Рефераты. Рентабельность:методы расчета и система оценки на предприятии






Определить рентабельность каждого вида продукции, выпускаемой (реализуемой) на предприятие, по данным бухгалтерской отчетности невозможно. Рассмотрим условный пример определения рентабельности продукции[1]. Объем  реализации на предприятии за 1995-1996 гг. приведен в таблицах 2 - 5

Таблица 2. Калькуляция затрат на реализацию продукции за 1996г.


реализовано, шт.

цена приобретения, тыс.руб.

себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

(переменные издержки)

условно постоянные издержки[2]

совокупные издержки

Продукция 1

2560

9,25

23680,0

1686,4

25366,4

Продукция 2

32

11,35

359,3

30,0

389,3

Продукция 3

4268

11,95

50991,5

8326,8

59318,3

Продукция 4

987

24,00

23688,0

2425,0

26113,0

Продукция 5

2865

15,03

43064,8

4988,7

48053,5

Продукция 6

536

26,10

13990,9

1459,3

15450,2

Продукция 7

1169

19,50

22795,5

2492,6

25288,1

Продукция 8

425

35,00

14875,0

1810,4

16685,4

Продукция 9

6212

10,00

62115,2

5891,2

68006,4

итого



255560,3

31513,9

287074,2


Таблица 3. Расчет прибыли и рентабельности реализации продукции за 1996г.


цена реализации, тыс.руб.

выручка от реализации, тыс.руб

Удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации, %

прибыль от реализации, тыс.руб

рентабельность продукции, %

Продукция 1

10,42

26671,24

5,35%

1304,85

11,22%

Продукция 2

14,98

474,34

0,10%

85,01

24,24%

Продукция 3

46,75

199511,78

40,03%

135905,38

74,44%

Продукция 4

33,30

32867,10

6,59%

7100,96

27,93%

Продукция 5

23,60

67614,00

13,57%

20274,02

36,31%

Продукция 6

36,90

19778,40

3,97%

4536,90

29,26%

Продукция 7

28,90

33784,10

6,78%

8852,47

32,53%

Продукция 8

57,74

24537,60

4,92%

8111,12

39,38%

Продукция 9

15,00

93172,74

18,69%

25166,39

33,33%

итого


498411,30

100%

211337,09

42,40%


Таблица 4. Калькуляция затрат по реализации продукции на 1995г.


реализовано, шт.

цена приобретения, тыс.руб.

себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

(переменные издержки)

условно постоянные издержки

совокупные издержки

Продукция 1

4 664

1,9

8 721,0

870,7

9 591,7

Продукция 2

4 269

8,5

36 073,1

3 535,9

39 609,0

Продукция 3

3 587

5,2

18 580,7

2 656,4

21 237,0

Продукция 4

546

9,9

5 378,1

509,7

5 887,8

Продукция 5

987

8,5

8 340,2

789,0

9 129,1

Продукция 6

618

10,8

6 662,0

685,2

7 347,3

Продукция 7

879

6,4

5 652,0

656,4

6 308,4

Продукция 8

348

7,4

2 576,9

291,0

2 867,9

Продукция 9

1 500

5,5

8 220,0

1 005,8

9 225,8

итого



100 203,9

11 000,0

111 203,9


Таблица 5. Расчет прибыли и рентабельности реализованной продукции за 1995г.


цена реализации, тыс.руб.

выручка от реализации, тыс.руб

Удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации, %

прибыль от реализации, тыс.руб

рентабельность продукции, %

Продукция 1

2,13

9933,6

7,2%

420,9

12,2%

Продукция 2

9,45

52103,9

37,7%

11878,5

30,8%

Продукция 3

11,94

28624,3

20,7%

7762,4

35,1%

Продукция 4

10,65

6814,1

4,9%

892,9

21,1%

Продукция 5

9,12

10452,3

7,6%

1279,2

20,2%

Продукция 6

12,65

7817,7

5,7%

532,6

14,8%

Продукция 7

8,52

7489,1

5,4%

1240,3

24,5%

Продукция 8

9,54

3319,9

2,4%

478,4

22,4%

Продукция 9

7,65

11475,0

8,3%

2340,5

28,4%

итого


138029,8

100,0%

26825,9

19,4%


Как видно из приведенных данных рентабельность всей продукции, может достаточно сильно отличаться от рентабельности отдельного вида изделия. Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходим при формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, при изыскание возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска более рентабельной продукции. 

Важным показателем в процессе анализа рентабельности продукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит от двух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельности изделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двух показателей. Определить влияние на изменение рентабельности цены и себестоимости можно используя метод цепных подстановок  (формулы 5,6,7)

Таблица 6. Изменение рентабельности отдельного вида продукции от уровня цен и себестоимости.


Продукция 1

69,8%


-26,3%

44%

Продукция 2

33,0%


-19,3%

14%

Продукция 3

41,7%


-25,6%

16%

Продукция 4

62,9%


-42,5%

20%

Продукция 5

56,8%


-27,9%

29%

Продукция 6

56,0%


-41,5%

14%

Продукция 7

53,2%


-45,2%

8%

Продукция 8

64,8%


-47,8%

17%

Продукция 9

35,1%


-30,1%

5%


Из таблицы видно, что изменение рентабельности в 1996 г. произошло в основном за счет изменения цен реализации.

Анализ рентабельности продукции на предприятие необходим прежде всего для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимости продукции. Рентабельность продаж и отдельного вида продукции подвержена влиянию факторов (рисунок 1), поэтому изменяя эти факторы, предприятие может управлять рентабельностью продукции. Например, снизить себестоимость продукции предприятие может перейти на использование новых материалов, использовать новые, более экономные способы обработки и производства продукции, сократить численность рабочих, если это не нарушит технологического процесса. Кроме изменения производственных факторов, предприятие может провести работу по изысканию новых поставщиков сырья и материалов и т.д. Так как на рентабельность реализованной продукции, кроме себестоимости продукции влияют еще и цены ее реализации предприятие, в целях повышения эффективности своей деятельности, может искать дополнительные рынке сбыта, где эту продукцию можно реализовать дороже, увеличивать в структуре реализованной продукции удельный вес продукции с большим коэффициентом рентабельности и т.д.

Расчет этого показателя важен не только для внутренних пользователей предприятия, а кроме того  и для покупателей и заказчиков при приобретение продукции предприятия, для налоговых органов при определение налоговых платежей из прибыли предприятия, для инвесторов и кредиторов, которым важно знать будут ли прибыльны инвестиции или сможет ли предприятие отдать полученные кредиты.

                                                                                                                                             21.     Порог  рентабельности.

В зарубежной практике в финансовом менеджменте широко используются понятия порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.