лучше владеют
современными методами банковского дела и постоянно расширяют свою деятельность
новыми операциями и услугами, необходимыми их потенциальным клиентам.
2. Реформа в банковской системе
Таджикистана. Выступление Заместителя Председателя Национального банка Таджикистана
Эшова Д. на конференции «Реформирование банковских систем государств СНГи
Балтии», Вестник Национального банка Таджикистана №7-8, 2002.
3. Пещанская И.В. Организация
деятельности коммерческого банка. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 364с.
4. Шеремет А. Д. Финансовый
анализ в коммерческом банке. – М.: Финансист, 2000.- 276с.
5. Жуков Е.Ф. Банки и банковские
операции. – М.: Юнити, 2000. – 480с.
6. Лаврушин О.И. Российская
банковская энциклопедия. – М.: ЭТА, 1995.-252с.
7. Жуков Е.Ф. Менеджмент и
маркетинг в банках. – М.: Юнити, 2000.- 312с.
8. Питер С.Роуз. Банковский
менеджмент. – М.: Дело, 1997. – 800с.
9. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д.
Современные деньги и банковское дело. – М.: Инфра-М, 2000. – 830с.
10. Закон Республики Таджикистан
"О банках и банковской деятельности", 23.05.98, №648