В программе экскурсий - достопримечательности Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода (с посещением Новгородского кремля и музея деревянного зодчества), Пскова (с посещением действующего Псково-Печорского монастыря с обедом в трапезной).
Увлекательному и малоутомительному путешествию способствует преобразование вагонов поезда в «отель на колесах» (род-тель). При этом общее число купе в спальном вагоне не превышает восьми, а в каждом купе проживают один-два человека.
Купе оборудуются вертикально или горизонтально расположенными мягкими кроватями (в ряде случаев - одной двуспальной кроватью), кондиционером, письменным столом, телевизором, телефоном. Туалетная и душевая комнаты могут быть как в каждом купе, так и один бытовой блок на два купе. В вагоне также имеется библиотека, вагон-салон, конференц-вагон, детский вагон с залом для подвижных игр, видеосалон, дискотека и др.
В России организованы суперконтинентальные железнодорожные туристские маршруты по транссибирской магистрали, вошедшей в эксплуатацию в 1900 г. Эта самая длинная в мире железнодорожная ветка (9000 км) соединяет Москву - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток. Время в пути - 158 ч.
По этой же трассе проходят международные маршруты:
Новосибирск - Улан-Батор - Пекин, продолжительностью 140 ч;
Новосибирск - Пекин, продолжительностью 153 ч.
Организовано движение высокоскоростных поездов ЭР-200 между Москвой и Санкт-Петербургом.
По оценкам специалистов поездки на высокоскоростных магистралях на расстояние до 1000 км рентабельнее авиационных.
В России такие проекты существуют для транспортных коридоров: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Минск - Брест, Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург и др.
Разработан проект создания трансконтинентальной магистрали «Аляска - Сибирь» (от Якутска к Беринговому проливу, далее через тоннель на Аляску).
Россия готова принять участие в проекте сооружения трансконтинентальной железнодорожной магистрали по двум возможным направлениям: Пекин - Улан-Батор - Транссиб, Транссиб - Пекин - Казахстан - Туркменистан - Иран - Турция. Европейский Банк Реконструкции и Развития выделил России крупный кредит для развития и модернизации железных дорог России, в том числе на создание транспортных коридоров Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Липецк - Волгоград - Астрахань.
В настоящее время фирмами «Ориент-Экспресс сервис» и «Железнодорожный путешественник» (Москва) уже осуществляются сезонные международные перевозки туристов на сверхдальние расстояния (трансконтинентальный экспресс «Россия» по транссибирской магистрали по маршруту: Москва - Новосибирск - Иркутск - Улан-Батор - Пекин).
Кроме того, предполагается строительство новой суперскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург.
Существенным недостатком при международных перевозках по железным дорогам является различная ширина колеи. В России она принята равной 1524 мм, в большинстве стран Европы -1435 мм.
Такая несогласованность требует перестановки вагонов на другие колесные тележки, что связано с увеличением продолжительности пребывания в пути.
Особой популярностью пользуется железнодорожный приграничный туризм с Финляндией. Сейчас в Хельсинки можно доехать тремя фирменными скорыми поездами: «Лев Толстой» (из Москвы), «Репин» и «Сибелиус» (из Санкт-Петербурга). Отечественные поезда «Лев Толстой» и «Репин» сформированы из вагонов 1-го и 2-го классов (двухместные «СВ» и четырехместные купейные).
В вагонах-ресторанах данных поездов большой выбор блюд и российских деликатесов.
В составе данных поездов имеется вагон бизнес-класса на 10 пассажиров, в котором обеспечены все условия для комфортной работы и отдыха деловых людей. В вагоне имеется душ, круглосуточно работающий бар, а также другие атрибуты комфорта. По заявке пассажиров к поезду прицепляется специальный вагон для перевозки автомобилей.
Все составы сопровождаются нарядами транспортной милиции. Финский поезд «Сибелиус» отвечает всем международным стандартам. Все члены поездной бригады владеют русским и другими европейскими языками. В данном поезде также предусмотрен специальный вагон для бизнесменов.
Большим достоинством путешествий на данных поездах является их точное следование по расписанию, высокий уровень комфорта, выезд из центра одного города и прибытие в центр другого, а также проведение таможенного досмотра во время движения.
Для российских туристов, выезжающих в Финляндию, одновременно с приобретением билета можно забронировать место в гостинице.
Предполагается пустить суперэкспресс «Пендолино» между Санкт-Петербугом и Хельсинки, который позволит сократить время в пути с шести до трех часов.
3.2 Билеты, тарифы, льготы, перевозка багажа
На туристские поезда оформляются индивидуальные (именные) или групповые билеты, в стоимость которых включается:
· страховка;
Железнодорожный билет является договором пассажира с железной дорогой на транспортные услуги. Данные взаимоотношения по договору регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и вышеперечисленными нормативными актами.
В соответствии с данным договором железная дорога обязуется предоставить ряд услуг:
· перевозку пассажира в пункт назначения;
· перевозку багажа;
· предоставление дополнительных услуг за отдельную плату (постельные принадлежности, чай, кофе, поднос багажа, продажа газет и журналов, сувениров и др.).
Железная дорога предоставляет пассажиру (в туристском поезде туристу) ряд льгот:
· бесплатную перевозку багажа весом до 35 кг;
· бесплатную перевозку одного ребенка до 5 лет, если он не занимает отдельного места;
· льготные тарифы на детей до 12 лет;
· сезонные льготные тарифы и др.
В международных поездах предусматривается целый ряд других льгот. Так, на поездах между Россией и Финляндией установлена скидка для минимальных групп туристов от двух человек. Здесь же можно приобрести «билет бизнесмена» на 10-50 поездок, который не является именным, и этим билетом может воспользоваться любой сотрудник фирмы. На билет от 40 поездок и выше установлена 50-процентная скидка, а срок его действия - 6 месяцев. Кроме того, в бизнес-центрах вокзалов Москвы, Санкт-Петербурга и Хельсинки можно оформить визу, забронировать место в отеле, приобрести льготный билет на все виды городского транспорта и т.д. Пассажир может объявить при сдаче багажа его ценность, заплатив соответствующий сбор; тогда в случае утери багажа пассажир получит компенсацию в размере двукратной объявленной стоимости.
Если железная дорога докажет пассажиру, что стоимость его багажа была объявлена завышенной, то компенсация будет выплачена по реальной стоимости.
Справка о реальной стоимости заявленных вещей может быть получена в бюро товарных экспертиз или комитете по статистике.
Если багаж пассажира принят без объявленной ценности, то компенсация пассажиру при его утере будет выплачена по специальному тарифу.
При задержке доставки багажа по вине железной дороги пассажиру выплачивается компенсация в размере 10% суточной оплаты провоза при наличии акта, составленного по требованию пассажира.
При утере билета проводником составляется соответствующий акт, заверенный штампом и подписью начальника поезда, а на станции со стоянкой не менее 10 минут новые проездные документы оформляются начальником поезда (без участия пассажира).
Другие нормы, касающиеся билетов, тарифов, льгот и перевозки багажа регулируются вышеизложенными «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277).
3.3 Ответственность и обязанности перевозчика
Если с пассажиром по вине железной дороги произошел несчастный случай, то он имеет право на получение страхового возмещения, так как в стоимость билета входит страховой взнос.
В соответствии с Уставом и Правилами перевозки пассажиров на транспорте предоставление транспортных услуг реализуется с соответствующим уровнем комфорта и качеством и включает в себя:
В поездах международного сообщения дополнительно к вышеописанному проводник вагона обязан:
Проводнику вагона запрещается:
Уставом железных дорог регламентированы также соответствующие права и обязанности пассажиров.
3.4. Перевозка туристких грузов в железнодорожном сообщении
Перевозка туристских грузов и багажа регламентируется «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277) и «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении».
Туристские грузы (оборудование, снаряжение, палатки и др.) перевозятся как в режиме ручной клади, так и грузобагажа.
Процедурно отнесение ручной клади к той или иной категории груза производится на железнодорожных станциях и вокзалах в специальных весовых с переоформлением ручной клади в багаж при превышении нормы 36 кг. При посадке на малых станциях, где нет весовых, эта задача возложена на проводника вагона (в который производится посадка). В некоторых крупных городах появились контрольно-пропускные пункты (КПП) - весовые. И в том, и в другом случае при превышении нормы взимают дополнительную плату, зависящую от превышения веса и расстояния, на которое перевозится груз.
Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам без затруднений помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.
Забота о целости и сохранности перевозимой ручной клади - обязанность пассажира.
Не допускается размещение ручной клади на местах, предназначенных для пассажиров, а также в проходах между сидениями, в коридорах, на площадках вагонов (в тамбурах). Запрещается также перевозка крупногабаритных вещей, не относящихся к ручной клади, размер которых по сумме трех измерений превышает 200 см.
Каждый пассажир имеет право провести с собой бесплатно ручную кладь весом не свыше 36 кг (на билет полный или детский). Разрешается провоз при себе байдарок в счет нормы веса ручной клади пассажира в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназначенных для ручной клади. Излишнюю ручную кладь пассажир обязан сдавать в багаж.
Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон или вещи пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества (кроме случаев, предусмотренных специальными правилами), а также предметы, не допускаемые к перевозке таможенными правилами.
К перевозке багажом принимаются вещи и предметы, вес одного места которых не превышает 75 кг, а длина 3 м. Минимальный вес отправки -10 кг. Неделимые предметы весом свыше 75 кг принимаются к перевозке из расчета одно место на один билет. Перевозка предметов весом более 75 кг, сданных сверх этого количества, оплачивается по тарифу грузобагажа.
При согласии пассажира багаж может быть отправлен по другому маршруту или в другом поезде, не указанном в билете, в том числе ранее поезда, на котором должен следовать пассажир. Об этом в багажной квитанции делается отметка: «Багаж отправить... (число)» или «Багаж отправить по маршруту...».
В случае неприбытия багажа, о выдаче которого пассажиром предъявлено требование, станция назначения обязана на обратной стороне багажной квитанции после истечения срока доставки сделать отметку «Багаж не прибыл», поставить штемпель с обозначением года, месяца, числа и получить от пассажира заявление с указанием адреса для посылки ему уведомления о прибытии багажа.
Багаж считается утраченным и пассажир имеет право потребовать возмещения его стоимости, если багаж не прибудет на станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока его доставки.
В конце 1994 г. Министерство путей сообщения России издало указание, в котором указано:
с 15 декабря 1994 г. в поездах дальнего следования на российских железных дорогах пассажир вправе дополнительно к норме провести с собой:
1) излишнюю ручную кладь весом до 14 кг за отдельную плату по тарифу багажа весом в 50 кг с выдачей квитанции ЛУ-12 А;
2) излишнюю ручную кладь весом до 50 кг бесплатно на один купленный за полную стоимость билет в одном купе спального или купейного вагона;
3) с разрешения начальника станции или вокзала ручную кладь весом до 150 кг бесплатно в отдельном купе с оплатой полной стоимости за 4 места (кроме фирменных поездов);
4) во всех случаях перевозимый в вагоне багаж должен размещаться в специально отведенных для перевозки ручной клади местах
4. СПЕЦИФИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ЗА РУБЕЖОМ
В Западной Европе железнодорожный транспорт наиболее популярен при проведении туристских путешествий. На его долю приходится около 30% общего объема перевозок всеми видами транспорта.
Это объясняется умеренными тарифами и многочисленными льготами, высоким уровнем сервиса в пути следования, наличием высокоскоростных и свехскоростных маршрутов, открытием прямого сообщения под Ла-Маншем, наличием единых согласованных систем обслуживания, а также разветвленной сетью железных дорог (таблица 1).
Таблица 1
Страна
Протяженность путей сообщения, км
Объем перевозок,
млн пасс/год
Бельгия
3479
142
Дания
2344
146
Франция
33872
834
Германия
26934
1000
Греция
1565
12
Ирландия
1944
25
Италия
16066
429
Люксембург
271
10
Нидерланды
2798
256
Португалия
2668
226
Испания
12541
274
Великобритания
16854
762
В Европе туристские перевозки реализуются как специальными туристскими или экскурсионными поездами, так и рейсовыми (графиковыми) экспрессами.
Жители Центральной Европы пользуются скоростными железными дорогами TEE (Trans European Express). Во Франции путешественники предпочитают суперскоростной поезд TGV (Train a Grande Vitesse), доставляющий пассажиров из Парижа в Марсель за 4 часа 40 минут, в Лион, Нант - за 2 часа, Бордо - за 3 часа.
Высокоскоростные поезда D-Train курсируют в Германии, суперскоростной поезд Cercanias - в Испании.
Среди туристов Европы большой популярностью пользуются ночные экспрессы: Вена - Венеция, Вена - Цюрих, Вена - Гамбург, Рим - Женева, Брюссель - Лондон, Париж - Лондон (через Ла-Манш).
Особой популярностью у туристов пользуется «Восточный экспресс» (Orient Express) - первоклассная железнодорожная линия Париж - Стамбул, открытая еще в 1883 г. Поезд следует из Парижа через Страсбург, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, далее в Стамбул. Здесь самое роскошное в Европе обслуживание пассажиров. Аналогичный экспресс курсирует между Лондоном и Венецией. Скорость движения таких поездов 300 км/ч. В стоимость билета в первом классе входит изысканное питание.
С 1980 г. «Восточный экспресс» восстановлен в своем первоначальном ретро-стиле.
Наиболее крупный европейский туроператор, специализирующийся на организации путешествий на скоростных и суперскоростных экспрессах, - фирма Wagon Lits.
В настоящее время общая протяженность железнодорожных магистралей мира, на которых курсируют высокоскоростные поезда, составляет около 10 000 км.
Первая в мире высокоскоростная дорога Токио - Осака была построена в 1964 г., а к настоящему времени в Японии уже существует сеть таких дорог Синкансен, скорость движения поездов на которой составляет около 300 км/ч.
В ближайшие годы на железных дорогах Европы появятся поезда нового поколения на магнитной подушке с линейным двигателем, скорость движения которых достигает 540 км/ч.
Скоростные магистрали построены в Европе по маршрутам Париж - Лион, Кельн - Франкфурт, Нюрнберг - Эрфурт - Галле, Лейпциг - Берлин, Верона - Мюнхен, Мадрид - Барселона, Дублин - Белфаст и др.
Разработаны проекты таких магистралей в Швейцарии, Нидерландах, Испании, Финляндии, Великобритании, США.
Реализация проектов высокоскоростных магистралей активизировалась после введения в эксплуатацию тоннеля под Ла-Маншем. За рубежом широко используется система чартерных туристских поездов (Charter coach). В составе такого поезда имеются дополнительные грузовые платформы для перевозки личных автомобилей туристов. По прибытии в страну (город) турист продолжает свое путешествие на автомобиле.
Туристские поезда оборудованы вагонами с широким обзором, низким уровнем шума и вибраций, удобной мебелью, кондиционерами, телефонами в первом классе и другими атрибутами комфорта.
Во многих странах Европы курсируют специальные экскурсионные поезда (Panoramic), расписание которых увязано с расписанием морских и речных судов.
Популярен также маршрут «Night Ferry» (Ночной паром): Лондон - Дувр - Дюнкерк - Париж. Здесь сочетается увлекательное сухопутное путешествие по территории Англии и Франции с морским путешествием через пролив на пароме.
Кроме выше перечисленных, следует отметить ряд популярных туристских железнодорожных экспрессов, эксплуатирующихся в различных странах мира.
1. Австралийский туристский экспресс Indian Pacific, курсирующий через всю страну с востока на запад по маршруту Сидней - Перс.
2. Фирменный туристский экспресс Golden Arrow (Золотая стрела), курсирующий по маршруту Лондон - Париж.
3. Туристский высококомфортабельный поезд в Южной Африке, пересекающий всю страну и следующий по маршруту Претория - Кейптаун.
4. Американский аналог «Восточного экспресса», курсирующий между Вашингтоном и Чикаго.
5. Лучший российский экспресс «Красная стрела», следующий по маршруту Москва - Санкт-Петербург.
6. Популярный испанский туристский поезд Al Adalus (Андалузский экспресс), следующий по двум маршрутам: Мадрид - Севилья - Кордова - Гранада - Рондо - Севилья -Мадрид (8 дней - 7 ночей); Севилья - Кордова - Гранада - Рондо - Севилья (7 дней -6 ночей). Здесь комфортабельные ретро-купе оборудованы кондиционером, телевизором, туалетом, душем. Кроме того, в составе поезда имеются вагоны-рестораны, бары, библиотека и др.
Наиболее мощные железнодорожные системы Европы имеют такие страны, как Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания.
Национальная сеть железных дорог Германии (German Rail) протяженностью около 30 000 км с 2500 вокзалами и станциями перевозит в год около миллиарда пассажиров. Она соединяет 50 городов страны и является удобным европейским туристским транзитом.
На большинстве железных дорог мира (75%) ширина колеи составляет 1435 мм (стефенсоновская колея), 11% дорог имеют более широкую колею (1524, 1600, 1676, 1880, 2135 мм), а 14% -узкую колею (1067 или 1087 мм).
Спецификой путешествий за рубежом по железной дороге является разграничение вагонов на классы (первый, второй и туристский), а купе - на мужские, женские и семейные, курящие и некурящие, люкс, одно-, двух-, трех-, четырехместные и туристские (до 6 мест).
Дети по международным правилам в отношении разграничений купе на мужские и женские «приобретают пол» с 12 лет.
В Европе принята следующая классификация поездов:
TD - межконтинентальный экспресс;
1C - международный экспресс;
ICL - скоростной супер-экспресс;
TEE - фирменный экспресс;
ЕС - скоростной экспресс;
Е - скорый поезд;
RSB - пригородный поезд и др.
Для туристов и других категорий пассажиров за рубежом существуют различные системы льгот и скидок.
Система Eurailpass действует в 17 странах Европы при следовании по железным дорогам:
билет без лимита расстояния (для первого класса) действует до 15 дней, стоимостью 498 USD, до 3 месяцев - 1398 USD;
билет для молодежи (при наличии удостоверения международных студенческих организаций) без лимита расстояния действует до 15 дней, стоимостью 398 USD, один месяц - 578 USD, Два месяца - 768 USD;
для компаньонов, следующих вдвоем (или более), и др.
Такая система скидок действует при проезде на территории Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Нидерландов, Венгрии, Ирландии, Италии, Люксембурга, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии, Норвегии.
Система Interrail - это согласованные льготные тарифы на железнодорожном транспорте 27 стран Европы и Африки. Она предполагает льготы молодежи до 26 лет, а также льготы взрослым туристам.
Дисконтные карты этой системы можно приобрести по 7 зонам, где цена составляет 250-260 USD. Время действия билета до 15 дней (одна зона), до месяца (до 7 зон). Такие дисконтные карты можно приобрести и в России.
Система Euronight - льготные тарифы на скоростных и суперскоростных экспрессах.
В каждой стране существуют свои национальные тарифы, предусматривающие дополнительные льготы. Так, в Великобритании можно купить льготный именной билет с крупной скидкой на проезд без ограничения расстояния в отдельные периоды времени (система British Rail System). Кроме того, на английских железных дорогах можно приобрести проездной билет (British pass) для туристов и гостей, а также для молодежи со значительными скидками, действующими только для второго класса. Здесь же установлен самый льготный лимит перевозки багажа без дополнительной оплаты: в первом классе - 70 кг, во втором - 50 кг (в других европейских странах такой лимит составляет 20-35 кг). На железных дорогах Великобритании можно провозить бесплатно четырех детей в возрасте до 5 лет, а для детей в возрасте от 5 до 16 лет действует 50%-ная скидка.
В Германии дети до 4 лет следуют бесплатно, с 4 до 11 лет - за 50%. Молодежь (от 12 до 26 лет) получает скидку по школьным или студенческим билетам в вагоне второго класса. Для туристов в Германии продаются льготные билеты на 5, 10, 15 дней и один месяц. Такие билеты, кроме железнодорожного транспорта, действительны на некоторых автобусных и речных маршрутах.
Туристам при реализации железнодорожных туров в крупные города (Лондон, Стокгольм) продаются льготные билеты на все виды городского транспорта (common carrier).
Значительные льготы туристам предоставляются на железных дорогах Австрии. Здесь продается открытый билет, действующий 15, 30 и 60 дней, стоимостью на 20% ниже, чем с фиксированной датой. Указанные льготы для туристов за рубежом являются важным стимулом развития туризма в целом.
Наибольшую популярность железнодорожные путешествия получили в Германии, Великобритании и Швейцарии. Если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешествовать по своим странам, то немцы путешествуют по Европе, России и Америке. Особой популярностью здесь пользуются путешествия на паровозной тяге.
Значительный интерес к железнодорожным туристским путешествиям проявляют на американском континенте. Здесь лидируют три основных маршрута: Транс-Канада, Транс-Америка и Транс-Атлантика. Канадский тур включает десятисуточный переезд Ванкувер - Монреаль (через Виннепег и Оттаву). Железнодорожное путешествие по США из Вашингтона в Лос-Анджелес длится 12 суток. По пути следования американский Orient-Express заходит в города: Чарльстон, Новый Орлеан, Сан-Антонио, Эль-Пасо и др. Наконец, трансатлантический железнодорожный тур начинается в Манагуа и заканчивается на южной оконечности Южной Америки в Пуэрто-Монт, проходя через Гуаякиль, Лиму и Сантъяго.
Литература
1. В.Г. Гуляев. Организация туристических перевозок. – М: Финансы и статистика, 2003г.
2. В.Г. Гуляев. Туристские перевозки. – Финансы и статистика, 1998г.
3. Крейнин А.В. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте. – М: Издательство транспорт, 1990г.
4. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. – РМАТ, 1997г.
5. Закон российской Федерации от 8 января 1998г. № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации».
Страницы: 1, 2, 3