Рефераты. Бурение и оборудование скважин при подземном выщелачивании полезных ископаемых






3. Буровое оборудование для сооружения геотехнологических скважин

 

3.1. Основные факторы, определяющие выбор буровых агрегатов


Важным требованием к буровому оборудованию для сооружения геотехнологических скважин является его высокая мобильность, быстрый монтаж, демонтаж и перевозка, высокий уровень механиза­ции вспомогательных операций, а также наличие укрытий, так как сооружение скважин производится круглогодично.

Разбуриваемые горные породы по своим свойствам обладают большим разнообразием, но преобладают породы осадочного комп­лекса, что вызывает определенные требования к буровому оборудо­ванию и в первую очередь необходимость в буровых насосах с вы­сокой подачей.

Из современных буровых установок, выпускаемых промышлен­ностью, наиболее полно требованиям технологии сооружения геотех­нологических скважин отвечают буровые агрегаты УРБ-ЗАМ 1БА-15В, УРБ-ЗА2, УРБ-ЗАЗ, УБВ-600. Указанные буровые установки отвечают основным требованиям, предъявляемым к технологии бурения и оборудованию геотехнологи­ческих скважин. Самоходные установки обеспечивают возможность бурения скважин большими диаметрами. Наиболее полно требова­ниям технологии сооружения эксплуатационных скважин при ПВ отвечает буровой агрегат 1БА-15В.

Бурового оборудования, полностью удовлетворяющего требова­ниям технологии бурения геотехнологических скважин, в нашей стране не выпускается, так как не было необходимости бурения скважин таких конструкций и глубин в больших объемах. Выпуска­емые промышленностью буровые установки роторного типа во мно­гих случаях не могут обеспечить необходимые параметры режима бурения – осевую нагрузку на долото и количество промывочной жидкости, подаваемой на забой. Выпускаемые буровые установки укомплектованы насосами, обычно имеющими небольшую подачу, что не может обеспечить при бурении мягких пород эффективную очистку забоя от шлама в скважинах, имеющих значительные попе­речные размеры.

При бурении скважин установками роторного типа передача осе­вой нагрузки на долото осуществляется с помощью УБТ. В этом случае при неглубоких скважинах не пред­ставляется возможным обеспечить требуемые осевые нагрузки на долото для объемного разрушения породы на забое, в связи с чем имеются трудности в получении высоких скоростей бурения.

Применение воды способствует увели­чению механической скорости бурения и уменьшению затрат на при­готовление глинистого раствора. Но вода обладает меньшей вязко­стью, чем любая промывочная жидкость и ее применение может способствовать оседанию большого количества шлама при остановке циркуляции. Кроме того, применение воды возможно в том случае, когда обеспечивается необходимая устойчивость разбуриваемых пород, их высокая сопротивляемость размывающему действию по­тока ПЖ.

Повышению эффективности разрушения мягких пород при не­больших осевых нагрузках может способствовать применение ло­пастных гидромониторных долот.

Опыт эксплуатации буровых агрегатов УРБ-ЗАМ, 1БА-15В, УБВ-600 в различных горно-геологических условиях выявил ряд не­достатков, присущих этим агрегатам. Основными из них являются следующие: 1) недостаточный уро­вень механизации вспомогательных процессов; 2) отсутствие утеп­ляемых укрытий; 3) значительные затраты времени на монтаж, де­монтаж и перевозку агрегатов; 4) не в полной мере отвечают требо­ваниям технологии оборудования эксплуатационных скважин добыч­ными устройствами.

Отсутствие утепляемых укрытий и другие недостатки, присущие самоходным установкам с роторными вращателями, привели к тому, что для сооружения технологических скважин ПВ путем конструк­тивных изменений приспосабливаются и другие буровые агрегаты, например ЗИФ-650А, ЗИФ-650М, ЗИФ-1200А, ЗИФ-1200МР и др.

Ведутся работы по созданию специализированных буровых агре­гатов для сооружения технологических скважин ПВ.

В подземных условиях при выщелачивании в скальных блоках для бурения скважин применяются буровые агрегаты типа НКР-100М, БСК-2М-100, БСК-2М2-100, буровые каретки БК-2П с перфораторами ПК-60 и др.

 

3.2. Самоходные буровые агрегаты с роторными вращателями

Буровой агрегат 1БА-15В. Буровой агрегат состоит из трех бло­ков: бурового, насосно-силового и компрессорного.

Кинематическая схема бурового агрегата 1БА-15В приведена на рис. 3. Буровой блок агрегата монтируется на шасси автомобиля МАЗ-500А, здесь располагаются ротор с проходным отверстием 410 мм, лебедка, коробка скоростей с пневмомуфтой, буровой насос НБ-12-63-40, буровая мачта с секционными гидравлическими домкратами, генератор мощностью 12 кВт, коробка отбора мощности с гид­равлическим насосом, гидрораскрепитель, пульт управления (ПУ), аварий­ный компрессор для пневмоуправления.

Рис.34. Кинематическая схема бурового агрегата 1БА-15В:

1 – двигатель ЯМЗ-256; 2, 11, 14, 32 – пневмокамеры; 3 – коробка передач двигателя; 4, 8, 22, 27, 34, 35 – карданные валы; 5 – коробка отбора мощности; 6 – генератор; 7, 10, 25, 29 – клиноремённые передачи; 9 – буровой насос; 12 – коробка передач; 13- лебёдка; 15 – индикатор веса; 16 – талевый канат; 17 – ведущая труба; 18 – вертлюг; 19 – талевый блок; 20 – кронблок; 21 – ротор; 23 -  цепная передача; 24 – гидронасос; 26 – тахогенератор; 28 – аварийный компрессор; 30 – компрессор двигателя; 31 – двигатель Д-108 для привода компрессора; 33 – редктор угловой; 36 – компрессор К9М.


На насосно-силовом блоке расположены двигатель ЯМЗ-236 с коробкой передач, буровой насос 9МГР-61 или 9МГР-73, угловой редуктор, аккумуляторный ящик и др.

На компрессорно-силовом блоке располагаются двигатель Д-108 со сцеплением, компрессор К9М для производства откачек, угловой редуктор, ресивер и др.

Для привода средств механизации, имеющихся на буровом агре­гате, а также с целью облегчения управления механизмами буровой установки она снабжена пневмо- и гидромеханизмами.

Буровой насос и ротор включаются с пульта управления буриль­щика с помощью пневмомуфт. Фрикцион и тормоз лебедки имеют пневмоусилители, которые получают привод от компрессора авто­шасси или аварийного компрессора.

На буровом агрегате используются гидрораскрепитель для развинчивания БТ диаметром 73 мм с помощью ротора, приспособление для выноса БТ, вспомогательная катушка и др.

Для измерения осевой нагрузки на долото применяется индика­тор веса ГИВ-6-11. При бурении можно использовать свечи длиной 12 м, обсаживать скважину трубами диаметром 377 мм без снятия ротора.

Буровая установка УБВ-600. Буровая установка состоит из двух блоков –  бурового и насосного, смонтированных на трехосном авто­шасси КрАЗ-257.

Привод основных механизмов осуществляется от ходового двигателя ЯМЗ-238 через двухскоростную коробку от­бора мощности. Управление коробкой отбора мощности установлено в кабине автомобиля.

В состав бурового блока входят раздаточная коробка, угловой редуктор, двухбарабанная лебедка, вал для привода ротора, ком­прессор для привода механизмов управления, мачта с гидравличе­скими домкратами подъема, закрепленная на раме лебедки.

На насосном блоке размещены раздаточная коробка, два насоса 9МГР-61 с обвязкой, электрогенератор мощностью 30 кВт, компрес­сор КТ-7, устройства для спаривания насосного и бурового блоков. Передача вращения с блока на блок производится с помощью кар­данного вала. Суммирование мощности двух двигателей на одну трансмиссию не допускается.

Ротор с проходным отверстием 410 мм и подсвечник устанавли­ваются на рабочей площадке.

Мачта – наклонная, телескопическая. Верхняя секция выдви­гается посредством талевого блока установки. На верхнем торце нижней секции крепят полати емкостью 50 свечей из труб диаметром 114 мм. Полати при транспортировке перевозятся отдельно.

Лебедка состоит из двух барабанов – бурового и тартального, которые включаются шинно-пневматическими муфтами. Из средств механизации работ предусматриваются гидрораскре­питель, тележка для переноса труб, устройство для свинчивания долот под ротором и бурения шурфа, электрическая лебедка и комп­рессор.

Управление механизмами бурового агрегата сосредоточено на пульте управления бурового и насосного блоков.

Технические характеристики самоходных буровых агрегатов с роторными вращателями приведены в табл. 1.

Таблица 1

 

Параметры

УРБ-ЗАМ

УРБ-ЗАЗ

УРБ-ЗА2

1БА-15В

УБВ-600

 

Грузоподъемность, т:


 

     номинальная

5

6,5

6,3/12,5

12,5

32

 

     максимальная

8

13

10/20

20

50

 

Основной способ бурения

Вращательный с промывкой

 

Рекомендуемая глубина бурения, м

500

600

800

500

600

 

Диаметр труб, мм

60

60

60

73

114

 

Рекомендуемые диаметры скважин, мм:






 

     начальный

243

243

243

394

490

 

     конечный

93

93

93

194

214

 

Транспортная база

Шасси

МАЗ-500А

Шасси

МАЗ-500А

Шасси

МАЗ-500А

Шасси

МАЗ-500А

КрАЗ-257

(2 шасси)

 

Силовой привод, тип

Дизель Д-54

Дизель А-41Г

ЯМЗ-236

ЯМЗ-236/ Д-108

ЯМЗ-238

(2 двигателя)

 

Мощность, кВт

39,7

66,2

77,2

77,2/79,4

110,3х2

 

Частота  вращения,об/мин

1300

1750

1500

1500/1070

1500

 

Удельный расход топлива, г/(кВт∙ч)

150,7

132,4 – 136

122,8 – 133

132,4 – 133

122,8 – 133

 

Ресурс до капитального ремон­та, ч

5000

6000

8000

8000

8000

 

Мачта

Секционная складывающаяся

Телескопическая наклонная

 

Высота до оси кронблока, м

16

18

18

18

22,4

 

Подъем мачты

Гидродомкратом


 

Длина бурильной трубы/свечи, м

4,5/9

6/12

6/12

6/12

12

 

Механизм вращения


Ротор




 

Проходное отверстие стола, мм

250

250

250

410

410

 

Частота вращения, об/мин (прямые основные передачи)

110, 190, 314

75, 150, 285

79, 160, 300

65, 130, 245

105, 183

 

Число передач

основных / вспомогательных

4

4

4/4

4/4

2/3

 

Крутящий момент (максимальный), Н∙м

3500

7000

4500 (7000)

7000 (1000)

1700

 

Натяжение талевого каната максимальное, кН

28

35

52

52

90/30

 

Диаметр каната, мм

15,5

18

18

18

25/13

 

Емкость барабана, м

100

150

150

150

200

 

Оснастка талевой системы

1x2

2x3

1x2/2x3

2x3

3X4

 

Скорость подъёма крюка, м/с

0,54 – 1,56

0,34 – 1,32

0,4 – 1,48

0,2 – 1,39

0,18 – 1,2

 

Тип подачи

С тормоза лебедки

С тормоза лебедки и гидравлическая

С тормоза лебедки и гидравл.

(по заказу)

С тормоза гидравлическая

(по заказу)

С тормоза лебедки

 

Усилие подачи, кН:


 

     вниз

35

35

35

 

     вверх

50

50

50

 

Ход подачи, м

На длину штанги

0,6 или на длину штанги

0,6 или на длину штанги

0,6 или на длину штанги

На длину штанги

Параметры

УРБ-ЗАМ

УРБ-ЗАЗ

УРБ-ЗА2

1БА-15В

УБВ-600

 

Буровой насос

11ГрИ

НБ 12-63-40

11ГрИ

НБ 12-63-40

9МГр-61

(2 насоса)

 

Приводная мощность, кВт

35,3

50

35,3

50

125

 

Подача максимальная, л/с

7

12, 25

7

12, 25

32

 

Давление максимальное, МПа

6,3

6,3

6,3

6,3

15

 

Компрессор

Гаро

К9М

КТ-7

 

Подача, м3/мин

0,5

10

5,3

 

Давление, МПа

0,7

0,6

0,8

 

Гидравлический насос

НШ-46

(на двигателе)

НШ-10

(на двигателе)

НШ-32 или НШ-10

НШ-32 или

НШ-10

М-20

 

Электрогенератор


 

     Мощность, кВт

8

20

12

12

30

 

     Напряжение, В

380/220

380/220

380/220

380/220

380/220

 

Сварочное устрой­ство

Трансформатор ТС6-300

(по заказу)

 

Механизм развин­чивания

Ротором трубы диа­метром

60 мм

РТ-1200М

Ротором трубы диаметром 60 мм

Ротором трубы диаметром 73 мм, гидрораскрепитель

Гидрораскрепитель, электро­лебедка

 

Управление основ­ными рабочими механизмами

Механическое

Пневмагическое



 

Укрытие

Укрытие бу­рильщика и верхового рабочего

Укрытие бурильщика и верхового рабочего

Укрытие бурильщика

Укрытие блоков и верхового рабочего (по заказу)

 

Габариты основного блока в транспортном положении, м

10,7х2,8х3.5

10.86хЗх3.75

10.86хЗх3.75

10.86хЗх3.75

12,46х2,65х

х4,16х10,0х

х3,0х3,25

 

Масса основного блока, т (транспортная)

13,7

14,8

14,4

14,7

24,1

(20,9 насосный)

 

Гарантийный срок исправной рабо­ты, мес

12

12

9

12

12

 

Межремонтный пе­риод до первого капитального ремонта, ч

6400

7000

8000

8000

6000

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.