Стратегическое управление –
это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал
как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей,
осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в
соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться
конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей
цели в долгосрочной перспективе. (13, c.75)
В условиях жесткой
конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только
концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать
долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за
изменениями, происходящими в их окружении. Практика же показывает, что в
действиях организаций стратегичность, как правило, отсутствует, что и приводит
зачастую к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что,
во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что
окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных
изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей
и ресурсов организации. (10, c.97)
Стратегическое управление
можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих
процессов:
анализ
среды
определение
миссии и целей
выбор
стратегии
выполнение
стратегии
оценка
и контроль выполнения
Анализ
среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как
обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий. Анализ
среды предполагает изучение трех ее частей:
1.Анализ
макроокружения. Включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояние
экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы;
природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества;
научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.
2.Конкурентная
среда. Анализируется по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутри
отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты;
производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных
пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и
конкурентных возможностей.
3.Анализ
внутренней среды. Вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на
который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения
своих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, более верно
сформулировать миссию. Важно всегда помнить, что организация не только
производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим
членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них
социальные условия и т. п. Внутренняя среда анализируется по следующим
направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.;
научные исследования и разработки; производство, включающее организационные,
операционные и технико-технологические характеристики; финансы фирмы;
маркетинг; организационная культура.