|
Недопоставлено продукции по договорным обязательствам |
Выполнение договор обязательств по поставкам продукции, % |
|||||
за отчет. месяц |
за период с нач. года |
за отчет. месяц |
за период с нач. года |
за отчет. месяц |
за период с нач. года |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Январь |
770200 |
770200 |
0 |
0 |
100,00 |
100,00 |
2 |
Февраль |
778310 |
1548510 |
0 |
0 |
100,00 |
100,00 |
3 |
Март |
786500 |
2335010 |
112,34 |
112,34 |
99,986 |
99,986 |
4 |
Апрель |
792100 |
3127110 |
0 |
0 |
100,00 |
99,996 |
5 |
Май |
797410 |
3924520 |
98,54 |
210,88 |
99,988 |
99,995 |
6 |
Июнь |
799530 |
4724050 |
0 |
0 |
100,00 |
99,996 |
7 |
Июль |
801700 |
5525750 |
0 |
0 |
100,00 |
99,996 |
8 |
Август |
803210 |
6328960 |
58,62 |
269,5 |
99,993 |
99,996 |
9 |
Сентябрь |
808232 |
7137192 |
42,678 |
312,178 |
99,995 |
99,996 |
Данные таблицы 3.6 показывают, что предприятие в течение пяти месяцев выполняло договорные обязательства и не допускало недопоставки продукции. Однако в марте, мае, августе и сентябре из-за нарушений смежниками договорных условий по поставке комплектующих предприятие недовыполнило обязательства на 312,178 тыс. р., что составило 0,004 % от суммы заключенных договоров.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Аналогично, по такой же методике, осуществляется анализ выполнения договорных обязательств по наименования продукции и срокам поставок.
Анализ выполнения договорных обязательств по наименованиям продукции дает информацию о том, по каким именно видам продукции, как правило, срывались поставки. Недопоставка могла быть связана с отсутствием необходимого сырья, с недостатком оборудования нужного профиля либо с отсутствием квалифицированных рабочих.
Анализ по срокам поставок позволяет уточнить, в какие кварталы или месяцы срывались поставки продукции покупателям.
Таблица 3.7 Анализ обеспечения произведенной продукции договорами поставки товаров и фактическое их выполнение на ОАО «Дрожжевой комбинат» в первом полугодии 2005 г. по некоторым видам продукции, тыс. руб.
№
п/п
Вид продукции
Объем производ-
ства
Заклю-
чено догово-ров
Процентное соотношение заключенных договоров и объема производства договорами, %
Отгруже-но
Выполне-ние договоров%
1
2
3
4
5
6
7
1
Дрожжи
130991,7
130839,7
99,88
130500
99,74
2
Солод ржаной
146819,7
146421,7
99,73
147000
100,39
3
Хлеб
40637,34
40348,34
99,29
40300
99,88
4
Хлебобулочные изделия
470,4
446,4
94,90
440
98,57
5
Безалкогольные напитки
72603,18
71852,18
98,97
71800
99,93
6
Слабоалкогольные напитки
3303,376
2767,376
83,77
2770
100,09
7
Вина
15041,02
14543,02
96,69
14500
99,70
Данные таблицы 3.7 свидетельствуют о том, что только по солоду ржаному и слабоалкогольным напиткам договорные обязательства были выполнены в полном объеме.
Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.
Применение компьютерных технологий позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП=ЧР ∙ ГВ. (3.3)
В отчетном периоде на анализируемом предприятии численность среднесписочная работников составила 160 человек, при этом годовая выработка равна 44607,45 тыс. руб. на 1 работающего. Путем разработки критериев премирования, зависящих от выработки работника, предприятию удастся повысить выработку до 45500 тыс. руб. на 1 работающего в год, тогда резерв роста выпуска составит:
∆ВП = ∆ГВ ∙ ЧРф = 892,55 ∙ 160 = 142808 (тыс. руб.).
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП=ОПФ ∙ ФО. (3.4)
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП=МЗ ∙ МО. (3.5)
На анализируемом предприятии материальные затраты составили 5214000 тыс. руб., при этом материалоотдача равна 1,37. Путем внедрения мероприятий по экономии сырья и более эффективном их использовании предприятию удастся повысить материалоотдачу до 1,5. Тогда резерв выпуска продукции составит:
∆ВП = ∆МО ∙ МЗ = 0,13 ∙ 5214000 = 677820 (тыс. руб.).
Таким образом, за счет более эффективного использования имеющихся в наличие ресурсов предприятию удастся увеличить объем выпуска, а, следовательно, и объем реализации, на 820628 тыс. руб. (142808 + 677820).
1.13 Анализ рентабельности ассортимента реализованной продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации.
Ассортимент – это расширенный, уточненный перечень продукции, с указанием наименования, артикула, сорта, марки и других параметров.
При формировании ассортимента и структуры продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции, а также наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. Важнейшим индикатором деловой активности предприятия и его конкурентоспособности является своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции;
- изъятие из производственной программы экономически неэффективных изделий;
- изучение жизненного цикла изделий на рынках;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Для анализа ассортимента продукции используются данные бизнес плана и формы № 1-п «Отчет по продукции».
В процессе анализа выполнения плана по ассортименту продукции изучается выполнение плана по каждому виду продукции [14].
Проанализируем динамику изменения объема реализации по ассортименту (см. рис. 3.8).
Таблица 3.8 Анализ динамики изменения объема реализации по ассортименту на ОАО «Дрожжевой комбинат»
№
п/п
Наименование изделий
2004г.
2005г.
Отклонение по
Темп роста, %
сумма
%
сумма
%
сумме
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Дрожжи
6294405
46,01
10458210
57,70
4163805
11,70
166,15
2
Солод ржаной сухой
4533867
33,14
2439423,9
13,46
-2094443
-19,68
53,80
3
Хлеб
1088643,8
7,96
435655,6
2,40
-652988
-5,55
40,02
4
Хлебобулочные изделия
330805,3
2,42
1178869,2
6,50
848063,9
4,09
356,36
5
Безалкогольные напитки
171909,1
1,26
25990,8
0,14
-145918
-1,11
15,12
6
Слабоалкоголь-ные напитки
70544,4
0,52
73021,8
0,40
2477,4
-0,11
103,51
7
Вина
1190825,4
8,70
3512828,7
19,38
2322003
10,68
294,99
8
Всего
13681000
100,00
18124000
100,00
4443000
0,00
132,48
Проанализировав данные таблицы 3.8, необходимо отметить, что в 2005 г. произошло значительное увеличение объема реализации по таким наименованиям изделий, как дрожжи, хлебобулочные изделия, слабоалкогольные напитки и вина. В то же время объем реализации солода, хлеба и безалкогольных напитков уменьшился. В связи с этим произошли изменения в структуре, а именно: увеличилась доля дрожжей, хлебобулочных изделий и вин (соответственно на 11,70; 4,09 и 10,68 %) за счет соответствующего уменьшения доли остальных наименований.
1.14 Анализ финансовых результатов от реализации продукции
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 3.2).
Рис. 3.2 Источники резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Для определения резервов роста по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема производства и реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида (см. табл. 3.9).
Таблица 3.9 Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции на ОАО «Дрожжевой комбинат»
№
п/п
Вид продукции
Резерв увеличения объема реализации, шт.
Фактическая сумма прибыли за 1 шт., руб.
Резерв увеличения суммы прибыли, руб.
1
2
3
4
5
1
Дрожжи
700
63,1
44170
2
Солод ржаной
1500
42,5
63750
3
Хлеб
20
3442,2
68844
4
Хлебобулочные изделия
15
7599,7
113995,5
5
Итого
–
–
290759,5
Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (си табл. 3.10).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.