Рефераты. Роль казачества в военной истории России






В 1557г. к Ивану IV прибыло посольство «черкас кабардинских» от Темрюка Айдаровича, било челом «чтобы государь ... астраханским воеводам приказал бы дать им помощь». С тех пор Малая Кабарда еще теснее была связана с Русью. Темрюк своих детей отправил на воспитание в Москву, они учились в Кремлевском дворце. Более того, кабардинцы восстановили православие. Кроме кабардинцев в Москву приходили и другие посольства, например от шамхала Тарковского, за помощью и защитой от крымского хана. Царь принимал все посольства, обещая свое покровительство, но не хотел вмешиваться. Однако жалобы кабардинских князей на бесконечные нападения кумыков в 1560г. понудили послать войско воеводы Черемисинова. Это была первая официальная защита подданных земель. Тогда же и Грузия стала ближе к Руси, и первым из грузинских владетелей был царь Иверии. Ближе к Русскому государству хотел быть и кахетинский царь Леван П.

Крымский хан недовольный влиянием Руси на Кавказе, открыто вмешаться не мог. Он спровоцировал междоусобицы среди самих кабардинцев. По словам Потто, царь не дал в обиду князя Темрюка. Из Астрахани были направлены 500 стрельцов и 500 городовых казаков с воеводой Плещеевым, который по некоторым сведениям в 1563г. поставил для князя городок в развалинах нынешнего селения Татартуп в районе Эльхотово. Но не все кабардинцы подчинялись Темрюку, продолжались межоусобицы, что и было нужно Девлет Гирею, с которым были дружны непокорные кабардинцы. Осенью 1565г. царь направил на кабардинские земли войско с воеводой Дашковым. Государь решил ставить крепость на Тереке.

А Темрюк через своих послов просил Ивана IV оставить на его землях постоянное войско, которое было бы действенной защитой. Для этих целей царю необходимо было ставить мощную крепость. Итак, Московское государство становилось твердой ногой на землях единоверцев: славян — казаков и малокабардинцев. Место было выбрано на левом берегу Терека, против впадения в него р. Сунжи, близ станицы Старощедринской. Крепость назвали ТЕРКИ и оснастили "вогненным боем" [19, С. 62].

 В истории терских казаков с 1577 г. началась служба Русскому Государству. Этот год «высочайше повелело» считать годом старшинства Терского казачьего войска, в основу которого легло весьма древнее Гребенское войско. Гребенцы связывали основание войска с атаманом Андреем Щадра. В предгорьях Кавказа казачьи городки располагались по рекам Аргун, Гумс и др. Гребенцы охраняли заставы на перелазах через Сунжу, проезды через горные хребты и болота. Их посылали в разведки, ставили проводниками к послам и купеческим караванам, как знающим языки местных своих соседей.

Крепость просуществовала недолго. Вновь посыпались угрозы от крымского хана. Иван Грозный, только оправившись от Чигиринских походов, не стал ссориться и отозвал стрельцов с крепости и казакам велел уйти. Но они не ушли.

В 1583г. султан потребовал убрать казаков с Терека.

Весной 1584г. неожиданно умирает Иван IV. Наследник Федор Иоаннович, и правивший при нем его шурин Борис Годунов, продолжали ту же кавказскую политику.

Не желая уступать Турции, решено было на Терской окраине создать воеводство и, как опорный пункт, поставить крепость. Весной 1588г. из Астрахани на Терек прибыли ратные люди с боярином Михаилом Бурцевым и казаком Келарем Протасьевым. Выбрав удобное место в устье, в протоке р. Тюменки, поставили крепость, а при ней воеводский город. Сюда прибыл воевода, князь Андрей Иванович Хворостинин с большим отрядом московских стрельцов. В крепости нашлось место низовым казакам. Она представляла собой острог из дерева и земли, с башнями и высокими стенами, насыпными валами и больверками (рвами), формы трапеции, в длину простиралась на 200 футов (610 м), в ширину - 800 футов (2440 м). Терки - 2 переименовали в Сунженский городок. А новая крепость названа по имени двух старых - Терки. От моря к крепости было 4-5 верст. Местность затоплялась, климат был сырой. В бойницах башен были установлены крепостные ружья. По тревоге трое крепостных ворот запирались, стрельцы и пушкари по колокольному звону занимали свои места на стенах крепости. Терский гарнизон состоял из 2000 московских стрельцов и пятисот городовых казаков. В постоянном гарнизоне служили и инородцы, крещенные в православии. Они селились своими семьями за городом в отведенных для них слободах. Те, которые не желали менять веру, но хотели служить Русскому государству, были поселены отдельно от новокрещенов, и в гарнизон не допускались. Им казаки не доверяли, хотя и среди них были рыцарски храбрые, честные и благородные люди. Они посылались вместе с казаками в особые разведки, участвовали в боях. Город за крепостью был небольшой и чистенький. Он производил приятное впечатление опрятными прямыми улицами, красивыми зданиями. Дорога через городские ворота вела к площади, там стоял собор, а от него дорога вела к воеводскому двору, присутственным местам, торговым рядам и караван-сараям.

Постепенно Терек обустраивался казачьими станицами. В 1614г. гребенской атаман Яков Иванович Гусевской укрепил станицу Червленную, построенную еще в 1567г., и станицу Щедринскую, построенную в 1569г.

На Дону, как и на Тереке, казаки называли городки острожками. Донские острожки отличались от терских. Во-первых, они обносились двумя рядами плетня - палисада, а между плетнями забивали землю. Сверху на такое сооружение укладывали ветки терна. Дома, как и на Тереке, в XV-XVI вв. были турлучными. Крыша покрывалась камышом, конёк ставился из раздвоенных камышовых снопов. И конёк, и крыша укреплялись лагами (глицами). Скот и лошадей обычно держали не внутри городка, а поодаль, что при нападении врага можно было незаметно увести и спрятать их подальше. Ученые полагают, что такого типа первые городки в низовьях Дона появились не ранее 1551г.

Поддержание контактов между Русью и Доном определялось потребностью обеих сторон. Взаимоотношения строились на межгосударственных принципах. Но с 1614 г., несмотря на различные возмущения и столкновения с государством, донские казаки степенно теряли свою самостоятельность.

Древнейшая крепость на Дону - Азов. Историки высказывают мнение, что на этом месте была впервые построена крепость в 1в. до нашей эры, и что, якобы, это был город древнегреческой колонии Танаис. Есть документ, в котором отмечено, что епископы родов Томи и Таны этой территории принимали участие во многих вселенских спорах, что, начиная с 381г. н.э. Тана была предшественницей Азова, что это была древняя цитадель христианства на будущих казачьих землях. Крепость Черкасы, названная (так еще в XIVв. называли казаков), была построена в нач. ХVI в.

В начале ХVII в. все казачьи городки на Дону объединялись вокруг самого древнего городка Раздоры, построенного в самом начале века в дельте реки Северный Донец. До 1622r. городок являлся столицей Войска Донского, там собирались войсковые Круги, размещалась вся администрация и Главная Квартира Войска. Но после 1622г., в целях безопасности, столицу перенесли на Казачий Остров, ближе к Азову, в Монастырский городок, стоявший в 12-ти км. южнее станицы Старочеркасской. В 1637г., когда над Доном нависла угроза, войсковая столица была перенесена в Азов. В истории донских казаков были тяжелые годы защиты своей древней крепости: знаменитое Азовское сидение, когда казаки из-за предательства Алексея Михайловича вынужденно сожгли свою святыню дотла. Столицу вернули в Монастырский городок. Но погибших товарищей казаки захоронили под Азовом. В 1643г. турки разрушили и Монастырский городок. Только в 1696г. под командованием императора Петра I казаки вернули крепость. В честь этой победы впервые в России, в г. Черкасске был поизведён салют. Царь впервые испытал казачьи струги, выдержавшие страшные сражения под стенами крепости. В ХУПв. возрастает политическая и экономическая зависимость донских казаков от Русского государства. Официальную клятву служения  государю Руси донские казаки дали только в 1676 г.

В 1751г. в память канонизированного православной церковью запорожского казака Дмитрия Ростовского, военный инженер-архитектор Александр Иванович Ригельман проектирует крепость св. Дмитрия, ныне - это город Ростов-на-Дону.

На попытки Московского государства ограничить независимость, казаки отвечали бунтами, порой потрясавшими троны. Группы депутатов (послов) назывались станицами, были различными по коли­честву и по значимости: зимовые и легкие станицы. В зимовую станицу снаряжали лучших казаков во главе с атаманом. По приезде в Москву их допускали к государю, кормили с царского стола. В конце посольской миссии царь «жаловал» атаману и есаулу по сабле, со своим портретом, или серебряные ковши золотом гравированные, с изо­бражением двуглавого орла. Казаки - депутаты одаривались сукном из царских кладо­вых. Легкая станица снаряжалась на короткий период. Ее функции были проще. Пол­номочия депутатов оговаривались на Круге. Станицами казаки называли и место, где они останавливались своим кошем под Москвой. Станицами называли городки, в кото­рых проживали. Постепенно казаки теряли независимость, и, прежде всего, этому спо­собствовала присяга гребенцов, а позже донцов на верность Руси, которая не хотела мириться с независимостью своих подданных. В религиозном отношении казаки долго ее сохраняли.

Подводя истог рассмотрению данного вопроса необходимо отметить, что складывание системы отношений кавказского казачества и системы государственного управления неоднократно освещалось в исторической литературе. Авторы, писавшие до 1917 года, как правило, преувеличивали степень воздействия государства на всю жизнь и службу казачества. Советские историки склонны подчеркивать свободолюбие и сопротивление влиянию властей.

Истина лежит между этими точками зрения. Действительно, указ Сената от 3 марта 1721 г., по которому казаки передавались в подчинение Военной коллегии, с выдачей им регулярного жалования был связан с персидским походом Пектра I и касался, в первую очередь, военной организации. Однако, с другой стороны, когда позиции России на Кавказе не были устойчивыми, проникновения государственности в казачью среду носили ограниченный характер.

I.2. Политико-административное самоуправление казаков.

Институт общественного управления у казаков своей древней истории несколько походит на древне - русское вече, но при более полном исследовании мы видим некоторые различия. Формы са­моуправления у казаков прошли многовековой путь традиций, складывавшихся в истории этого на­рода, в строго определенных условиях. Они отличались от древне - русского вече сложностью и мно­гообразием демократических видов подчинения. Древне-казачья демократия предполагала обяза­тельность общинного исполнения, опиралась на свободу слова, разность мнений при обсуждении любых вопросов. На рубеже XVII в. казачество представляло вполне сложившуюся этнокультурную общность с независимой управленческой структурой. Иван IV не раз отмечал, что ни днепровские, ни донские казаки не зависят от великого князя. Политические партнеры казаков рассматривали их как народ, самостоятельный субъект международной политики.

Переговоры с Русью велись через посольские структуры (станицы) и документально отражались в Посольском Приказе. Самоуправление изначально представляло единый социальный организм всей общины - уклад. Он включал в себя военно-политическое, экономическое, хозяйственное и социально-культурное администриро­вание. Главными его критериями были народоправство, общинность и равноправие. Управляла укладом казачья старшина, ежегодно избираемая «вольными голосами», то есть от­крытым голосованием.

В XVII в запорожские казаки были переписаны в реестр. У терских и донских казаков никаких реестров не было. Вхож­дение казака в службу по достижении совершеннолетия само собой разумелось.

Стержневым направлением государственной политики стало «огосударствление казачества», его подчинение и использование в регулярных частях во время военных действий. Под­пав под такую зависимость государству, казаки продолжали соблюдать свой уклад. Община оставалась важнейшей социальной организацией, и, несмотря на давление, самоуправление получало дальнейшее развитие.

В основе казачьего уклада был Круг, а у запорожцев и кубанцев - Рада. Так у них изначально назывался верховный орган власти. Круг мог собраться спонтанно на пло­щади, а по необходимости и в море. В сухопутных военных действиях казаки могли прибыть на Круг на лошадях. Но с глубокой древности всегда образовывали круг, по­тому что именно круг с бродницких времен был методом обороны у казаков. Кругу подчинялись все казаки без исключения. Станичные Круги проводились на централь­ной площади - майдане, или храме, или в часовенке, где можно было собрать Круг. Для его проведения выносилась икона-покровительница. Ее ставили в центре на ана­лой. Линейные казаки на Кругах не снимали папах, как знак полного юридического равноправия. И атаман, и казак были в равных условиях для высказывания своего мнения. На Кругах объявлялись походы, зачитывались войсковые приказы, решались войсковые проблемы, рассматривались злободневные вопросы, проводились выборы, чествовали казаков за доблесть и отвагу.

Одной из форм самоуправления было станичное правление, как исполнительная власть. В него входили станичный атаман и два судьи, избираемые на Круге, а также куренные атаманы хуторов. Все должности войскового и станичного правлений были выборными. На специальных выборных Кругах избирали открытым голосованием. Правда, после введения института наказного атаманства, были попытки назначений на местах, но они провалились. На Кругах имели право присутствовать совершеннолет­ние казаки. Долгое время у казаков совершеннолетие определялось по-разному. На Тереке - 21 год, на верхней Кубани - 25 лет. Интересы женщин представляли родст­венники мужского пола. Лишали права голоса буянов, пьяниц, скандалистов [5, С. 182].

Работой Круга руководил атаман. До 1840г. он избирался на 1 год, позже - на 3. Атаманов избирали из людей достойных, добропорядочных, не моложе 33 лет. Он должен быть честным и доступным для любого казака. Куренной и станичный атама­ны должны были неотлучно находиться в станице. На заседаниях правления атаман имел 2 голоса. Процедура выборов была следующей: отслуживший свой срок атаман выходил на середину Круга в сопровождении есаульца - главного распорядителя Кру­га. Снимая с себя атаманские полномочия, клал на землю атаманскую папаху, насеку и, кланяясь на четыре стороны, спрашивал у казаков права доложить о своей деятель­ности словами: «воде» ли атаман в доклад?» Если казаки атаману доверяли, то ответ был из Круга «атаман волен в доклад», или: «атаман не волен в доклад». После доклада казаки предлагали кандидатуру для выборов. Обсуждение кандидатур было открытым и бурным. Вновь из­бранный атаман также выходил на середину круга, кланялся на четыре стороны и бла­годарил казаков за избрание. Получал благословение от стариков по следующей про­цедуре: приставы держали атамана, не касаясь его руками, в символическом кресте, а старейшина давал ему по спине три легких удара нагайкой, чтобы не зазнавался, при­слушивался к Кругу, заботился о войске, общине и казаках. Избранный атаман благодарил стариков за науку и получал благословение на деятельность от священника. За­тем брал с земли атаманскую папаху, надевал на голову, в руки брал насеку. Поход­ный и кошевой атаманы, есаулы, священник, писари, хорунжий, сотенные, полусотенные, десятники, Суд Почетных избирались сроком на год по Уставу.

Писарь войска избирался из грамотных казаков, владевших каллиграфией. Кроме знаний делопроизводства, это должен быть человек честный, которому можно было бы доверять. Он подчинялся непосредственно атаману, обязан был в исправности со­держать документацию, вовремя сообщать атаману о вновь прибывших бумагах, о предписаниях войскового начальства. Он подробно записывал жалобы станичников, передавал их судье и атаману, но он не имел права вести судопроизводство.

В древности знамя называлось хоругвью, а знаменосец и хранитель знамени - хо­рунжим. Он избирался открытым голосованием на Круге. Хорунжий отвечал также за сохранность войсковых регалий: штандартов, наград, символов атаман­ской власти, войсковой иконы-покровительницы.

С ХIХ в. ежемесячно члены правления получали жалование из войсковой или ста­ничной казны. Сумма определялась войсковым или станичным Кругом. В станице жа­лование зависело от числа жителей. Казначей избирался из отслуживших, отставных, зарекомендовавших себя особой честностью казаков. В обязанности казначея входило учет и хранение общинных сумм. Станичное правление обсуждало и решало все фи­нансовые дела, составляло сметы по доходам и расходам на год, вело учет станичных земель, составляло списки призывников и т.д. Все члены станичного правления четы­режды в год отчитывались о своей работе перед войсковой канцелярией.

Большая часть казаков не приняла церковную реформу Никона и сохранила тради­цию выбора священника из казачьей потомственной духовной среды. Его обязанности не ограничивались службой в храме. Он был с казаками и в походах, благословляя их на сражение, причащая, исповедуя перед боем. Священник отпевал погибших, соборо­вал умирающих от ран и болезней. Круг, в целом, нес в себе глубинные устои жизни казаков. На казачий уклад не отваживались покушаться даже правители России.

Суд Почетных избирался на Круге и был не менее важным органом самоуправле­ния. Суд избирался на год. В него входило от 6 до 12 отставных казаков не моложе 35 лет, честных и справедливых. Председателем обычно избирали вошедшего в Суд офи­цера. Судьи считались помощниками станичного атамана. Станичный суд собирался не менее двух раз в месяц. В нем решались дела казаков и иногородних, но иногород­ние не могли быть избраны членами Суда. Станичный атаман не имел права вмеши­ваться в решения суда, мог не присутствовать на заседаниях. Присутствовали помощ­ник станичного атамана, писарь, но вмешиваться в работу суда не имели права. Дела непосильные для решения станичным судом передавались в войсковой суд. В стани­цах мог быть и церковный суд. Он выступал посредником в определении размера на­казания, либо когда преступление касалось религиозных основ и проступков против нравственности, оберегаемой церковными канонами. Несправедливо вынесенный при­говор мог привести к замене членов суда. Кроме станичных, церковных и судов По­четных в станицах могли быть и, так называемые третейские суды. Их называли «судами по совести» или «судами чести». По традиции в их заседаниях принимали участие посредники с обеих спорящих сторон по взаимному согласию. Решение третейского суда открыто объявлялось и вносилось в специальную книгу, хранящуюся в станичном правлении. Приговоры входили в силу со времени занесения в книгу и считались окончательными. Жалобы на их решения не принимались. Уголовные дела рассматривали полковые следователи и комиссии Военного Суда.

Есаулов избирали из грамотных офицеров, способных видеть стратегию боевых действий и умело разработать тактику отдельных боев. Есаулу доверяли казаки, он бе­рег их в бою, зная, что ответ будет держать перед родителями. Частенько из одной се­мьи могли быть и есаул, и младшие офицеры, и простые казаки.

Казачье народоправство выражалось не только в проведении Кругов и в выборах. С 1785г. в станицах по воскресеньям проводились сходы. У казаков было двойственное подчинение: военное и гражданское, хотя между ними особых различий не было. В обострении обстановки власть военной администрации резко возрастала [21, С.101-102]. На сходах могли присутствовать все: и женщины, и подростки. Там тоже зачи­тывались некоторые войсковые приказы и советовались об их исполнении. Рассужда­ли о текущих хозяйственных делах, мирили распри, а если это не удавалось, то пере­давали дело в суды. На сходах избирали начальника станицы. Крики и выкрики не до­пускались, каждый имел право говорить «в свою очередь». Станичный начальник без про­медления доводил до высшего начальства решения схода. Авторитет выборной власти у казаков был непререкаем и держался на соблюдении и почитании традиций и обыча­ев. Главным во взаимоотношениях станичников было взаимное уважение, почет бое­вым заслугам, трудолюбие, честность, религиозность. В казачьем самоуправлении со­хранялись и поддерживались автономная деятельность станичных общин, свобода и независимость, планирование доходов и расходов, высокая ответственность выборных в выполнении должностных обязанностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.