2. Управление персоналом и инновационная деятельность в организации.
Социально-психологические аспекты инновационной деятельности
Мы живем в изменчивом мире. При этом динамика изменений
различна, зависит от географии, экономического благополучия, правовой сферы,
общественных отношений, климата и еще массы других переменных, не зависящих или
зависящих от людей. Организация также изменяется: растет или сокращается,
движется к благополучию или идет вразнос, сгибается под гнетом чиновничьего
произвола или расцветает под «зонтиком» внимания высших должностных лиц. Такая динамика
уже не укладывается в рамки микрорассмотрения. Необходим переход к комплексным
методам анализа и взаимодействия. Иногда в таких ситуациях могут помочь
привлеченные специалисты — консультанты по управлению, советники, конфликтологи
или психологи-консультанты, специалисты по психодиагностике. Все они
специалисты более высокого уровня и не всегда организация может себе позволить
такие дополнительные расходы. Тем не менее менеджер по работе с персоналом,
должен оперативно ориентироваться в такого рода проблемах и знать, что по силам
решить ему самому, а где потребуется помощь извне, и от кого[11].
2.1. Конфликтное изменение ситуации
Понятие «изменение» подразумевает, что между двумя
последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации,
человеке, рабочей группе, организации или взаимоотношениях. Также под
изменением можно понимать процесс смены одного состояния другим. Изменения в
организации могут касаться любого аспекта или фактора. К ним относятся:
1.
Основная структура. Меняется характер и уровень
деловой активности, правовая структура, собственности, источники финансирования
организации, характер международных отношений, организуются слияния,
разделения, совместные предприятия или проекты.
2.
Задачи деятельности. Меняется ассортимент продукции
и набор оказываемых услуг, появляются новые рынки, клиенты и поставщики.
3.
Применяемая технология. Меняется оборудование, материалы
и энергия, технологические и информационные процессы.
4.
Управленческие процессы и структуры. Меняется
внутреннее содержание организации, трудовых процессов, процессов принятия
решений, информационных систем.
5.
Организационная культура. Меняются ценности,
традиции, неформальные отношения, мотивы и процессы, стиль руководства.
6.
Человеческий фактор. Меняются руководство и
подчинение, уровень их компетентности, отношения, мотивация, поведение и
эффективность в работе.
7.
Эффективность работы организации. Меняются
финансовые, экономические, социальные аспекты ее деятельности, изменяется ее
деловой престиж в глазах общественности и деловых кругов.
Чем значительнее предстоящие организации изменения, тем
сильнее заявляют о себе психологические охранительные механизмы многих ее
сотрудников. Эти механизмы запускают процесс, противоположный изменению, —
сопротивление.
Одним из видов охранительных механизмов являются
стереотипы. В сознании и поведении руководителей и сотрудников сложился целый
набор стереотипов, препятствующих адекватному восприятию новшеств. Формы этих
стереотипов таковы, что могут обеспечить их носителям неуязвимость со стороны
общественного мнения. Стереотипы восприятия включают несколько вариаций.