Рефераты. Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции






2005

Отклонение

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6


Товарная продукция:





1

 в действующих ценах

14325

17009

2684

118,74

2

 в сопоставимых ценах

15190

16745

1555

110,24

3

Объем реализации

13681

18124

4443

132,48


Данные таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что товарная продукция в 2005 г. выросла и в действующих, и в сопоставимых ценах. В то же время наблюдается прирост объема реализованной продукции на 32,48 %. Опережение составляет 4443 млн. руб. Остатки готовой продукции снизились на складе с начало года на 225693 тыс. руб. и составили на 01.10.2005 года 130590 тыс. руб. или 16,5 % к среднемесячному объему производства.

Непосредственное влияние на объем реализованной продукции в стоимостном выражении оказывает уровень цен, в связи, с чем необходимо отметить следующее (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2 Сравнительный анализ роста цен продукции ОАО «Дрожжевой комбинат»


п/п


Наименование продукции

Отпускная цена без НДС

Рост цен, %

Декабрь 2004г.

Сентябрь 2005г.

1

2

3

4

5

1

Дрожжи

121691

128805

105,8

2

Солод ржаной

7272

7698

105,9

3

Хлеб

27729

28810

103,9

4

Хлебобулочные изделия

37218197

39110411

105,1

5

Безалкогольные напитки

126878080

128639267

101,4

6

Слабоалкогольные напитки

62455911

65640321

105,1

7

Вина

28276526

29484138

104,3


Отпускные цены на производимую предприятием продукцию формировались в пределах установленного прогнозного индекса роста цен в месяц 0,7 %. В январе 2005 года цены не менялись, а остались на уровне декабря 2004 г.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:

-       удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;

-       удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

-       удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

-       удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т. д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль [22].

Выпускаемая предприятием продукция изготавливалась согласно требованиям соответствующих ГОСТов, ТУ и другой нормативно – технической документации.

Проанализируем структуру реализации воды питьевой, вина, безалкогольных и слабоалкогольных напитков за 2005 г. по областям. Согласно Приложению 10 в течение 2005 года наибольшее количество безалкогольных напитков было реализовано в г. Минске (46486 л, или 38,94 % от общего количества); слабоалкогольных напитков – в г. Минске (7036 л, или 35,00 % от общего количества); воды питьевой – в г. Минске (20344 шт., или 92,01 %); вино – в Минской области (49049 л, или 46,94 %). Это объясняется тем, что г. Минск представляет собой более емкий рынок нежели областные рынки, за счет того, что является столицей Республики Беларусь.

Данные Приложения 11 свидетельствуют о том, что план отгрузки дрожжей хлебопекарных прессованных по отраслям не выполнен, однако по некоторым позициям наблюдается прирост по сравнению с 2004 г.


1.12      Факторный анализ реализации продукции


Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (см. рис.3.1).


Рис. 3.1 Факторы, влияющие на объем реализованной продукции

При анализе производства и реализации продукции применяется методика отражения реализации по двум вариантам.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк.

Отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк (3.1)

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк.

Отсюда РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк + ГПк (3.2)

где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска продукции;

РП – объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк – соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец периода [22].

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми. Для изучения влияния этих факторов необходимо проанализировать баланс продукции (см. табл. 3.3).

Таблица 3.3 Анализ факторов изменения объемов реализации на ОАО «Дрожжевой комбинат» в 2005 г. (млн. руб.)


п/п

Показатели

План

Факт

Отклонение

1

2

3

4

5

1

Остаток продукции на начало года ОГПн

2500

3562

+ 1062

2

Выпуск товарной продукции ВП

16500

17009

+ 509

3

Остаток продукции на конец года ОГПк

1100

1309

– 209

4

Отгрузка продукции ОТГ

17900

19262

+ 1362

5

Остаток отгруженных товаров на начало года ОТн

1004

1304

+ 300

6

Остаток отгруженных товаров на конец года ОТк

1104

2442

+ 1338

7

Реализация продукции РП

17800

18124

+ 324


Факторный анализ отгрузки продукции проведем на основании следующей факторной модели аддитивного типа при помощи способа абсолютных разниц:

ОТГ = ОГПн + ВП – ОГПк

ΔОТГогпн = ΔОГПн = + 1062 (млн. руб.)

ΔОТГВП = ΔВП = + 509 (млн. руб.)

ΔОТГогпк = – ΔОГПк = – 209 (млн. руб.)

ΔОТГ = ΔОТГогпн + ΔОТГВП + ΔОТГогпк = 1062 + 509 – 209 = + 1362 (млн. руб.)

ΔРПОТн = ΔОТн = + 300 (млн. руб.)

ΔРПОТ = ΔОТГ = + 1362 (млн. руб.)

ΔРПОТк = – ΔОТк = – 1338 (млн. руб.)

ΔРП = 300 + 1362 – 1338 = + 324 (млн. руб.).

Таким образом, в результате проведенного факторного анализа можно отметить следующее: наибольшее влияние на изменение отгрузки продукции оказало увеличение объема выпущенной продукции на 509 млн. руб. и увеличение остатков готовой продукции на начало года на 1062 млн. руб. В то же время отрицательное влияние на увеличение отгрузки оказало увеличение остатков готовой продукции на конец года на 209 млн. руб. Отсюда общее изменение отгрузки продукции составило + 1362 млн. руб. В свою очередь на объем реализованной продукции наибольшее влияние оказало увеличение остатков отгруженной продукции на начало года на 300 млн. руб. и увеличение объема отгруженной продукции на 1362 млн. руб. Отсюда общее изменение объема реализованной продукции составило + 324 млн. руб.

Таблица 3.4 Анализ факторов изменения объёмов реализации в 2004 - 2005гг. (тыс. руб.)


п/п

Показатели

2004г.

2005г.

Отклонение

1

2

3

4

5

1

 Остаток продукции на начало года ОГПн

3015

3562

+ 547

2

 Выпуск товарной продукции ВП

15190

17009

+ 1819

3

 Остаток продукции на конец года ОГПк

2415

1309

– 1106

4

 Отгрузка продукции ОТГ

15790

19262

+ 3472

5

 Остаток отгруженных товаров на начало года ОТн

2565

1304

– 1261

6

Остаток отгруженных товаров на конец года ОТк

4674

2442

– 2232

7

Реализация продукции РП

13681

18124

+ 4443


ΔОТГогпн = ΔОГПн = +547 (млн. руб.)

ΔОТГВП = ΔВП = + 1819 (млн. руб.)

ΔОТГогпк = – ΔОГПк = + 1106 (млн. руб.)

ΔОТГ = ΔОТГогпн + ΔОТГВП + ΔОТГогпк = 547 + 1819 + 1106 = + 3472 (млн. руб.)

ΔРПОТн = ΔОТн = – 1261 (млн. руб.)

ΔРПОТ = ΔОТ = + 3472 (млн. руб.)

ΔРПОТк = – ОТк = + 2232 (млн. руб.)

ΔРП = 3472 + 2232 – 1261 = + 4443 (млн. руб.)

Таким образом, в результате проведенного факторного анализа можно отметить следующее: наибольшее влияние на изменение отгрузки продукции оказало увеличение объема выпущенной продукции на 1819 млн. руб. и увеличение остатков готовой продукции на начало года на 547 млн. руб. и на конец года на 1106 млн. руб. Отсюда общее изменение отгрузки продукции составило + 3472 млн. руб. В свою очередь на объем реализованной продукции наибольшее влияние оказало уменьшение остатков отгруженной продукции на конец года на 2232 млн. руб. и увеличение объема отгруженной продукции на 3472 млн. руб. Отсюда общее изменение объема реализованной продукции составило + 4443 млн. руб.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Таблица 3.5 Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции на ОАО «Дрожжевой комбинат» за январь 2005 г., млн. руб.


п/п


Потребитель

План поставки по договору


Фактически отгружено


Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

1

2

3

4

5

6

1

ОАО «Невель»

416

416

416

2

ООО «Полесье»

8,496

8,463

– 0,033

8,463

3

КПУП «Лепельское МСР»

3,362

3,362

3,362

4

ООО «Серебрянка»

8,088

7,495

– 0,593

7,495

5

ИП Каянович С.С.

4,366

4,012

– 0,354

4,012

6

Итого

440,312

439,332

– 0,98

439,332


Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объем:

Кд.п. = (440,312 – 0,98) / 440,312 = 0,9978, или 99,78 %.

Из таблицы 3.5 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции на сумму 980 тыс. руб., или на 0,22 %.

Таким образом, анализ выполнения договорных обязательств по покупателям дает возможность установить, перед каким именно покупателем систематически не выполнялись обязательства. Эта информация может быть использована для принятия соответствующих управленческих решений.

Таблица 3.6 Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции на ОАО «Дрожжевой комбинат»в январе – сентябре 2005 г., тыс. руб.



п/п


Отчетные периоды

Производство продукции для заключения договоров по плану

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.