Рефераты. Резервы и пути улучшения результатов производственной деятельности ООО "Парус"






            Целью анализа объема выпуска и реализации продукции является выявление резервов роста объема выпуска продукции, формирование ассортимента реализуемой продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, составление прогноза развития производства.

            Объем  производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерениях. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

            Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

            Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

            Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске продукции по объему, ассортименту, качеству.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

Важным показателем деятельности промышленного предприятия является качество продукции. Ее повышение  обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и качественные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

Ø      полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде и т.д.);

Ø      надежность (долговечность, безотказность в работе);

Ø      технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

Ø      эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объемах и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства.

Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

1.2.  Методика анализа результатов

производственной деятельности

            Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.

 
















Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитывать по среднегеометрической:

  ;                                                   (1.2.1)

                               

На объем производства могут влиять среднесписочная численность работников, рабочий период, средняя продолжительность рабочего дня и среднечасовая выработка на одного работника.

                               V = P р-в . ч.ч ;                                                         (1.2.2)

где V – объем производства;

P р-в – среднесписочная численность работников;

рп – рабочий период (отработанное количество дней одним работником за год);

t дн – средняя продолжительность рабочего дня;

W ч.ч. – среднечасовая выработка на одного работника, в человеко-часах.

Исходя из формулы (1.2.2), можно найти влияние каждого из факторов на объем производства.

                     V = V1 – V0:                                                                                  (1.2.3)

                         V (Рр-в) = V0 . (I р-в – 1):                                                                (1.2.4)

                         V(рп) = V0 . Iр-в . (I р-п – 1);                                                          (1.2.5)

                         V(t дн) = V0 . Iр-в . I рп . (I tдн – 1);                                                    (1.2.6)

                         V (W ч) = V0 . I р-в . I рп . I t дн . (Iwч.ч – 1);                                   (1.2.7)

             V = V (р-в) + V (рп)  +  V (tдн) + V (wч.ч).

      Оценка плана по ассортименту может производиться:

а)  по способу наименьшего процента;

б) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;

в) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: а) отношение качества продукции I сорта к общему количеству; б) отношение стоимости продукции по цене I сорта.           

                                К сорт  =  ,

                  где Vi  - количество i- того товара;

                        Рi  - цена i- того товара;

                     Р Iсорта –цена продукции I сорта;

                        V общ – общее количество продукции.

Если известна средняя плановая цена, то можно найти индекс выполнения плана по качеству:

         I вып. Пл. = ,

где  I вып.пл. – индекс выполнения плана по качеству;

 = средняя фактическая цена;

    = средняя плановая цена.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используют показатель – коэффициент ритмичности.

            К рит =  ,                                                                       (1.2.8)

где ai - % выполнения плана по выпуску, но не более 100;

      n  - период времени.

Можно также вычислить коэффициент равномерности:

                        К рв = 100 – V,                                                                                (1.2.9)

где V – коэффициент вариации

                        V = ,

где  - среднеквадратическое отклонение от планового задания;

       - выпуск продукции по установленному периоду.

                                    ,  

где n – число плановых заданий,

      Хi – выпуск за каждый период.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель ритмичности.

Выручка от реализации – это показатель, характеризующий конечный результат производственной деятельности предприятия. Она определяется как произведение средней цены на количество проданных единиц:

                                   ВР = Σpq ,

где ВР - выручка от реализации,

      р – цена за единицу товара,

      q – количество этого товара.

                       ВР = ВР1 – ВР0  ,

  эту формулу можно записать по-другому:

                             ВР = Σp1q1 – Σp0q0

Относительным показателем, который отражает влияние изменения объема продажи товаров на выручку является индекс физического объема товарооборота (I q).

Существует два вида индексов физического объема товарооборота.

Первый вариант индекса физического объема построен по схеме Пааше[1], т.е. по ценам отчетного периода. Его формула имеет следующий вид:

                                                                                                                     (1.2.10)           

Второй вариант индекса физического объема построен по схеме Ласперейса[2]. Его формула имеет следующий вид:

                                                                                                                                (1.2.11)

Относительный показатель, который отражает влияние изменения цен на динамику выручки, называют индексом цен.

Индекс цен также имеет два варианта построения по схеме Пааше и по схеме Ласперейса.

                                                                                                                      (1.2.12)

                                                                                                                      (1.2.13)

                                                                                                                     (1.2.14)

                                                                                                                     (1.2.15)

Прибыль от реализации продукции в целом зависит от следующих факторов:

1. Выручка от реализации:

             ,                                               (1.2.16)

где Пр – прибыль от реализации,

      У Пр – уровень прибыли от реализации.

2. Себестоимости:

                                                                    (1.2.17)

где Z – себестоимость реализованной продукции,

      УZ – уровень себестоимости.

3. Налог на добавленную стоимость        

                                                       (1.2.18)

где Ундс – уровень НДС.

Можно рассчитать также динамику прибыли от реализации и ее абсолютное изменение:

динамика прибыли от реализации:

                                   I пр =  

абсолютное изменение:

                                   Пр = Пр1 – Пр0  .

Можно также найти влияние на прибыль от реализации следующих факторов:

                        1. Объема (V) и структуры реализованной продукции (d рп):

            Пр (V, d рп) = Пр1 – Пр0  .                                              (1.2.19)

      2. Полной себестоимости (Zn):

            Пр (Zn) = Zn1 – Zn1  .                                                                  (1.2.20)

      3. Среднереализационных цен ():

            Пр() = ВР1 – ВР0                                                                                (1.2.21)

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. Показатели, характеризующие рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов;

2.    Показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3.  Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли и прибыли от реализации.

Рентабельность продаж исчисляется путем отношения прибыли от реализации к выручке от реализации:

                        R п-ж = ,                                                                               (1.2.22)

где R п-ж – рентабельность продаж

                        R п-ж = R п-ж1 – R п-ж0

                        R п-ж (Пр) = R п-ж0 . (IПр – 1)

                        R п-ж (ВР) = R п-ж0 . IПр

Рентабельность продукции исчисляется путем отношения прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции:

                        R п-и =  ,                                                                                              (1.2.23)

uде R п-и – рентабельность продукции;

       Σ zq – себестоимость реализованной продукции.

                        R п-и = R п-и1 – R п-и0

                        R п-и(Пр) = R п-и0 . (IПр-1)

                        R п-и (Σ zq) = R п-и0 . IПр . ()

Рентабельность собственного капитала (R с.к.) исчисляется путем отношения балансовой прибыли (Пб) к сумме собственного капитала (Σ с.к.)

                        R с.к. =   .                                                                             (1.2.24)

                  R с.к. = R с.к1 – R с.к0;

            R с.к.б)= R с.к0 . (IПб –1);

            R с.к.с.к.)= R с.к0 . IПб ();

Рентабельность основного капитала (R ос.к.) определяется путем отношения прибыли от реализации к среднегодовой стоимости основного капитала (Σ ос.к.).

                        R ос.к. =   .                                                                        (1.2.25)

                  R ос.к. = R ос.к1 – Rос.к0;

            R ос.к. (Пр)= R ос.к0 . (IПр–1);

                        R ос.к.с.к.)= R ос.к0 . IПр ();

Рентабельность внеоборотных активов исчисляется путем отношения балансовой прибыли к сумме внеоборотных активов:

                        R вн.а. =   .                                                                       (1.2.26)

где R вн.а. – рентабельность внеоборотных активов;

      Σ вн.а. – сумма внеоборотных активов.

                        R вн.а. = R вн.а1 – R вн.а0;

            R вн.а.б)= R вн.а0 . (IПб–1);

                        R вн.а.вн.а.)= R вн.а0 . IПб ().

  Рентабельность оборотного капитала исчисляется путем отношения прибыли от реализации к среднегодовой стоимости оборотного капитала:

                        R об.к. =   .                                                                        (1.2.27)

где R об.к. – рентабельность оборотного капитала;

      Σ об.к. – среднегодовая стоимость оборотного капитала.

                  R об.к. = R об.к1 – R об.к0;

                  R об.к.р)= R об.к0 . (IПр–1);

                        R об.к.об.к.)= R об.к0 . IПр ().

Показатель общей рентабельности исчисляется по следующей формуле:

                        R общ. =  ,                                                            (1.2.28)

где R общ. – общая рентабельность.

2. СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ООО «ПАРУС»

И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Общая характеристика предприятия и анализ его

хозяйственной деятельности.

            Общество с ограниченной ответственностью «Парус» зарегистрировано 20.03.1996 года Постановлением главы администрации МКР, фактическое начало деятельности в июле 1996 года. Место нахождения общества: Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Промышленная, 14. Общество учреждено на неограниченный срок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.