Рефераты. Пути совершенствования организации транспортных перевозок






В тех случаях, когда логистический менеджер самостоятельно решает проблему выбора перевозчика, он должен основываться на определенной схеме выбора, алгоритм которой похож на процедуру выбора поставщика. Если определен вид транспорта, то должен быть проведен анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором действует, как правило, достаточно большое количество перевозчиков, имеющих разную организационно-правовую форму.

1.3 Выявление системы характеристик мультимодальных транспортных операций


Особенно активно и динамично в России развивается рынок автотранспортных услуг. Основными критериями предварительного отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность времени доставки, сохранность груза при перевозке. Процедура выбора  затем дополняется системой других количественных и качественных показателей. В западной практике выбора перевозчиков часто используются специально разработанные ранговые системы показателей.

Простейшая схема выбора перевозчика с помощью ранжированных систем критериев заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков.

Таблица 1

Ранжирование критериев при выборе вида транспорта

Критерий (показатель)


Вид транспорта


железно­дорожный


водный


автомо­бильный


воздуш­ный


Затраты,связанные с транспортировкой


2—3


1 – 2

4


5


Время доставки


3


4


2


1


Надежность


2


4


1


3


Мощность


1


4


2


3


Доступность


2


4


1


3


Безопасность


3


4


1


2



Центральное место среди многих логистических процедур при­нятия решений по транспортировке занимает процедура выбора перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто эта процедура доверяется логистическим менеджером транспортно-экспедицион-ной фирме, с которой у грузовладельца имеются давние устано­вившиеся деловые отношения. При этом экспедитору задаются оп­ределенные характеристики груза, критерии и ограничения из пе­речисленных выше.

В тех случаях, когда логистический менеджер самостоятельно решает проблему выбора перевозчика, он должен основываться на определенной схеме выбора, алгоритм которой похож на процеду­ру выбора поставщика. Если определен вид транс­порта, то должен быть проведен анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором действует, как правило, достаточ­но большое количество перевозчиков, имеющих разную организа­ционно-правовую форму. Особенно активно и динамично в России развивается рынок автотранспортных услуг. Основными критерия­ми предварительного отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность времени доставки, сохранность груза при перевозке. Процедура выбора затем дополняется системой других количественных и качественных по­казателей. В западной практике выбора перевозчиков часто исполь­зуются специально разработанные ранговые системы показателей.

Простейшая схема выбора перевозчика с помощью ранжиро­ванных систем критериев  зак­лючается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков.

Таблица 2

Ранжирование критериев выбора перевозчика

Наименование критерия (показателя)


Ранг


Надежность времени доставки (транзита)


1


Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери»


2


Общее время транзита «от двери до двери»


3


Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа


4


Финансовая стабильность перевозчика


5


Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке)


6


Частота сервиса


7


Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза


8


Потери и хищения груза (сохранность груза)


9


Экспедирование отправок


10


Квалификация персонала


11


Отслеживание отправок


12


Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса


13


Гибкость схем маршрутизации перевозок г-


14


Сервис на линии


15


Процедура заявки (заказа транспортировки)


16


Качество организации продаж транспортных услуг


17


Специальное оборудование


18



Предположим, что логистическим менеджером в качестве кри­териев отбора приняты:

• надежность времени доставки (1);

• тариф на перевозку (2);

• финансовая стабильность перевозчика (5);

• сохранность груза(9);

• отслеживание отправок (12). (В скобках приведены соответствующие ранги факторов) Допустим далее, что анализ рынка транспортных услуг позво­лил выявить трех перевозчиков, удовлетворяющих логистическим требованиям к транспортировке определенного вида груза. Степень удовлетворения этих перевозчиков выбранной системе факторов оценивалась независимыми экспертами по трехбалльной оценке:

1 — хорошо, 2 — удовлетворительно, 3 — плохо.

Вычисление соответствующих рейтингов сведено в табл. 3. Вычисление рейтинга перевозчика по каждому фактору в при­мере производилось с учетом весовых коэффициентов, получен­ных из расчета общего количества факторов, деленного на соответ­ствующий ранг. Несмотря на то, что по оценке экспертов суммар­ный рейтинг у всех перевозчиков (сумма баллов) оказался одина­ковым и равным 10, учет ранга фактора с весовым коэффициентом показал, что перевозчик I является более предпочтительным.

Простейший алгоритм выбора перевозчика, подобный рассмот­ренному выше, может быть использован для предварительной (гру­бой) оценки. Для окончательного выбора применяются, как пра­вило, более сложные количественные методы и модели, основан­ные, например, на теоретическом аппарате исследования опера­ций, методах функционально-стоимостного анализа и т.п. К сожа­лению в отечественной транспортной литературе практически от­сутствуют работы, и которых были бы освещены вопросы логистического выбора перевозчиков грузов. Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в перевозке является транспортно-экспедиционная фирма (или эк­спедитор). Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой сторо­ны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспеди­ции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотре­ны обязанности экспедитора организовать перевозку груза транс­портом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с пере­возкой.

Дополнительными услугами, оказываемыми экспедитором кли­енту, как правило, являются:

• получение документов для экспорта-импорта грузов;

• выполнение таможенных формальностей;

• проверка количества и состояния груза;

• погрузка-разгрузка транспортных средств;


Таблица 3

Рейтинговая оценка и выбор перевозчика (пример)

Фактор-критерий


Ранг/ вес


Перевозчики






II


III


Оценка


Рей­тинг


Оценка


Рей­тинг


Оценка


Рей­тинг


Надежность времени доставки

1/5


3


15


1


5


2


10


Тариф за перевозку

2/2,5

1

5


2


10


3


15


Финансовая стабильность перевозчика

5/1


1


5


3


15


2


10


Сохранность груза

9/0,55


3


14,85

2

9,9

2

9,9

Отслеживание отправок


12/0,42


2


10,08


2


10,08


1


5,04


Суммарный рейтинг




10


44,93


10


49,98


10


49,94



• уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транс­портировкой;

• хранение, складирование, сортировка, комплектация гру­за;

• информационные услуги, страхование и т.п.

Как видно из приведенного перечня услуг, транспортно-экспе-диционные фирмы по существу интегрируют большое количество элементарных логистических активностей в комплексные и ключе­вые, хотя формально эти операции и функции не называются ло­гистическими. В нашем Законодательстве до сих пор, к сожалению, отсутствует нормативно-правовая база по логистике, в том числе транспортной.

За рубежом многие крупные транспортно-экспедиционные фирмы, такие как «Ryder», «Schenker», «Federal Express», «Leasnay», «TNT», «Bilspedition», «ASG» и другие, выполняют большое коли­чество различных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее количество или протяженность логи­стических каналов производителей, интегрируя логистические ак­тивности в территориальной зоне или по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам-производителям ГП и грузоот­правителям значительно сократить расходы, связанные с транспор­тировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество ло­гистического сервиса.

В  США были проведены обследования деятельности транспортно-экспедиционных фирм, обслуживающих более 350 предприятий различных отраслей экономики. Оказалось, что около 70% предприятий предают функции по выполнению рас­четов транспортно-экспедиционным фирмам. Складирование ГП и МР осуществляется для 22% предприятий. Выбор наиболее выгод­ного варианта доставки, согласование с перевозчиками применяе­мых тарифов производится для 22% клиентов; контроль за движением грузов — для 15% предприятий. Создание информационных систем для хранения и обработки логистических данных осуществ­ляется для 13%, а организация электронного обмена данными с партнерами для 12% предприятий. Для 11% предприятий обеспечи­вается использование принадлежащих им парков подвижного со­става, а для 7% — производится контроль уровня их материальных запасов на складах,

Этот перечень услуг постоянно расширяется как в объемном, так и в качественном плане. Многие транспортно-экспедиционные фирмы, располагая крупными грузовыми терминалами, осуществ­ляют долговременное складское хранение ГП производителей, а в ряде случаев выкупают продукцию, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников. Интегрируя логистические актив­ности, связанные с транспортировкой, складированием, хранени­ем, грузопереработкой, консолидацией и продажей продукции, транспортно-экспедиционные фирмы по существу преобразуются в логистические фирмы (центры) или КФР, обеспечивая устойчи­вые рынки сбыта услуг, долговременную прибыль, а также снижая логистические затраты производителей ГП и улучшая качество ло­гистического сервиса. Эти примеры наглядно демонстрируют тот факт, что интеграция логистических активностей во внешних ЛС является насущным требованием времени.

Например, всемирно известная транспортно-экспедиторская фирма — корпорация TNT Express Worldwide, имеющая более 200 отделений во многих странах предлагает своим клиентам широкий спектр логистических услуг, включающий:

• управление логистическими цепями товаропроизводителей;

• многопользовательские складские комплексы и услуги по хранению, сортировке, грузопереработке;

• услуги по распределению ГП со специализированных дист­рибутивных центров;

• логистические экологически чистые проекты;

• возврат товаров и ремонт транспортных средств;

• прямое пополнение производственных запасов производи­телей к началу рабочего дня;

• многопрофильное снабжение запасными частями. Проблема выбора транспортно-экспедиционной фирмы (КФР) решается аналогично выбору перевозчика, однако с расширенным перечнем показателей качества экспедиторских услуг. Необходимо отметить, что транспортно-экспедиционное обслуживание клиен­туры осуществляется в основном для мелкопартионных, тарно-штуч-ных грузов, а также контейнеров и пакетов (паллетов). Крупногаба­ритные промышленные, строительные грузы, сырьевые материа­лы, зерновые и т.п. доставляются, как правило, по прямым догово­рам грузовладельца с перевозчиком.

К числу вспомогательных логистических партнеров по транс­портировке (если экспедиторы не выполняют соответствующие функции самостоятельно) относятся страховые, охранные, инфор­мационные фирмы и компании, банки и другие финансовые уч­реждения, предприятия по грузопереработке, затариванию, упа­ковке, грузовые терминалы, а также специализированные агенты и брокеры. Системы критериев и показателей, а также процедуры выбора этих посредников чрезвычайно многообразны. Среди ос­новных критериев выбора можно указать тарифы, надежность, финансовую устойчивость, комплексный характер сервиса и т.д.


1.4. Терминальные перевозки


Как было указано выше, перевозка грузов, организуемая и осу­ществляемая через терминалы, называется терминальной перевоз­кой. Значение этого вида транспортировки в современных микро- и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предоп­ределено прежде всего интегрированием в нем большого числа логистических, активностей.

Терминальные перевозки возникли за рубежом прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и междуна­родном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных уз­лах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Ев­ропы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают как правило транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использую­щие универсальные или специализированные терминалы и терми­нальные комплексы для различных способов перевозок.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс со­оружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выпол­нения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различ­ных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслу­живанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни-, мульти-, интермодальных и прочих перевоз­ках. Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все белее важные звенья логистических цепей производителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.