Рефераты. Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе






Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе

КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т. ШЕВЧЕНКА



                                                          Механико-математический факультет

 

 

 

«Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе»

 

Дипломная работа студента 2 курса

Наквасюка В.В.


Научный руководитель

проф. Кузнецов В.С.

 



Киев



СОДЕРЖАНИЕ:

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Общая характеристика МВФ.......................................................... 7

1.1. Необходимость создания. Функции Фонда.......................................... 7

1.2. Современная организационная структура........................................... 14

1.3. Кредитные ресурсы............................................................................. 18

Глава 2. Основные направления деятельности.......................................... 23

2.1. Предоставление кредитов на реализацию экономических программ. 23

2.2. Регулирование ликвидности и курсовая политика.............................. 35

2.3. Политика надзора и оказание технической помощи........................... 42

Глава 3. Помощь в урегулировании финансовых кризисов...................... 49

3.1. Участие в преодолении мексиканского долгового и финансового кризиса.       49

3.2. Организация финансовых пакетов для стран Юго-Восточной Азии. 50

3.3. Финансовая помощь России................................................................ 50

Заключение................................................................................................. 50

Список использованной литературы......................................................... 50


                                      Введение.


Выбор темы, актуальность, цели и задачи настоящего дипломного исследования обусловлены следующими положениями.

Основной целью настоящего дипломного исследования является исследование исторически сложившейся структуры и стратегии  МВФ в новых условиях. Также в работе предполагается анализ следующих исторических, теоретических и практических положений , связанных с историей создания и современной деятельностью Фонда.

Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность в 1946 г., после ратификации договоров, разработанных на Бреттон-вудской конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (1944 г.).

МВФ входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. В настоящее время членами МВФ являются около 180 стран, включая все бывшие союзные республики.

Штаб-квартира находится в Вашингтоне.

Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждую часть квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР - специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) определяются на основе стоимости корзины из пяти ведущих мировых валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены).

Целями МВФ является:

·        поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

·        содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики;

·        поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

·        участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансфер валюты;

·        предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

Основные направления деятельности МВФ включают также регулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности. Усиливается взаимодействие с МВФ, МБРР, ОЭСР, ПРООН, Парижским и Лондонским клубами и т.д.

В области регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получением кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово- экономической стабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости от выполнения этой программы. Наличие подобной программы и соглашения с МВФ обычно рассматривается как международное свидетельство платежеспособности страны.

В сфере долгового регулирования МВФ активно взаимодействует с Всемирным банком.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих, состоящий их представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. п.) он может делегировать исполнение своих задач Исполнительному Совету. Управляющие встречаются раз в год на ежегодных сессиях.

Временный комитет (24 члена, обычно два заседания в год) консультирует Совет Управляющих по вопросам, связанным с текущим контролем за мировой валютной системой и ее адаптацией к меняющимся условиям.

Исполнительный совет отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 Исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовкая Аравия, США и Япония), остальные избираются от других стран на основе принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством Директора-распорядителя.

Важнейшее структурное подразделение МВФ - Временный комитет по вопросам реформы международной валютной системы, фактически обеспечивает политическое руководство и занимается согласование всех вопросов, касающихся деятельности Фонда, внесения изменений в его устав, пересмотра квот, выпуска СДР, принципов использования ресурсов МВФ и т.д.

Персонал МВФ насчитывает более 2000 экспертов, возглавляемых Директором-распорядителем. Директор-распорядитель выбирается Исполнительным советом (по традиции это - представитель Европы). Он не имеет права голоса, за исключением тех случаев, когда голоса в Исполнительном совете разделяются поровну.

Основными источниками финансирования МВФ являются взносы (квоты) государств-членов и займы МВФ у своих членов.

Как правило, МВФ предоставляет средства своим членам равными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25 процентам квоты государства-члена.

В рамках программы расширенного финансирования членам МВФ может предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранения внутри- и внешнеэкономических перекосов.

В тоже время, в рамках МВФ действуют также и специальные механизмы:

Фонд системной трансформации (Systemic Transformation Facility) предоставляет финансовую помощь странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике.

Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing Facility) оказывает помощь государствам-членам в случае несения ими убытков (экспорт, значительный рост цен на импортируемое зерно), если эти убытки носят временный характер и обусловлены причинами, лежащими вне сферы влияния этих стран; а также при необходимости поддержания темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.

С помощью Системы финансирования буферных запасов (Buffer Stock Financing Facility)МВФ может предоставлять финансовую помощь для восстановления запасов сырья.

Срочная помощь (Emergy Assistance) предоставляется путем закупки товаров стран, платежный баланс которых испытывает значительные трудности в результате стихийных бедствий.

Фонд структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и Расширенный фонд структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment Facility) предоставляет возможность оказывать помощь для проведения структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для реализации среднесрочных макроэкономических программ.







Глава 1. Общая характеристика МВФ.

1.1. Необходимость создания. Функции Фонда.


Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Депрессия поразила все сферы хозяйственной жизни. Разорились тысячи банков, цены на сельско­хозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли. Разрушительному воздействию подверглась не только видимая часть экономики. Не в меньшей степени пострадал и не столь видимый мир международных финансовых и денежно-кредитных рынков. Общее недо­верие к банкнотам породило спрос на золото, намного превышавший размеры национальных запасов. Ряд стран, прежде всего Великобритания, были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял стоимость валюты в золоте. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели четкого золотого содержания, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны запасали золото и деньги, которые могли быть обращены в золото, еще более сокращая объем и частоту денежных операций, что вело к потере рабочих мест и падению жизненного уровня. Более того, некоторые правительства жестко ограничили обмен национальной валюты на иностранную и даже пытались ввести бартерную торговлю (например, один локомотив обменивался за 100 тонн кофе), которая полностью исключила бы использование денег. Другие прави­тельства, пытаясь любыми способами привлечь иностранных покупателей отечественной сельскохозяйственной продукции, стремились представить такую продукцию более дешевой, продавая национальную валюту ниже ее реальной стоимости, с тем чтобы подорвать торговлю других стран, предлагающих аналогичную продукцию. Данная практика, известная как конкурентная девальвация, лишь порождала ответные меры в виде подобной же девальвации валюты торговыми соперниками. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соот­ношение между стоимостью валют. Это вызвало спад мировой эконо­мики. В период с 1929 по 1932 годы цены на товары во всем мире упали на 48 процентов, а объем мировой торговли сократился на 63 %[1].

Созванные в 30-е годы несколько международных конференций для рассмотрения мировых валютных проблем не увенчались успехом. Частичные и временные решения были, очевидно, недостаточны. Требо­валось добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масшта­бах, для создания новой валютной системы и международного учрежде­ния для контроля за ней.

Создание МВФ отвечало потребности учредить новый валютный поря­док, способный устоять в трудных условиях послевоенного периода восстановления и в дальнейшем обеспечить развитие международных обменов. Данная система должна реагировать на существующие условия и способствовать неограниченному обмену валют, четкому определению единой стоимости каждой валюты и устранению ограничений и такой практики, как, например, конкурентная девальва­ция, приведших почти к полной остановке инвестиций и торговли в 30-е годы. В 1943 году в Великобритании была опубликована Белая книга, названная "планом Кейнса" по имени ее основного автора.[2] Его предложения исходили из двух ана­литических посылок: опасность увековечивания системы двусторонних соглашений, которые сдерживают развитие международной торговли, и тенденция к дефляции, которую Д. Кейнс считал внутренне присущей золотому стандарту. Эта последняя взвалила бы на плечи стран, испытывающих дефицит, все расходы по возвращению к равновесию, тогда как государства, имевшие излишки, получили бы полное право искусственно препятствовать экономическому росту, обычно сопровождающему рост положительного сальдо платежного ба­ланса.

Представленный просто как предмет для дискуссии план Кейнса состоял, главным образом, в том, чтобы создать механизм всеобщей компенсации долгов и требований государств и систему почти автома­тического финансирования дефицита платежных балансов. Этот план отвергли, и была принята гораздо менее амбициозная схема, предложенная американской делегацией во главе с Гарри Уайтом. Текст с некоторыми поправками был представлен на рассмотрение кон­ференции, созванной в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе, Нью-Гэмпшир, США, в июле 1944 г. с участием пред­ставителей 44 стран[3]. После многочисленных переговоров, проходивших в трудных условиях военного времени, международное сообщество согласилось с созданием системы и организации для контроля за ней. План был принят без существенных изменений. Ратификация соглашений, вызвавших резкую критику Великобритании, состоялась в 1945 году, и в 1946 году МВФ начал свои операции на следующих принципах:

 Для установления обменного курса устав МВФ вводил три прави­ла: начальное определение стоимости национальной валютной едини­цы по отношению к стоимости золота; единство обменных курсов для всех категорий сделок; стабильность обменных курсов. Это последнее правило имело два следствия: финансовые власти различных стран обязывались не допускать колебаний их валюты более чем на 1% во­круг официального паритета. Они теряли право изменять этот паритет в одностороннем порядке. Изменения паритета должны были утверждаться Советом управляющих.

­            О свободе обмена. Задача состояла в том, чтобы достичь конвер­тируемости валют, однако устав предусматривал два ряда ограничений: одни, по характеру временные, разрешали с учетом состояния валют­ной системы ограничительную и дискриминационную практику в пере­ходный период; другие — долгосрочного характера — могли применять­ся даже теми странами, которые перешли к конвертируемости. В дейст­вительности выгоды от конвертируемости касались только авуаров нерезидентов, созданных после возврата к конвертируемости (что исключало капиталы, накопленные во время войны поставщиками вою­ющим странам) и происходящих от текущих сделок (что исключало доходы, получаемые от движения капиталов)[4].

Для полноты картины следует отметить, что с первых дней существования МВФ стра­дал от трех изъянов:

Во-первых, это строго монетарный характер производимого им анализа условий возвращения к свободному обмену. Считалось, что страна от­вечает условиям конвертируемости, если нерезиденты имеют в ней право свободного обмена своих авуаров на любую иную валюту. Вза­мен страна могла по своему усмотрению продолжать контингентировать импорт любого происхождения и даже так или иначе подвергать откры­той дискриминации некоторые страны-поставщики. Во-вторых, это то, что в отличие от клиринга, предложенного Кейнсом (1 Европейским платежным союзом, МВФ не компенсирует долги и займы, возникающие на основе двусторонних обменов. Более того, устав предусматривал, что полученные у него займы в валюте должны воз­мещаться в конвертируемой валюте (т. е. в то время только в долла­рах) или в золоте. Его должники не имели возможности вернуть заня­тые деньги долговыми требованиями, которые могли у них оказаться в результате двусторонних сделок с государствами с неконвертируемой валютой.

И в-третьих, для стран с положительным сальдо платежного баланса их обязательства перед МВФ, то есть суммы в национальной валюте, предо­ставленные в его распоряжение для финансирования займов, были ог­раничены размером их квоты. Полная сумма квот составляла вначале 8,5 млрд. расчетных долларовых единиц, но запас в долларах и в золо­те, которым действительно располагал Фонд и который только и был его единственным подлинным ресурсом, не превышал 3,7 млрд. долла­ров. Восстановление мировой экономики не могло не привести к де­фициту ее торгового баланса с США (в 1947 г. - 12 млрд. долл.), который, как оказалось, значительно превысил финансовые возможности Фонда. Соответствующие потребности были, в основном, удовлетворены вне процедур МВФ в форме прямой помощи США (план Маршалла)[5].


История МВФ независимо от того, рассматриваем ли мы его в ка­честве гаранта валютного порядка или в качестве кредитора, имела не­сколько противоречивых этапов.

Принимая к сведению, но не ставя под вопрос официальные па­ритеты, о которых информировали его государства-члены, Фонд пытал­ся развернуть свою деятельность по двум направлениям - стабилиза­ция обменных курсов и борьба против дискриминационных и ограничи­тельных мер. Поначалу инфляция, свирепствовавшая после войны в Европе, сильная девальвация фунта стерлингов, проведенная англий­ским правительством в 1949 году (причем МВФ не был в состоянии вы­работать свою позицию в связи с этим), значительно осложнили его функционирование. Борьба против дискриминационной практики была затруднена статьей 14 устава, которая разрешала ее сохранение на пере­ходный период, теоретически заканчивавшийся в 1952 году; однако этот период фактически был продлен до начала 1959 года, то есть до мо­мента, когда основные европейские валюты официально стали конвер­тируемыми. С этого времени МВФ продолжил свою деятельность в поль­зу свободного обмена, побуждая государства-члены, оказавшиеся в затруднительном положении, прибегать скорее к мерам по контролю за внутренним спросом, чем к прямому ограничению импорта.

Провал системы фиксированных обменных курсов, установленных после вой­ны, потребовал изменения устава МВФ. Устойчивость дефицита платеж­ного баланса США привела к концу 60-х годов к напряженности на ва­лютных рынках, которая еще более усиливалась массовыми перемеще­ниями "горячих денег". Более глубокий, чем предыдущие, спекулятив­ный кризис 1971 года заставил американское правительство 15 августа приостановить конвертируемость доллара в золото (до этого времени она поддерживалась только по отношению к центральным банкам). В декабре, после нескольких месяцев всеобщих колебаний, в соответст­вии с Вашингтонскими соглашениями была сделана попытка восстано­вить фиксированный курс обмена ценою девальвации доллара по от­ношению к золоту, создания новой сетки паритетов между странами "десятки" и расширения до 2,25% пределов допустимых отклонений от паритета.

Шаткость такого плана была очевидна даже для его авто­ров, и в 1972 году службы МВФ начали изучение вопроса о более глу­бокой реформе. Результатом стали Ямайские соглашения в январе 1976 года, когда была сформулирована вторая поправка к уставу Фон­да, которая вступила в силу в апреле 1978 года. В этом документе уста­навливался плавающий обменный курс, который начал применяться в марте 1973 года, когда новая спекулятивная волна заставила страны-члены ЕЭС отказаться от поддержки курса их валют по отношению к доллару. Каждая страна-член отныне была вольна объявить паритет (по отношению к любой валюте, специальным правам заимствования или "корзине" валют) либо вовсе не объявлять никакого паритета. Золото устранялось из системы, оно было заменено СПЗ в качестве расчетной единицы. МВФ более не получал золота от своих членов и не использовал его для платежей. Треть золотого запаса была предна­значена для продажи: половина - на рынке, половина предложена цент­ральным банкам стран-членов по старой официальной цене: 35 долларов за унцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.