Рефераты. Роль и значение рынка лизинга в деятельности авиапредприятий







Почти за два десятка лет ежегодные объемы вновь заключаемых лизинговых договоров увеличились более чем в 10 раз. Однако нужно понимать, что доллар в конце 70-х годов не следует равнять с долларом в настоящее время. Поэтому рост в 10,5 раза должен быть скорректирован, как минимум, на величину инфляции в ведущих странах. Если ее принять в целом по миру в размере 3% в год, то более реальным представляется рост лизингового бизнеса в 6 раз. Такая динамика означает, что среднегодовые темпы роста за этот период составляли около 10%.

В 90-х годах (1994—1999), когда лизинговый рынок достиг достаточно больших объемов, прирост составил 24%, т.е. ежегодные темпы роста равнялись 4,4%.

        В настоящее время наглядно виден рост мирового рынка лизинга без наличия особых налоговых льгот в авиации.

  Основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике "США - Западная Европа - Япония". На лизинговом рынке Европы ведущую роль выполняют Великобритания, Германия, Франция, Италия.

Во Франции достаточно ограниченный рынок, который практически полностью предназначен для самолетов со значительной долей французского участия, например, ЭРБЮС или В737/CFM, тогда как рынок Германии характеризуется медленной эволюцией, но очень богатым потенциалом.

Для Японии характерным является расширение лизинговых операций от финансирования услуг до предоставления "пакета услуг", включающего комбинации купли - продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга. Рынок международного лизинга Японии считается наиболее крупным, несмотря на снижение числа сделок в 1990 году, когда налоговые органы ограничили эту деятельность. 20% самолетов, поставленных в 1993 году, финансировались по схеме «Японского лизинга с эффектом рычага» (JLL) (5 млрд. дол.) по сравнению с 50-60% в 1990 году.

В книге “Leasing Finance” (London, Euromoney Books, 1994, p. 119—120) Филип Марвуд отмечает, что в Японии финансовый лизинг определяется как сделка, удовлетворяющая следующим двум основным требованиям:

1.            Срок лизинга строго фиксируется, и общая сумма лизинговых платежей определяется в сумме, примерно равной совокупным затратам на приобретение оборудования, сданного в лизинг.

2.            Запрещается аннулирование договора лизинга в течение периода его действия.

Если в Японии финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то лизингополучатель наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном случае, подобным правом будет обладать лизингодатель.

Финансовый лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если удовлетворяется один из следующих критериев:

ü            по истечении периода лизинга лизинговое имущество будет передано лизингополучателю за нулевое или номинальное денежное вознаграждение;

ü            в лизинг передается оборудование, вмонтированное в здание и поэтому неперемещаемое с места на место;

ü            в лизинг передается оборудование, произведенные для специальных целей, так что в результате лизинговое имущество трудно использовать в каких-либо других целях;

ü            срок лизинга короче 70% законодательно оговоренного срока службы лизингового имущества (60%, если этот срок службы составляет 10 лет и более), и лизингополучатель имеет право покупки.

Ряд японских лизинговых компаний относится к крупнейшим в мире. Так, второй по величине общей стоимости портфеля лизинговых контрактов (более 25 млрд. долл.) является Orix Corporation. Эта компания заключает в течение года новые лизинговые договоры примерно на 10 млрд. долл. По показателю ежегодного объема нового лизингового бизнеса в десятку крупнейших в мире до своего банкротства входила Japan Leasing Corporation с суммой договоров 3,3 млрд. долл. У компании Tokio Leasing Co. этот показатель соответствовал 3,2 млрд. долл. (весь лизинговый портфель этой компании превышает 10 млрд. долл.). Компания Centure Leasing System, Inc. с показателем 2,6—2,7 млрд. долл. (величина портфеля — более 5 млрд. долл.) находилась в середине второй десятки. Еще одна компания, Sanwa Business Credit, входила в первые 50 крупнейших в мире лизингодателей. Ее годовые лизинговые обороты превышают 1 млрд. долл., а стоимость всего портфеля была близка к 2 млрд. долл.

Финансирование арендных операций авиатранспорта активно применяется в США. Первый арендный договор персональной собственности был зарегистрирован в Северо-Американских Соединенных Штатах еще в начале XVIII в. В настоящее время на долю авиатранспорта приходится 19,1% всего объема арендованного оборудования. В США, как и в Великобритании, рынок полностью ориентирован на внутренние компании, чтобы самолеты использовались на внутренних линиях.

На рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. Лизинг в США действительно развивается очень динамично, несмотря на достаточно жесткое регулирование со стороны государства.

Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных. По оценкам экспертов, к началу 1988г. с помощью лизинга реализовывалось основных фондов на 250 млрд. долл., в то время как в 1979г. - только на 50 млрд. долл.

В 90-х гг. в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование на долю лизинга приходилось: в США - 25-30%; в Англии, Франции, Швеции, Испании - 13-17%; в Италии, Голландии - 12-14%; Австрии, Дании, Норвегии - 8-10%; в Японии - 8-10%.

Для современного периода характерно создание международных лизинговых институтов. Так, объединение европейских лизинговых сообществ охватывает общества и союзы 17 европейских государств.

Итак, как видно из вышесказанного, наиболее развитыми лизинговыми рынками являются рынки США, Японии и ряда стран Западной Европы

3.3. Перспективы развития лизинга в Азербайджане


Существует мировая практика кооперации как внутри страны, так и на международном уровне по использованию промышленного оборудования, машин и механизмов, новых технологий, сооружений промышленного назначения через особую форму предпринимательской деятельности - лизинг.
Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 ноября 1994 года вступил в силу Закон "О лизинговых услугах", который регулирует лизинговые отношения, определяют права и обязанности субъектов договора о лизинге.
Лизинговые услуги, оказываемые в Азербайджанской Республике, регулируются вышеуказанным Законом, другими законодательными актами (Законами "О банках и банковской деятельности", "Об инвестировании", "О предприятиях", "О несостоятельности и банкротстве", "О страховании") и международными договорами Азербайджанской Республики. Закон "О лизинговых услугах" касается всех юридических и физических лиц, которые действуют на территории Азербайджанской Республики и являются субъектами договора о лизинге. Необходимо отметить, что субъектами договора о лизинге могут быть также иностранные юридические и физические лица.
          Прошло более трех лет с момента принятия Закона "О лизинговых услугах". Но несмотря на это, лизинговая деятельность не получила должного развития в нашей республике. Этому способствовали некоторые объективные и субъективные причины.

Во-первых, лизинг - понятие для нас новое, и поэтому необходимо проводить разъяснительную работу и пропагандировать его выгоды. Это, прежде всего, связано с отсутствием обширной информации о лизинге и нужных специалистов, занимающихся лизинговыми операциями, определением спроса и предложения нового и подержанного оборудования, страхования имущества и т.д.

Во-вторых, финансово-кредитные органы республики, а именно, банки не рискуют вложить долгосрочный капитал в производство, так как лизинговые операции связаны, в основном, с производством. Банкам выгодно предоставлять краткосрочные кредиты (в основном, до трех месяцев) торговым фирмам, делая таким образом "быстрые деньги". Хотя эта операция тоже связана с немалым риском.

В настоящее время в государствах ближнего зарубежья и, в частности, в России производится много различного оборудования, которое могло бы стать предметом лизинга в страны СНГ. С другой стороны производители данной продукции нуждаются в рынках сбыта и ищут пути реализации своей продукции. В этой связи лизинг мог бы стать дополнительной возможностью реализации продукции для производителей. С другой стороны, лизинг зачастую является единственной альтернативой для малых и средних компаний при финансировании своих инвестиций, так как механизм банковского кредита в силу ряда причин остается крайне проблематичным.

Единственным препятствием здесь является отсутствие достаточных гарантий для производителей машин и механизмов со стороны потенциальных лизингополучателей.
          Составляя около 25-30% в общем объеме инвестиций, наибольшее распространение в мировой практике получили следующие основные модели организации операций по международному лизингу:

1.  Лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране.
          2. Лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации
и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, через свою дочернюю фирму или представительство, находящееся в этой стране.

3. Лизингодатель одной страны осуществляет контракты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, через своего представителя - лизинговую фирму этой страны, которой могут быть поручены: организация и проведение предварительных переговоров, подготовка и заключение лизингового контракта на базе условий поручителя, а также его исполнение. Юридически отношения между партнерами - лизинговыми фирмами оформляются обычным агентским соглашением на коммерческой основе.

4. Лизингодатель осуществляет контакты по организации и осуществлению лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в этой же стране, а исполнение заключенного контракта на условиях агентского соглашения передает лизинговой фирме, находящейся в другой стране.

Оценивая применимость на практике каждого из вышеизложенных вариантов в Азербайджане, необходимо выделить следующее: сегодня, в силу невозможности удовлетворять за счет исключительно традиционных каналов финансирования темпов технического и технологического прогресса, механизм реализации лизинговой деятельности в республике может опираться только на привлечение иностранных инвестиций. Вместе с этим надо отметить, что основной проблемой, которая возникнет у инвестора-лизингодателя при осуществлении международных лизинговых операций, будет проблема установления "хорошей репутации" отечественного лизингополучателя. Это вполне естественно, так как при международных лизинговых операциях, партнеры находятся в разных странах, и степень коммерческих рисков при проведении этих операций возрастает (различия в системах гражданского, торгового, налогового, правового регулирования; риски изменения валютных курсов; защиты прав собственности на предмет лизинга; вопросы его возврата после истечения сроков основной аренды; политические риски и т.п.).

Надежной возможностью преодоления вышеуказанных трудностей может считаться открытие дочерней фирмы или представительства иностранного лизингодателя в Азербайджанской Республике (благоприятные условия и гарантии для реализации этого механизма дает законодательство Азербайджана, регулирующее инвестиционную деятельность иностранных компаний в республике) либо организация проведения операций по международному лизингу по двум последним из четырех представленных моделей.

Если обращаться к опыту европейских стран, то в целях унификации и оптимизации операций, связанных с международным лизингом, крупные лизинговые фирмы там объединяются в так называемые "лизинговые клубы" или "ассоциации". Эти структуры являются проявлением своеобразных форм кооперации в области лизинга. Помимо выполнения указанных функций, через них осуществляется "перенайм" (сублизинг) сделок по "лизингу, переходящему границы", т.е. подыскивается партнер из членов клуба в той стране, куда "направляется" лизинг, который готов принять на себя выполнение обязательств по контракту.

Такие "лизинговые клубы" получили широкое распространение. Например, в Западной Европе существует ассоциация "InterLease" с участием лизинговых фирм Англии, Бельгии, Дании, Голландии, Италии, Норвегии, Франции, ФРГ, Швейцарии и Швеции; "Lease-Club", объединяющая лизинговые фирмы из стран Европы и одну из Австралии; "LeaseEurope", объединяющая национальные лизинговые ассоциации Европы. В России существует национальная ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг".
Идею создания аналогичного объединения на постсоветском пространстве выдвинул Межгосударственный Экономический Комитет СНГ. Образование этой структуры может иметь определенный позитивный результат в деле информационной поддержки при создании доверительных отношений между лизинговыми компаниями наших стран и выработки единого механизма гарантий.

По мере роста лизинговой активности в республике, азербайджанские предприниматели смогут объединиться в отечественную лизинговую ассоциацию и уже сами будут поддерживать постоянный деловой контакт с международными лизинговыми организациями.

В отношении существующего законодательства отметим, что основным правовым актом, регулирующим правоотношения сторон по международному лизингу, является Конвенция "О международном лизинге финансирования", так называемая "Оттавская конвенция 1988г.", принятая Ассоциацией ООН по унификации права в области промышленного развития (UNIDRUA).

Давая краткую характеристику Конвенции, необходимо подчеркнуть, что она содержит большое количество диспозитивных норм, которые позволяют участникам лизинговых отношений достаточно полно учитывать при заключении договоров свои индивидуальные потребности и быть в состоянии гибко реагировать на изменения, свойственные рыночной экономике. В соответствии с параграфом 2 статьи 5 Конвенции, стороны договора по международному лизингу могут в своих отношениях отступать от тех или иных положений Конвенции или вносить изменения в возможные последствия ее применения. Этот принцип диспозитивного применения Конвенции ограничивается лишь в нескольких специально оговоренных случаях.

Несложно сделать вывод, что присоединение Азербайджанской Республики к Оттавской конвенции 1988 года позволило бы обеспечить гармонизацию складывающейся нормативной базы в области регулирования лизинговых отношений с нормами международного права в данной области, что в свою очередь могло бы быть дополнительным источником для привлечения иностранных инвестиций в азербайджанскую экономику. Кроме того, присоединение к Оттавской конвенции дало бы нашим предпринимателям, занимающимся лизинговой деятельностью, выход на международный рынок.

Тут хотелось бы обратить внимание на то, что при всей мажорности восприятия нами принятого постановлением Милли Меджлиса и подписанного Президентом Азербайджанской Республики Г. Алиевым еще в ноябре 1994 года Закона Азербайджанской Республики "О лизинговых услугах", подзаконные нормативные акты, необходимые для полноценного применения этого Закона, к сожалению, до сих пор не проработаны.

В итоге необходимо отметить, что международные операции по лизингу влияют на состояние платежных балансов стран, так как платежи по лизингу, выплачиваемые иностранным лизингодателям, увеличивают внешние расходы стран, а продажа объекта по окончании лизингового соглашения рассматривается как прямой импорт. В связи с этим международные операции по лизингу должны не только находиться под финансовым и правовым контролем, но и иметь всяческую методическую поддержку со стороны государства.






Глава 4. Охрана труда

4.1. Анализ факторов производственного процесса



 При анализе условий труда и выявлении опасностей необходимо выполнить детальную декомпозицию трудового процесса. Это позволит наиболее полно определить опасные и вредные факторы.

Вредный фактор – это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный фактор – это воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Перечислим опасные и вредные факторы в алфавитном порядке:

            1.     алкоголь;

            2.     аномальная температура воздуха;

            3.     аномальная влажность воздуха;

            4.     аномальная подвижность воздуха;

            5.     аномальное барометрическое давление;

            6.     аномальное освещение;

            7.     аномальная ионизация воздуха;

            8.     бликость;

            9.     вакуум;

        10.     взрыв;

        11.     взрывчатые вещества;

        12.     вибрация;

        13.     вода;

        14.     вулканы;

        15.     высота;

        16.     газ;

        17.     гербициды;

        18.     глубина;

        19.     гиподинамия;

        20.     гипокинезия;

        21.     голод;

        22.     гололед;

        23.     горное давление;

        24.     горячие поверхности;

        25.     гравитационная тяжесть;

        26.     динамические нагрузки;

        27.     дождь;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.