Особое место при аудите занимает правильность определения льготируемой продукции. Перечень конкретных условий освобождения от уплаты НДС отдельных видов продукции достаточно многообразен и конкретизирован применительно к соответствующим товарам (работам, услугам), исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 12 Инструкции Госналогслужбы № 39. Но есть общие условия, которые должны соблюдать все организации, пользующиеся льготами по НДС.
Во-первых, все организации обязаны учет процесса производства льготируемой продукции и ее реализации осуществлять отдельно, не допуская обезличенного, "котлового" учета. В этом случае целесообразно к счетам 20 "Основное производство" и 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" открыть счета:
20-1 "Производство продукции (работ, услуг)";
20-2 "Производство льготируемой продукции (работ, услуг)";
46-1 "Реализация продукции (работ, услуг)";
46-2 "Реализация льготируемой продукции (работ, услуг)".
Можно обойтись и без субсчетов, организовав аналитический учет льготируемой продукции.
Как правило, ошибки возникают когда в целом продукция (работы и услуги) не льготируется, но часть ее попадает в льготную категорию по основаниям пунктов 12 "а" и 12 "б", инструкции Госналогслужбы № 39. Чтобы соблюсти требования налоговой службы о необходимости раздельного учета производства и реализации такой продукции, необходимо в общей сумме затрат на производство продукции отдельной позицией выделить в том числе затраты на ее льготируемую часть (сделать специальный расчет), включив соответствующую часть НДС уплаченного (дебет счета 20 "Основное производства", кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям") в издержки производства или, если он был полностью зачтен (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям"), провести восстановительную запись (дебет счета 20 "Основное производство", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС").
Во-вторых, обязательно нужно поставить в счетах-фактурах на оплату льготируемой продукции специальный штамп или сделать запись: "Без НДС".
В-третьих, организация должна соблюдать порядок регистрации счетов-фактур в соответствии с требованием постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" от 29 июля 1996 г. № 914.
На практике при аудиторской проверке необходимо тщательно проверить расчет НДС для уплаты в бюджет при продаже основных средств. Организация может принять решение о продаже ненужных ей основных средств. Облагаемым оборотом является отпускная продажная цена.
ПРИМЕР: Реализована электрическая печь первоначальной стоимостью 27000 руб. с износом 20 %. Рыночная продажная цена подтверждена специализированным комиссионным органом.
Показатели
Ситуации (тыс. руб.)
Корреспондирующий счет
1
2
3
Дебет
Кредит
1. Первоначальная стоимость
27000
47
01
2. Износ
5400
02
3. Остаточная стоимость
21600
-
4.1. Рыночная цена с НДС
12000
25900
27600
76 (51)
47 (76)
4.2. НДС (к уплате в бюджет)
2000
4320
4600
47 (68)
68 (51)
5. Отпускная продажная цена
10000
23000
6. Финансовый результат (стр. 5 - стр. 3)
Прибыль
1400
80
Убыток
11600
Конечно, получить в бюджет НДС в сумме 4600 руб. с точки зрения государства предпочтительнее, чем 2000 руб., как в ситуации 1; или 4320 руб., как в ситуации 2. Этим и руководствуется налоговая служба. Данное обстоятельство имеет существенное значение и для целей налогообложения прибыли, что также не может учитывать налоговая служба. Однако рыночная цена, подкрепляемая документально, снимает все спорные вопросы. Ведь ее устанавливает в этом случае независимая оценочная организация исходя из реального физического состояния электрической печи и возможности ее реализации.
Другое дело, если организация самостоятельно приняла решение о продаже печи за 12000 руб. без документального обоснования продажной цены. Тогда она должна доначислить НДС в бюджет исходя из рыночной цены: в ситуации 2 - 280 руб. (4600-4320); а в ситуации 1 - 2600 руб. (4600-2000) или 2320 руб. (4320-2000), если рыночная цена оказалась ниже себестоимости, которая подлежит отнесению за счет чистой прибыли (дебет счета 81 "Использование прибыли", субсчет "Использование прибыли на другие цели", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС") или нераспределенной прибыли (дебет счета 88 "Нераспределенная прибыль", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС"). Такой же подход при начислении (уплате) НДС действует и при продаже прочего имущества организации по цене не выше его себестоимости.
Отдельное внимание при аудите уделяется особенностям учета НДС, уплачиваемого при приобретении основных средств. По общему правилу при приобретении основных средств для производственных целей их покупную стоимость относят на счет 08 "Капитальные вложения" (дебет счета 08 "Капитальные вложения", кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"), а НДС уплаченный берут на учет по субсчету 19-5 "НДС по приобретенным основным средствам", где он будет числиться до момента принятия объекта на учет (дебет счета 01 "Основные средства", кредит счета 08 "Капитальные вложения"), после чего подлежит зачету по общему правилу (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", кредит субсчета 19-5 "НДС по приобретенным основным средствам") (Инструкция Госналогслужбы № 39 раздел XV пункт 47).
Если объект приобретен для эксплуатации в подразделениях социальной сферы, то учтенная на субсчете 19.5 "НДС по приобретенным основным средствам" сумма НДС уплаченного будет списана за счет чистой прибыли (дебет субсчета 88.2 "Использование прибыли", кредит субсчета 19-5 "НДС по приобретенным основным средствам"), фонда накопления (дебет субсчета 88-3 "Нераспределенная прибыль") или средств целевого финансирования (дебет счет 96 "Целевые финансирования и поступления"), то есть не включается в его первоначальную стоимость.
Особое внимание аудитора требует проверка правильности начисления НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом. В Инструкции Госналогслужбы № 39 записано, что под объектом реализации при выполнении строительных работ хозяйственным способом понимаются суммы, отраженные на дебете счета 08 "Капитальные вложения". Крупные объекты могут строится достаточно продолжительное время, и в этом случае на счете 08 "Капитальные вложения" накапливается сумма незавершенного строительства, которая будет числиться до момента ввода объекта в эксплуатацию. Здесь встречаются случаи, когда НДС начисляется (дебет счета 08 "Капитальные вложения", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС") при вводе объекта в эксплуатацию или по мере окончания этапов работ, что неправильно. Инструкцией Госналогслужбы № 39 пункт 11 установлено, что НДС в этом случае начисляется по мере выполнения работ.
При передаче приобретенного со стороны оборудования, требующего монтажа, (дебет счета 08 "Капитальные вложения", кредит счета 07 "Оборудование к установке") учтенный на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" НДС, уплаченный по данному оборудованию, включается в затраты на капитальное строительство (дебет счета 08 "Капитальные вложения", кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям") поэтому в аналитическом разрезе счета 08 "Капитальные вложения" следует выделить это оборудование самостоятельной позицией, чтобы повторно не начислить на него НДС как вошедший в дебетовый оборот счета 08 "Капитальные вложения".
Такой подход вполне вписывается в установленный порядок учета НДС по оборудованию, требующему монтажа, приобретенному со стороны (статья 7 "в" Закона "О налоге на добавленную стоимость").
Операции
Сумма,
тыс. руб.
4
1. Оприходовано оборудование, требующее монтажа, согласно счету-фактуре поставщика:
на покупную стоимость
на сумму НДС
8000
16000
07
19-6
60
2. Оплачено оборудование
96000
51
3. Передано оборудование в монтаж
80000
08
4. Одновременно на сумму НДС уплаченного
5. Выполнены работы:
хоз. способом по монтажу оборудования
42000
10, 70,
68, 69
6. Начислен НДС на стоимость выполненных СМР
8400
68
7. Объект сдан в эксплуатацию
146400
8. Одновременно
46
В отдельных случаях в ходе аудиторской проверки необходимо уделить внимание при исчислении НДС по приобретенным ценностям. Для учета НДС уплаченного предназначен счет 19 "НДС по приобретенным ценностям", в развитие которого открываются субсчета:
19-1 "НДС по приобретенным материальным ресурсам";
19-2 "НДС по приобретенным МБП";
19-3 "НДС по приобретенным нематериальным активам";
19-4 "НДС по работам производственного характера";
19-5 "НДС при осуществлении капитальных вложений";
19-6 "НДС по приобретенному оборудованию, требующему монтажа";
19-7 "НДС по приобретенным товарам".
Так как НДС по приобретенным ценностям принимается к зачету по НДС начисленному (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям") с обязательным соблюдением требований, установленных законодательством, всякие отступления от установленного механизма зачета могут привести к негативным последствиям для организации. Поэтому работники бухгалтерских служб должны строго соблюдать правила учета НДС по приобретенным ценностям в соответствии с требованиями Инструкции Госналогслужбы № 39 и письма Минфина России "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" от 12 ноября 1996 г. № 96.
НДС, уплаченный по поступившим производственным запасам (дебет счета 10 "Материалы", кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками") и малоценными предметами (дебет счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"), услугам производственного характера (дебет счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26"Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 31 "Расходы будущих периодов", 43 "Коммерческие расходы", 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"), принимаются на учет по счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" по соответствующим субсчетам, где он числится до момента расчета с поставщиками (дебет счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", кредит счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет").
Рассмотрим условный пример
Ситуации
1. Сальдо по сч. 60 и 76 на начало месяца
18000
2. Акцептованы счета-фактуры за материалы, МБП и услуги
50000
3. Оплачены счета-фактуры
68000
52000
48000
4. Суммы НДС к зачету и распределению
11300
8600
8300
5. Сальдо по сч. 60 и 76 на конец месяца
20000
3.2. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ АУДИТА СЧЕТОВ-ФАКТУР И ВЕДЕНИЯ КНИГ УЧЕТА ПРОДАЖ И ПОКУПОК
Как уже указывалось, счета-фактуры составляются организацией-поставщиком (подрядчиком) на имя организации-покупателя (заказчика) в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки товара, выполнения работ и оказания услуг или предоплаты (аванса) предоставляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость.
Второй экземпляр счета-фактуры, остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг.
В связи с этим при аудите счетов-фактур должен провести проверки:
1. Правильности заполнения реквизитов счетов-фактур.
2. Своевременность их заполнения и отправки первого экземпляра покупателю (заказчику).
3. Правильность отражения их в соответствующих регистрационных книгах.
Рассмотрим эти направления подробнее и проведем в выборочном порядке аудиторскую проверку нескольких счетов-фактур.
В счете-фактуре должны быть указаны:
- полное наименование поставщика;
- адрес, телефон;
- наименование города;
- идентификационный номер поставщика (ИНН);
- адреса грузоотправителя и грузополучателя;
- номер и дата платежного документа;
- номер и дата счета-фактуры;
- наименование покупателя;
- адрес и телефон покупателя;
- название города;
- идентификационный номер покупателя (ИНН);
- особые условия оплаты;
- наименование товара;
- единица измерения, цена, количество;
- сумма, ставка НДС;
- сумма НДС, всего к оплате с НДС.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицами, ответственными за отпуск товаров, работ и услуг и скрепляется печатью организации. При получении товаров, работ, услуг счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем.
В счете-фактуре не допускаются подчистки и помарки. Исправления заверяются подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты исправления. Получаемые и выдаваемые счета-фактуры хранятся раздельно в журналах счетов-фактур в течении полных 5 лет с даты их получения (выдачи). Счета-фактуры в журналах должны быть подшиты и пронумерованы.
Счет-фактура составляется на русском языке с использованием компьютера или пишущей машины, но может быть заполнен от руки. При отгрузке товаров, выполнении работ и оказании услуг, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке установленным федеральным законом. С целью проверки этих позиций в организации нами были проверены в выборочном порядке счета-фактуры № 2, 16, 21. В результате проверки было установлено, что счета-фактуры заполнены в полном объеме согласно порядка установленного Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 г. № 914 "Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС" и письмом Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 29.12.96 г. № ВЗ-6-03/890, № 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 г. и могут являться основанием для зачета (возмещения) НДС у покупателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6