Рефераты. Социальная политика различных экономических систем






Социальная политика различных экономических систем

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1. Предмет и объект социальной политики

1.2. Типы социальной политики

1.3. Функции социальной политики

1.4. Основные положения социальной политики в различных экономических системах

2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Состояние социальной политики Германии

2.2. Состояние социальной политики Швеции

2.3. Состояние социальной политики Японии

2.4. Состояние социальной политики Великобритании

2.5. Состояние социальной политики Республики Беларусь, перспективы развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем изучать конкретную дисциплину, обсуждать и анализировать какую-либо научную проблему, необходимо разобраться в ее сущности и содержании, теоретико-методологических аспектах сопряженных с ней категорий, явлений и процессов.

Целью настоящей курсовой работы изучение социальной политики как предмета, обзор социальной политики в различных экономических системах, состояние действующей системы социальной политики в Республике Беларусь.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический аспект понятия социальной политики, определить ее объект действия и субъектов, определить типы социальной политики;

- изучить общие положения, на основании которых построена социальная политика в различных экономических системах. В качестве изучаемых систем избраны следующие страны: Англия, Великобритания, Швеция, Япония, а также Республика Беларусь.

- изучить состояние социальной политики в вышеуказанных экономических системах, определить их достоинства и недостатки, а также состояние социальной политики в республике Беларусь и перспективы ее развития.

Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, надо разобраться с её понятийным аппаратом.

Экономический рост страны напрямую зависти от степени социальной политики. Применительно к Республике Беларусь это проявилось во всех сферах экономики. Не было необходимости доказывать переход нашей экономической системы к рынку, поскольку история XX в. убедительно продемонстрировала неэффективность жестко централизованной государственной системы хозяйствования. Вопрос в другом: неизбежно ли обеднение широких масс населения при переходе от планово-административной экономики к рыночной?

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства — бывший канцлер ФРГ Вилли Брандт писал: «...История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение большинства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы прогресс мог осуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индивидуальной свободы остаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне неравномерно в пользу этого меньшинства. …..... Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство. .…..Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...»[2, c.32].

Исторически в СССР сложилось так, что многие отрасли экономики не признавались частью реальной экономики, а результаты их деятельности не включались в национальный доход, в совокупный общественный продукт и валовой внутренний продукт. Под влиянием вульгарной трактовки производительного труда труд во многих отраслях социального обслуживания считался непроизводительным, а сами эти отрасли — не производящими, а лишь потребляющими национальный доход. Даже оценка результатов их деятельности осуществлялась в СССР по затратам на функционирование, т.е. с большим искажением и занижением. Отсюда возникло и соответствующее наименование для совокупности многих отраслей, составляющих социальное хозяйство — непроизводственная сфера, а позже — социальная сфера. В настоящее время социальная отрасль выделена как самостоятельная отрасль экономики, которая включает в себя образование, здравоохранение, культуру, жилищное и коммунальное хозяйство, санаторно-курортный и оздоровительный комплексы, физкультура и спорт, социальная работа и др.

В первой главе курсовой работы рассмотрена сущность социальной политики, ее типы, функции, какая социальная политика сложилась в развитых странах мира, таких как Великобритания, Швеция, Германия, Япония. А также приведены основные положения социальной политики республики Беларусь.

Во второй главе приведены практические данные о состоянии социальной политики в изучаемых странах, их достоинства и недостатки, дано состояние социальной политики Республики Беларусь, определены перспективы развития.

1.                СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ,

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ


1.1.         Предмет и объект социальной политики


Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) направленных на жизнеобеспечение населения.

Социальная политика — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом [2, c.9].

Объект и предмет этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу (СТС) — систему взаимосвязанных компонентов и частей среди которых [2, c.10]:

- отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т т.д.;

- рынок труда, занятость, безработица;

- социальное партнерство;

- социальная защита;

- оплата и охрана труда;

- социальное страхование;

- пенсионная система и др.

Эффективность реализации социальной политики любого уровня — государственного, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, органов власти, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.

Социальная политика и социально-трудовая сфера не носят пассивный характер. Требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников.

Эффект этого влияния намного превышает вложенные в их развитие и реализацию первоначальные затраты. Если государство и работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы, то кажется на самом деле, что обычная социальная мера, не имеющая выхода на экономическую составляющую, поскольку пенсионер не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. На самом же деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства. Аналогичная положительная взаимосвязь существует между экономической эффективностью - с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования - с другой.

В последнее время достаточно часто, особенно практики, используется понятие — социально-трудовая сфера (СТС). Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения - отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем, редко существуют в чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. Основными блоками СТС являются [2, c. 15]:

- социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

- рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

- сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

- группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда: - система социальной защиты населения, система социального партнерства, система социального страхования,  пенсионная система, охрана труда и т. д.

Главная тема социальной политики — социальное положение тех или иных частей народа и народа в целом. Социальное положение - это основная комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов (причин), которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества [2, c.21].

Параметры социального положения — конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж). Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и другие) [2, c. 22].

Субъекты социальной политики — это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие лица социальной политики, ее субъекты. Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику [2, c. 24].

Государственная социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты [2, c. 25].

Следующая содержательная характеристика социальной политики — система целей, которые ставят перед собою активные участники социальной политики (ее субъекты). Цели применительно к социальным взаимодействиям - это желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только свое сложившееся положение в обществе, но и свое реально возможное изменившееся к лучшему положение.

Основные сферы осуществления социальной политики - комплекс отраслей социального хозяйства и социально-трудовая сфера. Социальное хозяйство — это комплекс отраслей народного (национального) хозяйства страны, сектор реальной экономики, производящий вещные блага и услуги, предназначенные для жизнеобеспечения населения как народа с собственной культурой трудовой, семейно-бытовой и досуговой жизнедеятельности, с привычным (и прутом структурно дифференцированным) уровнем и образом жизни, идеалами, психологией и ценностями [2, c. 34].

К социальному хозяйству относятся просвещение, образование, культура, здравоохранение, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, санаторно-курортный комплекс, оздоровительный и туристический комплекс (без экспортной части), физкультура и спорт (без профессионального спорта), социальная работа и др.


1.2.         Типы социальной политики


Типы состояний общества как целостной системы лежат в основе типизации социальной политики в крупном плане и позволяют выделить следующие её типы [2, c.27]:

1) социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формациях);

2) социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в революционных ситуациях);

3) социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций (перманентных кризисах общественной системы);

4) социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е. социальная политика переходного периода.

Общественные формации - это такие состояния (полосы) общественного развития, когда социальная и хозяйственная структуры воспроизводятся на своей собственной, социально устойчивой основе и сохраняют свою качественную определённость. Это периоды относительно «плавного» развития.

Особенностями социальной политики в социально устойчивых обществах являются:

- стабильный (установившийся и ставший привычным для большинства населения) порядок взаимоотношений важнейших социальных групп (и классов);

- образование значительных слоев более или менее удовлетворённых своим общественным положением (часто их называют «средним классом»);

- сбалансированность общеклассовых интересов господствующего класса и интересов его отдельных частей (подчинение интересов частей общеклассовым интересам);

- налаживание и поддержание системы мирного социального сосуществования господствующих и подчиненных классов;

- ослабление чувства социальной несправедливости, снижение уровня массовой распространенности этого чувства в обществе, снижение влияния протестных, реформистских и особенно революционных идеологий, ослабление и упадок рабочего движения, социальных движений, протестных и освободительных движений.

Кризис общественной системы (системный кризис) - это такое состояние общества, когда становится необходимым исторический выбор нового варианта будущего и, как правило, нового общественного устройства (нового типа власти). Развиваться по-старому, по-привычному далее невозможно, потому что имеющиеся власти неспособны поставить новые реалистические цели и наладить эффективные общественные действия для их достижения, а «низы» не желают далее мириться со сложившимися формам жизни. Несоответствие социальных форм жизни новому уровню потребностей и возможностей не просто ощущается, но требует своего преодоления [2, c.28].

Особенности социальной политики в обстановке системного кризиса являются:

- активизация общественного сознания во многих социальных группах, обозначение реального многообразия мнений и социально-психологических типов, идеологического многообразия;

- нарастание критического отношения к сложившимся социальным порядкам, отчуждённости по отношению к ним;

- выявление коренных противоречий существующего общественного устройства, осознание, с одной стороны, необходимости их преодоления, а, с другой, — неспособности существующего государства справиться с этой исторической задачей;

- формулирование социально-групповых интересов и требований, формирование (или обновление, привязка к злободневным историческим задачам) социально-групповых идеологий, формирование социально-групповых субъектов-представителей (организаций, движений, партий, политических союзов и коалиций и т.п.);

- выдвижение политических и социальных программ, конкретных требований по поводу коренного улучшения социально-экономического положения классов и многочисленных социальных слоев, т.е. по существу требования значительных политических и социальных реформ.

Преодоление системного кризиса всегда происходит в форме революции, суть которой — смена типа власти и коренная перемена общественного устройства. Революция по-разному вызревает в деформированных обществах и в общественный формациях, но если она началась и состоялась, то её принципиальные задачи более или менее сходны. Эти задачи сводятся к необходимости проведения системы революционных реформ, охватывающих все важнейшие сферы жизни общества и налаживающих качественно новое жизнеспособное общественное устройство в каждой их этих сфер.

Переходным периодом называется исторический период, и течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой устойчивой социальной системе. Система революционных реформ в социальной сфере в обеспечении основных условий жизнедеятельности населения в целом и его важнейших социальных групп является сутью социальной политики переходного периода. Социальная политика переходного периода — это социальная политика, соответствующая переходным состояниям общества. Главная её особенность в том, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов коренного обновления как общества, так и государства [2, 31].

Социальная политика переходного периода отражает обострение борьбы за перемены во всех ключевых условиях формирования социального положения. Обострена борьба за степень эксплуатации, за доступ к политической власти, за передел собственности, за сохранение или понижение уровня жизни и уровня социальной защищенности, за условия труда. Исход этой борьбы определяется соотношением политической силы и политической организованности разных общественных групп (классов). Тип и направления действий государства настолько существенны при решении основных социальных вопросов, что борьба за государственную власть становится центральным пунктом влияния на социальную политику.


1.3.         Функции социальной политики

Обозначим основной круг функций социальной политики.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.