Рефераты. Социальная политика различных экономических систем






Первая из основных её функций — обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

Все ныне существующие общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации).

Вторая из основных функций социальной политики — обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса, В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.

Третья основная функция социальной политики — обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

Четвёртая основная функция социальной политики — налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп, инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки.

Пятая основная функция социальной политики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Шестая основная функция социальной политики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.


1.4. Основные положения социальной политики

в различных экономических системах


1.4.1. Германия

Социальная политика заложена в самой финансовой системе Германии, поскольку финансовая система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политике социальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.

Так, в Германии существуют специальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму [6, c. 71].

Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным ведомством занятости осуществляются страховые выплаты и выплаты по безработице. Безработные в Германии получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%.

Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет государственного бюджета.

Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется «системой трех уровней». Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом [4, c.71].

1.4.2. Швеция

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния [5, c.132].

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция всегда сохраняла исключительно низкую безработицу: в послевоенный период, в середине 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых стран мира, в настоящее время.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь [11, c .48].

Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.

Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, налогов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной плат. Распределение средств ведется через Конторы Социального Страхования.


1.4.3. Япония

Японская социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году [7, c. 163]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся [16, c. 57].


1.4.4. Великобритания

Социальная политика Великобритании характеризуется политической направленностью страны. В зависимости от того, какая из политических партий руководит в правительстве, определяются и приоритеты экономического и социального развития страны.

Так, с приходом к власти правительства М.Тэтчер, в Великобритании значительно ухудшилось экономическое и социальное положение. Оказались деградированными все прежние варианты государственного регулирования, основанные на кейнсианской теории, а Британские острова превратились в своего рода полигон для испытаний идейно-политических установок правых консерваторов. За время пребывания консерваторов у власти (80-е-90-е годы) значительной эрозии подверглись многие традиционные ценности и институты. Существенного изменения претерпела и модель социально-экономического развития. Государство приступило к реформированию отношений собственности, ее «распылению», к преобразованию системы социальных услуг – внедрению рыночных начал и конкуренции в «государстве благосостояния», созданию «смешанной» государственно-частной системы здравоохранения, страхования, пенсионного обеспечения, распространению принципа свободы выбора в школьном образовании. Однако с приходом к власти лейбористской партии во главе с Т.Блэром социальная политика претерпевает небольшие изменения: сочетаются социальные ценности старого лейборизма с развитием рыночной экономики [19, c. 98].

По мнению правительства Т.Блэра, «старый лейборизм» провозглашал своей целью обеспечение равенства доходов, «новый» - равенство возможностей: все больше британцев должны вливаться в средний класс. Суть социальной реформы состоит в том, чтобы все меньше государственных средств шло на социальное вспомоществование и все больше на образование, профессиональное обучение, особенно молодежи, создание новых рабочих мест [20, c. 101].


1.4.5. Республика Беларусь

Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь как на 2001-2005годы, так и на 2006-2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышение конкурентоспособности экономики, создания государства удобного для людей.

Основные направления социально-экономического развития страны пересматриваются каждую пятилетку. Так, например на 2006-2010 годы на всебелорусском народном собрании разработан проект Программы социально-экономического развития страны. Социальная политика в Республике Беларусь построена на следующих принципах: эффективная политика в области оплаты труда; эффективная политика в области занятости; социальная защита и поддержка бедных слоев населения, эффективная молодежная политика, доступность здравоохранения, бесплатное базовое образование и доступность в дальнейшем образовании и т.д. [15, c. 1].

Политика в области оплаты труда формируется с учетом того, что заработная плата является важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства. С учетом этого, создана Единая тарифная сетка, которая регулирует ставки первого разряда для различных профессий и должностей. Причем минимальный уровень ставки первого разряда устанавливается государством.

Основные задачи в области политики занятости являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности использования трудовых ресурсов. В Республике Беларусь на базе государственных центров содействия занятости создаются различные курсы для подготовки и переподготовки кадров. После таких курсов службы занятости гарантируют возможность трудоустройства. [14, c. 8].

Молодежная политика направлена на решение проблем молодежи в области образования, занятости, улучшения жилищных условий, поддержка талантливой молодежи. Так, например, в Республике Беларусь создан специальный фонд Президента, из которого выплачиваются всеразличные стипендии талантливой молодежи Республики Беларусь. Стать стипендиатом этого фонда является престижным достижением. Для улучшения жилищных условий предусмотрено льготное кредитование молодых семей в возрасте до 31 года включительно (одного из супругов). [14, c. 9].

Целью социальной защиты является повышение жизненного уровня населения, и прежде всего социально-незащищенных слоев. В Республике Беларусь для инвалидов и ветеранов действует система льгот, для семей имеющих детей разработана шкала пособий, для студентов предусмотрены стипендии различных уровней. Кроме того, по принципу адресности действует социальная помощь для граждан, проживающих за чертой бедности. [14, c. 11].

Политика в области образования предусматривает бесплатное образование средней школы и доступность послешкольного образования. Так, для студентов Республики Беларусь имеется возможность обучения как на государственной так и платной основе, имеется возможность оплачивать обучение не только за счет собственных средств и средств организаций, но также за счет кредитов. [14, c. 12].

Политика в области здравоохранения предусматривает рациональное сочетание как бесплатного медицинского обслуживания, так и спектр платных услуг населению. Помимо поликлиник, больниц и амбулаторий сельского типа в Республике Беларусь создаются специализированные медицинские центры, как например, государственный центр «Мать и дитя», центры для сохранения здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Кроме того, строятся стадионы и ледовые дворцы для поддержки здорового образа жизни населения. [14, c. 13].

В целом, социальная политика Республики Беларусь является одной из составляющих социально-экономического развития страны.


2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ : ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Состояние социальной политики Германии

Одна из целей социальной политики Германии - смягчение социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С середины 70-х годов до настоящего времени на цели социального обеспечения направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. [12, c. 42].

Эти расходы в основном представляются в виде социальной помощи нуждающимся. Действующая в Германии система социальной помощи сложилась на материальной базе, созданной «экономическим чудом» 50-70 годов. Бум процветания захлестнул тогда страну. Всего было вдоволь – рабочих мест, доходов, налоговых поступлений в бюджет, а потому возможностей для социальных пособий. Социальная помощь выплачивается управлением по социальному обеспечению («социаламт»). Сюда не входят безработные, проработавшие ранее полгода, поскольку пособия по безработице выплачивает ведомство «арбайтсамт» (управление по трудоустройству). Кроме того, социальная помощь не выдается бомжам (их в стране примерно 30 тыс.человек на 82 млн. человек населения). Не имея зарегистрированного местожительства, они не входят в сферу попечения территориальных собесов и могут рассчитывать лишь на частную и общественную благотворительность. [12, c.43].

Согласно федеральному закону, правом на социальную помощь обладают все нуждающиеся – не только трудоспособные или не успевшие выработать полугодовой страж, но и те, кто работает, но чей доход в пересчете на одного члена семьи меньше установленного прожиточного минимума. Любому, легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, «социаламт» обязан так или иначе помочь.

Структура социальной помощи такова. Прежде всего, это – ежемесячное пособие на «жизнеобеспечение». Оно должно покрывать расходы на питание, предметы гигиены, быта и личного обихода (естественно, самые дешевые). Больным, престарелым, беременным положены доплаты к пособию. Далее, каждый «социальщик» получает медицинскую страховку, которая дает право на бесплатное медобслуживание и бесплатные (за немногим исключением) лекарства. Дополняет ее страховка на случай потребности в постоянном уходе. Наконец. И это наиболее весомая статья, собес оплачивает «социальщику» съемное жилье и отопление. За электроэнергию и телефон, однако, нужно платить самому. Впрочем, абонентская плата за телефон – льготная, а от платы за радио и телевизор бедняки освобождены. Итого на содержание бездетной супружеской пары немецкое государство расходует свыше 1100 евро в месяц (вынимая их, понятно, из карманов работающих налогоплательщиков). [12, c. 44].

Независимо от того, относится ли семья к бедным и состоит ли на учете в «социаламте», на каждого ребенка в возрасте до двух лет (в некоторых землях до трех лет) мать получает по 300 евро в месяц. Плюс так называемые «детские деньги» - еще по 154 евро на каждого из первых трех детей и по 179 евро на четвертого и последующего. Эти деньги платят до 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не работает (имеется в виду, что он получает сначала среднее, а затем и высшее образование). [12, c. 44].

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.