Рефераты. Расчеты предприятия с бюджетом по НДС






Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавочной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Он определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с инструкцией Госналогслужбой РФ от 11.10.95 г. № 39 являются:

- организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

- предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

- индивидуальные (семейные) частные предприятия;

- филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящихся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги);

- международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

Объектами налогообложения являются:

- обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

- товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации;

- при реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

В целях налогообложения товаром считается:

- продукция (предмет, изделие), в том числе производственно-технического назначения;

- здания, сооружения и другие виды недвижимого имущества;

- электроэнергия, тепло энергия, газ и вода.

При реализации работ объектами налогообложения являются объекты выполняемых строительно-монтажных работ, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания:

- услуг пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;

- услуг по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу;

- посреднических услуг;

- услуг связи, бытовых, жилищно-коммунальных услуг;

- услуг по выполнению заказов предприятиями торговли;

- рекламных услуг;

- инновационных услуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению;

- других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли.

К оборотам, облагаемым налогом, относятся также:

- обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации для собственного потребления, затраты которых не относятся к издержкам производства и обращения, а также своим работникам;

- обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);

- обороты по передаче безвозмездно или с частичной платой работ другим организациям или физическим лицам, включая работников предприятия;

- обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при исполнении обеспеченного залогом обязательства.

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых работ исчисленная:

- исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

- исходя из государственных регистрируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них НДС.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.

В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями денежные средств, если их получение связано с расчетами по оплате работ, в том числе суммы авансовых и иных платежей.

По организациям, осуществляющим реализацию работ по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

В случае, если организация не могла реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества, либо если сложившиеся рыночные цены на эту продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.

В случае реализации продукции по ценам ниже себестоимости возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисляемыми по реализации работ, относится на прибыль, остающуюся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, и зачету в счет предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит.

При обмене организациями продукцией, либо ее передаче безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя их средней цены реализации такой или аналогичной продукции, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка. В случае отсутствия реализации такой или аналогичной  продукции за месяц - исходя из цены ее последней реализации, но не ниже фактической собственности.

При использовании внутри организации товаров собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен, а при их отсутствии - фактическая себестоимость.

Суммы налогов и иных платежей в бюджет, относимые в соответствии с действующим законодательством на себестоимость продукции, не подлежат исключению из налогооблагаемого оборота при расчете налога на добавленную стоимость.

Не облагаются налогом:

- обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одними подразделениями организации для промышленно-производственных нужд другим подразделениям этого же предприятия;

- средства учреждений, вносимые в уставные фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- бюджетные средства, представляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование ценовых программ и мероприятий, а также доходы, получаемые бюджетами различных уровней за представление бюджетных средств.


2.2. Льготы при налогообложении отдельных товаров, работ и услуг.

 

Законодательством России предусмотрены отдельные случаи, когда обороты, а также товары, работы  и услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Законодательство предусматривает освобождение от налогообложения ряда операций, связанных с процессом приватизации. В частности, НДС не взимается со стоимости выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий, со стоимости приобретаемых гражданами в порядке приватизации жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда и в домах, находящихся в собственности общественных объединений и организаций, а также с арендной платой за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности.

От налога на добавленную стоимость освобождаются также товары (как собственного производства,  так и приобретенные), услуги и работы, экспортируемые за пределы стран-членов СНГ, а также услуги по транзиту иностранных грузов через территорию России.

Согласно Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость" налог на добавленную стоимость не взимается с товаров и услуг, предназначенных для официального пользования иностарнных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов семей, проживающих вместе с ним. Эти товары и услуги освобождаются от НДС и при таможенном оформлении.

Вместе с тем услуги по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным физическим или юридическим лицом освобождаются от уплаты НДС только при условии, если такая же льгота установлена в этих странах в отношении российских юридических или физических лиц.

Действующим налоговым законодательством предусматривается освобождение от налога на добавленную стоимость отдельных финансовых операций. Прежде всего к этой категории следовало бы отнести операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других) за исключением брокерских и других посреднических услуг.

В трактовке данного положения закона на местах возникают разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками, так как инструкция Госналогслужбы РФ по применению этого закона просто повторяет трактовку закона. Сложность же состоит в том, что многие предприятия за свои деньги (в данном случае это не посредническая деятельность) покупают валюту по курсу Центрального банка РФ, а продают по повышенному курсу. Местные налоговые органы считают, что те ресурсы, которые предприятия зарабатывают за счет превышения официального курса ЦБ РФ есть добавленная стоимость и она должна облагаться налогом. Думается, что в данном случае проблема создается искусственно. Ведь закон не делает никаких оговорок. Освобождается от НДС сама операция, а значит, несмотря на то, что при обмене рублей на валюту и обратно даже строго по курсу ЦБ РФ может быть получена прибыль и соответственно добавленная стоимость и она в данном случае по закону обложению НДС не подлежит.

Освобождены от уплаты НДС и операции по страхованию (кроме брокерских и других посреднических услуг), выдаче и передаче ссуд, а также операции, совершаемые по денежным вкладам, расчетным, текущим и другим счетам. Исключение сделано только для доходов, полученных предприятиями и организациями от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций, которые с 1994 года должны облагаться НДС.

Обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные материалы, шлака и отходов драгоценных материалов, а также обороты по реализации в Государственный фонд РФ драгоценных материалов и драгоценных камней также не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Не подлежит налогообложению  стоимость объектов государственной и муниципальной собственности, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и управления. Стоимость зданий и сооружений, передаваемая безвозмездно одним профсоюзным организациям другими профсоюзными организациями. Стоимость жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, организациям и учреждениям органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Не взимается налог при уплате сбора за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационной платы за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю. Не вносится НДС при оплате за действия, за которые взимается государственная плата, а также за услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов.

Особое внимание следовало бы обратить на то, что налоговое законодательство предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость отдельных товаров зарубежного производства. В частности, такая льгота действует при вводе на таможенную территорию России товаров в виде гуманитарной помощи, с декабря 1994 года освобождены от НДС технологическое оборудование, запасные части к нему, а также транспорт общественного пользования и запасные части к нему: специальные транспортные средства для нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел, при вводе на территорию РФ.

Особое внимание в законодательстве уделено социальной защите и адаптации инвалидов. Для организаций и предприятий, где работают инвалиды, создаются налоговые условия более успешной реализации производимой ими продукции. Освобождены от уплаты НДС товары, работы и услуги, производимые и реализуемые лечебно-производственными или трудовыми мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, общественными организациями инвалидов, зарегистрированными в Министерстве юстиции. Товары, производимые и реализуемые лечебно-производственными или трудовыми мастерскими противотуберкулезных заведений и учреждений и учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения. Но льгота не распространяется на предприятия общественных организаций инвалидов. Не облагаются налогом товары, работы и услуги собственного производства, кроме брокерских и иных посреднических услуг, производимые и реализуемые предприятиями, учреждениями и организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников.

При определении права на получение льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Налог на добавленную стоимость с января 1994 года не взимается при реализации товаров, работ и услуг собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий пенсионерам по старости и инвалидам, как работающим на данных предприятиях, так и бывшим их работникам.

Определенные льготы установлены и по стимулированию научной деятельности предприятий и фирм. В частности, при таможенном оформлении не облагаются НДС ввозимые на территорию Российской Федерации оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей.

Освобождение от уплаты НДС действует по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, выполняемым за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.

Не взимается НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных учреждениями образования на основе хозяйственных договоров.

Налогом на добавленную стоимость не облагаются патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также с получением авторских прав.

В практической деятельности налогоплательщиков и контрольной работе налоговых органов определения оборота, товаров, работ и услуг, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, представляет известную сложность, поскольку предприятия производят и реализуют товары, работы и услуги как освобожденные от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые налогом. Необходимо знать, что право на получение льготы предприятия имеют только при ведении раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров, работ и услуг.

В отдельных случаях с учетом специфики деятельности организации Госналогслужба России и Министерство Финансов России могут рассмотреть вопрос с возмещением НДС, уплаченного поставщиками товаров (работ, услуг), по удельному весу облагаемых оборотов в общей сумме выручки от реализации, включая как облагаемые, так и необлагаемые обороты.


2.3. Применение счетов-фактур на предприятиях общественного питания

Существуют определенные особенности составления счетов-фактур и ведения книги продаж организациями общественного питания. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" с 1 января 1997 года все плательщики налога на добавленную стоимость при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг обязаны составлять счета-фактуры. Организации общественного питания не являются исключением из этого порядка.

В связи с этим при реализации юридическим лицам организациям общественного питания продукции собственного производства (например, в ресторане отеля заказывается банкет какой-либо организацией) счета-фактуры составляются в общеустановленном порядке с отражением реквизитов счета-фактуры в книге продаж в том отчетном налоговом периоде, в котором состоялась реализация продукции.

Сумма налога на добавленную стоимость, указываемая в таких случаях в счетах-фактурах, исчисляется по среднему проценту, сложившемуся за прошлый отчетный налоговый период (месяц, квартал). По окончании текущего налогового периода поставщику - организации общественного питания (тот же ресторан) следует составить новый счет-фактуру на сумму разницы между суммой налога на добавленную стоимость, указанной в первоначально оформленном счете-фактуре, и суммой налога, фактически исчисленной в этом налоговом периоде, с пометкой "К уменьшению (увеличению) по перерасчету" и ссылкой на номер ранее оформленного соответствующего счета-фактуры. При этом в книге продаж у поставщика вновь оформленный счет-фактура отражается в общеустановленном порядке с соответствующими изменениями итоговой суммы НДС за отчетный период.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 при реализации товаров за наличный расчет организациями общественного питания непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин требования порядка составления счетов-фактур считаются выполненными, если организация общепита выдала покупателю кассовый чек, содержащий необходимые реквизиты, которыми являются:

- наименование организации общепита;

- номер кассового аппарата;

- номер и дата выдачи чека;

- стоимость (цена) продаваемого товара с налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, при обслуживании в организации общественного питания (тот же ресторан отеля) физического лица счет-фактура не составляется, а его роль выполняет кассовый чек с соответствующими реквизитами. При этом ведение книги продаж осуществляется в порядке, предусмотренном для организаций розничной торговли, то есть с ежедневным отражением товарооборота на основании лент ККМ. По окончании налогового периода сумма НДС, исчисленная в действующем для этих организаций порядке, указывается в книге продаж.

Учитывая многообразие форм деятельности хозяйствующих субъектов, как плательщиков, так и неплательщиков НДС, при поставке продукции между ними возникают дополнительные вопросы применения этого налога, в частности, вопрос о порядке применения налога на добавленную стоимость предприятиями общественного питания при приобретении товаров у частных предпринимателей.

Согласно действующему законодательству по НДС частные предприниматели или физические лица, зарегистрированные как предприниматели без образования юридического лица, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость и, следовательно, при реализации товаров и в договорах с покупателями в первичных и в расчетных документах суммы НДС выделять не должны.

Согласно Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", в случаях, когда в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, не выделена сумма НДС, исчисление ее расчетным путем не производится.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.