Рефераты. Религоведение






Элементы шаманизма существуют во всех религиях: это и профессиональные служители культа и представления об особых отношениях священников с Богом, и экзальтация некоторых культовых действий.

Контрольные вопросы

□      Определите понятие «религия».

□      Как вы понимаете положение о том что религия имеет исторический характер.

□      Охарактеризуйте основные типы и формы

□      Назовите основные элементы религии и охарактеризуйте ее сущностные стороны.

□     Определите понятие «религиозная вера» и разъясните его содержание.

□     Охарактеризуйте основные функции религии.

□     Дайте общую характеристику корней религии.

□     Назовите и опишите ранние формы религии.

Тема 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Религия народов древнего Двуречья

В конце IV тыс. до н. э. шумеры образовали первые города-государства в долине Тигра и Евфрата. Во второй половине III тыс. до н.э. вторгшиеся в район Двуречья семитские племена аккадцев образовали царства Шумера и Аккада. Около 2200 г. до н. э. на эту территорию приходит вторая семитская волна, что привело к возникновению амарейской династии в Вавилоне. Через 500 лет новая семитская волна породила ассирийскую империю в Месопотамии.

Поэтому верования и мифологические системы Двуречья дошли до нас в шумерской (шумеро-аккадской) и вавилоно-ассирийской формах.

В религии Шумера главными элементами мироздания считались небо и земля («ан» — «ки»). Первопричина всего сущего — первозданный океан. Распространена вера в существование пантеона живых божеств, похожих на людей, но бессмертных и наделенных сверхъестественным могуществом, которые управляют незримо ходом мироздания в соответствии с незыблемыми законами. Каждое из этих существ называлось «дингир» и ведало определенной частью мироздания (морем, воздухом, солнцем, луной и т. д.).

Шумерский пантеон - нечто вроде собрания под председательством верховного правителя. Ниже его идут 7 богов, «вершащих судьбы», и 50 «великих богов».

Антропоморфные бог Ану (небо) и богиня Ки (земля) породили бога воздуха Энлиля - верховного бога шумеров. Также особо почитались Энки - бог воды и бог мудрости, Нинхурсаг - великая богиня-мать, Инанна - богиня войны, Нанна - бог луны. Наряду с ними признавались и другие боги, олицетворявшие силы природы и отдельные стороны практической деятельности. Главные религиозные идеи заключались в следующем: люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари и жрецы; существующие порядки и законы незыблемы. Цивилизация Междуречья экономически основывалась на земледелии, поэтому особенно был развит культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза.

С начала II тыс. до н. э. во главе пантеона богов становится покровитель Вавилона - бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилонских царей отражается в появлении тенденции к монотеизму — древние боги начинают рассматриваться как разные проявления Мардука. Шумерские боги трансформируются в семитских (например, Инанн становится Иштар и т. п.).

В эпоху ассирийского владычества религия наполняется представлениями о племенных и национальных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре, который заменяет Мардука. После крушения ассирийской империи эти представления исчезают. В религии Двуречья всегда сохранялись остатки первобытных верований, в частности, анимизм и магия, была развита мантика (гадания), важная роль отводилась астральным культам. Религия Двуречья нашла отражение в древних письменных памятниках - «Энумаэмил» и эпосе о Гильгамеше, некоторые сюжеты и идеи которых были заимствованы древними евреями (например, легенда о потопе).

Религия Двуречья характеризовалась развитым институтом жречества, которое строго регламентировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные храмы, устраивались пышные празднества в честь богов, которые изображались в виде статуй.

Религии Двуречья оказали большое влияние на другие религиозные системы, особенно на зороастризм и иудаизм. С распространением в Месопотамии христианства и ислама древние религии постепенно размывались и прекратили свое существование к XIII в. н. э.

Религия Древнего Египта

Сведения о религии Древнего Египта можно почерпнуть из «Текстов пирамид» — заупокойных царских ритуалов времен V и VI династий Древнего царства (26 - 23 вв. до н.э.), «Текстов саркофагов» (эпоха Среднего царства 21 - 18 вв. до н. э), «Книги мертвых», «Книги дыхания» и т. д., а также из трудов античных авторов: Геродота (5 в. до н. э.), Плутарха (1 -2 вв. н. э.) и др.

Начало формирования религиозной системы Древнего Египта исследователи относят к VI — IV тыс. до н. э. Система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытного и раннерабовладельческого общества была очень широкой и объемной. В каждой области (номе) существовал свой пантеон и культ богов. В процессе образования рабовладельческого государства боги местных обмин объединялись в виде триады и в различные пантеоны во главе с богом - демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (например, фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Позднее боги разделяются на общеегипетских и местных.

Огромную роль в верованиях древних египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для древнеегипетской религии, объяснялись значительной ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Река Нил, от разлива которой зависело благополучие страны, олицетворялась в образе бога Хапи, солнце - в образе бога Ра. Многие боги изображались или в виде животных, или с элементами конкретных животных: Апис, Мневис, Бата - в виде быка; Сохмет, Хатор, Исида - в виде коровы; Амон, Хнум - в виде барана; Себек - в виде крокодила; Бает - в виде кошки; Анубис -с головой шакала; Гор - с головой сокола; Тот - с головой ибиса и др. Животные определенной масти объявлялись воплощениями божества, жили в храмах и были объектами культа. Практически все при­родные явления и сферы жизни древних египтян олицетворялись с конкретными богами, в честь которых строились величественные храмы и осуществлялись пышные религиозные ритуалы, для чего существовала огромная масса жрецов, имеющих строгую иерархию.

Древние египтяне верили, что каждый человек состоит из различных частей: материального тела, духа двойника (ка), души (ба), сердца, тени, не­видимой эфирной оболочки (кху), формы и имени, которое существует на небе. Вера в то, что некоторые сущности человека продолжают жить после смерти, породила обычай мумификации, так как считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Поэтому культ мертвых был очень распространен.

С утверждением V династии Древнего царства, происходящей из г. Гелиополя - центра почитания бога Ра — он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времен правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца - фиванский Амон (Амон-Ра).

Осирис, как бог мертвых, вытесняет с конца III тыс. до н. э. древнего бога - покровителя умерших -Анубиса. Происходит процесс слияния богов. Например, Амон отождествляется с Ра, Монту, Птахом, Гором; Ра - с Атумом, Гором, Амоном, Осирисом, Птахом. В период Нового царства становится популярной гелиопальская «девятка» — эннеада (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Исида, Нефтида, Осирис, Сет), которые становятся общеегипетскими богами.

В развитой египетской мифологии выделяются три основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об умирающем и воскресающем Осирисе.

Представление о верховном Боге в Египте складывалось по образу земных владык - фараонов которые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Во II тыс. до н. э. храмы стали могучей экономической и политической силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу власти фараонов В XV в. до н. э. это привело к попыткам религиозной реформации. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и других богов культом бога солнечного диска Атона и таким образом подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти фараона было восстановлено почитание прежних богов и в XI в. до н э. фиванские жрецы на некоторое время даже захватили престол и установили теократию. С распространением христианства в начале нашей эры религия Древнего Египта окончательно исчезла, но она оказала большую роль в формировании самого христианства. Египетский миф об умершем и воскресшем Осирисе и его матери Исиде оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа и Девы Марии.


Религия Древней Греции

Религиозные представления древних греков прошли через ряд исторических этапов развития: древнейший (дофессалийский), классический (фессалийский), эллинистический. Основные источники - «Илиада», «Одиссея» Гомера, классическая греческая лирика и драма, труды греческих и римских историков и мастеров.

Для религии древних греков было характерным развитие на всех этапах элементов ранних форм религии: фетишизма (почитание камней, деревьев, особенно дуба), тотемизма (в Фивах - почитание ласки, в Фессалии — муравьев, в Дельфах — волка и т. д.); анимизма (вера в души, духов, демонов); широкое почитание душ погибших (из этого возник культ героев), а также культа предков.

Древние греки поклонялись богам везде - в горах, в рощах, в гротах, возле источников - всюду, где, считалось, были боги. Там устанавливались жертвенники, а затем строились храмы. В Греции не было специального духовенства. Вне храмов жрец был человеком светским. Для свяшеннослужения он нигде не обучался. Главным актом религиозных обрядов было жертвоприношение, преимущественно животных. К богослужению принадлежали также процессии, танцы, игры и другие народные развлечения.

Древние греки верили, что после смерти души героев и праведников попадают в загробный мир на Елисейские поля (Элизиум), где живут в блаженстве, а души грешников - в Тартар (подземный мир), в котором вечный мрак и страдание.

Наибольшим проявлением приязни богов греки считали ясновидение и пророчество. Вещуны и вещуньи - люди, имеющие особые дарования, разъясняли разнообразные приметы — полет птиц, удары грома, неведомый голос, неожиданную встречу, краски, размещение внутренностей у животных, — видя в этом волю богов. Иногда бог говорил устами своих жрецов, и тогда в храме появлялся оракул

Во П-ом тыс. до н. э. мелкие местные боги оттесняются, и оформляется пантеон богов О греческих богах известно из древнегреческой мифологии-одной из наиболее известных. Согласно представлениям древних греков вначале был Хаос Из него произошли два могучих божества - Уран(Небо) и Гея (Земля). Они породили поколения титанов циклопов и богов. Вместе с богами родился мир, которым правил Кронос (свергнувший Урана) со своей женой Реей. Кроноса низлагает Зевс, который после воины с гигантами воцарился на горе Олимп и стал верховным богом. Олимпийская семья богов управляет миром, знания и могущество их огромны, но не беспредельны. Их деятельность ограничивает Мойра(Судьба), а также каждый

Кроме Зевса, наиболее популярными были: Гера покровительница брака и семьи, Деметра - богиня земледелия; Посейдон - бог морской стихии; Аид бог подземного мира; Афина - богиня мудрости Афродита - богиня красоты и любви; Аполлон бог искусств; Арес - бог войны; Гермес - бог предпринимательства; Гефест - покровитель ремесел др.

Иерархия богов отражала иерархию зарождающегося классового общества. В Древней Греции существовали также тайные религиозные общества и культы, членами которых могли б свящённые. Это, прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса

С точки зрения древних греков, победа олимпийских богов никогда не была полной. Греки всегда верили в злую силу мертвых и не позволяли уничтожать своих древних каменных и деревянных идолов. В Древней Греции существовало как бы две религии: официальная - ее проповедовало государство, литература, искусство, основанное на гомеровских традициях, и догомеровские народные верования. Существовала и религиозная автономия как характерная черта древнегреческой религии: каждая община имела своих богов-покровителей.

На базе древнегреческой религии развивались различные религиозно-философские идеи и системы. Например, орфическая религия - своеобразный мистический монотеизм. Для орфиков боги были только внешними формами единого божественного существа.

В целом религия Древней Греции оказала огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры.


Религия Древнего Рима

Религиозные верования древних римлян возникают в начале I тыс. до н. э. и вырастают из римских племенных политеистических культов, которые испытали на себе влияние религии этрусков. Для древнеримской религии характерна вера в духов - покровителей природы, сельского труда. К ранним богам относятся Сильван, Фавн, Сатурн (первоначально - бог посевов). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников). В патриархальной общине почитали богов и духов домашнего очага (Пана, Весту, Пенатов). В древнеримской религии сохраняются элементы фетишизма (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ животных, например, волка). Мифотворчество древних римлян испытало сильное влияние мифологии древних народов, особенно греков. С образованием классов и государства оформляется пантеон римских богов, которые становятся общегосудаственными и которым строятся храмы.

Главные боги древних римлян: Янус - дух-хранитель дверей и ворот, бог всякого начала, ему посвящено утро, начало месяца января, он первый бог; Юпитер - главный бог (бог света, повелитель всех небесных явлений, само небо); Минерва — покровительница всех искусств и ремесел; Юнона - жена Юпитера, царица богов; Марс - бог войны; Венера - богиня весны, цветов и всего привлекательного в природе; Сатурн - бог урожая; Меркурий — бог торгового обмана. Особо почитались Юпитер, Юнона и Минерва, которым был посвящен храм на Капитолии в центре Рима (отсюда и название - капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворяющим могущество Рима, был признан Юпитер.

Древние римляне верили, что человеческая жизнь во всех, даже малейших, проявлениях находится под властью и опекой богов. Поэтому наряду с главными богами почитали множество меньших богов, духов, которые заведовали отдельными жизненными или хозяйственными делами (Ватикан, Кунина, Рунина, Куба, Вермин и т. д.).

Характерной чертой древнеримской религии было наличие персонификации или воплощений моральных понятий, человеческих чувств (Физес Верность, Конкордия - Согласие, Пакс - Мир Спес - Надежда, Ювенус - Молодость) и т д

Древнеримская религия имела очень разветвленную магию. Перед каждым важным делом римляне вначале узнавали про волю богов, которая проявлялась в различных знамениях, что наблюдали и разъясняли специальные жрецы-авгуры Большое развитие имели анимизм, и культ предков Духов предков называли манами - чистыми и добрыми духами. Близки к духам предков были личные духи гении, которые воплощали жизненную силу мужчин и юноны, которые были ангелами-хранительницами женщин. К духам-покровителям принадлежали лары, охраняющие поле и дом крестьянина, а также пенаты, заведовавшие кладовой Государство рассматривалось римлянами как большая семья, поэтому были и государственные пенаты, которых почитали в одном храме с Вестой (воплощением семейного очага).

Широкий веротерпимый политеизм римлян легко вбирал в себя чужие религиозные верования и представления, так что в период империи римская религия походила на сборище богов со всех концов света. Из Малой Азии проник культ матери богов - Кибелы, со 2 в. н. э. стал популярен культ иранского бога солнца Митры. Больше всего ощущалось греческое влияние, выражавшееся в культах Аполлона, Асклепия (Эскулапа), Геракла (Геркулеса) Артемиды и т. д.

В период Римской империи возникают культ цезарей обожествление личности императора.

В Древнем Риме не возникло жреческой касты и храмового хозяйства, что не создало и развитого вероучения, а веротерпимость римлян привела к тому, что государство не занималось религиозным воспитанием граждан. Это позволило христианству одержать полную победу в Риме.

Контрольные, вопросы

□      Назовите основные причины возникновения религий в Древнем мире.

□      Охарактеризуйте верования и культы в Древнем Египте.

□      Укажите основные черты религии в Древней Мессопотамии.

□      Что представляет собой религия Древней Греции.

□      Каковы особенности религии Древнего Рима.

Тема 4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

Иудаизм


Иудаизм является одной из древнейших национальных религий, он распространен главным образом среди еврейского населения. Впоследствии на его основе было основано христианство Иудаизм возникает в конце II тыс. до н. э. среди кочевых семитских племен, осевших в Палестине и впитавших в себя религиозные традиции религий Ближнего Востока. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иудеев, которое в конце XI века до н. э. стало господствующим среди еврейских племен. История его развития связана с покорением иудейского рабовладельческого государства римлянами и с рассеянием (диаспорой) приверженцев иудаизма за пределами Палестины, созданием религиозных общин — синагог, которые возглавлялись раввинами-законоучителями и судьями, регулировавшими религиозную и светскую жизнь верующих. Иудаизм принимал различные ис­торические формы. Обычно выделяют библейский, раввино-талмудический и реформированный период эволюции иудаизма.

Догматика и культ в иудаизме разработаны на основе библейско-талмудических поучений. Источниками вероучения являются священные книги: Танах — Священное Писание иудеев, сформированное с начала X по конец II вв. до н. э., состоящее из 39 книг; Тора — Пятикнижие Моисея, со­ставная часть Танаха, но Толмуд одновременно и самостоятельный религиозный источник; Толмуд — по сути, сборник разъяснений к Танаху и Торе, составленный с III в. до н. э. до конца IV в. н. э., в котором содержатся законы условного и гражданского права, нравственные нормы, практические советы по вопросам личной и семейной жизни, система иудейской обрядности, состоящая из 613 предписаний (365 запретов и 248 повелений). В иудейской религии выделяют следующие направления:

1) ортодоксальное, или традиционное — сложилось в раввино-толмудический период (II в. - нач. XIX в.):

2) реформированное — возникло в начале XIX в. в связи с приспособлением евреев диаспоры к новым условиям жизни в буржуазном обществе и потребностью интегрировать в европейскую и американскую культуру, что, в свою очередь, стимулировало расхождение между ортодоксальным (основанным на абсолютном духовном авторитете Торы) и реформированным иудаизмом;

3) консервативное - сложилось во втором десятилетии XX в. как реакция на «устарелость» ортодоксального иудаизма и ассимиляторской тенденции. Консервативный иудаизм представляет собой средний вариант между ортодоксальным и реформистским, поскольку отличается либерализмом в теологии и традиционностью в практике;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.